Программа по немецкому языку как второму после английского
рабочая программа по немецкому языку на тему

Прокофьева Людмила Викторовна

Данная программа создана на основе стандартов образования второго поколения, примерной программы по иностранному языку, как второму, с учётом планируемых результатов. Она полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих успешное обучение. Программа соответствует стратегической линии развития общего образования в России и имеет все основания для широкого использования в преподавании иностранных языков.

Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Центростремительные и центробежные силы культурного развития, действующие в наше время, определяют специфику культурной самоидентификации личности, осознания уникальности и ценности своих национальных традиций в сочетании с осознанием общечеловеческих ценностей, толерантным отношением к проявлениям иной культуры и стремлением к взаимопониманию между людьми разных сообществ. Современная школа должна осознать свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях полиязычного и поликультурного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vtoromu_yaz.fgos_.dokument_microsoft_word.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Твери

Муниципальное образовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа № 19

Основное общее образование

Программа

по немецкому языку

как второму после английского

Составитель: учитель немецкого

языка МОУ СОШ № 19

 Прокофьева Л.В.

Тверь

2013 год

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета «Немецкий язык как второй после английского»
  3. Принципы обучения, лежащие в основе УМК И.Л.Бим «Мосты»

          3.1. Принцип коммуникативной направленности

          3.2. Принцип интегративного развития коммуникативных  навыков

          3.3. Принцип развивающего обучения

          3.4. Принцип опоры на анлийский язык

          3.5. Принцип социокультурной направленности, соизучения языка и культуры

          3.6. Принцип диалога культур

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Английский язык»
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Немецкий язык»

         5.1. Личностные результаты

         5.2. Метапредметные результаты

         5.3. Предметные результаты

       5.4. Современные подходы к оценке достижения планируемых результатов

       5.4.1. Механизмы промежуточной и итоговой оценки достижения планируемых результатов

           5.4.2. Рекомендации к разработке критериев оценки достижения планируемых результатов в разных видах учебной деятельности

                     5.4.3. Критерии оценивания говорения как продуктивного вида речевой деятельности

  1. Содержание учебного предмета «Немецкий язык»

             6.1. Предметное содержание речи

             6.2. Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

             6.3. Языковые средства и навыки пользования ими

             6.4. Социокультурная осведомлённость

  1.        6.5. Специальные учебные умения
  2.        6.6. Общеучебные умения и универсальные учебные действия

7.        Примерное тематическое планирование содержания учебного материала по классам

8.        Материально-техническое обеспечение

1.Пояснительная записка

Данная программа создана на основе стандартов образования второго поколения, примерной программы по иностранному языку, как второму, с учётом планируемых результатов. Она полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих успешное обучение. Программа соответствует стратегической линии развития общего образования в России и имеет все основания для широкого использования в преподавании иностранных языков.

Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Центростремительные и центробежные силы культурного развития, действующие в наше время, определяют специфику культурной самоидентификации личности, осознания уникальности и ценности своих национальных традиций в сочетании с осознанием общечеловеческих ценностей, толерантным отношением к проявлениям иной культуры и стремлением к взаимопониманию между людьми разных сообществ. Современная школа должна осознать свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях полиязычного и поликультурного мира.

  1. Общая характеристика учебного предмета «Немецкий язык» как второй

Овладение вторым иностранным языком, в данном случае немецким на базе английского, в условиях контактирования трех языков, родного иностранного первого и иностранного второго. Создает возможности для большого положительного переноса на трех уровнях.

        а) на уровне речемыслительной деятельности: чем большим количеством языков человек владеет, тем более развиты его речемыслительные механизмы, такие как память, механизмы восприятия, выбора, комбинирования, механизмы продуцирования при говорении и письме и т.д.

        б) на уровне языка: сходные лингвистические явления в родном языке и в первом иностранном языке переносятся учащимися на второй иностранный язык, что облегчает их усвоение;

        в) на уровне учебных умений, которыми обучающийся овладел в процессе изучения родного языка и особенно первого иностранного языка.

        Для методики обучения второму языку это означает, что необходимо побуждать учащихся к сравнению (сопоставлению) языковых средств контактирующих языков в тех случаях, когда это поможет предотвратить отрицательное воздействие и осуществить перенос.

УМК на основе учебного курса И.Л.Бим «Мосты» - авторской концепции обучения второму иностранному языку, обеспечивает преемственность изучения немецкого языка после английского.

        Преподавание второго иностранного языка реализуется с 7 класса по 10 класс, в рамках учебного времени по 2 часа в неделю и предполагает достижения учащимися базового уровня обученности, позволяющего учащимся вступать в межкультурную коммуникацию.

        Весь учебный курс подразделяется на три этапа.

Начальный этап соответствует элементарному уровню обученности. На этом этапе учащиеся должны овладеть минимальными языковыми знаниями, коммуникативными умениями и речевыми навыками, позволяющими осуществлять общение в кругу повседневных жизненных интересов учащихся: в быту, в школе, в общественном месте.

Средний этап предполагает достижение учащимися среднего уровня обученности. На данном этапе развиваются и углубляются языковые знания, коммуникативные умения и речевые навыки общения в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально культурной сферах жизни.

Завершающий этап соответствует базовому уровню обученности. На этом этапе активно совершенствуются полученные ранее языковые знания, умения и навыки общения.

Цели обучения:

        - формирование у обучаемых основ иноязычной коммуникативной компетенции как средства, позволяющего им реализовать свои специфические жизненные планы и личностные устремления;

        - речевая компетенция, которая ориентирует на достижение определенного уровня в четырех основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;

        - лингвистическая компетенция, которая включает минимум знаний по трем основным аспектам языка фонетике, грамматике и лексике и служит основой для правильного оформления речи;

        - социокультурная компетенция, которая предполагает понимание, и использование социальных правил поведения при общении, знание обычаев и традиций, национального этикета;

        - методическая компетенция, которая предполагает наличие общих учебных умений

Поставленные в нормативных документах цели и задачи могут быть успешно реализованы только при условии использования современных подходов к обучению иностранным языкам с учётом психологических особенностей школьников. В данной программе излагаются методические принципы, положенные в основу УМК, раскрывается содержание обучения немецкому языку, как второму, приводятся планируемые результаты освоения учебного предмета, способы и критерии оценки их достижения, а также даётся итоговая работа по немецкому языку с подробной характеристикой её заданий и системой оценки достигнутых результатов.

3. Принципы обучения, лежащие в основе УМК:

3.1. Принцип коммуникативной направленности

Данный принцип имеет важнейшее значение для реализации главной цели обучения – формирования умения  общаться на немецком языке с учётом речевых возможностей и потребностей в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме. Задания УМК имеют коммуникативную направленность и включены в учебные ситуации, близкие к реальным ситуациям общения. Они создают для учащихся возможность общаться на темы, связанные с личными интересами учащихся и их ближайшим окружением. В отборе тематики учебного материала учтены интересы возраста и межпредметные связи.

Учебные материалы и система заданий УМК организованы таким образом, чтобы обеспечить создание различных ситуаций общения, интерактивные формы взаимодействия учащихся в парах, малых группах, всей группой, а также речевое партнерство учителя и учащихся в благоприятном психологическом климате. При минимуме освоенных обучающими языковых средств даже условно-речевые задания обязательно включают коммуникативные задачи, которые варьируются применительно к одному и тому же языковому материалу с тем, чтобы обеспечить некоторую новизну при многократном его повторении.

Коммуникативный подход диктует также определённые правила знакомства с языковыми единицами. Для введения слова, словосочетания, грамматической формы или конструкции следует находить такие ситуации общения, ситуационные контексты, которые могут наглядно продемонстрировать функцию данной  языковой единицы,  обеспечить понимание её значения  и показать её реальное употребление в речи.

 В структуре УМК учтены психологические особенности школьников: учитель имеет возможность комбинировать задания разных типов, позволяющие поддерживать мотивацию учащихся и регулировать их степень активности на уроке.

3.2. Принцип интегративного развития коммуникативных навыков

Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Важно подчеркнуть, что письменная форма речи осваивается в ситуациях, служащих основой для формирования навыков устной речи. Один из приёмов, создающих мотивацию изучения иностранного языка и, в частности, развития навыков письма – включение в УМК ситуаций, дающих возможность общения со сверстниками посредством электронной почты.

Принцип интегративного развития коммуникативных навыков реализуется также и во взаимосвязанном обучении аудированию, говорению и чтению. На основе звучащих текстов в исполнении дикторов-носителей немецкого языка последовательно развиваются навыки чтения, а в ряде заданий акцент делается на тренировке навыков говорения. Аудиотексты выполняют не подсобную роль, а создают реальную языковую среду обучения.

3.3. Принцип развивающего обучения

Поскольку приоритетом общего образования является развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей обучающихся, а также их общеучебных и специальных умений, предопределяющих успешность всего обучения, в соответствии с принципом развивающего обучения в УМК И.Л.Бим сделан акцент, прежде всего, на развитии общей коммуникативной компетенции учащихся. Подобный подход развивает навыки языкового анализа, необходимые при изучении любого языка.

Формирование коммуникативной компетенции основывается на развитии навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, умении осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Это является одним из важнейших метапредметных результатов освоения образовательной программы общего образования, обозначенных ФГОС второго поколения.

Большое внимание уделяется собственно когнитивному развитию обучающихся. Уже на начальном этапе изучения второго иностранного языка им предлагаются разнообразные проблемно-поисковые задачи на учебном материале, соответствующем уровню развития, которые обеспечивают овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям из английского языка, что также соответствует требованиями ФГОС

Ещё одним важным направлением развивающего обучения является формирование языковой догадки, опоры на интернациональную лексику, заимствования из других языков (русского, английского); умения извлечь значение слова из контекста, догадаться о значении и функции высказывания по ситуации с опорой на иллюстрации.

Развитие познавательных способностей учащихся достигается и через овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, двуязычным словарём, справочными материалами). Не менее важно выполнение многочисленных заданий УМК, формирующих умения работы в парах и в группах.

3.4. Принцип опоры на английский язык, как первый иностранный

Данный принцип предполагает учёт потенциальных сложностей, связанных с межъязыковой интерференцией, особенно на начальном этапе овладения разными сторонами устной и письменной речи. Эти сложности учтены в учебниках и рабочих тетрадях с помощью способов презентации языкового материала, которые обеспечивают постепенное переключение с системы английского языка на систему немецкого языка в вводно-фонетической части, в комментариях к изучаемым на основе речевых образцов грамматическим явлениям.

Английский язык может и должен использоваться для осуществления переноса формирующихся и уже сформированных на английском языке лингвистических знаний и коммуникативных навыков и умений на изучаемый язык. Однако данный принцип не предполагает использование английского языка как постоянного языка учебного взаимодействия учителя и учащихся. Здесь важно понимать, в какой ситуации и с какой целью учителю целесообразно использовать на уроке английский язык, а в каких ситуациях к его использованию прибегать не следует.

При введении новых типов проблемно-поисковых заданий учителю следует использовать родной язык для объяснения коммуникативной задачи и правильного алгоритма действий. По мере расширения лексического репертуара учащихся на немецком языке и их знакомства с разными типами заданий, родной язык будет использоваться все меньше, т.е. на уроке при общении с учениками учитель постепенно должен переходить на немецкий язык, подключая родной язык только по мере необходимости. Без создания иноязычной речевой среды невозможно развивать языковую догадку и компенсаторные умения, которые так необходимы для преодоления языкового барьера и страха перед новой языковой реальностью.

3.5. Принцип социокультурной направленности, соизучения языка и культуры

Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомленностью обучающихся. Изучение немецкого языка позволяет расширить социальный опыт общения учащихся. В проигрывании ролевых ситуаций они могут «примерять на себя» различные роли. Особое внимание в работе следует уделять ознакомлению с существующими нормами вежливого поведения в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми стран изучаемого языка. Обучающиеся постепенно должны научиться понимать возможные расхождения в ритуалах поведения в типичных ситуациях общения, в традициях проведения праздников, составляющие особенности нашей культуры, культуры англоязычных и немецкоговорящих стран.

В УМК используются аутентичные тексты, демонстрирующие образцы современной немецкой речи, прежде всего устной, и некоторых разновидностей письменной речи в рамках бытовой сферы общения. В книге для учителя есть комментарии к темам, помогающие ввести школьников в ситуацию, с акцентом на значимой для данной ситуации культурологической информации. Таким образом, постепенно расширяется фоновая культурная информация о странах изучаемого языка.

3.6. Принцип диалога культур

Реализация цели приобщения обучающихся к новому социальному опыту с использованием немецкого языка осуществляется через знакомство школьников с миром зарубежных сверстников, с доступными образцами художественной литературы немецкоязычных стран. Важной задачей в современных условиях многополярного и поликультурного мира является воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран. В соответствии с этими целями и задачами включены задания, реализующие принцип диалога культур. Этот принцип предполагает не только приобщение к иной культуре, но и осознание особенностей культурных традиций своей страны и умение достойно представлять её при общении с представителями других стран. Знакомство с иноязычной культурой должно стать импульсом к культурной самоидентификации обучающегося, укрепления в нём чувства патриотизма, осознания традиционных ценностей российского общества, осознания принадлежности к российскому народу.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Немецкий язык, как второй иностранный язык»

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС второго поколения. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество»

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность и толерантность, гражданственность, семья, уважение к труду, ценность знания, родная природа, планета Земля, экологическое сознание, эстетическое и этическое развитие, многообразие культур и международное сотрудничество. Каждая из них формулируется как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся, и превращается в воспитательную задачу. В процессе воспитания происходит «духовно-нравственное развитие личности: формирование ценностно-смысловой сферы личности, способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

УМК включает материалы, расширяющие представления школьников о России и формирующие чувство гордости за свою страну и её достижения в разных сферах.

Эстетическое развитие школьников обеспечивается использованием отрывков художественной литературы, стихов и песен, обсуждением тем, связанных с культурным наследием России, Германии и других стран мира.

Содержание УМК, таким образом, отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС задачу – средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Немецкий язык, как второй иностранный язык»

В данной программе в соответствии с требования стандарта в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счёт освоения предмета «Немецкий язык», поэтому предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развёрнутой форме.

5.1. Личностные результаты

Под личностными результатами освоения учебного предмета понимается система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Личностные результаты освоения учебного предмета формируются на основе следующих требований

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

5.2. Метапредметные результаты

        Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:

 а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

 б) освоение учащимися межпредметных понятий.

Метапредметные результаты освоения учебного предметаовладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  1.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2.  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  3.  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4.  освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
  5.  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  6.  активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7.  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  8.  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  10. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11.  определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  12. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  13. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  14. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  15. умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

5.3. Предметные результаты

Предметные результаты освоения учебного предмета:

  1. приобретение навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
  2. освоение лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
  3. сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, и доступными образцами художественной литературы.
  4. В рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой. Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Немецкий язык»:

        1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме);

        2) языковые средства и навыки пользования ими;

        3) социокультурная осведомлённость;

        4) общеучебные и специальные учебные умения. 

В данной программе предметные планируемые результаты в коммуникативной сфере представлены двумя блоками, выделяемыми на следующих основаниях: 

I блок «Выпускник научится» включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия, необходимые для дальнейшего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Достижение планируемых результатов данного блока служит предметом итоговой оценки выпускников

II блок «Выпускник получит возможность научиться» включает отражает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему и выступающих как пропедевтика по развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития. Достижения планируемых результатов, отнесённых к данному блоку, не является предметом итоговой оценки. Это не умаляет их роли в оценке образовательных учреждений с точки зрения качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных ФГОС, и значимости для формирования личностных и метапредметных результатов.

Коммуникативная компетенция (владение иностранным языком как средством общения)

Говорение

I. Выпускник научится:

  • вести диалог
  • уметь рассказывать о себе, семье, друге и т.д
  • уметь сделать сообщение по заданной теме
  1. Выпускник получит возможность научиться:
  • участвовать в беседе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
  • составлять характеристику действующих лиц небольших художественных произведений;
  • кратко излагать содержание прочитанного текста.

Аудирование

I. Выпускник научится:

  • понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
  • воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание текстов, построенных на изученном языковом материале;

II. Выпускник получит возможность научиться:

  •  воспринимать на слух в аудиозаписи текст, построенный на изученном языковом материале, и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
  • использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение

I. Выпускник научится:

  • читать вслух тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию;
  • читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию;

II. Выпускник получит возможность научиться:

  • догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
  • не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.

Письмо

I. Выпускник научится:

  • владеть техникой письма;
  • правильно оформлять конверт
  • писать поздравления, письма
  • заполнять анкету;

II. Выпускник получит возможность научиться:

  • писать небольшие сочинения на заданную тему;
  • составлять рассказ в письменной форме

Языковая компетенция  (владение языковыми средствами)

Фонетическая сторона речи

I. Выпускник научится:

  • адекватно произносить и различать на слух все звуки немецкого языка; соблюдать нормы произношения звуков;
  • соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах;
  • соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
  • корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

Лексическая сторона речи

I. Выпускник научится:

  • распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
  • оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.

II. Выпускник получит возможность научиться:

  • опираться на языковую догадку при восприятии интернациональных и сложных слов в процессе чтения и аудирования;

Грамматическая сторона речи

  1. Выпускник научится:
  •   основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения;
  •  распознавать и употреблять в речи изученные существительные с неопределённым/определённым/нулевым артиклем, в единственном и во множественном числе; притяжательный падеж существительных; глаголы в Präsens, Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum; модальные глаголы; личные, притяжательные и указательные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной, превосходной степенях; количественные и порядковые числительные; предлоги и т.д.
  1. Выпускник получит возможность научиться:
  • распознавать и употреблять в речи сложносочинённые и сложноподчиненные предложения с различными союзами;
  • использовать в речи безличные предложения
  • оперировать в речи предложениями с неопределённо- личным местоимением man
  • узнавать в тексте и на слух, употреблять в речи в пределах тематики изученного материала

Социокультурная осведомлённость

  1. Выпускник научится:
  • знать страны изучаемого языка;
  • знать некоторые литературные произведения немецкоязычных стран, их авторов, написанных на изучаемом языке;
  • соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые в стране изучаемого языка, в учебно-речевых ситуациях.
  1. Выпускник получит возможность научиться:
  • рассказывать о странах изучаемого языка по-немецки;
  • рассказывать о достопримечательностях стран изучаемого языка;
  • воспроизводить наизусть стихи, песни на немецком языке;

5.4. Современные подходы к оценке достижения планируемых результатов

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися программы должно быть достижение предметных и метапредметных результатов.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения программы.
  • результаты итоговых работ, характеризуют уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к системе знаний.

Итоговая оценка освоения программы проводится образовательным учреждением. Обобщённое оценивание личностных результатов учебной деятельности обучающихся, не являющихся предметом итоговой оценки, может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. Не подлежат итоговой оценке также следующие результаты индивидуальных достижений обучающихся:

  • ценностные ориентации обучающегося;
  • индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

5.4.1. Механизмы промежуточной и итоговой оценки достижения планируемых результатов

В образовательных стандартах второго поколения большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки достижения, которые планируются в результате освоения основных образовательных программ. В рассмотрении соотношения внешней и внутренней оценки и роли итоговой оценки выпускников подчёркивается, что оценка включает две составляющие. С одной стороны, это «накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов» С другой стороны, это «оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания основной школы».

Такой подход применим не только к итоговой оценке, но и к оцениванию достижения планируемых результатов в каждый отдельный период обучения (учебный год или четверть). Так, при подведении итогов каждой четверти (или учебного года в целом) необходимо принимать во внимание накопленные оценки (работу учащегося в оцениваемый период), результаты теста на самопроверку, результаты четвертной (годовой) контрольной работы.

С точки зрения современных подходов к оцениванию, «оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях». В портфолио учеников школы рекомендуется включать выборки работ – формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

В качестве проектов для внеурочной работы можно предложить широкий спектр увлекательных проектных заданий, которые накапливаются в портфолио учащегося.

Дополнительно в УМК предлагаются задачи для самопроверки учащихся, что позволит им самостоятельно оценивать степень освоения пройденного материала.

Основную роль в оценках, характеризующих динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов играет входной, промежуточный и итоговый контроль, результаты выполнения которых объективно покажут, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии обучения. Эти работы включают задания на контроль сформированности коммуникативной компетенции в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также на контроль навыков оперирования изученными лексико-грамматическими средствами. При организации контрольных работ оценку умений говорения рекомендуется проводить на уроке, предшествующем проведению письменной части контрольной работы.

5.4.2. Критерии оценивания говорения как продуктивного вида речевой деятельности

Главным критерием оценивания говорения как продуктивного вида речевой деятельности является выполнение коммуникативной задачи. Здесь оценивается, насколько учащийся справился с поставленной задачей. Если задание не выполнено, то коммуникация не состоялась, так что оно рассматривается как фактически не выполненное  и не оценивается по другим критериям.

При анализе диалога следует оценить критерий взаимодействие с собеседником. Важно, чтобы обучающиеся не стремились автоматически воспроизвести выученные наизусть реплики, а поддерживали разговор, откликаясь на слова собеседника, смотрели друг на друга, учитывали реакцию собеседника, переспрашивали и т.д.

Большое внимание уделяется овладению языковыми средствами и формированию навыков оперирования ими. Именно поэтому предлагается оценивать этот аспект по трём критериям: лексико-грамматическая правильность речи, соблюдение произносительной нормы, интонационная правильность речи.

Система подсчёта баллов по критериям оценивания говорения

Степень выполнения задания (осуществление коммуникации)

Количество баллов

Задание выполнено полностью:

ошибки отсутствуют, коммуникация осуществлена полностью

2

Задание выполнено частично:

отдельные ошибки не препятствуют коммуникации

1

Задание полностью не выполнено:

ошибки привели к полной неудаче коммуникации

0

Оценка диалогической речи

№ п.п.

Критерии

Количество баллов

1

Выполнение коммуникативной задачи

2

2

Взаимодействие с собеседником

2

3

Лексико-грамматическая правильность речи

2

4

Соблюдение произносительной нормы (отсутствие фонематических ошибок)

2

5

Интонационная правильность речи

2

Максимальный балл

10

Оценка монологической речи

№п.п.

Критерий

Количество баллов

1

Выполнение коммуникативной задачи

2

2

Содержание

2

3

Лексико-грамматическая правильность речи

2

4

Соблюдение произносительной нормы (отсутствие фонематических ошибок)

2

6

Интонационная правильность речи

2

Максимальный балл

10

  1. Содержание учебного предмета «Немецкий язык, как второй иностранный язык» 

Содержание курса немецкого языка, представленного данной рабочей программой, находится в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, что обеспечивает достижение учащимися планируемых результатов, подлежащих итоговому контролю, определённому требованиями ФГОС.

6.1. Предметное содержание речи

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям школьников.

6.2. Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

I. Говорение

                Диалогическая речь

                а) диалог этикетного характера – начинать, поддерживать и заканчивать разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них

                б) диалог-расспрос – запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), переходя  с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; целенаправленно расспрашивать, «брать интервью»;

                в) диалог-побуждение к действию – обращаться с просьбой и выражать готовность/ отказ ее выполнить; давать совет и принимать его; приглашать к действию; делать предложение и выражать согласие/несогласие принять его;

                г) диалог-обмен мнениями – выражать точку зрения и соглашаться/не соглашаться с ней; высказывать одобрение/неодобрение; выражать сомнение, эмоциональную оценку обсуждаемых событий: радость/огорчение, желание/нежелание)

        Диалогическая речь строится на изученном  материале.

                Монологическая речь

        Учащиеся должны овладеть следующими умениями:

                - продуцировать связные высказывания по темам программы, используя описание, повествование, рассуждение, характеристику;

                - передавать основное содержание прочитанного или услышанного;

                - делать сообщение по заданной проблеме;

                Выражать свое отношение к прочитанному, используя определенные речевые клеше

        2. Аудирование

        Восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста.

        Формирование умений:

                а) выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте;

                б) выбирать главные факты, опуская второстепенные;

                в) выборочно понимать необходимую информацию прагматических текстов с опорой на языковую догадку, контекст;

                г) игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания.

        3. Чтение

        Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):

                а) с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение) аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка;

        формирование умений:

                - определять тему, содержание текста по заголовку;

                - выделять основную мысль;

                - выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

                - устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

                б) с полным пониманием содержания (изучающее чтение) несложных аутентичных текстов разных жанров;

        формирование умений:

                - полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана);

                - оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

                в) с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/ поисковое чтение) – умение просмотреть текст (статью) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

        Использование словаря независимо от вида чтения.

        4. Письменная речь

        Развитие умений:

        - делать выписки из текста;

        - писать короткие поздравления, выражать пожелания;

        - заполнять формуляр (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);

        - писать личное письмо по образцу (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

6.3. Языковые средства и навыки пользования ими

  1. Орфография

Правила чтения, орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.

  1. Произносительная сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка.

  1. Лексическая сторона речи

Навыки распознания и употребления в речи 1400лексических единиц, из них 800-900 для активного усвоения.

Грамматическая сторона речи

Признаки нераспространенных и распространенных простых предложений, безличных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, использования прямого  и обратного порядка слов. Навыки их распознания и употребления в речи.

6.4. Социокультурная осведомлённость

В процессе обучения немецкому языку учащиеся знакомятся: с названиями немецкоязычных стран, их столицами, флагами, достопримечательностями; литературными персонажами и сюжетами популярных произведений, а также с небольшими отрывками художественных произведений, стихами, песнями на немецком языке; формами речевого и неречевого поведения, принятого в немецкоговорящих странах.

6.5. Специальные учебные умения

Обучающиеся овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками:

  •  пользоваться немецко-русским и русско-немецким словарями
  • пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
  • вести словарь;
  • пользоваться языковой догадкой;
  • делать обобщения на основе анализа изученного грамматического материала;

6.6. Общеучебные умения и универсальные учебные действия

Обучающиеся

  • совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках английского языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, читать с поиском информации. с полным пониманием и т.д..);
  • овладевают более разнообразными приемами раскрытия значения слова, используя  словообразовательные элементы, синонимы, антонимы, контекст;
  • совершенствуют свои общеречевые коммуникативные умения как в диалогической, так и в монологической речи;
  • учатся осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
  • учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия, а также социокультурная осведомлённость осваиваются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности.

  1. Примерное тематическое планирование предметного содержания устной и письменной речи по классам

Продолжительность курса 272 часа. 7 класс -68 часов, 8 класс – 68 часов, 9 класс – 68 часов, 10 класс – 68 часов.

В данной рабочей программе при распределении предметного содержания УМК учитывается интегративный характер предмета «Немецкий язык», принцип концентрического освоения материала, необходимость многократного повторения языковых средств, изучаемых лексических единиц, речевых клише для их полноценного усвоения учащимися. Вместе с тем тематическое планирование обеспечивает разнообразие видов учебной деятельности и коммуникативных задач, выполняемых в рамках изучаемой тематики, их постоянное обновление и постепенное усложнение.

При наличии дополнительных часов на изучение немецкого языка учитель имеет возможность дополнять темы, обеспечивающие достижение планируемых результатов, материалами повышенного уровня сложности, добавляя соответствующее количество часов в календарно-тематический план. Возможно также использование материалов повышенного уровня сложности при планировании различных направлений внеурочной деятельности по немецкому языку.

Темы

7 класс

      0.        Вводная беседа о немецком языке. Общее в немецком и английском языках. Сравнение формул речевого этикета. Обращение к взрослым. – 2 часа

  1. Почта из Регенсбурга -20 часов

      а) Алфавит

      б) Знакомство

      в) У карты Европы

      г) Квартира

      д) Семья

      е) Характеристика лиц

      ж) счет 1-100

  1. Языковой курс немецкого языка – 22 часа

      а) Занятия на языковых курсах

      б) Внешность

      в) Знакомство

      г) Кто? Откуда? Сколько кому лет?

      д) Профессии

      е) Социальный статус

      ж) Немецкоязычные страны и города в них

      з) Регенсбург

      и) Гамбург

      к) Иностранные языки в странах Европы

      л) Почему представители разных стран изучают немецкий язык

      м) Типичное для немцев и англичан. Что их отличает от русских

  1. Немецкие гости в Москве -22 часа

      а) Достопримечательности Москвы

      б) Сведения о «блошиных» рынках в Германии

      в) Денежные знаки

      г) Разговор по телефону

      д) Транспорт

      е) На улице

      ж) Прогулка по городу

8 класс

1.        Волнения на языковых курсах -16 часов

              а) Прием гостей из Германии

              б) Перестановка в помещении

              в) В магазинах

              г) Сервировка стола для гостей

              д) Вечеринка

              е) Обмен учениками

              ж) Знакомство с семьями, в которых гостят

2.        Новые письма из Регенсбурга -16 часов

              а) Два письма Кириллу от Петера

              б) Зимние праздники в Германии

              в) Весна

              г) Школьная газета

              д) Пребывание Ютты в Москве

              е) Отъезд Ютты в Германию

3.        В Берлин на самолете фирмы «Люфтганза» -16 часов

              а) Полет на самолете

              б) Знакомство  в самолете

              в) В аэропорту Берлина

              г) Приключения Кирилла в Германии

4.        Три дня в Берлине -20 часов

              а) Кирилл в семье Яна

              б) Особенности жизни немецкой семьи

              в) Распорядок дня немецкой семьи

              г) Восточная часть Берлина

              д) Ориентирование в городе по плану

              е) Экскурсия по Берлину

              ж) Ночной Берлин

9 класс

0.        Итак, почему мосты -4 часа

1.        В Регенсбург на поезде -21 час

              а) На вокзале. Как ориентироваться?

              б) Перед отъездом

              в) Путешествие начинается

              г) Вагон-ресторан

              д) На вокзале все случается

              е) кто много путешествует, тот много узнает

2.        Регенсбург – старая метрополия на Дунае- 21 час

              а) Прибытие в Регенсбург

              б) Первая прогулка по городу

              в) вторая прогулка по городу

              г) Желание быть другим: городские зарисовки

              д) Прогулка на катере по Дунаю

              е) Поездка на велосипеде вдоль Дунаю

3.        В школе -22 часа

              а) Школы в Германии. Какие они?

              б) Первые впечатления о гимназии

              в) Стресс в школе

              г) Взгляд на школьную газету

              д) Проекты на занятиях

              е) Разные мнения о гимназиях в Германии

10 класс

1.        Свободное время – удивительное время. - 24 часов

             а) Свободное время. Чем занимаются?

             б) Куда в свободное время?

             в) Молодежный центр. Что это такое?

             г) По вечерам ходим на дискотеку.

             д) Гнев после дискотеки

             е) Свободное время…Любовь

      2.    Проблемы подростков. Они повсюду одинаковые? - 24 часа

             а) Молодежь. Какая она сегодня?

             б) Больше доверия. Может быть это поможет?

             в) Побег из дома. Не это ли решение?

             г) Есть проблемы с самим собой. Или?

             д) Проблемы старые как мир.

             е)  Проблемы подростков повсюду одни и те же.

      3.     Прощание с Германией. – 20 часов

             а) Последняя поездка на корабле по Дунаю перед отъездом

             б) Прощальная вечеринка на свежем воздухе

             в) Последние приготовления к возвращению

        

        8.Описание материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета «Немецкий язык, как второй »

ФГОС предполагает приоритет личностно-ориентированного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по немецкому языку (как второму после английского) «Горизонты» М.М. Аверин 5 класс

УМК: Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л., Збранкова М. «Немецкий язык. Горизонты» для 5 класса....

Рабочая программа по немецкому языку (как второму после английского) М.М. Аверина «Горизонты» 8 класс

УМК: Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л., Збранкова М. «Немецкий язык. Горизонты» для 8 класса....

Рабочая программа по немецкому языку (как второму после английского) М.М. Аверина «Горизонты» 9 класс

УМК: Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л., Збранкова М. «Немецкий язык. Горизонты» для 9 класса....

Из педагогического опыта: преподавание немецкого языка как второго иностранного после английского

Преподавание немецкого языка как второго иностранного после английского в соответствии с ФГОС...

Выступление "Немецкий после английского. Раскрытие образовательного потенциала немецкого языка как второго иностранного языка"

В данном выступлении рассказывается о необходимости и целях изучения второго языка, актуальности изучения немецкого языка как второго иностранного, преимуществах изучения языковой пары английский+неме...