ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
статья по теме

Из материалов к аттестации -2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

  Вот уже несколько лет моей проблемой по предмету является «Грамматический аспект в обучении письменной речи на начальном этапе».   Актуальность этой проблемы обусловлена требованиями современного общества, общества XXI века – мира информационных технологий и межкультурного общения и обмена информацией, и в некотором смысле, письмо можно рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п.. Такой подход обеспечивает знакомство учащихся с культурой стран изучаемого языка, способствует расширению не только кругозора учащихся и их фоновых знаний, представлений о культуре и традициях стран, но и вовлечения в среду общения с носителями другого (иностранного) языка, обеспечивает взаимопонимание между собеседниками.

 Перспективность опыта обусловлена возрастающим интересом к иностранному языку. А также существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».  Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником.

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Владение иностранным языком (устное и письменное общение на языке, знание культуры общения, речевого поведения, правил речевого этикета, культуры других носителей языка) является одним из условий приема работодателем на работу, так как предприятиям очень часто приходится иметь дело с иностранными деловыми партнерами.

Своеобразие и новизна опыта.

Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке. Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее.

 Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным. И письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Таким образом, успешное обучение письму на начальном этапе способствует совершенствованию навыков письма, конечным результатом которого является выполнение письменной части ЕГЭ по английскому языку, состоящее из написания сочинения и личного письма.

 Наличие теоретической базы опыта.

В своей работе я опираюсь на личностно – ориентированные развивающие педагогические технологии, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели .

Распространенные объяснительно-репродуктивные технологии не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Они могут дать приращение знаний, умений, навыков, но не приращение развития. Чтобы обеспечить развитие, необходимо ввести учебный процесс "в зону ближайшего развития" (Л. Выготский, Л. Занков). Этим и обладает проблемное обучение. Оно предполагает наличие особого, внутренне -противоречивого, проблемного содержания; но чтобы обучение приобрело проблемный характер, этого недостаточно.

Проблемы с объективной необходимостью должны возникнуть в сознании учащихся через проблемную ситуацию.

Проблемная технология предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию. Следовательно, ученик должен уходить с урока с проблемой.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

•        от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;

•        от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

•        от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

•        от внешней мотивации учения к внутренней нравственно – волевой регуляции.

Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся…

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

Я считаю, что использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более  интересным, создает у детей хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности  в обучении. Я использую их на разных этапах урока. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя решают различные коммуникативные задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В современной методике по обучению письму и письменной речи на иностранном языке получило распространение так называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме.

Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов.

Технология постановки проблемного вопроса так же помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так перед изучением новой темы ребятам задается вопрос или создается ситуация, для решение которой требуются новые знания. Этот прием позволяет учителю держать в напряжении одну из пружин процесса обучения – детскую любознательность .

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа детей в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, она позволяет в короткий срок опросить весь класс и при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Ученик  при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

Широко применяю информационно-коммуникационные технологии. Использую презентации при объяснении нового материала, закреплении и обобщении, а также при контроле знаний. Ученики также принимают активное участие при создании презентаций к урокам.

 Ведущая педагогическая идея.

Все перечисленные образовательные технологии помогают достигать лучшего результата  в обучении иностранному языку, повышают познавательный интерес к предмету. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников. В основе деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них, и то, как исключение, требовались бы меры побуждения.

 Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. При обучении письменной речи важна тренировка воображения. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений. Формой письменного задания является подготовка проекта.

Самыми оптимальными и эффективными средствами являются задания проблемно-поискового, сравнительно-сопоставительного и игрового характера, так как они стимулируют творческую, исследовательскую деятельность учащихся и расширяют их кругозор.  Поэтому мы постоянно принимаем участие в конкурсах, олимпиадах, а также активно используем современные информационные технологии, которые позволяют погрузить нас в мир иноязычной среды. Так, например, участие в межрегиональном конкурсе на лучший перевод дает нам возможность переводить тексты, которые ранее не были переведены и тем самым заинтересовать учащихся проблемой перевода, которая тесно переплетается с моей педагогической проблемой. Причем некоторые учащиеся очень серьезно относятся к конкурсам, и об этом свидетельствует их желание участвовать в них. Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям служит стимулом для участия в олимпиадах, конкурсах, в выпуске газет и т.п. Происходит и обратное влияние: участие в различных конкурсах, в занятиях спецкурса, на которых предлагаются занимательные задания, страноведческие викторины могут возбудить интерес к самому иностранному языку.

 Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. На своих уроках развиваю познавательный интерес и познавательную деятельность по смысловым блокам: занимательность, наглядность, игра, проблемное обучение и нестандартные уроки.

Познакомившись на уроке с сайтами, на которых представлена аутентичная информация, учащиеся дома с помощью сети интернет самостоятельно могут просматривать фильмы на языке, читать книги, слушать новости, выполнять тесты в режиме On-line. Таким образом, использование межкультурного компонента в обучении языку способствует стимуляции интереса к языку, мотивации учения, развитию образного мышления, формированию образно-художественной памяти, более осознанному овладению языком как средством общения и, что тоже очень важно, развитию самостоятельности. И это доказывается увеличивающимся количеством участников в конкурсах, например: количество участников конкурса «Британский Бульдог» в 2010-2011 учебном году составляло28 человек, в 2011-2012 учебном году количество увеличилось до 34 участников. Наиболее интересным для учащихся является живое общение на иностранном языке, например, в социальной сети http://www.facebook.com/, http://www.meinland.ru/portal.php и другие. Ребята знакомятся друг с другом, рассказывают о событиях в стране, делятся своими впечатлениями, и делают это на иностранном языке. Большой плюс «живого общения» в сети – знакомство с традициями и культурой общения других стран и расширение словарного запаса учащихся, которое осуществляется с целью понять то, о чем рассказывает собеседник. Заинтересовавшись, ученик листает словари или же прибегает к непечатным изданиям, то есть электронным словарям, словарям в режиме On-line. Одновременно он учится работать с компьютером, находить необходимую информацию. Так что все вышеперечисленные компоненты образуют цепь действий, ведущих ученика к достижению его цели, результатом которой является изучения языка, причем в диалоге культур. Помимо этого, на уроках я применяю сравнительный анализ.

 Результативность опыта.

В результате использования вышеописанных подходов в изучении английского языка удается:

     - раскрыть всесторонние способности учащихся;

     - повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

     - научить учащихся быть более уверенными в себе;

     - научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;  

      - повысить качество знаний учащихся.  

 Проекты ребята, конечно же, выполняют с большим интересом. Поэтому в своей работе я стараюсь прибегать к творческим заданиям, проектам, пытаюсь дать ребятам возможность найти информацию в интернете, с тем, чтобы они могли уметь работать с информацией иноязычного содержания, приобретая при этом навыки и умения понимать «иноязычный текст». К тому же я тоже пытаюсь себя реализовывать, участвуя, например, в семинарах, читая доклады, показывая уроки, участвуя в конференциях,

Результатом работы является заинтересованность учащихся предметом, их участие в конкурсах различного уровня. Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес учащихся к моему предмету, их овладение целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

 Возможность тиражирования.

Свои наработки: конспекты и презентации к урокам, выступления, тестовые задания  представлены на сайте – http://nsportal.ru/user

Основные формы и приемы работы с учащимися представлены на различных семинарах, научно – практических конференциях, показаны на открытых уроках ОУ и выступлениях.

Директор школы                                             Н.М.Гладышева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Обобщаю опыт работы над проблемой " Использование компетентностного подхода с использованием новых технологий на уроках русского языка и литературы"....

Публичное представление собственного инновационного опыта «Личностно-ориентированное обучение как ведущий подход современной образовательной политики».

Из  опыта работы учителя истории и обществознанияМБОУ «Приреченская СОШ» Рузаевского муниципального районаЧервяковой Людмилы Васильевны Российское образование сегодня переживает ответс...