Публичное представление собственного инновационного опыта
материал по русскому языку по теме

Семчук Ольга Николаевна

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта Семчук Ольги Николаевны, учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38» городского округа Саранск

            Школа – это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны.

           Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Современный учитель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная деятельность.

     Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

      Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки. В современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала. Все технологии строятся на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом.  

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) 

Алгоритмизация как  способ активизации процесса обучения русскому языку

2.  Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость.

           Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитание грамотного поколения. Грамотность учащихся приходит через умение ставить перед собой орфографические задачи и безошибочно их решать. Имея практику работы в среднем и старшем звене общеобразовательной школы, я пришла к выводу, что наиболее эффективным методом, содействующим выработке осознанных орфографических навыков, является использование на уроках русского языка алгоритмов.  Почему именно алгоритмы? Потому что они способствуют:

осознанному восприятию разнообразных определений и правил, что делает их легко запоминающимися;

прочному и наиболее быстрому усвоению знаний, отработке умений и навыков;

оказанию максимальной помощи ученикам на всех этапах урока;

развитию интереса к предмету, желанию учиться самостоятельно, без принуждения.

        Сам по себе  вопрос алгоритмизации, конечно, не новый. Им занимались и занимаются многие ученые и опытные педагоги

      Мой опыт работы не содержит принципиальных открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленную и практически осуществленную (и осуществляемую) систему использования алгоритмов на уроках русского языка.

Актуальность опыта заключается в следующем:

1. Использование разных видов алгоритмов позволяет сделать процесс изучения материала практически направленным, следовательно, эффективным, способствующим не механическому запоминанию, а овладению способом действия. 

2. Использование алгоритмов облегчает организацию мыслительной деятельности обучающихся в процессе применения правил, учит логике рассуждений, способствует чёткой дифференциации конкурирующих написаний при усвоении орфографического материала.

3. Применение алгоритмов на уроке решает проблему повышения грамотности, создаёт условия для преодоления разрыва между знанием правил и применением их на практике.

4. Применение алгоритмов сокращает путь обучающихся от знаний к умениям и навыкам.

3.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов.

           Каждой технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

              Среди психологических исследований, направленных на совершенствование учебного процесса, важное место принадлежит разработке способов алгоритмизации обучения. Всякий мыслительный процесс состоит из ряда умственных операций. Чаще всего многие из них не осознаются, а иногда о них просто не подозревают. Психологи подчеркивают, что для эффективного обучения эти операции надо выявить и специально им обучать. Это не менее необходимо, чем обучение самим правилам. Без овладения операционной стороной мышления знание правил сплошь и рядом оказывается бесполезным, ибо ученик не в состоянии их применить. Что же такое алгоритм?

Алгоритм – совокупность действий для решения поставленной задачи. Относительно преподавания  русского языка под алгоритмом следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности необходимо выполнить, чтобы применить правило.

          Алгоритмы выполняют две основные функции – исполнительскую и управляющую.   Первая   функция   связана   с   выполнением   в   определенном порядке конкретных последовательных лингвистических действий и операций. Функция управления представляет собой сбор и обработку необходимой информации, её мотивацию и передачу соответствующих указаний, приводящих к решению первой исполнительской функции: прослеживание - контроль - коррекция. Дидактический процесс управления постепенно переходит в самоуправление. Алгоритм включает в себя задание и выполняемое решение, которое устанавливает единственно возможные факты или нормы, дающие основания для нового поиска.

         Благодаря алгоритму, то есть четкому разложению сложного действия на части  и описанию шагов в применении правила,  ученик, выучивший правило, может самостоятельно установить, как им воспользоваться.

           Доказано, что навык, полученный при выполнении упражнений с использованием алгоритмов, оказывается более прочным и надёжным. Правила русской орфографии сгруппированы по опознавательному признаку, по этому же признаку составляются и алгоритмы, которые помогают до минимума сократить количество правил, подлежащих запоминанию, объединить разрозненные орфографические правила, установить связь между отдельными написаниями, дав такие общие нормы, под которые отдельные правила подходили бы как часть целого. В результате орфография перестаёт быть сводом разрозненных правил, ученики видят в ней систему, что облегчает им и понимание, и запоминание.

                   Идея алгоритмизации обучения сегодня принята на вооружение психологами, педагогами, учителями,  воплощение ее в практику сокращает путь обучающихся от знаний к умениям и навыкам, а это, без сомнения, оптимизирует учебный процесс.

             Новизна данного опыта состоит в том, что меняется способ решения проблем, возникающих в нетрадиционных ситуациях  практики функциони рования и развития образовательного процесса.

         Данный инновационный процесс призван помочь перевести инновационные изменения из организационного уровня в содержательный, деятельностный. 

             Практическая значимость опыта состоит в направленности его результатов на совершенствование орфографической подготовки учащихся; в разработке и апробации системы формирования орфографических навыков учащихся на основе алгоритмических предписаний; в направленности школьного обучения как на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, так и на использование их в самостоятельном выявлении новых сторон изучаемых языковых явлений.

4. Наличие теоретической базы опыта

Использование алгоритмических предписаний – один из методов, где выражается репродуктивная деятельность учащихся. В качестве  психолого-педагогической основы обучения  этим методом мною была определена теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина П.Я., следуя которой ребенка нужно провести через следующие этапы:

Мотивация               способ действия                  подкрепление

 наглядностью             внешние речевые действия              действия в уме           навык ;            

     

и  исследования психологов Богоявленского Д.И. и Проколиенко Л.Н..

Проблема алгоритмизации обучения орфографии рассматривается в следующих работах:

1. Алгазина Н.Н. Методика изучения орфографических правил – М.: Просвещение, 1982

2.Бессонова В.В. Алгоритмы на уроках русского языка. – М.: Знание, 2000

3. Жиленко А.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии/ А.Г. Жиленко// РЯШ. – 1986.-№5.

4. Шургина Л.В. Условия поэтапного формирования умений и навыков на уроках русского языка. – СПб.: Питер, 2004.

Основываясь на их трудах, можно смело утверждать, что алгоритмы не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельностью учащихся при овладении языковыми категориями, но и позволяют на нескольких примерах обеспечить ученику прочные знания и умения.

               Данная теоретическая база позволяет в процессе творческой работы реализовать на практике, актуализировать, расширить полученные знания, что способствует стимулированию образовательной активности учащихся с одновременным развитием самостоятельности. Кроме того, в процессе работы происходит накопление опыта самореализации, что очень важно для развития личности.

  5.Ведущая педагогическая идея

         Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний.       Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность, которая придавала  бы учёбе значимый для ребёнка смысл. Стремлюсь удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, адаптировать учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания личности; учитываю индивидуальные особенности личности школьника; активизирую познавательную деятельность путем введения в учебный процесс новых форм обучения; предоставляю право ученику выбрать направление реализации его познавательных потребностей.

          Ведущая педагогическая идея опыта: использование алгоритмов на уроках русского языка способствует формированию лингвистической компетенции учащихся,  способности к овладению новыми формами работы с информацией,  выработке устойчивого интереса к предмету,  развитию логических умений,  творческих способностей и самостоятельности в освоении учебного материала, что, в свою очередь,  положительно сказывается на итоговых результатах обучения учащихся.

6. Оптимальность и эффективность средств.

          От того, насколько продумана учителем организация учебного процесса, во многом зависит успех преподавания, глубина и прочность полученных учащимися знаний, умение на практике, в устной и письменной речи применять их. А это часто определяется тем, насколько четко он определяет направление своей деятельности.  

       Работу по использованию алгоритмов на уроках русского языка начинаю с 5 класса.  

Приступая к работе над алгоритмами, учитель должен знать, что применение алгоритмов при обучении орфографии не всегда возможно и целесообразно. Их необходимо использовать лишь в следующих случаях:

1. если правило предполагает двух- или многовариантные написания (правописание проверяемых гласных в корнях);

2. если правило содержит два и более условий или ограничений (правописание Н и НН в прилагательных и причастиях)

3. если правило предполагает сложный логический или грамматический анализ слов, словосочетаний, предложений (правописание глаголов на тся и ться)

4. если несколько правил обычно смешиваются в процессе письма или же неправомерно объединяются учащимися и для устранения ошибок необходим определённый логико-грамматический анализ, позволяющий разграничить сходные факты.

            По характеру оформления алгоритмы бывают двух видов:

1. политомический алгоритм (алгоритм в виде плана, алгоритм-инструкция), где указывается последовательность операций при определении искомой орфограммы

2.дихотомичесий алгоритм ( алгоритм, представляющий собой описание в виде родословного дерева), который строится по принципу выбора между двумя возможными решениями(«да» или «нет»).

          Я отдаю предпочтение алгоритмам дихотомическим. Используя такой алгоритм, ученик мысленно продвигается сверху вниз, постепенно осуществляя операции выбора из двух возможных вариантов, и таким образом подходит к правильному выбору орфограмм.

           Так как уровень трудности алгоритма зависит от количества вариантов, из которых производится выбор необходимых признаков, считаю наиболее эффективным использование алгоритмов с ограниченным (до 3-ёх) количеством ярусов, идущих по вертикали. Такая модель алгоритма, будучи компактной и обозримой, представляет максимальную возможность для обобщения и классификации материала.

           Проблемным является и вопрос о том, давать обучающимся алгоритм в готовом виде или составлять его с ними. Считаю, что это зависит от объёма и сложности материала, от подготовленности класса. При вводе готового предписания обучающимся отводится пассивная роль, поэтому, чтобы активизировать их деятельность, максимально использую их участие в составлении алгоритма, направляя в нужное русло.

Обучение использованию алгоритмов проходит 3 этапа

1. Подготовительный этап – подготовка базы для работы с новым материалом, актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка. Время, отведённое на эту работу,  зависит от уровня подготовленности учащихся. Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок.

После проведения подготовительной работы вместе с учащимися составляем  правила чтения алгоритма:

1. Пойми, зачем нужен алгоритм, какова его цель.

2. Вникни в смысл каждой команды и каждого вопроса. Если что-то непонятно, разберись сам или попроси помощи.

3. Читай алгоритм в том направлении, в каком движутся стрелки.

4. Встретив развилку, проследи оба выхода. Убедись, что при ответе «да» и при ответе «нет» алгоритм выполняет разумные, правильные действия. 

2. Основной этап

а) знакомство с новым правилом. В отдельных случаях это происходит путём практического усвоения орфографического правила, которое является своеобразной инструкцией, указывающей условия выбора правильных написаний. При этом в правиле выделяем определённые структурно-семантические части, в которых формулируются

-утверждение определённой нормы;

-условия, при которых действует данная норма;

-способы действий, помогающие установить норму;

-способ обозначения выбранного написания.

Исходя из этого, определяем общий ключ к анализу правила с целью освоения алгоритма:

-что пишется (норма);

-в каком случае (условие)

- что обозначает(обозначение)


б) в результате беседы с учащимися на доске появляется запись алгоритма, который позже дети запишут в специальную тетрадь.

в) после изучения правила, руководствуясь алгоритмом, дети объясняют 5-7 слов, грамотно написанных на доске с изучаемой орфограммой.

г). Затем выполняются тренировочные упражнения.

           Например, из предложенного текста ученики должны найти слова с новой орфограммой и объяснить их правописание. Это упражнение выполняется устно. Для письменного упражнения готовлю запись на доске или карточку с пропущенными буквами или скобками в словах только на изучаемое правило. Затем провожу предупредительный диктант с обязательной записью на доске. при этом надо следить, чтобы ученик сначала называл условие выбора орфограммы и только потом саму орфограмму.

          После коллективной работы следует полуколлективная. Учащиеся самостоятельно(про себя) определяют написание и лишь после проверки учителя записывают слово. В 5 и 6 классах на этом этапе можно использовать сигнальные карточки. Они помогают учителю видеть, как все дети поняли правило, видеть, кто ошибся, провести индивидуальную работу и тем самым предупредить ошибку.

           Полусамостоятельная работа – это чаще предупредительный диктант, можно предложить выборочный или выборочно-распределительный диктант.

           А потом можно предложить выполнить самостоятельное упражнение. оно может быть взято из учебника или проведено в форме диктанта «Проверяю себя». Такая работа проверяется  уже после её написания, и самым эффективным приёмом является самопроверка или взаимопроверка.

3. Этап сокращения операций.

           На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции совершаются параллельно, некоторые интуитивным путём, без напряжения памяти. Процесс свёртывания происходит разными путями у разных учащихся.

          Изучаемую орфограмму «обкатываю» не менее чем на 20-25 написаниях, ведь правило, не усвоенное на уроке, остаётся не усвоенным и после выполнения домашнего задания.

            В домашнее задание наряду с упражнениями на изучаемую орфограмму обязательно даю задание на все виды разборов.

           Основным критерием эффективности урока является конечный результат – достигнута ли его цель, что усвоили и как усвоили учащиеся, какие конкретные результаты они имеют.

           В работе по проверке  знаний, умений и навыков учащихся наряду с традиционными диктантами с грамматическим заданием использую тестовые задания.

          Главное в обучении орфографии – это предупреждение ошибок, главное –не допустить неверных зрительных и руководительных ощущений. Обо всём этом нужно помнить особенно на этапе первичного закрепления, при подборе упражнений. Ведь положительный результат даёт не разнообразие упражнений, а их целесообразность. «Системность упражнений, писал К.Д. Ушинский, есть первая и главнейшая основа их успеха, и недостаток этой системности – главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения дают плохие результаты».

                  Современный урок требует того, чтобы 80% на уроке работали, добывали знания, догадывались, ошибались, но приходили к открытию знаний сами дети, конечно же, под непосредственным руководством учителя. И именно алгоритмизация обучения позволяет добиться мне этого

            Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм. При отработке правописных навыков алгоритмы являются предметом и средством усвоения знаний, что способствует не только активному углубленному повторению и  закреплению правил орфографии, позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся, развивая их самостоятельность в познавательной и практической деятельности, а также креативные способности учеников. 

7.Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых

Целенаправленная систематическая работа по применению на уроках алгоритмов дала положительные результаты:   

                - обучение детей с любыми индивидуальными данными;

- совершенствование орфографической грамотности учащихся;

повышение интереса к изучению русского языка;

повышение эффективности управления   познавательной деятельности учащихся;

повышение качества знаний по изучаемому предмету;

             Данная методика помогла добиться 100% успеваемости и стабильных показателей  качества ЗУН по русскому языку:

2008-2009г. (  7А - 48,2% ; 7 Б – 64%; 8А – 64% )

2009-2010 (5 Б – 72,4% ; 8А -37% ; 8Б – 68%; 9А- 69,23%)

2010-2011(5Б -86,96%  ; 6Б -44,82% ; 9А – 55,5% ; 9Б -   69%)

2011-2012( 5А -74% ; 5Б – 73,1% ; 6Б – 54,5%; 10А – 86,2% )

Результаты внешнего мониторинга по русскому языку также свидетельствуют о стабильных знаниях учащихся:

2008-2009 г. 7А класс (диктант по линии ГУО)  на начало учебного года  % качества составил 55,5%, на конец учебного года – 52,17%;

7Б  класс (диктант по линии ГУО) на начало учебного года % качества составил 73,9%, на конец учебного года – 41, 2%.

          Снижение качества в конце года, возможно, обусловлено тем, что входной диктант писали с одним учителем, а итоговый  - с другим.

2009-2010г. 8А класс (диктант по линии ГУО)на начало учебного года  % качества  составил  37%, на конец учебного года – 48%;

8Б класс (диктант по линии ГУО) на начало учебного года % качества составил– 31,5%, на конец учебного года – 60,8%

 Результат внешнего мониторинга по линии МРИО 8 А класс % качества – 59%, 8Б класс % качества -52%

2010-2011г. 5Б класс (диктант по линии ГУО) на начало учебного года  % качества составил  90,47%, на конец учебного года – 71,42%;

2011-2012г. 6Б класс( диктант по линии ГУО)  на начало учебного года  % качества – 52,38%, на конец учебного года – 73,6%;

Прочные знания учащихся подтверждаются и результатами ГИА

год

2009-2010

2010-2011

класс

9 «А»

9 «А»

9 «Б»

Участв.в ГИА

25

26

24

 «5»

6

2

5

«4»

12

13

9

«3»

7

11

9

«2»

0

0

1

% кач.

72

57,69

58,33

% обуч.

100

100

95,83

Ср.б

3,96

3,65

3,75

Подтв.

17(68%)

22 ( 4,61%)

17(70,83%)

Повысили

5(20%)

2 ( 7,69%)

2 ( 8,3%)

Понизили

3(12%)

2 (7,69%)

5 (20,8%)

Мои учащиеся  принимают участие в Муниципальной олимпиаде школьников по русскому языку:

2008-2009г. – Жичкина Екатерина (8 Б класс) – победитель

2009-2010г.  – Жичкина Екатерина (9 Б класс) – участие

2010-2011г.  – Шалмина Яна (10А класс) - участие  

8. Возможность тиражирования

В  целях обмена опытом с коллегами, я провожу  открытые уроки:

2009-2010 г. Урок русского языка в 5 «Б» класс «Путешествие в страну Лексика»

2010-2011г. Урок русского языка в 6 «Б» классе «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»

2011-2012 г. Урок русского языка в 5 «Б» классе (в рамках аттестации ОУ) «Имя прилагательное как часть речи».

Выступаю на заседаниях кафедры гуманитарных наук(«Творческий подход учителя к урокам» - 2010г.), педсоветах («Нестандартные уроки как одна из форм учебно-познавательного процесса» - 2009 г.)

Разработанные материалы размещаю на сайте: http://www.proshkolu.ru/user/Semchukon  и  http://nsportal.ru/semchuk-olga-nikolaevna

Приложение.

Урок  русского языка в 6 классе (с использованием алгоритма).

« Правописание не с именами существительными»

Цель:

обеспечить усвоение нового материала;

формировать навыки правописания «не» с именами существительными.

формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное и создавать алгоритм для работы с орфограммой.

Ход урока.

Орг. момент.

Учитель: Ребята, сегодня очень важный урок, потому что мы с вами сделаем открытие. А вы знаете, кто делает открытия?

Ученики: Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.

      Давайте же сегодня на уроке и мы будем научными исследователями.

Актуализация знаний .

- Записать предложение

 «Нет ничего такого в нашей жизни, что не передать бы русским словом: звучание музыки, блеск красок, неясность сна»

Схемой объяснить постановку знаков препинания.

Устно объяснить выделенные орфограммы

Всегда ли «не» с глаголами пишется раздельно?

Вспомните глаголы , которые без «не» не употребляются (Ненавидеть, негодовать и т.д.)

- Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?

- Сформулируйте тему и цель нашего урока.

 - Запись темы урока.

 Объяснение нового материала: 

Знакомство с материалом для наблюдения § 43.

Сделайте вывод, как пишется «НЕ» с именами существительными?

Когда пишется слитно, когда раздельно?

С существительными не пишется слитно, если:

1)   слово не употребляется без не: ненастье, невежда, неряха;
2)   существительное с 
не можно заменить близким по значению словом или выражением без не: неприятель (враг), неправда (ложь), невнимательность (отсутствие внимания).

С существительными не пишется раздельно, если в предложении есть или подразумевается противопоставление: Он не друг, а просто знакомый.

 Далее совместно сучащимися составляем алгоритм «Правописание «НЕ» с именами существительными».

Найдите существительное с НЕ

Определите, употребляется ли существительное без не?

да                                                                          нет

Есть ли противопоставление с союзом а?                     слитно

да                                   нет

раздельно                                   слитно

Алгоритм записываем в специальную тетрадь.

Применение алгоритма на практике        

Попробуем применить его в работе. На доске даны предложения.

Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не. Запишите предложения.

1)Ум определяется (не) возрастом, а головой.

2)Каждая (не)удача прибавляет ума.

3) Видно (не)ряху по грязной рубахе.

 Закрепление  изученного. 


1. Объяснительный диктант.

    Объясните значения данных слов с помощью синонимов. Синонимы запишите и объясните орфограмму.

Ложь, враг, болезнь, горе, грубость, подозрительность, беспорядок.

Д л я  с п р а в о к:  недруг,  неправда,  недуг,  невежливость, несчастье, непорядок, недоверие.

2
. Распределительный диктант.

    Выпишите, раскрывая скобки

 1 вариант - словосочетания с существительными, в которых не- является префиксом

2 вариант – словосочетания  с существительными, в которых не- - часть корня. Свой выбор обоснуйте.

(Не)брежность в работе, рассказывать (не)былицы, оказаться (не)веждой, остановиться в (не)решительности, (не)точность в расчётах, большие (не)взгоды, (неаккуратность ученика, (не)приветливость в обращении, (непримиримость к врагу, (не)урожай зерновых, (не)организованность в работе, (не)вежливость в общении.
Взаимопроверка.


В это время 1 учащийся работает у доски с карточкой:
   Спишите загадки вместе с отгадками, раскрывая скобки и вставляя нужные буквы. Объясните правописание не с именами существительными.

1. Круглая, а (не)месяц(ь?), ж..лтая, а (не)со..нце, сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мыш.. . 2. Что же это за девица? (Не)швея, (не)мастериц.., ничего сама не ш..ёт, а в иголках круглый год. 3. (Не)девица, а в зеркало глядит(ь?)ся, (не)старуха, а голова серебрит(ь?)ся.

Лексическая разминка: А теперь помогите разгадать путаницу:

Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака «Кот и лодыри». Лодыри с возмущением говорят: «Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа». В чем ошиблись герои?

( Ребята перепутали значение слов невежа и невежда.

 Эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом ведать, т. е. знать. Интересно, что этот корень есть и в слове ведьма: она все знает. Человек, который мало знал, назывался невежа, а по-старославянски – невежда. В современном русском языке значения этих слов разошлись : невежа-тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа- это невежливый, невоспитанный человек. А слово ведьма в сов. рус. яз. потеряло связь со словами невежа и невежда.)

Итак, в своих тетрадях составьте словарную статью:

Невежа – это…

Невежда – это…

 Контроль за усвоением материала: решение теста:

Тест по теме «Не с существительными»

1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

                              1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

               2. Полная (не)лепица.

               3. Причины (не)успеваемости.

2.  Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

Прилив (не)нависти.

(Не)знание предмета.

Жизнь красна (не)днями, а делами.

3.  Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

Видно (не)ряху по грязной рубахе.

Говорить (не)правду некрасиво.

Говорить (не)правду, а ложь.

4.  Не с существительными пишется раздельно.

(Не)везение преследовало меня.

(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

                        3.(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

5.   Не с существительными пишется раздельно.

Учение - красота, а (не)учение - слепота.

Сила с (не)правдою не уживаются.

Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание: § 43, используя алгоритм,  выполнить упражнение 238.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Обобщаю опыт работы над проблемой " Использование компетентностного подхода с использованием новых технологий на уроках русского языка и литературы"....

Публичное представление собственного инновационного опыта «Личностно-ориентированное обучение как ведущий подход современной образовательной политики».

Из  опыта работы учителя истории и обществознанияМБОУ «Приреченская СОШ» Рузаевского муниципального районаЧервяковой Людмилы Васильевны Российское образование сегодня переживает ответс...