Проектная деятельность во внеурочной работе.
статья по обществознанию по теме

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность во внеурочной работе.

Фархутдинова Эльмира Мингазизовна,

 учитель МБОУ «Гимназия№20», Г.Казани РТ.

 Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая проявить себя, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические;

- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

Правила выбора темы проекта. Тема должна быть интересна, выполнима, оригинальный, доступный.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов: выбор темы, постановка цели и задач, гипотеза исследования, организация исследования, подготовка к защите и защита работы, рефлексия.

Проектирование. В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, направление их на самостоятельный поиск.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

Первый этап – тренировочное занятие

 Для тренировочного проекта  нужно использовать самый простой вид – информационный. Например: проект «Собаки – лучшие друзья людей». Объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками (порода, кличка, внешний вид, особенности характера, твоё отношение к домашнему питомцу)

 Но для  этого нужно собрать, всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Можно работать с карточками, отвечать на вопросы.

Как только информация обобщена, нужно с каждой группой готовить сообщения по теме. Первые работы, обычно, короткие, поэтому их можно объединить и выпустить в каждой группе газету или книжки-малышки. Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

По окончании проекта надо провести занятие, на котором ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".

И так,  более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» (Л. Выготский).

Литература:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании.- Москва, 2004.

2.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя нач. кл.М.:Изд. центр “Вентана-Граф”, 2004.

3.http://www.school2100.ru/upload/iblock/4e4/4e459b3fcdfc4f928709383836e98d0c.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность во внеурочной работе

Проектная деятельность во внеурочной работе .Для реализации  нового подхода на основе личностно-ориентированного обучения, в своей работе я начала использовать технологию проектной деятельности. Проек...

Опыт использования проектной деятельности во внеурочной работе

Опыт использования проектной деятельности во внеурочной работе по географии и истории в 2011-2012 учебном году....

Организация проектной деятельности в учебной работе и внеурочной деятельности.

Обобщение опыта по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы и во вренурочное время....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФГОС В 5 КЛАССЕ.

Цель, задачи, место в учебном плане, таблица тематического распределения часов, опыт работы с разделом поэтического перевода стихотворения, итоги....

Использование проектной деятельности во внеурочной работе.

Это статья о проектной работе,как способе формирования исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности....

Проектная деятельность во внеурочной работе по немецкому языку

В статье обобщается опыт проектной работы с кадетами Оренбургского президентского кадетского училища во внеурочное время. Ребята придумали и реализовали дизайн-проект оформления кабинета немецкого язы...

Организация проектной деятельности во внеурочной работе учителя географии

В данной статье рассматривается общая характеристика проектной деятельность и описан маршрут организации районного проекта "Газон не виноват" .  Представлен паспорт проекта и положения отдельных ...