Интернет-ресурсы как один из аспектов применения ИКТ на уроках иностранного языка
учебно-методический материал по немецкому языку по теме

В наше время новые информационные технологии интенсивно внедряются в образовательный процесс. И если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Сегодня можно говорить уже о том, что Интернет - технологии являются частью общей информационной культуры учителя и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokakh_iya.rar322.32 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет-ресурсы как один из аспектов применения ИКТ на уроках иностранного языка

Работу выполнила учитель немецкого языка МОУ «СОШ с. Клинцовка Пугачевскго района Саратовской области»

Ушакова Людмила Геннадьевна

2013 г.

В наше время новые информационные технологии интенсивно внедряются в образовательный процесс. И если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Сегодня можно говорить уже о том, что Интернет - технологии являются частью общей информационной культуры учителя и учащихся.

Интернет  в отличие от печатных СМИ,  телевидения, способен  донести до пользователя в сжатом виде иллюстрации, письменную и звуковую информацию, видеозапись, а, следовательно, является  источником дидактических материалов для преподавателей ИЯ и, параллельно этому, средством погружения в языковую среду.

С внедрением Интернета появляются различные сферы его использования в процессе обучения ИЯ в качестве  1) средства поиска информации и доступа к виртуальной библиотек; 2) средства коммуникации на иностранном языке, позволяющего передавать письменные тексты и изображения (гипертексты), а также озвучивать послания; 3) средства овладения письменной речью; 4) инструмента организации дистанционного обучения; 5) средства самообразования. Из этого следует, что  применение интернет- ресурсов на уроке ИЯ позволяет организовать как индивидуальную, так и коллективную форму работы, сочетая функции средства общения с информационной  и технической поддержкой деятельности учителя и ученика.

Неоспоримым преимуществом интернет- ресурсов является  тот факт, что преподаватель  всегда может найти возможность использовать аутентичные материалы либо для отдельных учеников,  либо для всего класса. Здесь возможны два пути: а) использование специально для этих целей подготовленных программ обучения в сети, где имеются материалы для разных видов речевой деятельности, разных аспектов языка, и предлагается методика их применения на уроке; б) самостоятельный отбор отдельных материалов, которые могут быть адаптированы к  определенным  учебным задачам и конкретной группе обучаемых.

Интернет предоставляет обучаемым большую автономию (физическую, социальную, лингвистическую и когнитивную), устраняя  контроль со стороны преподавателя в традиционном понимании. По моему мнению, эффективность работы с Интернетом может быть  определена  качеством достижения учебных целей, которое выявляется в соотношении правильно выполненных заданий к их общему количеству, глубине изложения материала (лексическая наполняемость, правильное грамматическое оформление высказываний, соответствие излагаемого материала  заданной теме).

        Возможности Интернета в обучении ИЯ оцениваются по-разному: от негативного до положительного. Но очевидно  одно: он способен выполнять обучающие функции (тренировочную, стимулирующую, корректирующую), но не в состоянии заменить живое общение с  преподавателем и выполнять воспитательную, эмоциональную, организационную функции.

        Рассмотрим возможные пути использования Интернет-сети при изучении/обучении ИЯ. На начальном и среднем этапе обучения  наиболее эффективны  программы дистанционного обучения .Так, для обучения грамматике предлагаются три вида упражнений, нацеленных на 1) овладение грамматикой лексиколизованным способом; 2)сознательно-практическое владение грамматическим материалом; 3) обучение функциональной грамматике, т.е. усвоение различных видов речевых высказываний. Одно из достоинств этой программы мы видим в наличии правил, предваряющих упражнения.

Традиционно для изучающего  чтения предлагаются проспекты, рекламы, театральные программы. Аналогичная информация, но "сиюминутная", может быть почерпнута в сети Интернет, причем на самые разные темы (погода в разных частях света, расписание поездов, самолетов, купля-продажа недвижимости, бизнес, устройство на работу, праздники, путешествия, медицина, пр.). Это в полной мере отвечает  целям формирования способности к межкультурному взаимодействию  при обучении ИЯ. Можно использовать аутентичные материалы, индивидуально подобранные для разных учащихся группы с учетом уровня владения языком, либо один материал для всей группы. Привлекательность подобного материала в том, что он крайне лаконичен и содержит абсолютно конкретную информацию в виде кратких новостей, рецептов, инструкций. Работа над текстом при  изучающем чтении может вестись на более объемном тексте. Если предусматривается работа с текстом для ознакомительного, просмотрового или поискового чтения, то следует подыскать подходящие тексты в сети заранее. Чтение таких текстов может осуществляться внеаудиторно, чтобы на занятии организовать активную устную практику на основе прочитанного. Задания должны соответствовать специфике данных видов чтения (краткое реферирование или аннотация прочитанного текста, ответы на вопросы, поиск информации, которой была посвящена работа над текстом). Вопросы, предлагаемые для проверки понимания текстов, носят творческий характер, заставляя анализировать информацию с различных точек зрения. Например: обсудите ответы на предлагаемые вопросы в группе; объясните, опровергните, аргументируйте утверждение; проанализируйте различия и сходства, авторскую позицию; нарисуйте плакат; напишите письмо, рекламное объявление; опишите свой эксперимент; дайте свое определение понятию, усовершенствуйте его после изучения текста; напишите доклад, сообщение, статью; проведите интервью; создайте список ключевых терминов и идей, сделайте их частью своего активного словаря; сделайте краткий конспект текста; напишите диалог между специалистами по данной проблеме. При этом двусторонняя связь может осуществляться на сайте Интернета, открытом преподавателем, где он оперативно информирует студентов о программе курса, требованиях, предлагает темы курсовых работ, рекомендует литературу, публикует наиболее удачные исследования, проводит электронные конференции, интервью.

        Развитие сети Интернет сделало для нас доступным большинство периодических изданий зарубежных стран. Чтение газет на Интернет-сайтах позволяет нам ежедневно получать свежую информацию о событиях, происходящих как в стране изучаемого языка, так и во всем мире, причем в том их виде как они опосредованы языком.         Пресса реагирует на происходящие события, и все это находит отражение в языке. Язык, в свою очередь, находится в постоянном движении, в поиске новых средств передачи новых реалий.

        Периодическая печать предоставляет богатый и разнообразный языковой материал, а чтение газеты погружает обучаемых в атмосферу страны изучаемого языка, что способствует формированию и развитию понятия межкультурной коммуникации.

        Использование  аутентичных материалов является неотъемлемой частью процесса постижения иноязычной культуры. Только Интернет в состоянии обеспечить нам постоянный доступ к такого рода материалам. Это в значительной степени облегчает работу преподавателя, которому остается лишь отобрать и подготовить к работе подходящие статьи. К тому же официальные сайты периодических изданий обязательно предлагают посетителям версию для печати, которая нередко содержит иллюстрации, способствующие лучшему восприятию и усвоению языкового материала. Газетный материал предоставляет преподавателю широкое поле деятельности, работа с ним позволяет использование различного рода упражнений, что, конечно, связано с уровнем подготовки обучаемых и целями обучения.

Немаловажно также привить обучаемым стремление  самостоятельно пользоваться интернет- ресурсами с целью накопления лингвострановедческой информации, расширения своей коммуникативной компетенции, наблюдения за новыми тенденциями в языке.

        Что касается аудирования, то отработка и совершенствование навыков аудирования происходит в полном соответствии с методикой обучения данному виду речевой деятельности на аутентичном материале, полученном из сети (н., www.rfi.fr). Дальнейшая работа организуется обычным образом по замыслу преподавателя.

Наибольшие трудности связаны с организацией устной практики в форме диалога или полилога.

Хотя сегодня еще трудно в полной мере оценить роль и влияние интернет- ресурсов на развитие  дидактических средств, бесспорно одно: они становятся необходимостью, а не веянием моды. С помощью Интернета можно реализовать тщательный отбор, подачу и организацию языкового и речевого материала, оперативное управление  учебной деятельностью (н., в ролевых играх), индивидуальный подход к одному и тому же  языковому материалу, решить три основные задачи: мотивации, самооценки и  индивидуализации обучения.

        Подводя итоги вышесказанному и исходя из личного опыта работы, мы констатируем, что урок по ИЯ по-прежнему остается обучающим, воспитывающим, но применение мультимедиа  становится необходимым элементом урока, обеспечивающим  общедоступность, быстрое получение информации и  межкультурное  общение.

Разумеется, мы не исчерпали всех возможностей использования сети Интернет для уроков ИЯ.  Достоинствами Интернета в этом плане является практически неограниченный объем материала, что дает возможность выбора и экспериментирования, а также использование возможностей электронного текста (поисковых программных сетей, гиперссылки, коррекции текста), других служб Интернета (электронная почта, странички объявлений, электронные конференции и т.д.). В результате проведения уроков с использованием материалов Интернета  повышается  интереса у  студентов к  изучению ИЯ. При этом приобретается и развивается научный стиль мышления, способность к межкультурной коммуникации.

Литература

Челноков М.А. Коротко об Интернет. Мн., 1997

Полат Е.С. Дистанционное обучение. М., 1998.

Интернет-ресурсы:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=39164&tmpl=com

http://marinasakratova.ucoz.ru/dir/uchitelju_nemeckogo_jazyka/19

http://www.solnet.ee/

http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-ресурсы как один из аспектов применения ИКТ на уроках иностранного языка

В наше время новые информационные технологии интенсивно внедряются в образовательный процесс. И если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровен...

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

Применение ИКТ на уроках иностранного языка

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. В современных условиях школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптировать...

Применение ИКТ на уроках иностранного языка

В презентации отмечены важные моменты применения ИКТ на уроках иностранного языка и даюся ссылки на разные сайты, которые учитель может использовать в своей работе...

Интернет-ресурсы как средство организации самостоятельной работы в средней школе по иностранному языку

Интернет-технологии -  совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием сети Интернет. Иными словами, Интернет-технологии – использование сети Инте...

Методические аспекты преподавания грамматики на уроках иностранного языка

Подходы и стратегии в обучении грамматике на уроках английского языка в основной школе...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Вопросам обучения лексике методистами уделяется довольно большое внимание. В современной методике работа над лексикой правомерно рассматривается в свете задач развития речевых умений.Методика обучения...