Проект: «Народный костюм, его состав, художественные особенности, социальная и возрастная особенность»
творческая работа учащихся по технологии (9 класс) на тему

Соколова Любовь Александровна

Одна из действенных инновационных систем является исследовательская деятельность. Актуальность исследовательской работы вызвана, с одной стороны, необходимостью совершенствования уже имеющихся подходов к организации учебного процесса, а с другой – целесообразностью разработки новых, рационально построенных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskovskiy_konkurs.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:  «Народный костюм, его состав, художественные особенности, социальная и возрастная особенность»

                                                     Выполнила: Давыдова Алина, 9 класс

                                                    Руководители: Николаева О.В.,

                                                    учитель истории

                                                    Соколова Л.А., учитель технологии

2017 год

                                                                                                           

ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам приходят другие. В современных условиях инновационной деятельностью занимаются все учебные заведения, организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня до вновь созданного общества.

   Одна из действенных инновационных систем является исследовательская деятельность. Актуальность исследовательской работы вызвана, с одной стороны, необходимостью совершенствования уже имеющихся подходов к организации учебного процесса, а с другой – целесообразностью разработки новых, рационально построенных технологий.

   Исследование является одной из форм краеведческой и этнографической работы, которая  направлена на духовно-нравственное воспитание личности, развитие творческих способностей, приобщение к истории своего края, культурным обычаям и традициям в соединении с воспитанием патриотизма, чувства ответственности за настоящее и будущее нашей Родины, потребности сохранить исторические, материальные и духовные ценности отечественной культуры.

   Но не менее важной задачей является пробуждение интереса, развитие у детей познавательной активности, творческому поиску, видя в этом непрерывную связь поколений, знать историю быта Тверского края, её культуру.

ЦЕЛЬ: Проследить, как особенности исторического развития и географического местоположения Тверской земли отразились в народном костюме.

ЗАДАЧИ:

- формировать у учащихся познавательный подход к проблемам исторического характера;

-научить исследовательскому методу работы с этнографическим материалом;

-познакомить с культурой, фольклорными традициями и бытом русского       народа;

- формировать эстетический вкус, нравственные качества и внутреннюю культуру.

       

ГИПОТЕЗА

В результате изучаемого материала обучающие должны выявить: 1.Особенности Тверского костюма.

2. Расширить круг учащихся в  изучении краеведческого материала.

ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРИРОДУ, И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ.

    Тверская область расположена в северо-западной части России. Её территория составляет 84,1 тыс.кв. км, это одна из самых больших по площади областей Европейской части страны.

    С запада на восток область протянулась более чем на 450 км, а с севера на юг – примерно на 350 км. В целом она вытянута с юго-запада на северо-

восток. Уже сами размеры обуславливают внутреннюю географию области, позволяя говорить об определенном разнообразии её природы, населения и хозяйства.

   Расположением области в средних широтах обусловлено умеренное количество солнечной радиации, поступающей на её территорию, явное преобладание в течение всего года умеренных воздушных масс. Относительно небольшая удаленность от морей Атлантического океана (всего 400-500 км) оказывает смягчающее воздействие на климат территории, на степень её увлажненности и частично - на почвенно-растительный покров.

    Область расположена в пределах древней Восточно-Европейской платформы, что отразилась в её орографии (описание различных элементов рельефа и их классификация по внешним признакам вне зависимости от происхождения), тектоническом режиме и геологических отложениях. Когда-то здесь была зона действия древних ледников, и это оказало большое влияние на формирование современного рельефа и толщи четвертичных отложений.

   Значительная часть области относиться к Волжско-Каспийскому бассейну, благодаря чему имеется возможность прямого водного сообщения со всеми его городами, и экономическими районами. После постройки Волго-Балтийского и Волго-Донского судоходных каналов зона возможных водных сообщений ещё более расширилась.

    Наконец, расположением в зоне смешанных лесов с характерными для неё почвами и уровнем распаханности территории определяются общие черты специализации сельского хозяйства и особенности сельского расселения на территории области.

    Ещё более значительное влияние на развитие области оказало в прошлом и продолжает оказывать сегодня её экономико-географическое положение (ЭГП).

   Для Тверской области рубежом  в экономическом развитии надо считать

начало  18 века, это связано со строительством новой столицы – Петербурга. До этого территория области длительное время находилось в состоянии депрессии, вызванной прекращением хозяйственных связей с Европой через Балтику и разорительным влиянием многих войн: Ливонской, несколько войн со Швецией, польско-шведской интервенцией.

    С началом строительства Петербурга ЭГП Тверских земель резко меняется. То, что ещё недавно оказывало негативное влияние на их развитие- положение между Москвой и северо-западными воинственными соседями  - становится теперь положительным фактором, т.к. территория превращается в зону жизнеобеспечения строящейся столицы. В выигрышном положении оказывается и сама Тверь, через которую пролегает тракт Москва-Петербург.

     Выгодность положения ещё более усилилось в начале 1720-х гг. постройкой Вышневолоцкой водной системы, соединившей верховья Тверцы с верховьями Мсты, текущей в озеро Ильмень. В результате образовался сквозной водный путь от Волги до Невы и Петербурга.

   Итак, всё хозяйство и в особенности промышленность Тверского края в это время имеют ярко выраженную ориентацию на Петербург. Предприятия либо обслуживают транспортные нужды, либо производят для экспорта кожу и льняное полотно, либо изготавливают для самого Петербурга сети, канаты, различные металлоизделия. Но размеры предприятий здесь невелики, крупные капиталы уходили в столицу. Туда же в основном было направлено и отходничество.

    Однако, несмотря на хозяйственный расцвет, именно в это время, было, положено начало промышленному отставанию Тверской губернии от ряда центрально европейских губерний. Способствовало этому отставанию исторически сложившейся в Тверской губернии преобладание мелкопоместного помещичьего землевладения и, соответственно, мелкой помещичьей промышленности - кожевенной, льноткацкой, винокуренной, маслосыродельной и т.п.

  Однобокость хозяйственной ориентации на Петербург очень скоро дала о себе знать. Уже в начале XIX веке в связи с дальнейшим развитием столицы возникает потребность в водном пути. С большей пропускной способностью, чем могла обеспечить Вышневолоцкая система, проходившая за пределами Тверской губернии, здесь начинается новая хозяйственная депрессия.

  Открытие движения по Николаевской железной дороге (1851 г.) окончательно лишило большую часть губернии транзитно-перевалочной функции и высвободило массу людей, вызвав значительную и очень длительную миграцию за пределы губернии.

   Реформа 1861 г. ускорила высвобождение рабочих рук из сельского хозяйства. Наличие избыточных, и, следовательно, крайне дешёвых трудовых ресурсов становится основным фактором развития  крупной промышленности, этому способствовали и большие запасы леса, служившего тогда основным топливом.

   Важно отметить, что, несмотря на свою изменчивость, ЭГП может быть и достаточно постоянным. Так, со времени пуска железной дороги Москва-Петербург кардинальных изменений ЭГП Тверской губернии уже не происходило, хотя частичное его улучшение наблюдалось с прокладкой каждой новой железнодорожной линии. Наибольшее значение имело постройка Виндаво-Рыбинской дороги, давшей восточной части губернии  прямой выход к балтийским портам и стимулировавшей этим дальнейшее развитие льноводства.

   На протяжении всех последних лет ЭГП области остаётся положительным фактором с точки зрения перспектив развития производства, сферы услуг, туристического бизнеса. В области возникают многочисленные промышленные предприятия. Благодаря развитой железнодорожной сети и положению в центре Европейской части большинство городов и поселков губернии не испытывает сложностей с доставкой сырья и вывозом своей продукции.

   Итак, особенности развития области с его плюсами и минусами определяются ресурсом совершенно особого рода – экономико-географическим положение, т.е. расположением по отношению к важнейшим хозяйственно-культурным центрам страны.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ТВЕРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

  Тверь выделилась в отдельное государство из Переяславского удела великого Владимирского княжества в конце 1240-х гг., после монголо-татарского нашествия. Тверское княжество охватывало земли  по Волги от Зубцова до Кснятина. Летописи 13-14 вв. упоминают города Тверь, Кашин, Зубцов, Старица, Клин, Холм, Микулин, Кснятин, Хорвач, Белый Городок (приложение Тверское княжество в конце XIII века).

   Тверь выросла в крупный центр Руси уже в XIII веке. В начале следующего столетия она вошла в число самых значительных городов русского Северо-Востока.

 О других городах Тверского княжества известно меньше. В 1238 г. впервые упоминается в летописи Кашин, захваченный татарами. В дальнейшем город становится северо-восточным рубежом княжества, а в середине 14 в., став центром удельного княжества, Кашин даже пытался соперничать с Тверью Большое значение имел пограничный Зубцов, известный с 1216 г.Крепость располагалась на низком левом берегу Волги, против устья р.Вазузы, и контролировала основную водную дорогу из смоленских земель в Верхнее Поволжье, к землям новгородским и ростовским. Под 1297 г. упоминается Старица. Роль административных центров играли города Микулин и Холм. Важное военное значение имели порубежные центры: Кснятин на северо-восточной границе тверских земель, его сосед Белый Городок и Вертязин на юго-западе княжества.

    При первых тверских князьях Ярославе, Святославе и Михаиле всё

княжество управлялось из единого центра- Твери. Образование уделов

произошло после смерти в 1318 г. великого князя Михаила Ярославовича. Согласно его духовной грамоте, тверские земли разделились между собой наследники- сыновья. Старший сын, Дмитрий Михайлович, получил Тверь с окрестными волостями. Александру Михайловичу достались западные и юго-западные территории с городами Зубцовом, Старицей, Микулином и Холмом. Юго-восточные земли с центром в г. Клин стали уделом Константина Михайловича. Богатые Кашинские земли отошли Василию, младшему из сыновей.

   Удельное дробление продолжалось и далее. Владения сыновей Михаила Ярославовича делились между их наследниками до 1360-х гг. Михаил Александрович Микулинский, став в 1368 г. великим князем Тверским, объединил в своих руках большую часть княжества.

    По завещанию Михаил Александрович оставил в 1399 г. наследнику- Ивану Тверь, Новый  Городок, Зубцов, Радилов, городок Опоки. Младшим сыновьям отошли Кашин и Микулин (приложение Тверское великое княжество во второй половине XIV века).

    В 1426 г. князь Борис Александрович присоединил эти земли к великокняжеским владениям. Таким образом, ликвидация уделов произошла в Тверском княжестве гораздо раньше, чем в других русских Княжествах, в том числе и в Московском.

   Границы великого Тверского княжества оставались, в  основном, неизменными на протяжении всей его истории. С северо-запада к тверским рубежам примыкала Новгородская волость. Возникший в начале X в. Торжок и его округа входили в состав Новгородской республики.

   На западе и юго-западе Тверское княжество граничило с 13 в.- первой половины 14 в. с торопецкими, бельскими и Ржевскими землями, находившимися в составе великого Смоленского княжества. Торопец, впервые упоминаемый в 1074 г., был крупнейшим городом Смоленской

земли. Но с 1362 г. и до начала 16 в. он находился в составе великого Литовского княжества.

    Иначе сложилась судьба Ржева. В летописи он впервые упомянут под 1216 г. как «Ржевка городец Мстиславль». Это означает, что Ржев принадлежал Торопецкому князю Мстиславу Удалому, входя в состав великого Смоленского княжества. В конце 13- начале 14 в. Ржев был центром удельного княжества Смоленской земли. В середине XIV века Литва захватила Ржев. Затем город подчинялся Москве, а в конце века вошёл в состав Тверского княжества. С середины XV столетия Ржевские земли окончательно перешли к Москве.

    Тверское княжество свою самостоятельность утратило в 1485 г., войдя в состав Московского государства и тем самым, расширив территорию единого русского централизованного государства.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Объектом нашей исследовательской работы стало изучение региональных народных костюмов и исследование северо-западных районов Тверской земли. Исходной точкой отсчета в изучении народного костюма был определен город Ржев-первый градообразующий центр в верховьях  Волги, а так же Тверь, как  губернский город.

     При выполнении работы использовались следующие методы:

1. Хронологический. В разделе  изучения исторической географии Тверских земель в удельный период. Здесь в хронологической последовательности рассматривается период от момента создания самостоятельного Тверского княжества до его включения в состав единого русского централизованного государства.

2. Проблемно-хронологический – при изучении географического положения Тверской области  его влияние на природу и социально-экономическое развитие территории. При изучении данного вопроса акцент делается на изучение социально-экономического развития Тверских земель, особенно в период XIX века.

 3. Сравнительный – при изучении раздела о народном костюме как комплексе-обереге, проводится сравнение народных костюмов, особенно Ржевского и тверского, по социальной принадлежности его владельца, по возрастному признаку, по семейному состоянию, по назначению костюма (праздничный и повседневный).

 4. Системно-структурный. Вся исследовательская работа построена на данном методе исследования. При написании данного проекта исследовался костюм как комплекс, в который входят: головной убор, одежда, отделка костюма, украшения, пояс, обувь.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  В результате исследования в соответствии с поставленной целью можно определить, что:

1. Женский народный костюм выполнял функции комплекса – оберега. Анализируя проделанную работу можно сказать, что костюм имел функцию защиты женщины от порчи, сглаза красоты женской фигуры, т. к. одежда закрывала большую часть женской фигуры: руки, плечи, грудь, ноги, в некоторых случаях лоб.

   Отделка народного костюма Тверской губернии была фиксированной и традиционной, что отличало некоторые части женской одежды и особенно акцентировано выражалось в головном уборе, шейных, нагрудных, наплечных и наручных украшениях – «оберегах». Это прослеживается в

орнаменте, цвете и общем «звучании» женского образа.

2. Прослеживается отличие костюма по социальному положению его владелица.

  До конца XIX начала XX вв. типичный комплекс крестьянской женской одежды, бытовавшей в Ржевском крае, состоял из рубахи с рукавами, подпоясанного сарафана, головного убора. Одежда изготавливалась в основном из хлопчатобумажной ткани. В будничной одежде украшений не наблюдалось или украшали цветным красным ситцем. Обувь обязательный элемент одежды. Для бедных чуни – льняной верёвки, лапти – из бересты, поршни – невысокие сапоги. Обувь мастерилась местными «сапожниками».

     Зажиточные люди шили одежду из дорогих привозных тканей. Сарафаны украшали «нашивкой» - вертикальной полосой с позументом, золотным и серебряным галунным кружевом – «плетенец», «плетни», либо цветным плетенным шерстяным кружевом с петельками для медных пуговиц –

 «глухарков». По низу сарафана пришивался позумент, галунные ленты, золотная либо серебряная бахрома. Обувь кожаная изготовленная на заказ.

     Особая роль отводилась головному убору, Охранявшего не только магическую силу волос, но и женщину как продолжательница рода.

Основным головным убором крестьянской женщины являются ленты и платки. Зажиточные женщины носили.        

1. Бархатки (кокошник из бархата, вид небольшой шапочки, украшенной по лобной части «каменьями», золотным шитьём, канителью, шнуром).

 2. Очапок – шапочка с твердой основой лобной части.

3. Сборник – шапочка с лентами, где ленты украшались бисером, цветным стеклом, «каменьями».

 4. Сорока – многоярусный головной убор, состоял из очелья, кички, подзатыльника; повойник – нижний убор мягкой круглой формы.

 5. Ряска – многосоставной кокошник.

3.Костюмы отличаются по возрастному (семейному) положению.

1. Костюм более зрелой женщины сопровождался фартуком.

2. Чаще более пожилые женщины носили косоклинный глухой сарафан из синего холста, крашенины, позже набойка.

3. Косоклинный распашной сарафан, носили молодые девушки в будни, а пожилые женщины в праздники.

4. Возраст женщины определялся по количеству и яркости ленточных нашивок. Косоклинный распашной сарафан к концу XIX века шился в основном, у зажиточных людей – из дорогих привозных тканей, у крестьян  из хлопчатобумажной ткани.

5. Девушки к поясу прикрепляли кармашек – «лакомку», в котором хранились «девичьи секреты». Женщины к поясу прикрепляли «ключницу».

6. Женские головные уборы отличались от девичьих, они целиком

покрывали волосы и надевались сразу  после венчального обряда.

7.  «Молодухи» на головной убор «сборник»,  сзади прикрепляли ленты, а пожилые – подзатыльник.

8. Девичий головной убор представлял собой ленту-обруч (назывался: банты, венец, венок, ленты, ряска бездонная).

9. Обязательным головным украшением девушки был косник.

10. Нагрудные и шейные украшения носили женины всех возрастов, так как они охраняли внешний и внутренний мир женщины, оберегали от неблагополучия, сохраняли душевное равновесие и покой владелицы.

4. Костюм имел назначение.Женский наряд  предназначался для праздников и будней и имел некоторые отличия.

1. Ферязь (юбка с лифом) – это свадебный наряд, имел 2-3 ленты нашитых по подолу.

2. «Парочка» (юбка с кофтой) – праздничная одежда. Юбка с широкими оборками, кофта с высоким стоячим воротником и пышными со сборками рукавами, на маленькой манжете.

3. Свадебные и праздничные рубахи особо богато украшались различными швами вышивки.  «Венчальная» украшалась вышивкой  «крестом» только в верхней части. В Ржеве полосками кумача и ситца по подолу.

4. «Жальные» и «жнивильные» - предназначались для полевых работ, украшались мелкой вышивкой.

5. Красная (непременно) и цельная кайма с символами солнца имела охранительное значение и использовалась в ритуальной одежде.

6. Кушак (пояс) имел несколько значений. Широкий пояс принадлежность нарядной, праздничной и свадебной одежды. Он имел магическое значение в традиционных ритуальных народных обрядах. Пояс дарился ребенку при крещении крестным отцом. Поясом жениха обкручивали молодых после венчания до возвращения домой.

 Пояс развязывали, когда женщина рожала ребенка. Человека, уходившего в последний путь, освобождали «от всех пут», развязывая узелки на поясе.

7. Чуни, лапти, портни – ритуально-обрядовая обувь – для работы по хозяйству, на огороде, в поле, для ходьбы в лес за ягодами, грибами, травами.

8. Утилитарно-бытовая обувь (на каждый день) была скромной и мастерилась местными «сапожниками».

9. Головной убор «сорока» предназначалась для праздников и  буден день. В будний день сороку носили из дешевой ткани, на праздник богато расшитую золотом. В престольные праздники поверх повойника надевался «плат» (платок), закрепленный у подбородка брошью. Этот вариант сохранился до этих пор у Ржевских старообрядцев.Ряска бездонная имела культовое значение: её надевали женщине «на смерть», когда провожали в последний путь. Таким образом, исследование показало, что народный костюм обладает уникальной спецификой, как в терминологии, так и в декоре. Украшение костюма, его структурные части, элементы убранства служили показательной символикой, позволяющей понять оберегающую энергетику женского начала.
                                                 ВЫВОД

     Работа над проектом была основана на коллективно-творческой деятельности обучающихся разного возраста, что способствует вовлечению в исследовательскую деятельность большего количества учащихся. При таком подходе многократно увеличивается ценность каждого ребёнка, боле ярко прослеживается его творческий потенциал. Такая методика позволяет участникам проекта не только получать информационные знания и практические умения, но и решать любые жизненные задачи творчески, с уважением относиться к людям, стремиться  принести пользу окружающим.

     Использование личностно-ориентированных моделей и технологий в учебно-образовательном процессе сопутствует саморазвитию, самореализации каждого обучающегося, учитывает его индивидуальные склонности. Во время работы, над проектом  обучающиеся получили знания об историческом прошлом Тверского края, о влиянии географического положения на природу и социально-экономическое развитие территории, о промыслах, культуре, традициях и обычаях малой родины. На протяжении  всей работы участники проекта поэтапно шли к поставленной цели. Они познакомились с предметами старины в музее, изучили опубликованные статьи и монографии по данной теме, самостоятельно выполнили творческие работы (вышивка крестом, бисером). Такой наглядный процесс обучения является самым эффективным, где фольклор и рукоделие дает толчок для развития  творческих способностей учащихся.

      По окончании работы над проектом, состоялось его представление в тех классах, в которых обучаются участники проекта (10-А,10-Б,8-Б, 6-Б). Представленная работа вызвала большой интерес  и одобрение одноклассников. Некоторые учащиеся проявили особый интерес к изучению данной темы и желание участвовать в дальнейших исследованиях.

Особый интерес к изучаемой теме проявили ученики шестых классов, в связи с этим они посещают факультативные занятия по технологии по теме: «Народные промыслы Тверского края».

     На данный момент можно с уверенностью сказать, что цели и задачи данного проекта достигнуты.

     ДИОГРАММА,  ПРОЦЕНТА  УЧАЩИХСЯ ВОВЛЕЧЕННЫХ В ИЗУЧЕНИЕ ДАННОЙ ТЕМЫ.

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

Программа практических действий направлена на дальнейшее изучение краеведческого материала по истории Тверского края, а так же  реконструировать женский костюм Тверского края, основываясь на изученный материал.

                                                             

.

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности подростков

Материал  к  родительскому собранию  на  тему "Подростковый  возраст"...

Возрастные особенности школьников

Характеристика индивидуальных особенностей в зависимости от их возраста....

Родительское собрание в 5-х классах ««Возрастные особенности и адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене»

Методическая разработка данного родительского собрания раскрывает тему кризисного этапа в школьной жизни ребенка – переход в среднее звено. На собрании дается физиологическое и психологическое обоснов...

Возрастные особенности одиннадцатиклассников.

Последний, одиннадцатый год обучения в общеобразовательной школе - один из самых сложных периодов для учащихся и их родителей. Привычное и предрешенное течение событий подходит к концу. Выпускникам не...

УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Психологические особенности творческой деятельности подростков. занятия декоративно- прикладной деятельностью в эстетическом воспитании подростков....

Методическая разработка. Программа учебного модуля: «Возрастные особенности юности. Психологические особенности познавательной сферы»

Методологической основой содержания программы является деятельностный подход, основанный на компетенциях. Слушатели программы должны иметь не только теоретические представления о данной возрастной кат...

Учет возрастных особенностей в развитии социальной активности учащихся в условиях СДЮТ «Борус».

Для результативной работы в учреждениях дополнительного образования с учащимися необходимо учитывать возрастные особенности детей. Особенно это прослеживается в походных условиях. Когда ребенок не мож...