Методическая разработка "Игры на уроках немецкого языка"
методическая разработка по немецкому языку (5 класс) по теме

Касьянова Юлия Сергеевна

Игра - один из способов обучения устной речи, когда учащимся предлагаются речевые задачи, имеющие мотив и цель речевого действия. Игра помогает освоить и закрепить различные грамматические структуры, она также  позволяет снять утомляемость и напряжение от умственного труда. Особенное значение игровая деятельность имеет в младших классах, где уроки  должны быть всегда эмоциональными, познавательными, интерактивными. Элементы игры возможны при отработке различных видов деятельности: развитие техники чтения, овладение новыми грамматическими структурами, инсценирование диалогов, составление кроссвордов, письмо с "опечатками", придумывание комиксов, составление реклам, сочинение сказок и т.д. Так как время учителя  и учеников на уроке ограничено, необходимо определить приемы интенсификации, продумать технологичную цепочку  приемов и действий, которые  превратили бы совместный труд учителя и учащихся в интересный процесс поиска знаний, где игровые приемы позволяли бы учиться активно, легко, осмысленно, с увлечением.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_na_uroke_sokrashchennyy.docx10.77 КБ

Предварительный просмотр:

        Игра – один из способов обучения устной речи, когда учащимся предлагаются  речевые задачи, имеющие мотив и цель речевого действия. Четко поставленные  задачи, монотонность тренировки и обеспечивают активность каждого ребенка. Главными особенностями игровой деятельности являются интерактивность (когда задействованы все), мультисенсорность (чем больше  каналов задействовано, тем большая активность в обучении), речевая направленность, ситуативность.

        В коммуникативной ситуации можно отрабатывать любые грамматические структуры. Конкурсы, угадай-ки, загадывание предметов, вопросов, викторины,  театральные спектакли  и многое другое делают урок эмоциональным, непринужденным, познавательно  мотивированным.

        Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Внимание учащихся, особенно  в  младших классах неустойчиво. Быстрая утомляемость вызвана спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Чтобы достичь хорошей эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, а также предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. Видами релаксации могут быть различного рода движения, пение, игры, заинтересованность   новым, необычным.   При проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать на какое – то  время от умственного напряжения.

        Разрядка с использованием различного вида движения основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся.

        Игру на выполнение команд учитель может давать, заметив, что ученики устали. Действия, совершаемые при выполнении команд, могут  сопровождаться  проговариванием.  Разновидностью  команд может быть игра в «говорящее зеркало». Учитель сопровождает свои движения словами, а класс  - повторяет сказанное учителем.

        Ich  kaemme mein Haar.

        Ich  mache mein Bett.  

        Учитель может предложить детям изобразить  в рисунке то, что они от него слышат. Делая рисунки и проговаривая за учителем речевые образцы, учащиеся не только отдыхают, но и непроизвольно усваивают лексический и грамматический материал.

        Игра является одной из важных форм релаксации. Каждый возрастной период характеризуется своим типом деятельности. На начальном этапе хорошо использовать игру «Жадина». Она пытается присвоить  себе все, что видит вокруг себя. Остальные, восстанавливая справедливость, хором или индивидуально указывают на того ученика, кому принадлежит данный предмет.

        Игра «Где муха» проводиться при изучении предлогов. Подобная игра «Все, что имеет крылья, летает». Ученики делают то же самое, однако лишь в том случае, если названные предметы могут летать.  Другой тип игры, способствующий раскованности учащихся, - это игра, в основе которой лежит занимательность и хоровое повторение „Das Echo Spiel“.

        Игра в пословицы и поговорки позволяет расширить кругозор и обогатить словарный запас учащихся. Учитель может начать пословицу, а учащиеся заканчивают ее. Или дети должны быстро найти эквиваленты немецким пословицам.  С помощью ключевых слов и выражений учащиеся составляют монолог или диалог и заканчивают его соответствующей пословицей.

        При отработке спряжения глаголов следует проводить игру – пантомиму.  

        В среднем и старшем звене  широко используется ролевая игра – учебный прием, который учит учащихся говорить в заданных обстоятельствах, выступая в роли одного из участников общения, при этом оговаривается ситуация из реальной жизни. Затем партнеры разыгрывают предложенную ситуацию. Каждая группа планирует свою  работу: решает, какую лексику, грамматический материал можно употребить, как построить беседу.

        Вот примерные этапы игровой деятельности. Скажем, если тема ситуации «Экскурсия», то можно сначала  провести беседу о правилах дорожного движения с переспросом «А ты», затем специально «задуманный» опоздавший ответит на вопросы о том, как вести при подходе автобуса и в нем.

        Следующий этап – осмотр города. Можно предложить выполнить творческое задание – составить рекламу о своем городе, начертить план объектов города, где отобразить основные достопримечательности.

        Практика показала, что нестандартные формы работы наиболее действенны, так как при их применении учащиеся охотно и активно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал, и главное, умеют им практически пользоваться. При этом они изучают учебник, умеют «шагать» по нему вперед, назад, анализировать содержание упражнений и текстов, комбинировать материал, находить опоры для говорения и использовать их в своей творческой деятельности. Так как время учителя и учеников ограничено, необходимо  определить приемы интенсификации, обеспечивающие более напряженный и производительный труд в единицу времени.

        Скажем, учитель дает установку: сегодня постараемся попасть на самую отдаленную от Земли орбиту. Полет в космос – дело ответственное. Ошибок и недочетов быть не должно! Нужно хорошо подготовиться и выполнить ряд заданий. Члены комиссии высказывают свое мнение о качестве чтения  каждого космонавта и их дублеров (темп, произношение, интонация, понимание прочитанного). Весь класс – само внимание, ребята выделили    достойных для полета в космос.  Задача урока – развитие техники чтения – выполнена.

        Ощутимую помощь учащимся оказывают нестандартные установки, приемы и формы работы с грамматическими конструкциями. Задача учителя: научить учеников употреблять глаголы, выражающие предметную направленность, осуществляется с помощью схемы в виде ромашки. Работая одновременно в группах, учащиеся перелетают с лепестка на лепесток, с глагола на глагол, применяя различные игровые приемы.

        Для отработки инфинитивного оборота цели, дети объединяются в тройки («Три девицы») и обмениваются информацией о том, куда они идут и с какой целью, подбирая соответствующую мимику, интонацию и жесты своим героям. Иногда класс можно превратить в улицу, на которой ученик встречает массу знакомых. Завязываются короткие беседы. Ребята переходят от одного ученика или группы (пары)  соучеников к другой. Дети в такой ситуации не скованы.

        Достаточно быстро усваиваются прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, если школьники отправляются в путешествие в незнакомую страну, где они видят… один город -  большой, другой - больше, третий -  самый большой. Улицы в этих городах: одна – широкая, другая – шире, третья – самая широкая, площади – красивая, красивее и самая красивая. Реки в этой стране разные: длинные, длиннее, самые длинные, а деревья – маленькие, меньше и самые маленькие. В таком предъявлении дети быстро понимают суть образования степеней сравнения, легко запоминают прилагательные, подлежащие усвоению. Об этой поездке  они слушают рассказ на немецком языке. При этом их задача – наблюдать, определить суффиксы, сформулировать правило.

        Нестандартные приемы оживляют урок, помогают ученикам  осмысленно усваивать лексический и сложный грамматический материал. Можно, например, показать картину и сказать: Это слон. Но насколько эффективнее будет результат, если отправиться в зоопарк.         Эмоциональный настрой, необычность, таинственность и сказочность приобщают к работе каждого. Ходим по зоопарку, задаем вопросы служащим зоопарка, покупаем открытки с изображениями животных, стоим у клеток полюбившихся нам животных   и  рассказываем друг другу о них.

        Объясняя слабое склонение имен существительных, можно рассказать историю о том, как… такие сильные личности, как человек и мальчик, такие сильные животные, как слон, медведь, лев, а также быстроногий заяц и хитрая обезьяна договорились       изменяться  по сильному склонению. Но не смогли скрыть своей силы и ловкости… и  во всех падежах, кроме именительного, стали «притягивать» к себе окончание – en. Игра слов   сильный – слабый имеет в данном случае особый смысл и способствует их  осознанному усвоению. Впереди – тренировка в употреблении этих имен существительных.

        Один из ее вариантов – игра «Угадай – ка!» Яркий пакет с карточками, рисунками, записями. Угадай, чей это  хвост, уши, голова (родительный падеж), кому мужчина дает корм (дательный падеж), кого рисует ребенок (винительный падеж).        

Быстро усваиваются модальные глаголы, если на урок «приходят» хорошо известные своим характером и поведением мультфильмов и сказочные персонажи. Учитель предлагает задания:

  1. Ratet, wer so sagen kann
  2. Sagt, ob das stimmt
  3. Reagiert auf diese Worte
  4. Kinder, man muss hilfsbereit sein.
  5. Tscheburaschka kann so sagen.

        Учащиеся вживаются в роли выбранных ими героев и   после тренировочных упражнений самостоятельно  употребляют модальные глаголы и неопределенно- личное  местоимение man.

        В игре можно познакомить детей с новой  временной формой. Так будущее время интересно представлено  в игре «Ленивец» в ситуации, когда все вопросы  мамы  заканчивались поучением сыну.

  1.  Hast du die Hausaufgaben schon gemacht?
  2.  Nein,ich werde sie am Abend machen.

Было бы неправильно думать, что нестандартные установки, приемы и формы работы носят только развлекательный характер. Игра по-своему серьезна, так как она является средством достижения цели, содержит то новое, что подлежит усвоению или по ее завершении можно провести анализ, обобщение, выводы,   организовать практическое применение изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методический материал к уроку немецкого языка „Bedeutende Zahlen“

Учебно- методический материал к уроку немецкого языка  „Bedeutende Zahlen“...

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе школы с углубленным изучением немецкого языка по теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классешколы с углубленным изучением немецкого языкапо теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»Учитель — Партыка Мария Оле...

Электронное методическое пособие "Цикл уроков немецкого языка для 9 класса по теме "Литературная гостиная"

Привитие в подрастающем поколении интереса к литературе, воспитание детей через положительные образы великолепных литературных шедевров стало весьма актуальным в этот компьютерный век.   Эле...

Электронное методическое пособие "Цикл уроков немецкого языка для 7 класса по теме "В деревне много интересного"

   Воспитание в подрастающем поколении любви к Родине через свой предмет становится одной из главных целей для  каждого современного педагога. В целях воспитания любви к родному ...

Методические разработки уроков немецкого языка для 10 класса учителя немецкого языка

Методические разработки уроков немецкого языка для 10 класса...

Методическая разработка для урока немецкого языка по теме: "Die deutschen Märchen"

Данная технологическая карта составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартои и направлена на реализацию лингвокультурологической функции немецких сказок при обучении...