Проектная деятельность во внеурочной работе по немецкому языку
статья по немецкому языку (6 класс) на тему

Родякина Наталья Александровна

В статье обобщается опыт проектной работы с кадетами Оренбургского президентского кадетского училища во внеурочное время. Ребята придумали и реализовали дизайн-проект оформления кабинета немецкого языка "По следам сказок братьев Гримм". Что получилось из этой затеи... узнайте, прочитав статью!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx445.78 КБ

Предварительный просмотр:

Родякина Наталья Александровна,

преподаватель отдельной дисциплины

(немецкий язык)

высшей квалификационной категории

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАДЕТ

(НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ «ПО СЛЕДАМ СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ»)

  "Скажи мне – я забуду,

 Покажи мне – я запомню,

 Дай мне сделать это –

 И это станет моим навсегда”

(китайская пословица)

           Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. Новый стандарт ФГОС адресован, прежде всего, взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно. Это своего рода общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон.

           Отличительной особенностью ФГОС является системно -деятельностный  и компетентностный подходы, в которых  на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках данных подходов обучающийся овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Практика показывает, что одной из наиболее  эффективных технологий, формирующих умение планировать свою деятельность (регулятивные УУД), находить пути реализации и оценивать её (познавательные УУД), является технология проектной деятельности. Данная технология может применяться не только на уроке, но во внеурочной деятельности, которой по новому стандарту придается  большое значение.

          Поэтому разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Проектная технология давно не новость в мировой педагогике. В 1918 году вышла в свет статья американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов», в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». [п. 1, 2] В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Теоретическая основа внедрения метода проектов в современной России разработана в трудах Е. С. Полат.  [п.3]

Проектная технология активно используется преподавателями и воспитателями училища. Эта технология, прошедшая проверку временем, очень актуальна и при преподавании иностранного языка. В год двухсотлетнего юбилея выхода в свет сборника «Детских и домашних сказок» кадеты пятого курса начали изучать немецкий язык как новый для себя предмет. Во второй четверти ребята прочитали сказку братьев Гримм «Золотой гусь» и заинтересовались их творчеством. По окончании учебного года для прохождения летней лингвистической практики мы выбрали тему «По следам сказок братьев Гримм» и выполнили большой проект, в котором были задействованы наши партнёры: Оренбургская областная научная библиотека им. Крупской, Оренбургская областная детская полиэтническая библиотека, Оренбургский областной краеведческий музей, Оренбургский областной детский театр кукол, кадеты и преподаватели училища.  Наш проект завоевал первое место на конкурсе «Мой онлайн урок» в Гёте институте в Москве.

C:\Users\NRodyakina\Desktop\повышение квалификации\Аттестация\Конкурс\Мой он-лайн урок\IMAGE0899.JPG

Ребятам так понравился этот проект, что они сами выдвинули идею создать в училище тематический кабинет немецкого языка, своего рода интерактивный музей братьев Гримм и их сказок.  

          Поэтому целью своего проекта мы определили создание тематического кабинета немецкого языка «По следам сказок братьев Гримм» для исследования и популяризации сказок, повышения мотивации к изучению немецкого языка и в итоге повышения качества обучения  предмету. Для достижения цели мы наметили ряд задач:

1. Разработать дизайн внешнего  оформления кабинета

2. Рассчитать смету расходов

3. Наладить интеграционные связи с партнёрами по реализации проекта (администрация, учителя, кадеты других курсов)

4. Собрать и систематизировать дидактический и методический материал в кабинете

5. Собрать библиотеку изданий сказок братьев Гримм на немецком и русском языке

6. Подготовить и провести церемонию открытия кабинета

         Над реализацией проекта кадеты работали во внеурочное время на дополнительных занятиях по немецкому языку. Продукт, который мы получили в ходе реализации данного проекта, это действующий тематический кабинет немецкого языка «По следам сказок братьев Гримм». Данный кабинет открыт для доступа всем кадетам, преподавателям, студентам факультета иностранных языков  и гостям нашего училища, интересующимся творчеством братьев Гримм.

        Кабинет представляет собой стандартное учебное помещение № 422 для проведения учебных занятий по иностранному языку. Площадь кабинета 25 квадратных метров, кабинет оборудован десятью одноместными мобильными партами для учащихся 6-11 классов.

  C:\Users\NRodyakina\Desktop\Кабинет\Новая папка\P1010586.JPG C:\Users\NRodyakina\Desktop\Кабинет\Новая папка\P1010180.JPG

 Техническое оснащение кабинета: мультимедийная доска Smart Board, проектор, компьютер. В результате реализации проекта мы получили кабинет, дизайнерское решение которого погружает учащихся в ту эпоху, когда братья Гримм собирали и писали свои сказки. Кадеты и преподаватели имеют возможность работать с разными изданиями сказок братьев Гримм (на русском и немецком языках с дисками) в библиотеке кабинета, здесь же имеются методические и дидактические материалы по следующим разделам: научно-исследовательские работы по творчеству и жизни братьев Гримм, разработки уроков по данной теме, викторины и конкурсы для учащихся кадетского училища, фильмография (на дисках) сказок братьев Гримм, биография и творчество братьев Гримм, электронные адреса для виртуальных путешествий по местам, связанных с братьями Гримм, сборник сценариев для постановки спектаклей по сказкам братьев Гримм на сцене школьного театра, методические разработки для проведения уроков домашнего чтения по сказкам братьев Гримм. Все материалы также представлены в электронном виде.

         Проект выполнен на стыке нескольких учебных дисциплин, прослеживается интеграция с изобразительным искусством, литературой, историей и технологией.

        Защита проекта была проведена в форме торжественной церемонии открытия с участием кадет, преподавателей  и представителей администрации с последующим показом спектакля на немецком языке по мотивам сказки «Бременские музыканты»_(информация размещена на сайте училища http://www.1pku.ru/ раздел – образовательный процесс – предметно-методические кафедры преподавателей – кафедра немецкого, французского и китайского языков – сообщение от 29.01. 2014)

C:\Users\NRodyakina\Desktop\Кабинет\Новая папка\P1010113.JPG  C:\Users\NRodyakina\Desktop\Практика\Отчёты по практике\фото\11.06\фото\P1010351.JPG

         На первом этапе подготовки проекта мы определили тему и цель проекта, его исходного положения. Рабочая группа была подобрана, исходя из итогов летней лингвистической практики – кадеты 6Г класса. Кадеты обсудили  тему проекта с учителем и получили необходимую  дополнительную информацию.

        На втором этапе планирования мы совместно наметили способы сбора и анализа информации, сформировали рабочие мини-группы, продумали варианты привлечения партнёров, определили способ представления результатов и выработали критерии оценки выполнения проекта.

        На самом главном этапе – реализации -  мы приступили к выполнению поставленных задач.

       Первая группа учащихся подобрала  материал об архитектуре европейских городов эпохи братьев Гримм и разработала эскиз дизайна стен кабинета. Мы решили создать атмосферу средневекового европейского города с помощью нанесения рисунка каменной кладки вокруг дверного проёма и тематических плакатов.  Совместно с учителем технологии ребята решили выложить некоторые рисунки природным отделочным камнем и рассчитали смету работ. Во время «мозгового штурма» ребята предложили выложить на стене кабинета рисунок камина, т.к. в домах раньше не было центрального отопления. Кроме того, ребята выяснили, что именно в эпоху создания сборника «Домашних и детских сказок» в Европу пришла мода на изготовление открыток в технике декупажа, которая зародилась в Китае ещё в XII веке. Совместно с учителем изобразительного искусства кадеты изучили эту интересную технику и выполнили несколько изделий, украсивших стены кабинета. Оформительские работы были выполнены в течение двух недель силами преподавателя немецкого языка и учащихся первой группы. Около камина мы проводим «Литературные гостиные» - уроки домашнего чтения. Ребята сдвигают мобильные одноместные парты в сторону и садятся около камина, так уютнее и приятнее читать  и анализировать тексты сказок.

         Вторая группа учащихся получила задание собрать информацию о жизни и творчестве братьев Гримм. Ребята собрали огромное количество информации и оформили тематическую папку, а также создали «Энциклопедию сказок братьев Гримм», экземпляр которой был передан в библиотеку кадетского училища. Для выполнения этого задания были привлечены сотрудники Оренбургской областной научной библиотеки им. Крупской и Оренбургской областной детской полиэтнической библиотеки, преподаватели истории кадетского училища.

        Третья группа учащихся анализировала тексты самых популярных сказок братьев Гримм и оформляла мини-книжки в технике «Guckloch» - «Загляни внутрь!», в которых представлены анализ и перевод сказок. Работа проводилась совместно с учителями литературы  и немецкого языка кадетского училища, которыми оказывалась консультационная помощь при переводе сказок.

         Четвёртая группа ребят совместно с воспитателями, классными руководителями и учителями организовали сбор книг сказок братьев Гримм для создания библиотеки кабинета.

         Пятая группа с преподавателями немецкого языка работала над сбором и систематизацией методического и дидактического материала (разработки уроков, внеклассных мероприятий, викторин, конкурсов, сценариев сказок для школьного театра).

         Шестая группа учащихся разработала сценарий церемонии открытия кабинета и поставила кукольный спектакль на немецком языке «Бременские музыканты».

         Седьмая группа кадет получила задание наладить переписку с сотрудниками музея братьев Гримм в городе Кассель (Германия). Ребята вели переписку с директором и сотрудниками музея и выполнили по их поручению специальное задание: перевести сказки братьев Гримм на языки народов СНГ.  Для выполнения этой задачи кадеты  привлекли родителей, друзей, знакомых, сотрудников краеведческого музея и сделали переводы сказки «Волк и семеро козлят» на татарский, казахский, армянский языки. Эти переводы размещены в музее г. Кассель (Германия). В благодарность за сотрудничество мы получили благодарственные письма от дирекции музея, а также множество плакатов о творчестве братьев из фондов музея, которые и были использованы для оформления стен кабинета. Наш проект был оценен и в России: кадеты 6 курса стали лауреатами конкурса «Созидание и творчество». Кадеты-участники проекта, представители администрации, преподаватели провели круглый стол, где обсудили все  рабочие моменты проекта.

        Анализируя полученные итоги внедрения проектной технологии,  мы можем сделать следующие выводы:

1) Реализация проекта не ограничивается приобретением кадетами определенных знаний, умений и навыков, а выходит на практические действия обучающихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка и формируются регулятивные и познавательные универсальные учебные действия кадет.

 2) Кадеты получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, учатся самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию (в том числе лингвистическую);

  3) В проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в  ходе которых осуществляется взаимодействие кадет друг с другом и учителем, роль которого меняется; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

 4) В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на обучающегося: здесь, прежде всего, учитывается интерес, жизненный опыт и индивидуальные способности;

 5) Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый кадет, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

 6) Совместная работа в рамках проекта учит доводить дело до конца, так как кадеты должны задокументировать результаты своего труда, а именно: вести переписку с сотрудниками музея, собрать и обработать статистические, биографические и другие  данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить  кабинет, организовать презентацию для преподавателей, кадет и администрации училища.  

В заключение следует отметить, что реализация проекта  помогает обучающимся ощутить собственную значимость, ценность, уникальность, позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других. Используя в практике работы проектную методику, я пришла к выводу, что если целенаправленно использовать ее при обучении иностранному языку, то эффективность будет высокой. У кадет увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, накапливается опыт самостоятельной работы со словарем и другими источниками, совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в развитии навыков самообучения.

Список литературы:

  1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. –

 Иностранные языки в школе, 2003, №5.

  1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. –

 Иностранные языки в школе, 2000, № 2, 3.

  1. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность во внеурочной работе

Проектная деятельность во внеурочной работе .Для реализации  нового подхода на основе личностно-ориентированного обучения, в своей работе я начала использовать технологию проектной деятельности. Проек...

Опыт использования проектной деятельности во внеурочной работе

Опыт использования проектной деятельности во внеурочной работе по географии и истории в 2011-2012 учебном году....

Проектная деятельность во внеурочной работе.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.Среди разнообразных ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФГОС В 5 КЛАССЕ.

Цель, задачи, место в учебном плане, таблица тематического распределения часов, опыт работы с разделом поэтического перевода стихотворения, итоги....

Использование проектной деятельности во внеурочной работе.

Это статья о проектной работе,как способе формирования исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности....

Организация проектной деятельности во внеурочной работе учителя географии

В данной статье рассматривается общая характеристика проектной деятельность и описан маршрут организации районного проекта "Газон не виноват" .  Представлен паспорт проекта и положения отдельных ...

Проектная деятельность на внеурочных занятиях по английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Сценарий мини-спектакля “Хранитель сказок” (“Lord Keeper of Fairy Tales”).

В данной работе представлен мой первый практический опыт организации проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости обще-интеллектуального направления на примере реализации ...