Публичное представление собственного иновационного опыта
материал по немецкому языку по теме

Представление опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление  собственного

инновационного педагогического опыта

Школа-источник познания, но пользуются этим источником наши ученики только тогда, когда школьные уроки соответствуют их потребностям, интересам, запросам, и, чем ближе проблематика этих уроков к проблемам, которые являются значимыми для учащихся, тем больше шансов на успех в учебной деятельности.  Комплекс «незнания языка» мешает современным школьникам в достижении поставленных целей. Поэтому одной из приоритетных задач обучения иностранному языку является развитие у обучающихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

В наибольшей степени повышает продуктивность обучения  участие в социальных проектах, так как  именно они нацелены на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества, умения  адаптироваться к реалиям современной жизни.

Ведущей  педагогической  идеей  опыта является формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках немецкого  языка через  участие в проектах.

 

Длительность работы над опытом составляет три года, хотя основные идеи его использовались  в  практике и раньше.

Работа  над опытом по разрешению противоречия между возможностями традиционного образовательного процесса и использованием метода проектов осуществлялась в  несколько этапов.

На первом этапе была проведена диагностика коммуникативной компетенции  обучающихся, изучена и проанализирована методическая литература, определена тематика проектов.

На втором  этапе проводилась работа по организации обучающихся для участия в социальных проектах, выбирались темы для  групповых проектов, учащиеся получали дополнительную информацию, формировались лексические навыки для обсуждения проектов.

На заключительном этапе проведен анализ хода и результатов проектной деятельности, анализ диагностики, организована защита проектов обучающихся.

Диапазон опыта представляет собой единую систему урочной и внеурочной работы с использованием проектной методики.

 

Изучив  новые  педагогические технологии в обучении иностранным языкам, разработанные группой американских педагогов, так и отечественными педагогами (А.С.Лурье, А.Ю. Горчевым, Е.С. Полат, О.С. Кругловой, И.А. Зимней и др.) я внедрила в практическую деятельность своей работы на уроках – метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, технологию стимуляции  реального общения на иностранном языке. Благодаря удачному сочетанию этих технологий, мне удалось заинтересовать учащихся заниматься проектной деятельностью, создать ситуацию  успеха в группе или команде, при работе над совместным проектом, дифференцировать сложность и объем задания в зависимости от уровня обученности. Это позволило каждому ученику в соответствии с его индивидуальными возможностями, его личными способностями лучше овладеть, усвоить пройденный материал и принести очки своей команде или группе, в которой он работал по созданию проекта. У моих учеников повысился познавательный интерес к изучению немецкого  языка, а значит и уровень их обученности. Использование современных информационных технологий на уроках немецкого языка и во внеурочное время повышает активность учащихся, расширяет их кругозор, дает возможность для расширения языковых и страноведческих знаний. В курсе иностранного языка метод проектов  может  использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Я хочу кратко описать  как  использовалась мною проектная методика  в процессе работы над творческими проектами по теме «ПОКУПКИ». Сначала я разработала план проектной работы, продумала систему коммуникативных упражнений – овладение активной лексикой и отработка грамматических упражнений в рамках учебной темы – это отработка разных типов вопросов, разговорных клише, диалогов – образцов и т.д. Далее я предложила ученикам в скрытом виде проблему, которую нужно выявить и правильно сформулировать. Для этого я использовала наводящие вопросы например – «Как вы смогли решить проблему, продавая экологически чистые продукты питания?», «Что вы для этого сделали ?», или « Как вы контролируете цены в вашем магазине?», « Какие формы обслуживания в вашем кафе?» и др.по тем пунктам плана, которые наметила заранее, чтобы помочь учащимся раскрыть ситуацию и  чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению. Затем мы перешли к коллективному обсуждению этих пунктов. После обсуждения учащиеся определились по подгруппам, с кем им комфортно работать и общаться, и разрабатывали собственный проект по принятому плану. Учащиеся разработали такие проекты как «продовольственный магазин», « магазин бытовой техники», «кафе», « киоск». На следующем этапе учащиеся работали  над текстами, которые служили содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Конечно, основная поисковая работа велась  во внеурочное время, хотя на уроке я отводила 10 минут работе над проектом. На последующих уроках ребята приносили накопленный материал, анализировали информацию, рисунки, , макеты магазинов, киосков, распределяли роли и т.д. и оформляли свои работы в группе. Назначался день защиты проекта. Группа вывешивала свой проект, сопровождала его устным комментарием на   немецком  языке – разыгрывались диалоги с «покупателями», «клиентами», проводились беседы с «менеджерами», «директорами магазинов», разыгрывались рекламные ролики о продукции на «телевидении» и т.д. Учащиеся других групп задавали вопросы, выбирали самые лучшие проекты и обосновывали почему. Далее я предлагала один из вопросов для общего обсуждения например – «Какие формы обслуживания покупателей вам понравились больше всего и где?», «Почему  вы выбрали это заведение общественного питания?». Важным моментом было подведение итогов. Я использовала различные способы поощрения учащихся – не только оценка «отлично», но и лучшие проекты  вывешивались на стенде «Наше творчество» в классе, выставлялись на  школьной выставке к семинарам, педсоветам, конференциям и т.д.

Занимаясь самообразованием, я освоила компьютерные технологии, Интернет- технологии, прошла дополнительную подготовку на спецкурсе по программе Intel «Обучение для будущего» . Мне и моим ученикам стало тесно в рамках проектной деятельности, создавая проекты только на бумаге, я решила совершенствовать умения и навыки работы учащихся  с программами Microsoft Word, Microsoft Explorer, Microsoft Power Point. Научились правильно использовать электронные ресурсы и Интернет для создания презентаций в рамках учебных тем.  Применение компьютерных презентаций в учебном процессе как на уроках, так и во внеурочной деятельности позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала, проводить занятия на качественно новом уровне, повышать мотивацию и познавательную активность учащихся. С целью дать своим учащимся возможность использовать передовые информационные технологии в самостоятельных исследовательских работах  и развивать их учебно-познавательную и творческую деятельность, я организовала кружок немецкого языка «! Учимся! Играем!» в сентябре 2011 года. Нашей группе предложили принять участие в конкурсе проектов, Ребята исследовали актуальный вопрос «Могут ли люди вести здоровый образ жизни?». В рамках проекта ребята анализировали результаты своих исследований по следующим направлениям: «Так ли важно для учащихся нашей школы заниматься спортом?», «Смотреть спорт по телевизору или заниматься в спортивных секциях?», «Как быть здоровым?». Учащиеся разделились на три мини группы, наметили цели и объекты своих исследований, составили план поэтапной работы над проектом. Творческие отчеты учащихся были выполнены в виде компьютерных презентаций. Я научила школьников работать  с дополнительными источниками информации, пользоваться электронными ресурсами и Интернет, техническими средствами как сканнер, цифровой фотоаппарат, флеш картой. Научила учащихся обобщать материал, делать выводы, излагать мысли кратко и лаконично. Это привело нас к работе над новым проектом «Могут ли люди жить в экологически чистом городе

Ведущими аспектами в овладении  иноязычной культурой  в 8-ом классе по учебно-методическому комплексу (УМК )И.Л.Бим. и др. являются познавательный и учебный.

Страноведческие знания составляют содержательную основу учебника. Сравнивая жизнь   зарубежного сверстника и самих себя, чужую страну со своей,  я учу своих учеников выделять общее и специфическое, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Сравнение  требует от учащихся проявления собственного мнения, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу, что, в свою очередь, стимулирует и мотивирует стремление постоянно увеличивать и углублять объем знаний о своей стране и о других странах. С этой целью я предложила своим восьмиклассникам выйти в глобальную сеть Интернет и помочь мне осуществить обмен информацией по электронной почте с жительницей г. Дюссельдорф.  и материал, который она  переслала мне, касался ее родственника, проживавшего на территории Мордовии в конце 19-го начале 20-го веков. Мое предложение заинтересовало ребят,  и я решила организовать совместную  учебно-познавательную, творческую деятельность. Благодаря такой работе я создаю языковую среду и условия для формирования потребности  в использовании иноязычной культуры как средство реального общения  в процессе межкультурного взаимодействия. В данном случае диалог культур происходит самым непосредственным образом с первых же обменов письмами. Ребята каждый раз знакомятся не только с информацией, значимой для решения нашей общей проблемы, но и с особенностями культуры, традициями страны изучаемого языка. Так, например, изучая по учебнику тему «Праздники, традиции и обычаи» в Германии, готовясь к зачетному уроку, ребята получили письмо от Ирен, в котором она описала, как в ее семье готовятся к Рождеству и как его празднуют. А так как ребята хорошо усвоили учебный материал по данной теме, им было не трудно перевести письмо с немецкого языка, да еще они  узнали новые слова, обозначающие названия традиционных немецких блюд и напитков. В результате урок-зачет прошел на хорошем уровне, ребята старались поделиться со своими одноклассниками информацией, из самых первых рук, которой нет в учебнике, приготовили постеры с немецкими  рождественскими блюдами, прослушали гимн, который поют по всей Германии на Рождество. После прохождения темы «Путешествие по Германии», ребята готовили проекты – свои творческие отчеты. Самые лучшие из них мы, по просьбе Ирен, собираемся отправить в Дюссельдорф. А так как Ирен(уроженка г. Саранск) со своей семьей собиралась  посетить Россию и наш город в этом году, мы решили отправить им проект «Любимый город», который готовила группа мальчиков к Дню города. Стимул досконально понять все, что пишет наша соотечественница, донести свои мысли до нее, очень притягателен для моих ребят. Все свои письма они готовят  в своих малых группах во внеурочное время, обсуждая всю добываемую ими информацию. Каждый ученик при этом имеет свое задание и вносит свою лепту в общее дело. В данном виде деятельности я использую технологию метода проектов, эффективность которого в практике обучения иностранным языкам весьма высока. Лучше стали показатели работы учащихся по всем видам речевой деятельности: улучшается качество перевода текста, значительно совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяется кругозор учащихся, отмечается развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на немецком языке.

Новизна опыта

Степень новизны заключается в сочетании элементов развивающего,  практико-ориентированного обучения  и технологии критического мышления при разработке  новых методов и форм работы над социальными  проектами для формирования коммуникативной компетенции. Опыт может быть успешно использован учителями английского языка общеобразовательных школ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного иновационного педагогического опыта

«Формирование духовно-нравственных ценностей при ФГОС на уроках истории и обществознания»....