Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.
рабочая программа (10 класс)

Дагирова Испаният Мужайтдиновна

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской  орфографии» 10 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение  к основной  образовательной программе среднего общего образования с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом  от ____________ №______________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

                                                                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                                         ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА

Учебный предмет: Русский язык                                             «Трудные вопросы русской  орфографии»

Класс: 10

Учитель: Дагирова Испаният Мужайтдиновна

Срок реализации программы -1 год

Количество часов по учебному плану:

всего –  35 ч/год;   1  ч/неделю

Сургут, 2018год

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по элективному курсу «Трудные вопросы русской орфографии» для учащихся 10-11 классов составлена в соответствии с нормативными документами:

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего исреднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации  от 5 марта 2004 г. N 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164от 31 августа 2009 г. N 320от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39;;

-Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312(в редакции приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 03.06.2011 №1994, от 22.09.2011 №2357.

- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4;

- Положение о рабочих программах.

Элективный курс «Трудные вопросы русской орфографии» составлен на основе примерной программы по русскому языку Гольцовой Н.Г, Мищериной М.А. и ориентирован на использование учебника «Русский язык. 10-11 класс (базовый уровень)» авторов: Гольцовой Н.Г, Шамшина В. , Мищериной М.А., (2018), который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016N 38)и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Цель курса:

Повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.

              Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена». Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

             Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.  

Кроме того, курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Курс позволит усовершенствовать навыки составления своего текста, будет способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные операции, - все эти умения позволят выпускнику эффективно учиться и профессионально развиваться в дальнейшем. Основное внимание при этом уделяется;

  • формированию устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач.
  • совершенствованию языковой грамотности;
  • совершенствованию письменной речи;
  • освоению норм русского литературного языка;
  • развитию логического мышления

Задачи курса:

1. обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы;

2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

3. развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;

4. развивать умение составлять алгоритм к задаче;

5. сформировать умение использовать разные виды чтения;

6. развивать умение анализировать текст;

7. сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать;

8. сформировать навыки составления собственного текста;

9. сформировать умение искать и обрабатывать информацию;

10. практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

  1. Описание места элективного курса  в учебном плане:

Данная программа рассчитана на 35 ч, предусмотренных в образовательном учебном плане МБОУ СОШ № 4:  Изучение русского  языка осуществляется согласно учебному плану в объёме:  

10 класс - 35 часов,

  1. Результаты освоения элективного курса.

В результате изучения предмета «Избранные вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
  • анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.
  1. Таблица тематического распределения количества часов:  

10 класс

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Лексика. Фразеология. Лексикография.

4

Орфография

3

Орфография как система правил правописания

2

Правописание морфем

7

Правописание корней

6

Правописание приставок

3

Правописание суффиксов

6

Правописание окончаний

3

Слитные, дефисные и раздельные написания

1

ИТОГО

35 часов

Календарно-тематическое планирование. 10 класс.

Тема урока

Дата

Подготовка к ГИА

план

факт

Лексика. Фразеология. Лексикография.

Планируемые результаты

Знать: Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.

Уметь: Извлекать необходимую информацию из различных источников; умение структурировать знания, владеть монологической и диалогической речью; классифицировать, планировать свою деятельность.

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

Речевая ситуация. Формы речевого общения. Формы письменных высказываний.

Омонимы. Паронимы. Контекстные синонимы и их употребление.

Фразеология. Фразеологические единицы и их

употребление.

Морфология и орфография

Планируемые результаты

Знать: Правописание глаголов, причастий и деепричастий. Причастие и деепричастие как особая форма  глагола. Признаки прилагательного и глагола у причастия. Правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий. Умение классифицировать причастия. Действительные и страдательные причастия. Деепричастие как глагольная форма. Общее значение, морфологические признаки. Строение предложения с деепричастным оборотом. Умение редактировать предложение.

Уметь: Развитие самостоятельности, ответственности при выполнении работы. Способность выражать свои мысли, строить монологическое высказывание. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему; осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников.

Причастие как особая форма глагола. Причастный оборот. Знаки препинания.

ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Правописание Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Тренировочные упражнения к выполнению заданий 8-14 формата ЕГЭ

Деепричастие как глагольная форма. Деепричастный оборот. Знаки препинания. Употребление деепричастий в речи.

ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru

Практикум: слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

Выполнение диагностической работы в формате ЕГЭ (задания 1-25)

Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи.

Формулировка проблемы текста и комментарий проблемы по прочитанному тексту.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Синтаксические (грамматические) нормы

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ь в корне после приставок).

Обучающее сочинение по прочитанному тексту.

 Группы корней с чередованием гласных

Аргументы из литературных произведений.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.

Работа с КИМами. Задания 4-6 в формате ЕГЭ;

Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

  ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru

Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания.

 Решу   ЕГЭ; sdamgia.ru

Приставки на з/с- фонетический принцип написания.

Все остальные приставки ( русские и иноязычные по происхождению)- морфологический принцип написания.

Речевая компетентность выпускника.

Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи.

Выполнение работы в формате ЕГЭ. Задания 1-25;ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru

Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru

Типичные суффиксы прилагательных и их написание

ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru

Типичные суффиксы глагола и их написание.

ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru

Образование причастий с помощью специальных суффиксов.

ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru

Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи..

ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru

Различение окончаний –е  и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов.

Решу ЕГЭ. Средства выразительности речи

Орфографические правила, требующие различения морфем, в состав которых входят орфограммы.

sdamgia.ru

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

sdamgia.ru

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

sdamgia.ru

Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога.

ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru

Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.

ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru

Особенности написания производных предлогов.

ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru

Образование и написание сложных слов ( имена сущ., прилагательные, наречия).

ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru

Трудные случаи постановки ударения. Орфоэпические нормы.

Выполнение работы в формате ЕГЭ.

Орфоэпические нормы. Омоформы, Омографы.

Выполнение работы в формате ЕГЭ.

Трудные случаи постановки ударения.

Обобщающий урок. Все правила русского языка в таблицах.

sdamgia.ru, ФИПИ, Решу ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   11 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...

Элективный курс по обществознанию "Трудные вопросы экзамена по обществознанию"

Электив для 10 класса. За основу взят учебник Боголюбова....

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской  орфографии» 10 класс....

Элективный курс . Рабочая программа «Юный филолог» 5 класс.

Элективный курс. Рабочая программа "Юный филолог" 5 класс....

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 11 класс.

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 11 класс....