мотивация учащихся
учебно-методическое пособие по немецкому языку на тему

Ванаева Елена Анатольевна
что такое мотивация, виды мотивации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация учащихся школы изучать немецкий язык

В последнее время интерес к изучению иностранных языков многократно возрос, и условия современной жизни предъявляют всё большие требования к осознанному владению иностранным языком. Это вызвано, прежде всего, социальным заказом общества. Весь комплекс общественных дисциплин, в том числе и иностранного языка, призван обеспечить подготовку учащихся к жизни в меняющемся мире, способствовать овладению формами межличностного и межнационального общения.

       В настоящее время обществу требуются высокообразованные люди, владеющие иностранным языком. Однако именно из-за иностранного языка учащиеся и их родители сталкиваются с рядом проблем, возникающих вследствие дилеммы, какой язык выбрать для изучения, какой язык престижнее. Проблема выбора иностранного языка для изучения учащимися в школе является одной из важных проблем современной языковой политики. К сожалению, выбор иностранного языка учащихся и их родителей происходит чаще не в пользу немецкого языка, особенно в последнее время.

       Новые экономические и социально-политические условия с одной стороны, а с другой – большая свобода образовательных учреждений в выборе содержания образования существенно изменили соотношение традиционно изучаемых в общеобразовательной школе языков: количество учащихся, изучающих немецкий язык, сократилось. И, поэтому учителю просто необходимо привлечь ученика выбрать для изучения немецкий язык. Основная цель, стоящая перед школой – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. К таким условиям относится организация деятельности ученика, а деятельность невозможна без мотива. “Деятельности без мотива не бывает”, подчёркивал выдающиёся психолог А. Н. Леонтьев. «К мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы». В Государственном стандарте общего образования говорится об ориентированности содержания обучения на развитие мотивации учеников к изучению предмета “иностранный язык”. Мотивация – необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной. Вопросам повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету “иностранный язык” уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике преподавания этого предмета. Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей, т.е. мотивация, обозначает систему факторов, определяющих поведение человека. Следует дать краткие определения составляющих факторов понятия " мотивация ". Потребностью называют состояние нужды (в данном случае) человека в определённых условиях, которых ему недостаёт для нормального развития. Мотив выступает в сознании человека как объект или цель, на которую, в конечном счете, направлено поведение. Мотив всегда связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью, речью. Мотивацию "запускным механизмом" всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, поэтапный и конечный результат. Если нет успеха, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, стремления, желания и намерения. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Опыт показывает, что происходит её снижение от класса к классу. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель должен владеть всеми видами мотивации.

  • Внешняя мотивация - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (широкая социальная мотивация). В свою очередь она разделяется на широкую мотивацию. Такая мотивация процесса учения связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, перед дорогими, близкими людьми, связана с представлениями об учении как дороге к освоению больших ценностей культуры, как средстве, позволяющем в более разумной форме сделать людям доброе и полезное и узколичную мотивацию. Она определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию.

  • Внутренняя мотивация - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности (мотивация, связанная перспективным развитием личности.) Весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета "иностранный язык

  • Положительная и отрицательная мотивация - мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной

Так же можно выделить  классификацию  мотивов по П.Б. Гурвичу:

  • Целевая мотивация. Данная мотивация основана на ясном осознании как конечной цели изучения ИЯ, так и цели выполнения каждого задания.
  •  Мотивация успеха. Учащиеся хотят получить что-то реально осязаемое за тот труд, который они затратили, почувствовать, что идут к цели, получают что-то такое, что могут использовать немедленно. (использование знаний языка во внеклассной работе, участие в олимпиаде).
  •  Страноведческая мотивация. Факт перемещения обыденных действий и событий в страну изучаемого языка усиливает интерес учащихся. Сравнительный анализ и сопоставление культурных особенностей стран позволяет лучше понять чисто языковые явления. Моделировать на уроках ситуации Диалога культур. Последние годы это стало особенно актуально. В Примерных программах по иностранным языкам говорится об усилении культуроведческого аспекта в содержании обучения.
  •  Эстетическая мотивация. Изучение ИЯ для учащихся должно превратиться в удовольствие. Ничто в кабинете и на уроке не должно раздражать ученика.
  •  Инструментальная мотивация. Исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работы. Каждому ученику дать возможность выразить себя в любимом и наиболее удающемся виде работ.

Так же психологи выделяют мотивы социальные и познавательные. Первые связаны с созданием комфортности среды, в которой находится школьник, вторые с положительными познавательными переживаниями, обусловленными его учением. Комфортность среды во многом определяется общей атмосферой, царящей в классе. Отношения с одноклассниками часто являются определяющими в их желании ходить в школу. Приёмы, применяемые мной для создания комфортной среды – это сотрудничество учителя и ребят, а также создание положительной эмоциональной атмосферы на уроке. Юмор, эрудиция, интерес к жизни, понимание детей, доброта, такт и другие индивидуальные качества способствуют возникновению положительных эмоций, атмосферы в классе. К наиболее значимым приёмам социальной мотивации, которые я применяю в каждодневной работе, это:

  • Установление отношений сотрудничества между учеником и учителем.
  • Включение ученика в коллективные формы работы.

Это работа над проектами. В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания иностранных языков. Прежде всего, к ним относятся разнообразия, учение с удовольствием. Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Работа над проектом развивает у учащихся самостоятельность. С другой стороны сам проект является результатом большой самостоятельной работы учащихся.

При работе необходимо следующее:

  • Привлечение ученика к оценочной деятельности.

Подростки обладают актуальной потребностью в познании и оценке свойств своей личности, именно поэтому они особенно чувствительны к оценке окружающих. Отсюда их ранимость, обидчивость, бурные реакции на слова и поступки взрослых и одноклассников. Основным мотивом учения старшеклассников являются подготовка в профессиональные заведения. Они готовы заниматься по всем тем предметам, которые необходимы для продолжения образования. В старших классах отметка становится критерием знаний. Мотивация становится внутренней, формируется собственная мотивационная среда. Однако, общая мотивация у учащихся 9х классов выше, чем у учащихся 10-х классов, где наступает расслабление. А это говорит о том, что социальная мотивация у многих учащихся выше, чем познавательная.

  • Создание ситуации успеха.

Для этого использую индивидуальный подход и дифференцированный отбор заданий, чётко определяю цели и задачи урока, упражнений, создаю ситуации выбора. Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей, например, в 5 – м классе, когда учащиеся начинают изучать иностранный язык, для формулировки стоит использовать такие слова, как “играть”, “строить”, “фантазировать”, “разгадывать загадки”, которые предполагают игровые моменты на уроке:

  • Heute spielen wir Märchenpersonen. (Сегодня мы разыгрываем сказочных персонажей).
  • Heute bauen wir eine Stadt. (Сегодня мы строим город). Далее, по мере взросления учащихся, задачи урока тоже усложняются:
  • Wollen wir in Problem der Umweltschutz besprechen! (Давайте обсудим проблему охраны окружающей среды).
  • Ratet mal?(отгадайте)

Познавательные мотивы -  призваны возбудить интерес у учащихся к обучению и его мыслительную активность. Познавательную мотивацию можно создать с помощью целого ряда приёмов. Наиболее часто я использую следующие приёмы:

  • Связь изучаемого материала  с жизнью.

Например, при изучении таких тем, как спорт, музыка, путешествия ит.д., говорим о достижениях в спорте, музыке, о личных успехах в данных областях. При создании проблемной ситуации я чаще всего задаю вопросы после объявления темы, которая активизирует мыслительную деятельность. Например, в 5 – м классе учащиеся только называют самые большие города Германии и общие названия достопримечательностей. В 6 – м классе они могут назвать конкретно некоторые их достопримечательности, а в 7 – м классе они ещё ближе знакомятся с немецкими городами: уже могут сказать, когда был основан город, на какой реке он лежит, чем знаменит, какие достопримечательности можно в этом городе посмотреть, какие музеи посетить и т. д.

Познавательная мотивация может достигаться и другими приёмами:

  • создание проблемной ситуации;
  • использование художественной научно – популярной литературы, произведений искусства.
  • использование сравнений;
  • экскурс в историю;
  • привлечение занимательных примеров, опытов;
  • познавательные игры, дискуссии, другие приёмы.
  • Ориентация на достижение цели.

Содержание урока, как и его задачи, должно быть принято учащимися. Это может быть принято путём усиления личностной ориентации, использования на уроке актуальных событий, применение познавательного материала.

  • Познавательные игры, дискуссии, другие приёмы.

Игровые упражнения уже в самом начале урока настраивает ребят на дальнейшую активную речевую деятельность. Но, чтобы этот интерес не угас, следует придавать игровой характер большинству упражнений на уроке, особенно если они связаны с запоминанием и тренировкой речевых образцов по определённой теме, что само по себе является довольно скучным занятием.

1. “Тяжести”. Учащимся предлагается вспомнить 5–10 разных по тяжести предметов и вообразить, что они их переносят, перемещают, перекладывают. При этом они должны комментировать свои действия “Как тяжело” и т. п.

2. “Уличный сонар” Преподаватель просит ребят представить, что они идут по шумной, людной улице и попробовать лишь по доносящимся звукам представить себе зрительно , что происходит вокруг и описать все события на немецком языке, а также прислушаться к шагам отдельных прохожих и по звуку шагов нарисовать себе внешний вид прохожего, угадать. куда он идёт, какой у него характер, каковы его вкусы, с кем он разговаривает и т. д.

3. “Запомни движения”. Учитель предлагает следить за движениями его рук и запоминать. Он имитирует различные действия, комментируя их. Затем обучаемые объясняют движения учителя. Они должны уметь быстро переключиться с одной группы движений на другую и реагировать на эти переключения в своей иноязычной речи

4. “Книга по кругу” Играющие передают друг другу книгу, передавая её соседу. Каждый должен назвать какой – нибудь предмет. Играющий должен охарактеризовать предмет и объяснить свои действия с ним, а затем передать книгу следующему играющему, называя новый предмет.

5.“Фантастическое животное”.

6.“Продолжи историю”.

Необходимые условия создания мотивационной среды:
а) определение сложности заданий от уровня развития
б) эмоциональный настрой
в) создание ситуации успеха
г) учебно-познавательные игры, упражнения с картинками
д) создание ярких образов

Урок – основа формирования мотивации изучения немецкого языка

Урок иностранного языка на современном этапе обучения, без сомнения, является главным фактором формирования положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Урок – традиционная часть учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе, всё самое главное и значительное в жизни школьника происходит на уроке; уроку отводится не менее 98% учебного времени; именно от урока тянутся связующие нити к внеклассной работе, к формированию и внедрению новых технологий обучения и воспитания – то есть, ко всем звеньям  внутришкольной жизни.

Традиционный урок иностранного языка не способствует формированию внутренней положительной мотивации, так как характеризуется «трансляцией» знаний от учителя к ученику. Транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, а значит не способствует формированию личной заинтересованности учащихся в получении знаний.

     Поэтому, современный урок иностранного языка должен быть организован таким образом, чтобы учащийся выступал как субъект обучения, активно осваивающий знания, что способствует овладению ими на уровне смысла. Огромное значение имеет поведение учителя. Его речь должна быть: аутентичной, то есть именно так в данной ситуации сказал бы носитель языка; нормативной; выразительной, с акцентированием интонационных средств, делающих речь  говорящего более ясной и понятной; адаптированной. В целом учитель как личность должен быть интересен ученикам. Если он не зацикливается только на своем предмете и его интересует жизнь современных молодых людей, их проблемы, а также глобальные проблемы общества, которые предстоит в недалеком будущем решать его ученикам, если учитель умеет передать и объяснить свой интерес учащимся, то они сами будут стремиться к общению с ним.

Использование средств ИКТ на уроках ИЯ.

Компьютер играет всё большую роль в современном образовании. Использование ИКТ многократно повышает эффективность всех вышеперечисленных форм мотивации. Компьютер в функции учителя - это, прежде всего источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство. Для ученика компьютер это учитель, рабочий инструмент, объект обучения сотрудничающего коллектива, игровая среда. ИКТ дают богатейшую возможность для развития личности ученика, развивают его интеллектуальные и творческие способности, его умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. ИКТ помогают более наглядно представлять материал, стимулирует познавательную деятельность и воображение ученика, способствует развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий, а также помогает глубже понять изучаемый материал. Что же такое ИКТ для учителя и ученика:

  • для учителя
  • составление тематических презентаций по новому материалу;
  • составление тестов;
  • подготовка опорных конспектов;
  • моделирование различных учебных ситуаций.

Для учителя всегда есть возможность внедрения в материал рисунков, таблиц, диаграмм, звукозаписи. Например, работая с текстом, применение эффектов позволяет выделить нужный фрагмент текста.

  •  для ученика
  • составление презентаций по изученному и дополнительному материалу;
  • подготовка докладов и т. д.

ИКТ позволяют учителю эффективно сочетать урочную и внеурочную работу с детьми.

Культурное оформление кабинета развивает эстетическую мотивацию учащихся.

Среди множества вопросов, связанных с преподаванием и пропагандой немецкого языка, особое место отводится правильно оборудованному и хорошо оформленному кабинету.

Основная цель функционирования кабинета иностранного языка в школе – это помощь учащимся в развитии речевых навыков и умений, формирование интереса к изучению языка, расширение кругозора, а для учителя – совершенствование приёмов и форм обучения.

В работе кабинета немецкого языка используются следующие принципы:

  • наглядности, обеспечивающие формирование заинтересованности учащихся в изучении иностранного языка и являющейся неотъемлемым источником учебной информации;
  • доступности представляемого в кабинете материала, включающего как учебно-наглядные пособия, так и работы учащихся;
  • системности, обеспечивающей функционирование всех структур кабинета немецкого языка в определённом режиме для достижения поставленной цели.

Государственная образовательная политика в области обучения иностранным языкам основывается на признании важности развития всех языков и создании необходимых условий для их изучения. Языковой плюрализм в нашей стране – следствие произошедших в ней общественно-политических и социально-экономических преобразований. К ним относятся всё большая открытость нашего общества, вхождение его в мировое сообщество, развитие и укрепление межгосударственных, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни в нашей стране. В « Стратегии модернизации содержания общего образования» Министерства образования РФ иностранный язык вошёл в перечень обязательных образовательных областей. Очень важно убедить родителей, детей в перспективности изучения немецкого языка в российских школах, сформировать общественное мнение о целесообразности использования немецкого языка как инструмента общения в диалоге культур цивилизаций современного мира.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Фоминичская средняя общеобразовательная школа»

Мотивация учащихся школы изучать немецкий язык

                                                                                                  Выполнила:

                                                                                    Ванаева Е.А

                                                                             учитель

МКОУ «Фоминичская СОШ»

                                                                                   I категории

        

        

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

Статья «Повышение мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию учащегося гимназии»

Выступление на педагогическом совете о способах повышения мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Анкета: "Мотивация учащихся к занятиям физической культурой" для учащихся основной и средней школы

Анкетирование поможет выявить у учащихся отношение к предметам физкультурно-оздоровтительного цикла, мотивацию учащихся....

Программа внеурочной деятельности по французскому языку «Мои друзья французы» как средство повышения мотивации учащихся и подготовки учащихся к участию в международном школьном обмене

Автор рассматривает возможность использования занятий внеурочной деятельностью для подготовки учащихся к участию в школьном международном обмене....

Зачем нужна мотивация ученика учителю? Психология мотивации Причины снижения мотивации учащихся.

Зачем нужна мотивация ученика учителю? Психология мотивации Причины снижения мотивации учащихся.Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение челове...