Особенности обучения чтению на иностранном языке в старших классах.
статья по немецкому языку (9 класс) по теме

Статья  посвящена  особенностям  обучения  чтению в старших  классах, т.к. чтение как  вид  речевой  деятельности  и  как форма  общения  является  самым  необходимым  для  большинства людей. Возможность  общаться  на иностранном  языке  имеют  не  все, а вот  читать художественную  литературу, газеты  и журналы  имеют  возможность  практически  все  люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_obucheniya_chteniyu_v_starshih_klassah.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности обучения  чтению в старших  классах».

Алпатова Т.С. учитель немецкого языка МБОУ лицей с. Хлевное.

 Тема моего выступления «Особенности обучения  чтению в старших  классах». Я в этом году работаю в 9х  и в  11х  классах. Из  беседы  с учащимися – выпускниками  нашей школы, которые учатся в вузах, поняла, что в институтах ждут от выпускников навыков перевода текстов различной  тематики, умения общению в связи с прочитанным текстом. Поэтому  чтению нужно уделять больше внимания в школе, готовить старшеклассников к обучению в вузах.

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как форма общения является самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют немногие, возможность читать на  иностранном языке (художественную литературу, газеты, журналы) – практически все. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.) и результат его  - извлечение информации – имеет огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает.

ВИДЫ ЧТЕНИЯ.

        По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее.

        Поисково-просмотровое – чтение с целью получения самого общего представления о содержании текста, о его теме. Используя приёмы поисково-просмотрового чтения (чтение «по диагоналям», «слалом», «по двум вертикалям», «пинг-понг», «островками»), читающий выискивает в тексте лишь интересующую его информацию.

        Это чтение быстрое, беглое, избирательное. К нему прибегают в профессиональной и бытовой сферах жизни, например, при чтении книг (чтение оглавления, предисловия, введения, заключения), газет (заголовки, подзаголовки) и т.д. Этот вид чтения предполагает довольно высокий уровень сформированности умения чтения, развитую способность к предвосхищению, высокую скорость чтения, умение обходить трудности.

        В условиях школы этот вид чтения используется как предварительная стадия ознакомительного и изучающего чтения, в целях извлечения нужной информации из коротких прагматических текстов.

        При ознакомительном чтении цель – извлечение основной информации из текста, получение общего представления о круге затрагиваемых вопросов, понимание главной идеи, некоторых основных фактов. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет читать быстро, не обращая внимания на детали сообщения, и не «зацикливаться» на незнакомых словах.

        Текст для ознакомительного чтения не должен быть трудным для учащихся в языковом отношении – он может содержать незначительное количество новых лексических единиц, не встречавшихся ранее синтаксических конструкций, но и не должен препятствовать восприятию основной информации текста. При этом не предполагается пользование словарём. Внимание должно концентрироваться лишь на знакомых словах. Этот вид чтения протекает в быстром темпе, должен давать учащимся ощущение лёгкости восприятия текста. Помощь при ознакомительном чтении оказывают навыки прогнозирования и быстрочтения.

        Цель изучающего чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Изучающее чтение – внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Предполагает пользование словарём. Количество слов не должно превышать 10 – 12 на страницу (4-6 %). Не должно быть незнакомых грамматических явлений. На начальном этапе все тексты, предназначенные для изучающего чтения, построены полностью на знакомом материале.

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.

        Практическая цель обучения чтению как опосредованной форме общения на иностранном языке предполагает развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:

        - с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение)

        - с полным пониманием содержания (изучающее чтение)

        - с извлечением необходимо значимой информации (поисково-просмотровое чтение).

        

        Содержание обучения чтению включает:

        - лингвистический компонент (языковой и речевой материал: систему графических знаков, слова, словосочетания, систему фразовых единиц, тексты разных жанров);

        - психологический компонент (формируемые навыки и умения чтения на основе овладения действиями и операциями чтения);

        - методологический компонент (стратегии чтения).

        Основные базовые умения, лежащие в основе чтения – это умения:

        - прогнозировать содержание информации по структуре и смыслу;

        - определять тему, основную мысль;

        - делить текст на смысловые куски;

        - отделять главное от второстепенного;

        - интерпретировать текст.

        Как отмечает И.Л. Бим, как и всякая деятельность, чтение структурируется из отдельных действий, имеющих свою промежуточную цель, из которой складывается способность осуществлять этот сложный вид речевой деятельности в целом. Бим приводит 3 группы действий и операций, направленных на овладение чтением:

        А. Обучение технике чтения вслух слов (словосочетаний, предложений).

        

        Б. Действия и операции, обеспечивающие овладение техникой чтения на основе связного текста.

        В. Действия и операции, направленные на распознавание текста, на извлечение содержательной информации, независимо от формы чтения.

        Основные операции - антиципация содержания текста по заголовку, догадка о значении незнакомых слов по сходству с родным языком и др.

        При обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства обучения, но и привитие интереса к чтению. Умения читать, неподкрепляемые тренировкой, распадаются быстро и все усилия по обучению чтению оказываются напрасными.

        Потребность в чтении на иностранном языке будет обеспечена тогда, когда содержание текстов будет соответствовать познавательным и эмоциональным запросам учащихся, уровню их интеллектуального развития. Тексты должны быть информативными, разнообразными по жанру и тематике, по возможности аутентичными. Например, ученики 9 класса с удовольствием читают программу телевидения в Германии, по теме «СМИ», учащиеся 11 классов предпочитают тексты с интересным сюжетом, типа: отношения молодых людей, субкультуры, жизнь великих людей и т.д.

        Проблемой является методический отбор текстов, т.к. в учебниках интересных текстов недостаточно. Особенно это касается учебника 10-11 кл под редакцией Ворониной Г.И. Поэтому постоянно приходится печатать тексты для учеников, но иногда пользуюсь текстами из ЕГЭ прошлых лет. Хорошо, что такая возможность есть для каждого учителя. Но следует признать, что ученики  не отличаются большой заинтересованностью в изучении иностранного языка, поэтому приходится тексты адаптировать и обрабатывать, чтобы повысить интерес к чтению. Вот только маленький перечень текстов для старшеклассников: «Германия», СМИ, Дрезденская картинная галерея, Третьяковская картинная галерея, Великие художники Шишкин, Айвазовский, Гете, Бель, профессия и т.д

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

КАК ВИДУ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Обучение собственно чтению, то есть чтению как виду речевой деятельности начинается на продвинутом этапе. Детям надо показать, что чтение – это общение не непосредственное, а через текст, созданный автором. Важно научить их процессу чтения, показать, что в тексте есть много того, что помогает понять текст и замысел автора. Учащиеся должны понять смысловую роль этих средств в тексте. Следует обратить внимание учащихся на 2 важных правила:

  1. Читать не значит переводить!
  2. Чтобы понять текст, не обязательно знать каждое слово!

        Для понимания текстов необходимо научить учащихся поиску опор в своём опыте и в тексте.

Схема проникновения в иноязычный текст.

        И лишь в конце может появиться словарь. Он может быть использован в исключительно сложных ситуациях.

ОБУЧЕНИЕ ИЗУЧАЮЩЕМУ ЧТЕНИЮ.

1. Работа над текстом до чтения (предтекстовый этап).

Цель этапа – создание мотива чтения и развитие умения прогнозировать, то есть предполагать, предвосхищать содержание текста, используя заголовок, подзаголовки, иллюстрации к тексту и т. п. Это стадия вызова, т.к. этот этап ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их  знаний, умений на присущем им уровне.

Задания этапа:

ПРИМЕРНЫЙ  АЛГОРИТМ  РАБОТЫ

ОБУЧАЕМЫХ  С  ЗАГЛАВИЕМ  ПЕРЕД  ЧТЕНИЕМ  ЛЮБОГО  ТЕКСТА.

  1. Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО (чаще всего оно выражается существительным).
  2. Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.
  3. Найдите слова-заменители для доминирующего слова и всего заглавия в тексте.
  4. Перефразируйте заглавие, используя слова -синонимы из текста.
  5. Найдите в тексте предложения с варьирующимся повтором доминирующего слова в заголовке.
  6. Скажите, являются ли выделенные вами ключевые слова и их заместители самыми информативными элементами в тексте.
  7. Повторно прочтите заглавие и скажите, о чем будет идти речь в данном тексте.

Овладение структурно-композиционными способностями научного

(научно-популярного) текста.

  1. Просмотрите текст. Определите его характер (описание, рассуждение, повествование).
  2. Просмотрите текст и скажите, содержит ли он, с вашей точки зрения, интересующую информацию.
  3. Прочтите начальные предложения первого и последующего абзацев. Сформулируйте вопрос, который освещается в статье.
  4. Установите, верно ли указана граница вводной части текста, если нет, то исправьте ошибки.
  5. Выберите из напечатанных на отдельных карточках текстов вводную, основную и заключительную части статьи. Составьте из них статью.
  6. Выделите в тексте вводную и основную части статьи.
  7. Установите, повторяется ли главная мысль в тексте, сколько раз, в каких структурных компонентах (заглавие, вводная или основная части) она формируется.
  8. Проверьте, правильно ли обозначена граница заключительной части текста. Если нет, то дайте свой вариант.
  9. Выберите в тексте вводную, основную и заключительную части.
  10. Найдите заключительную часть текста. Дается заголовок и вводная часть текста; основная часть разделена на определенные смысловые куски.
  11. Составьте общее представление о содержании текста по заглавию (таблице, формуле вводной и заключительной частей).
  12. Прочитайте первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
  13. Прочитайте последующий абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать этому выводу.
  14. Прочтите про себя первый абзац (введение) и попытайтесь догадаться, о чем будет идти речь в данном тексте.
  15. Просмотрите текст, ознакомьтесь с чертежом (таблицей, описываемой в тексте), составьте план основного содержания текста.
  16. Просмотрите текст и нарисуйте эскиз строящегося объекта, описанного в тексте.
  17. Ознакомьтесь с графическим изображением в тексте. Затем прочитайте текст и скажите, соответствует ли изображение содержанию.
  18. Бегло просмотрите текст. Сопоставьте предложения текста с заглавием. Установите: а) выражают ли они одну и ту же мысль; б) отражают ли они общее содержание текста.
  19. Прочтите второе предложение первого абзаца и первое предложение всех последующих абзацев. Исключите из них те, которые не выражают новую мысль.
  20. Сопоставьте макет структуры текста, обозначая абзацы светлыми прямоугольниками, а предложения, выражающие общую мысль - заштрихованными прямоугольниками меньшего размера. Обозначьте каждый заштрихованный прямоугольник в соответствии с порядковым номером ключевого предложения данного абзаца. Проверьте свой ответ по ключу.
  21. Перерисуйте на свою контрольную карточку приведенную структурно-смысловую схему и заполните ее. Проверьте свой ответ по ключу.

2. Работа с текстом во время чтения. 

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.

Стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом, используя различные мета-когнитивные методы понимания текста: чтение с карандашом в руках, метод помет, с помощью которого читающий осмысливает воспринимаемую информацию, помечая «+» (это мне известно) и «-» (этого я не знаю), метод «двойного дневника», в который выписываются факты из текста и их личностная интерпретация («Это очень интересно!»,  «Почему?», «Не согласен»).

        Упражнения на определение темы текста.

  1. Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема. Прочтите эту часть текста, назовите тему.(Предлагаются темы различных жанров).
  2. В ряду заглавий подчеркните то, которое взято из сообщения о ...
  3. Распределите заглавие по указанным темам.
  4. Скажите, выражена ли тема в заголовке (подзаголовке) текста.
  5. Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть).
  6. Установите, какая проблема обсуждается в тексте.
  7. Прочтите заглавие и скажите, о чем идет речь в тексте.
  8. Назовите вопросы, которые рассматриваются в рецензионных статьях специалистов в данном номере газеты.
  9. Перечислите темы информационных сообщений, помещенных на полосе газеты (под рубрикой ...).

Упражнения на смысловое прогнозирование содержания текста.

При составлении упражнений данной группы следует помнить, что существует две категории слов-сигналов, способствующих предвосхищению развития мысли автора: а) слова, указывающие на движение мысли автора в повествовании; б) слова, указывающие на изменение направления мысли, поворот мысли, отрицания предыдущего утверждения.

  1. Выпишите из текста слова-сигналы и установите, к какой части речи (к какой из групп) они относятся.
  2. Определите слова-сигналы из приведенных ниже, после которых следует развитие предыдущего положения.
  3. Определите слова-сигналы из приведенных ниже, после которых следует изложение нового материала.
  4. Установите, к какой сложной категории принадлежат данные слова-сигналы: а) повторение мысли; б) разъяснение мысли; в) вывод; г) изменение точки зрения.
  5. Придумайте окончание предложения после выявления слова-сигнала.
  6. Определите, после каких из данных слов-сигналов идет информация, которую можно пропустить, если целью читающего является понимание только наиболее важной информации.
  7. Определите, после каких из данных слов-сигналов может следовать главная мысль в тексте.
  8. Просмотрите выделенные в тексте  слова (слова, данные перед текстом). Предположите, о чем идет речь в тексте.
  9. Чтобы лучше понять текст, просмотрите его, подберите к субъектам, данным в левой колонке, соответствующие из предикаты из правой.
  10. Просмотрите несколько статей (корреспонденций) на тему ... и докажите, что ...

3. Работа с текстом после чтения.

Цель – достижение понимания текста на уровне смысла (основной мысли) и контроль понимания прочитанного.

Это – стадия рефлексии. Размышляя, учащиеся констатируют смысл, осознавая, каким путём они к нему пришли, анализируют его. Размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют  вычитанную информацию в виде схемы) и завершается дискуссией, коллективной беседой под руководством учителя.

Упражнения на контроль понимания прочитанного(просмотренного) текста.

  1. Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.
  2. Скажите, какая проблема вытекает из содержания текста.
  3. Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте  вашему товарищу, затем ответьте на его вопросы.
  4. Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.
  5. Выскажите мнение о прочитанном, сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты подобные описываемым в статье.
  6. Подумайте, как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию.
  7. Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в вашей будущей профессиональной деятельности.

Задания на контроль понимания прочитанного (вовлекают учащихся в активную творческую деятельность, речевую и неречевую):

- нарисуйте, начертите …

- перескажите, расскажите, спишите, докажите

- напишите, продолжите, закончите, дополните

- найдите эквиваленты, переведите

Особое значение имеют тестовые задания, позволяющие проверить одновременно всех учащихся в выборе правильного ответа на вопрос:

- завершение высказывания на основе предложенных тезисов;

- расположение по порядку;

- группировка фактов;

- перекрёстный выбор или установление соответствий;

- вычёркивание специально вставленных фрагментов;

- заполнение пробелов в тексте специально пропущенными словами и др.

ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВО-ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ.

Нужно помнить о том, что предполагается получение самого общего представления о содержательно-смысловом плане текста: понимание темы и круга рассматриваемых вопросов, общей структуры текстового материала, определения дальнейшей стратегии чтения в соответствии с интересами читающего.

Задания типа:

- по заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста;

- по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводка, программа телепередач);

- по доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст;

- выискивая взглядом ключевые слова и другие сигналы, выделить в тексте нужную, интересующую информацию;

- обобщить полученную информацию, оценить её с точки зрения актуальности и перспективности её использования.

ОБУЧЕНИЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ.

Главное – научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чём, о ком идёт речь, где, когда это происходит. Работа с текстом проходит в 3 этапа: до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий), в процессе чтения (быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал, выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответовна вопросы или решение других коммуникативных задач), после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст).

Алгоритм ознакомительного чтения:

  1. Наименование (статьи, книги)
  2. Автор
  3. Выходные сведения
  4. Проблема (тема)
  5. Фактографические данные
  6. Особенности излагаемого материала, критика
  7. Новизна  излагаемого материала и возможность его использования в практической работе.

        Постепенно объём чтения увеличивается за счёт включения текстов для домашнего чтения, материалов лингвострановедческого характера, газетного материала.

        К концу средней ступени умения учащихся в чтении должны быть настолько сформированными, что они могут читать самостоятельно, используя текст как средство опосредованного общения с его автором и героями.

        

        Для ознакомительного чтения предлагается стратегия ÜFLAZ:

        Ü – überfliegen – беглое чтение. Предлагается просмотреть заголовок (иллюстрации, подзаголовок, начало и конец текста) и по нему определить тему и общее содержание текста.

        F – Fragen – вопросы. Задать себе «Что я знаю по этой теме? Что ожидаю от текста?

        L – Lesen – чтение. Чтение с карандашом в руках, в процессе которого фиксируются «островки понимания».

        A Aufschreiben – записи, фиксация вычитанной информации в виде плана, ключевых слов, тезисов.

        Z – Zusammenfassen – обобщение, подведение итога. Краткая передача содержания текста своими словами на иностранном или родном языке или составление общей схемы вычитанного содержания.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ

НА ОСНОВЕ ТЕКСТА ДЛЯ ЧТЕНИЯ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ.

Согласно нормативным документам после окончания основной школы наиболее развитым видом речевой деятельности является чтение. Оно может стать основой для совершенствования других видов речевой деятельности, в том числе и говорения.

В старших классах усложняется тематика и проблематика общения. В условиях классно-урочной системы, при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций текст для чтения может стать, с одной стороны, стимулом для обсуждения самых разных проблем, с другой стороны, предоставить необходимый фактический и языковой материал для оформления собственного высказывания и служить образцом для него. Исходя из этих функций текста, важно изучить способы совершенствования умений говорения на его основе.

При отборе текстов нужно обращать внимание на их воспитательный, развивающий и культуроведческий потенциал, мотивационную способность, а также на проблемный характер содержания текстов, то есть может ли он являться источником дополнительной информации, образцом, стимулом для порождения собственного высказывания, помогать учащемуся наиболее полно и адекватно реализовать своё коммуникативное намерение.

Важную роль в понимании текста играют предложения: ещё до чтения текста ты знаешь о его содержании больше, чем ты думаешь.

Обрати внимание на

Затем определи

жанр текста,

его форму и

структуру.

Заголовок

Он чаще всего называет тему текста, а большинство тем

тебе уже известно

В случае сомнения контекст может помочь догадаться о незнакомом

на основе знакомого

Основная информация тесно связана с внутренней структурой текста, с развитием мысли и действия.

Важную помощь оказывают иллюстрации.

Они делают текст более

видимым.

Далее следуют слова.

Некоторые из них, возможно, выделены. О значении некоторых слов можно догадаться: однокоренные, интернациональные.

Особо важны соединительные элементы предложений:

союзы, местоимения.

Они помогают узнать, как развиваются события.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Методическая разработка. Программа учебного модуля: «Возрастные особенности юности. Психологические особенности познавательной сферы»

Методологической основой содержания программы является деятельностный подход, основанный на компетенциях. Слушатели программы должны иметь не только теоретические представления о данной возрастной кат...

Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста

Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...

Физиологические и анатомические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста, особенности адаптации к физическим нагрузкам.

Физиологические особенности организма детей дошкольного, младшего школьного возраста. Особенности ЦНС, высшей нервной деятельности, сенсорных и других систем. Особенности адаптации к физическим нагруз...

Проект: «Народный костюм, его состав, художественные особенности, социальная и возрастная особенность»

Одна из действенных инновационных систем является исследовательская деятельность. Актуальность исследовательской работы вызвана, с одной стороны, необходимостью совершенствования уже имеющихся подходо...