Активизация познавательной деятельности на уроках немецкого языка.
статья по немецкому языку (5 класс) по теме

Наталья Борисовна Маслова

В работе речь идет о том, что важно учитывать учителю при подготовке к уроку.  Что лучше включить в работу, чтобы создать благоприятную атмосферу на уроке, какие взять задания, чтобы они были значимыми и интересными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация      познавательной деятельности учащихся на уроках немецкого языка

Маслова Наталья Борисовна, учитель немецкого языка

Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков

 

Российская школа, как и все современные общественные институты страны, вышла в XXI век – век бума новых технологий. В настоящее время, когда в России происходит смена образовательной парадигмы и становление новой системы образования, необходим иной уровень знаний и профессиональной компетентности. Обучение иностранным языкам есть обучение общению через общение, а учебная деятельность на уроках иностранного языка являет собой взаимодействие учителя и учащихся между собой. Важным требованием современного процесса обучения является активизация деятельности учащихся, способствующая формированию их активной жизненной позиции, самостоятельности, интереса к предмету, повышению качества знаний, навыков и умений.

Коммуникативно–ориентированное обучение иностранному языку на основе современных технологий обеспечивает условия для создания мотивации на уроке. Длительная работа в школе убедила меня в том, что успех в обучении обеспечивается не только следованием методических систем, заложенных в учебно–методических комплексах, но и творческим подходом к их реализации, позволяющим на деле сформировать у обучаемых потребность учиться, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, речевую активность, проявлять творчество и самостоятельность в решении поставленных задач.

Приступая к работе над темой, я стараюсь четко планировать, чему конкретно должны научиться учащиеся, что знать и уметь. Этому способствует перспективный тематический план, построенный с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей. Считаю необходимым основательно продумывать каждый урок, комбинирую материал разных уроков в один новый, предусматриваю индивидуальные задания различного характера (поисковые, опережающие и другие).

Важным условием успешного обучения иностранному языку является создание благоприятного психологического климата на уроке. Чтобы преодолеть у ребенка внутренний страх перед ошибками, я не обращаюсь к нему с прямыми требованиями, а предлагаю наводящие вопросы или различные опоры (речевые образцы и схемы, ключевые слова) не выговариваю за неверный, хвалю за правильный ответ, оцениваю его, слабо успевающим ученикам даю больше времени на обдумывание ответа или составления высказывания.

Стараюсь включить каждого в активную мыслительную и речевую деятельность. Вместе с детьми я радуюсь и удивляюсь новому, наблюдаю, воспринимаю, осмысливаю, анализирую, оцениваю, делаю выводы, подвожу итоги. Для меня главное – создать на уроке ситуацию успеха. Доброжелательная атмосфера на уроках – обязательное условие для творчества. Доверие, непринужденность способствует раскрепощению личности.

Основным материалом, подлежащим усвоению, является материал учебника, но также привлекаю дополнительно книги на немецком языке, сказки, газеты, журналы. Часто на уроках применяю игры, как средство развития интереса учащихся.

Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную формы работы на занятиях. Игра – эффективное средство обучения различным видам речевой деятельности ( аудирование, говорение, чтение и письмо). Среди фонетических игр можно выделить игры-загадки, игры-соревнования, ролевые, на внимательность: скороговорки. Например, «необычный телефон». На доске рисуется большой телефон. На его диске вместо цифр фиксируются различные звуки. Задача участников игры «набрать» за определенное время как можно больше слов и произнести их. Другая игра «Назови слово». Учитель по очереди бросает мяч участникам, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

При обучении лексике, я использую игры на карточках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу», «Снежный ком», игры – соревнования, викторины, конкурсы.

Игры для обучения говорению разнообразны: например «Опиши иллюстрацию». Все участники по очереди говорят одно предложение по содержанию иллюстрации, соблюдая логику повествования.

Оживляет урок и побуждает каждого к активной речемыслительной деятельности игра «Угадай-ка». В старших классах игра несколько видоизменилась, стала называться «Что? Где? Когда?». Задания к ней составляю, обращаясь к упражнениям и текстам учебника. Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способом организации и проведения их. Место игр на уроке и отводимое им время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока.

При работе с текстами применяю такую форму, как «джигсо», все ученики участвуют с интересом. Они получают разрезанные тексты, не видя оригинала, и логически выстраивают их. При этом отрабатывается техника чтения, умение слушать друг друга. Задача усложняется, если дается два разных разрезанных текста, они перепутываются и их надо логически составить. Такая работа может быть групповой и индивидуальной. Это может быть не только прозаический текст, но и стихотворение или телеграмма, где перепутаны предложения.

Применяю в работе «ложную ситуацию», раздаю картинки и предложения, а два или три предложения не соответствуют картинке, так использую тексты – загадки.

Игры для обучения аудированию представляют собой аналогию игр для обучения чтению. Разница заключается в том, что их участники воспринимают информацию на слух. «Творческий диктант» например учитель диктует рассказ, а ученики рисуют, затем делают подписи под рисунками.

Каждому из нас свойственна неистребимая тяга к новому. Применять один и тот же прием длительное время невозможно, так как от него дети устают.

Начиная уже со среднего звена, я применяю проектную технологию, которая предлагает благоприятные условия для раскрытия и проявления творчества учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется мотив говорения, возникает необходимость, что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении.

Комплексное решение практических, образовательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновение в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Применение песен на уроке способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения. С помощью песен ученикам легче усваивается грамматический материал. Использование на уроке музыки способствует эстетическому воспитанию. Благодаря музыке ученики знакомятся с культурой, ее музыкальной жизнью, творчеством знаменитых музыкантов.

Считаю, что изучение иностранного языка не должно превращаться в скучную и однообразную работу. Оно должно быть увлекательным путешествием в мир неизведанного, но чего-то интересного, где каждый может почувствовать себя первооткрывателем и раскрыть свои творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья. "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...

«Нетрадиционные формы и методы обучения и активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» К...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...

Активизация познавательной деятельности на уроках адыгейского языка и литературы.

   Внедрение ФГОС нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития. В основе Стандарта лежит системно-...

Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...