«Грамматика немецкого языка» Эллективный курс, рабочая программа
рабочая программа по немецкому языку (9 класс) на тему

Буняева Маргарита Викторовна

Возрастающая потребность общества в многосторонних культурных и экономических связях с представителями зарубежных стран, задачи гуманизации и гуманитаризации школьного образования, возможность самостоятельного определения администрацией образовательных учреждений учебных заведений объёма содержания и профиля среднего образования вызвали необходимость профильной языковой подготовки, в частности, преподавание нового элективного курса «Грамматика немецкого языка». Он, наряду с другими элективными курсами данного профиля, ориентирован на продолжение образования в языковом и другом специализированном Вузе, либо на использование иностранного языка в различных сферах трудовой деятельности сразу после окончания школы. 

            Необходимость в изучении такого курса значительной группой учащихся подкреплена опросом, а также желанием старшеклассников и их родителей социализировать учебный процесс, сделать его практико-ориентированным (подготовка к централизованному тестированию, ЕГЭ, тестовому контролю в Вузы), а личность учащегося – социально-мобильной на фоне перехода общеобразовательной школы на профильное обучение.

            Элективный курс «Грамматика немецкого языка» направлен на дальнейшее развитие и совершенствование сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех её составляющих: речевого, языкового, социокультурного, компенсаторного и учебно-познавательного аспектов на основе грамматики иностранного языка.  Ибо, язык только тогда получает возможность служить средством общения, когда сформированы грамматические навыки у учащихся, выработано понимание необходимости правильного построения предложений в соответствии с грамматическими нормами изучаемого языка.  Грамматика – не самоцель, а средство для овладения практическими умениями и навыками.

            Спецкурс предполагает 1 час в неделю в течение года.

            Основой требований данного курса является образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку.

            Постановка целей и отбор содержания обучения грамматике немецкого языка осуществлялись с позиции реального использования грамматики как в условиях непосредственной коммуникации, в том числе и с носителями языка, так и ситуациях опосредованного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ellektiv_deutsch.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательная организация

средняя общеобразовательная школа № 223

с углубленным изучением немецкого языка

Кировского района г. Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО                                  

      Директор ИМЦ  

      _____________ Е.В. Ягунова                                      

"___"_________20__г

М.П.

ДОПУЩЕНО

Председатель президиума ЭНМС           __________С. В. Жолован

"___"_________20__г

М.П.

Председатель секции

по иностранным языкам ЭНМС

_____________Л.Н. Беляева

Протокол № __  от "__"_____20___г

УТВЕРЖДЕННО

на педсовете школы № 223

протокол

Директор школы _________ С.И. Малярова

Программа

предпрофильного курса на немецком языке

для учащихся 9 класса

«Грамматика немецкого  языка»

(36 часов)

Автор -составитель

учитель немецкого языка

Пужливая М.В.

                             

                             

г Санкт-Петербург

2013 г

Пояснительная  записка

Возрастающая потребность общества в многосторонних культурных и экономических связях с представителями зарубежных стран, задачи гуманизации и гуманитаризации школьного образования, возможность самостоятельного определения администрацией образовательных учреждений учебных заведений объёма содержания и профиля среднего образования вызвали необходимость профильной языковой подготовки, в частности, преподавание нового элективного курса «Грамматика немецкого языка». Он, наряду с другими элективными курсами данного профиля, ориентирован на продолжение образования в языковом и другом специализированном Вузе, либо на использование иностранного языка в различных сферах трудовой деятельности сразу после окончания школы.  

        Необходимость в изучении такого курса значительной группой учащихся подкреплена опросом, а также желанием старшеклассников и их родителей социализировать учебный процесс, сделать его практико-ориентированным (подготовка к централизованному тестированию, ЕГЭ, тестовому контролю в Вузы), а личность учащегося – социально-мобильной на фоне перехода общеобразовательной школы на профильное обучение.

        Элективный курс «Грамматика немецкого языка» направлен на дальнейшее развитие и совершенствование сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех её составляющих: речевого, языкового, социокультурного, компенсаторного и учебно-познавательного аспектов на основе грамматики иностранного языка.  Ибо, язык только тогда получает возможность служить средством общения, когда сформированы грамматические навыки у учащихся, выработано понимание необходимости правильного построения предложений в соответствии с грамматическими нормами изучаемого языка.  Грамматика – не самоцель, а средство для овладения практическими умениями и навыками.

        Спецкурс предполагает 1 час в неделю в течение года.

        Основой требований данного курса является образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку.

        Постановка целей и отбор содержания обучения грамматике немецкого языка осуществлялись с позиции реального использования грамматики как в условиях непосредственной коммуникации, в том числе и с носителями языка, так и ситуациях опосредованного обучения.

Цели и задачи спецкурса:

  • Развитие и воспитание у школьников познавательных способностей, интеллектуальных умений, ценностных ориентаций, эмоционально-оценочного отношения к миру.
  • Обеспечение личностного и профессионального самоопределения учащихся, их социальной адаптации.
  • Приобретение опыта творческой и поисковой деятельности, формирование активной позиции школьника как субъекта межкультурного взаимодействия.
  • Формирование и совершенствование иноязычной языковой компетенции: систематизация и овладение новым орфографическим и грамматическим материалом в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для профильного уровня среднего (общего) образования.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения элективного курса «Грамматика немецкого языка» ученик должен:

знать и понимать:

  • значение новых лексических единиц, связанных  с тематикой курса и соответствующими ситуациями общения;
  • языковой материал, обслуживающий ситуации общения в рамках новых тем базового курса языка, а также профильно-ориентированных

уметь:

  • рационально организовывать свою учебную деятельность;
  • применять информационные умения;
  • осуществлять анализ языковых трудностей;
  • группировать и систематизировать языковые средства по определённому признаку;
  • составлять обобщающие схемы (таблицы) для систематизации языкового материала;
  • использовать справочный материал;
  • понимать значение неизученных языковых средств на основе лингвистической и контекстуальной догадки;
  • использовать перевод с иностранного языка на родной как профессионально – ориентированное умение;
  • грамматически правильно оформлять иноязычную речь, не допуская ошибок, препятствующих речевому общению;
  • делать исправления в грамматических диктантах, содержащих типичные грамматические ошибки;
  • сформулировать грамматическое правило с опорой на грамматическую схему и без неё;
  • самостоятельно исправлять погрешности в собственной письменной речи;
  • описывать факты /явления/ события в сообщении или письме личного и делового характера, заполнять различные виды анкет, формуляров, излагать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка, писать текст проектно-исследовательской работы;
  • систематизировать изученные грамматические средства.
  • Знать значение новых глагольных форм (видовременных, неличных), средств выражения модальности условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию.

Содержание элективного курса

Содержание программы

Являясь компонентами разных видов речевой деятельности, грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами эти виды речевой коммуникации. Поэтому под грамматическим навыком говорения мы будем понимать стабильное правильное и автоматизированное, коммуникативно-мотивированное использование грамматических явлений в устной речи. Основными качествами грамматического навыка говорения, таким образом, являются автоматизированность и целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования.

Грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи на данном языке, мы будем называть речевыми морфологическими навыками. К ним относятся навыки правильного употребления в устной речи падежных окончаний существительных и их детерминантов, прилагательных и местоимений в немецком языке, личных окончаний глаголов в немецком языке.

Речевые грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений в немецком языке в устной речи, мы определяем как синтаксические речевые навыки, т.е. навыки владения основными синтаксическими схемами предложений.

Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи имеют те же механизмы, что и устно-речевые навыки с тем, однако, добавлением, которое обусловлено письменной формой речи, т.е. графическими и орфографическими навыками.

Эти навыки отличаются от устно-речевых навыков, прежде всего тем, что они носят дискурсивный аналитический характер в силу специфики письменного вида речи.

Характеризуя грамматические навыки в рецептивных видах речевой деятельности, мы считаем важным подчеркнуть следующее:

Под рецептивными грамматическими навыками мы будем понимать автоматизированные действия по узнаванию и понимаю грамматической информации (морфологических форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте. Поскольку рецепция устного и письменного текста может иметь место, как при активном, так и при пассивном знании языкового материала, рецептивные грамматические навыки следует классифицировать на рецептивно активные и рецептивно пассивные грамматические навыки чтения и аудирования.

Рецептивно активные грамматические навыки аудирования базируются на речевых автоматизированных связях слухо-речемоторных образов грамматических явлений и их значений. Рецептивно активные грамматические навыки чтения основываются на связях зрительно-графических и речемоторных образов этих явлений с их значениями.

Наряду с активно рецептивными речевыми грамматическими навыками у учащихся должны быть сформированы также пассивно рецептивные навыки (в рамках пассивно усваиваемого грамматического материала). К таким навыкам относятся:

  1. навыки узнавания и понимания грамматических явлений в тексте на основе имеющихся в зрительной памяти образов, созданных в процессе формирования и развития читательского опыта;
  2. дискурсивно-операционные языковые грамматические навыки анализа грамматической информации текста;
  3. упрощать (выражать более простыми языковыми средствами) письменную информацию/текст;
  4. строить логичные и связанные высказывания большего объема;
  5. заполнять таблицы, схемы заданной/полученной информацией;
  6. использовать справочную литературу различного характера;
  7. делать выводы.

Речевые задачи

Коммуникативные умения

Возможные формы и приемы работы

Устанавливать и поддерживать контакт с партнером по общению

Письменно и устно сообщать, запрашивать информацию;

Обмениваться опытом.

Написание письма.

Выражать чувства, эмоции

Выражать сочувствие, симпатии, разочарование

Написание писем немецкому другу;

Краткая передача содержания текста.

Рассказывать и изображать что-либо

Представлять результаты парной и групповой работы;

Самостоятельно готовить сценарии, тематика и проблематика которых соответствует тематике урока;

Оформлять свои ассоциации, идеи, впечатления;

Привести аргументы, тезисы, подтверждающие что-либо

Подготовка сценария, сочинение фантастических историй

Переводить

Передавать содержание немецкого текста на русском языке и наоборот;

Переводить с русского языка на немецкий.

Выступление в роли переводчика в разыгрываемых ситуациях повседневного общения

Передать содержание текста

Передать общее, полное (детальное) содержание текста или нужной, интересующей учащегося информации, содержащейся в тексте

Передача содержания текста с опорой на ключевые слова;

Рассказ о событиях;

Комментирование фактов, событий.

Переработать творчески текст

Придумать начало, конец истории, рассказа;

Написать собственный рассказ по заголовку прочитанного или прослушанного текста;

Интерпретировать содержание текста (с элементами фантазии);

Дополнить содержание текста за счет добавления в него собственных идей, мнений, описаний.

Написание сценария к тексту, постановка по сценарию;

Написание письма читателя к автору;

Восстановление текста.

 

 

Контроль в обучении немецкому языку. Типы заданий и их характеристика

Цель контроля

Тип задания

Характеристика задания

Специфика объектов контроля

Проверка уровня сформированности лексических и грамматических навыков

Задания типа multiple choice – выбор (не) правильного ответа из числа заданных вариантов

Задания закрытого типа, поскольку правильный ответ учащимся не формулируется, а выбирается из числа предложенных альтернатив

Проверяется в большей степени умение учащихся сделать правильный выбор

Проверка уровня сформированности лексических и грамматических навыков, частично также умений читать и аудировать

Трансформация/завершение заданных предложений; конструирование предложений из заданных лексических/грамматических элементов; заполнение пропусков в тексте; написание диктантов с пропусками и др.

Задания полуоткрытого типа, поскольку учащийся формулирует свой вариант ответа в строго заданном контексте

Дать объективную оценку ответа учащегося не всегда представляется возможным

Проверка уровня сформированности умений говорить и писать на немецком языке

Составление устных и письменных высказываний с опорой на ключевые слова, иллюстрации, заданный сюжет и т.д.

Задания открытого типа, поскольку учащийся самостоятельно порождает устное или письменное высказывание

Дать абсолютно объективную оценку трудно, при этом лексические, грамматические и орфографические ошибки не должны играть первостепенной роли

Критериями оценки практического владения учащимися грамматических явлений являются:

  • степень соответствия письменного высказывания речевому намерению, теме и ситуации общения;
  • уровень речевого творчества, т.е. умение самостоятельно использовать языковые средства в новых ситуациях общения;
  • сложность высказывания с точки зрения содержания, тематики, передаваемых понятий, уровня языковой трудности;
  • характер правильности использования языкового материала, т.е. соответствия/несоответствия грамматическим, лексическим нормам немецкого языка.

Контроль сформированности грамматических навыков может иметь тестовый характер. Однако используемые при этом тесты должны быть коммуникативно-ориентированными и не занимать слишком большое место среди контрольных заданий других типов.

Элективный курс “Практическая грамматика немецкого языка” дает возможность развивать и стимулировать умение учащихся осуществлять взаимо- и самооценку уровня владения теми или иными аспектами языка и видами коммуникативной деятельности.

                    « Грамматика немецкого языка»

  1. Passiv, Passiv mit Modalverben (Wiederholung)
  2. Stativ (Zustandpassiv)
  3. Gebrauch des Perfekts
  4. Nebensatzkonjunktionen,
  5. Konjunktiv I, Konjunktiv I 3. Person Sn  und Pl, (indirekte Rede)
  6. Konjunktiv II  Vergangenheit
  7. Wortbildung (Komposita, Ableitung)
  8. Pluralbildung der Substantive
  9. Deklination der Adjektive


Календарно-тематическое планирование по спецкурсу

“ Грамматика немецкого языка”

                               

            Тема

         Количество часов

Теоретическая          часть

Практическая часть

Формы работы

Контроль

1

Passiv, Passiv mit Modalverben (Wiederholung)

1

3

Передавать содержание немецкого текста на русском языке и наоборот;

Переводить с русского языка на немецкий.

Трансформация/завершение заданных предложений; конструирование предложений из заданных лексических/грамматических элементов; заполнение пропусков в тексте; написание диктантов с пропусками и др.

2

Stativ (Zustandpassiv)

1

3

Передавать содержание немецкого текста на русском языке и наоборот;

Переводить с русского языка на немецкий.

Составление устных и письменных высказываний с опорой на ключевые слова, иллюстрации, заданный сюжет и т.д.

3

Gebrauch des Perfekts

1

1

Написание писем немецкому другу;

Краткая передача содержания текста.

Рассказ о событиях;

Составление устных и письменных высказываний с опорой на ключевые слова, иллюстрации, заданный сюжет и т.д.

4

Nebensatzkonjunktionen,

1

2

Оформлять свои ассоциации, идеи, впечатления;

Привести аргументы, тезисы, подтверждающие что-либо

Задания типа multiple choice – выбор (не) правильного ответа из числа заданных вариантов

5

Konjunktiv I,

-Konjunktiv I 3. Person Sn  und Pl, (indirekte Rede)

2

5

Написание писем немецкому другу;

Краткая передача содержания текста. Рассказ о событиях;

Передавать содержание немецкого текста на русском языке и наоборот;

Переводить с русского языка на немецкий.

Трансформация/завершение заданных предложений; конструирование предложений из заданных лексических/грамматических элементов; заполнение пропусков в тексте; написание диктантов с пропусками и др.

6

Konjunktiv II  Vergangenheit

2

4

Передавать содержание немецкого текста на русском языке и наоборот;

Переводить с русского языка на немецкий.

Трансформация/завершение заданных предложений; конструирование предложений из заданных лексических/грамматических элементов; заполнение пропусков в тексте; написание диктантов с пропусками и др.

7

Wortbildung (Komposita, Ableitung)

1

1

Представлять результаты парной и групповой работы;

Задания типа multiple choice – выбор (не) правильного ответа из числа заданных вариантов

8

Pluralbildung der Substantive

1

2

Представлять результаты парной и групповой и индивидуальной работы;

Задания типа multiple choice – выбор (не) правильного ответа 9из числа заданных вариантов

9

Deklination der Adjektive

2

3

Представлять результаты парной и групповой и индивидуальной работы;

Задания типа multiple choice – выбор (не) правильного ответа из числа заданных вариантов

                                                                                      Итого:

  12  

     24


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. И.Л. Бим, О.В. Каплина  «Сборник упражнений по грамматике немецкого языка»

    Москва, «Просвещение», 2002 г.

2. М.В. Богданов  «Тесты по немецкому языку», Москва,  «АСТ», 2001 г.

3. М.В. Богданов  «100 немецких глаголов. Справочное пособие с таблицами»

    Москва, «Март», 2001 г.

4.  Э.Н. Большакова  «Тесты по грамматике немецкого языка», Санкт-Петербург, «МиМ»,  1998 г.

5. Г.Б. Воронина, Л.М. Карпова  «Zeit, Deutsch zu lernen», Москва, «ИЛБИ», 1999 г.

6. Е.К. Голованова  «Экспресс – курс изучения немецкого языка», Ростов-на-Дону,   «Феникс», 2001 г.

7. Е.В. Дьячкова  «Контрольные и проверочные работы по немецкому языку»,

      Москва, «Дрофа», 2000 г.

8. О.Ю. Зверлова  «Немецкий язык.  30 тестов по грамматике»  1-3 части, Москва, «Март», 2000 г.

9. Л.А. Лысакова,    Е.М. Карпова     «Немецкий язык для абитуриентов»,

       Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 г.

10. Н.Б. Соколова, И.Д. Молчанова   «Deutsch Übungsgrammatik» ,

      Москва,  «Просвещение», 1989 г.

11. Т.К. Тимофеева    « Курс   немецкого   языка »,    Киев,  «Комета», 1993 г.

12. Е. Шендельс   « Deutsche   Grammatik.   Morphologie,   Syntax,   Text»,    Москва,

       «Высшая школа», 1979 г.

13. И.А. Шитикова  «Практикум по грамматике немецкого языка», Москва,  «Лист», 1997

14. Л.И. Яковлева, Й Томашин, Р. Шмидт  «Keine Angst vor Olympiade!», Москва,  «Март», 2001 г.

15. Л.И. Яковлева, М.С. Лукьянчикова  «Keine Angst vor Fragen!», Москва, «Март», 2000 г.

16. Л.З.  Якушина,    А.В. Емельянова     « Учебник   немецкого   языка»,    Москва,

      «Высшая школа», 1979 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс

Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс...

"Английский язык. Репетиторский курс". Рабочая программа

Педагогическая целесообразность программы  обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников в возрасте 12-13 лет  коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы...

Курсы (рабочая программа)

Важнейшей задачей обучения математике является обеспечение учащихся прочными знаниями и умениями, нужными в повседневной жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть роль вычислительной подготовки уча...

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской  орфографии» 10 класс....

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской  орфографии» 10 класс....

Элективный курс . Рабочая программа «Юный филолог» 5 класс.

Элективный курс. Рабочая программа "Юный филолог" 5 класс....

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 11 класс.

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 11 класс....