Публичное представление собственного инновационного опыта
статья по русскому языку по теме

Жемкова Ольга Константиновна

 

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потому основные задачи урока направляю на развитие умения мыслить с помощью языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_3.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных потребностей у учащихся

на уроках русского языка и литературы

         Я всегда была уверена в том, что учитель-словесник, как ни какой другой специалист, призван формировать этические устои личности, развивать ее душевный и духовный потенциал. Литература - часть культуры, представляющая вечные нравственные и этические ценности, путь освоения которых детьми и есть основа и путь их личностного становления и развития.

     «Погружаясь» с учениками в Слово, в его происхождение, историю, современное осмысление, я пытаюсь приобщить к общественным ценностям своих учеников, приблизить их к пониманию и окружающего мира и самих себя. И поэтому мое педагогическое кредо сложилось таким - Развитие гармоничной личности на основе сотрудничества творчества учителя и ученика и самостоятельного поиска истины.

     Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потому основные задачи урока направляю на развитие умения мыслить с помощью языка.

      Овладение речью - это процесс творческий и воспринимать его как чисто технический навык в корне не верно. Потому считаю важным:

- развивать не только письменную речь, но и устную главным образом, т.к. именно она готовит учеников к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи;

-развивать способности не только к монологической речи, а в первую очередь к диалогу, т.к. речевое общение включает в себя и умение слушать и слышать собеседника, наблюдать, фантазировать, мыслить;

-прививать навыки речевого мышления, речевого творчества, адекватного восприятия чужой речи.

Важно сформировать коммуникативную потребность, т.к. ученик, овладев тем или иным речевым умением, расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей, поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, почувствует радость творческого роста.

Формировать мышление можно, если учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений; отделять в высказывании главного от второстепенного; аргументировать свои высказывания и понимать аргументы собеседника; анализировать и прогнозировать; оценивать свои и чужие высказывания; отстаивать ту или иную точку зрения.

 

В 2009 году мной  разработана  концепция опытно-экспериментальной работы «Формирование коммуникативных потребностей у учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Цель – создать целостную систему работы по формированию коммуникативных потребностей  при обучении русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. выявить сущность коммуникативных потребностей обучающихся;
  2. определить содержание, формы, методы и приёмы формирования коммуникативных потребностей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности;
  3. создать педагогические условия успешного формирования коммуникативных потребностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

Система работы

Система работы по формированию познавательной самостоятельности учащихся по русскому языку и литературе состоит из следующих компонентов:

  1. содержание;
  2. формы;
  1. методы и приёмы;
  1. педагогические условия.

Содержание

Система работы по формированию познавательной самостоятельности учащихся по русскому языку и литературе не возможна  без внедрения в современный образовательный процесс технологий развивающегося обучения: проектную технологию, информационно-коммуникационных технологий, технологию проблемного обучения. Уделяю большое внимание внеклассной работе как необходимому условию формирования ситуации  успеха у школьников.  

  Коллектив школы № 8 осуществляет целенаправленную деятельность по организации работы с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет возможность получать в стенах нашей школы интеллектуальное, творческое, физическое развитие.  

     В рамках реализации программы работы с одарёнными детьми в школе  действуют Университет культуры, научно-исследовательское общество «Адонис», выпускается школьная газета «Ступени», редактором которой я была несколько лет. Работа в этих школьных сообществах создаёт условия для выявления и развития потенциала разных видов одарённости, для реализации  личных творческих способностей детей в процессе обучения, научно-исследовательской и поисковой деятельности.

Результативность работы доказывают  победы на муниципальных, республиканских предметных олимпиадах и  конкурсах. Особенно ценным для меня является то, что ребята, творческий потенциал которых раскрылся в школе, продолжили обучение на филологическом факультете, факультетах журналистики в высших учебных заведениях  Саранска, Москвы, С.-Петербурга.

Формы

При организации урочной и внеурочной деятельности по предмету использую коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Самыми эффективными, на мой взгляд, являются групповые формы работы, так как они подразумевают объединение детей по интересам. 

Методы и приёмы 

На уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности использую исследовательский, частично-поисковый, проектный, проблемный, репродуктивный методы и разнообразные  приемы, помогающие формировать познавательную самостоятельность, развивать творческие способности, повышать познавательный интерес, мотивацию школьников.

Предпочтение отдаю методу проектов. В своей деятельности практикую интегрированные проекты (литература  и кино, литература и изобразительное искусство, литература и история и др.). Итогом деятельности, как правило, является создание иллюстрированного сборника творческих работ учащихся.

Опыт работы по учебному проектированию был представлен в форме мастер-классов, творческих мастерских, выступлений на региональном и муниципальном уровнях.        

Педагогические условия 

1. Поэтапность работы

Выделяю три этапа работы: вводный, основной и концептуальный. Такая трёхэтапная система позволяет учащимся активизировать познавательную самостоятельность, развивать интеллектуальные и творческие способности.

2. Дидактическое обеспечение 

Комплекс дидактического обеспечения  может быть представлен в виде трех блоков:

информационно-содержательного;

контрольно-коммуникативного;

коррекционно-обобщающего 

Результативность

О высоком уровне  учебных достижений свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации (2010-2011)

 Результаты ГИА по русскому языку (200/2009г.): качество – 100%;

средний балл – 4

Высокий уровень учебных достижений обучающихся, высокие результаты участия учеников в олимпиадах разного уровня, творческих конкурсах, смотрах, конференциях были отмечены дипломами Международного Московского форума «Одаренные дети», Всероссийского фонда «Новые имена»,  грамотами министерства образования республики, управления образованием муниципального района. За работу с одарёнными детьми награждена Дипломом.

Активно принимаю участие  в различных профессиональных конкурсах и фестивалях. Опыт моей работы по использованию методической системы  представлен  в форме тезисов в различных научно-методических изданиях муниципального, регионального, всероссийского,  а также в сети  INTERNET.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Обобщаю опыт работы над проблемой " Использование компетентностного подхода с использованием новых технологий на уроках русского языка и литературы"....

Публичное представление собственного инновационного опыта «Личностно-ориентированное обучение как ведущий подход современной образовательной политики».

Из  опыта работы учителя истории и обществознанияМБОУ «Приреченская СОШ» Рузаевского муниципального районаЧервяковой Людмилы Васильевны Российское образование сегодня переживает ответс...