" Воспитание в процессе обучения самостоятельного творческого мышления "
статья по теме

Филиппова Марина Николаевна

Подход к образованию и воспитанию с позиций техники действий и законов общения по - прежнему открывает новые пути для профессионального педагогического творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. « Воспитание в процессе обучения самостоятельного творческого мышления »  

Иногда то, что увлекает нас, оставляет

детей равнодушными. Не торопитесь

объяснять это их ограниченностью.

Может быть, мы просто мало знаем

о природе детского интереса.

Перед тем как войти в класс, на секунду остановитесь и прислушайтесь к голосам

детей, почувствуйте их настроение.

Начните урок так, как начинают разговор

со старыми друзьями.

Будьте особенно чуткими там, где

возникает атмосфера соревновательности –

именно в ней зарождается большинство

детских комплексов.

Если во время урока за окнами вдруг

повалил снег - не боритесь за дисциплину.

Лучше порадуйтесь вместе с детьми.

Урок - это познавательный детектив.

Заинтригуйте детей близостью нового знания, загадочными фактами, неожиданной развязкой.

«Двоечник», «троечник», «отличник» –

мы привыкли, но, быть может, это самые педагогически опасные слова. Постарайтесь,

чтобы они как можно реже звучали в классе.

На уроке ребенок витает в облаках…

Не надо его одергивать. Кто знает, не

этими ли минутами растет

детская душа?

        Подход к образованию и воспитанию с позиций техники действий и законов общения по-прежнему открывает новые пути для профессионального педагогического творчества. Если у одного учителя какое-то задание вызвало в классе энтузиазм,  сосредоточенность, азарт, творческое раскрепощение, то у другого после этого же задания в классе могут возникнуть споры и скандалы, а у третьего- отказы работать и скука. Ясно, что многие творческие задания могут быть приспособлены к условиям урока и обстановке школьного класса в том случае, если работа самого учителя носит творческий характер. В каком бы состоянии ни был класс к началу урока (возбужден после физкультуры или утомлен после контрольной работы), учителю всегда нужно установить с ним контакт, дать возможность расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, в мгновение ока оценить ситуацию в классе и скорректировать как план урока, так и свое поведение, а оно должно быть выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству.

      Наш современный психолог-педагог Евгений Евгеньевич Шулешко предлагает рассматривать учеников на уроке как хозяев, «творцов», способных по своему доброму желанию обогащать друг друга своим трудовым и духовным потенциалом. Для организации на уроке такой деятельности нужен «артистизм педагогического труда».

       В 80-х годах зародилась всемирная ассоциация «Драма ин эдьюкейшен». Русский вариант драмапедагогики получил название «социоигровой стиль обучения», который способствует активизации процесса детского коллективного, познавательного творчества на любом уроке и любом учебном материале. Учителя, в начальных классах особенно, всегда использовали и используют различные игры. Но социоигровой стиль-это стиль всего обучения, всего урока, это стиль работы учителя и детей, смысл которого-не столько облегчить детям саму работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее.

     Переписывать в свой конспект урока цели и задачи, задания и упражнения из методик и чужих конспектов легко и просто. Но если же некоторые учителя, работая по одним и тем же конспектам, умудряются сохранить и неповторимость своего поведения и неповторимость пришедших на урок учеников, то очевидно, что они руководствуются не только «классическими формулировками» целей и задач, а чем то другим, что позволяет им достигать естественного разнообразия живых педагогических результатов. Т. о. Учителю в основном следует поучиться читать и понимать и свое, и ученическое поведение и уметь использовать это для создания условий, раскрывающих, раскрепощающих учеников на уроке.

        Вот и задумаемся: а всегда ли на уроке налицо общение учителя с классом? Лучшие из учителей с первых шагов в класс ведут работу по организации условий для проведения ученической инициативы (это и каверзные и увлекательные вопросы, интересные рассказы, необычные сведения). Главное -предоставить инициативу, а затем управлять процессом ее использования. При этом учитель пользуется всеми доступными ему средствами (например, повышение голоса, уточнение цели, переключение внимания детей, паузы, наконец - шутка, юмор. Уместен вопрос: «Разве не бывает так, что учитель хочет их научить, а они не хотят?». Может быть, шум в классе свидетельствует о том, что ученикам нечего слушать. Ведь так каждый человек, если слушает, то всегда заинтересованно, или не слушает вовсе. Работая над темой Imperativ, очень помогает игра «Pfanderspiel». А при работе с формами глаголов — рифмовки.

         Вот некоторые средства управления функциональным состоянием учащихся на уроках иностранного языка:

  • Мажорная или минорная музыка, песни (музыка помогает настроить детей на определенный ход мыслей).
  • Изобразительное искусство (репродукции картин, иллюстраций) помогут детям построить более эмоционально окрашенный ответ).
  • Поэзия (ее влияние заключено не только в содержании, но и в звучании; Учитесь сами выразительно и обязательно наизусть декламировать стихи Гете, Гейне и т.д.)
  • Внушение и самовнушение (умение вызвать у детей соответствующие ситуации эмоции, воспоминания).

        Деловой, творческий стиль работы учителя опирается на искусство педагогической диагностики:

  • За что я боролась?
  • Как на цель моей борьбы реагировали дети?
  • В чем я вижу сопротивление?
  • Насколько изобретательно я вела наступление?

        Особую роль деловая и творческая подготовка к уроку имеет в сфере гуманитарно-художественных дисциплин. Потенциально, дети на всех уроках готовы узнавать, делать, творить. Учитель может и должен предоставить им

Именно эту возможность, а не заслонять собою богатство мира, требуя любви, уважения, послушания. Хорошими учителями становятся, стажируясь у детей.

Вспомним эффект Тома Сойера, который сумел превратить скучную обязательность красить забор в дело, желанное для всех. Педагогическая профессия обязательно включает умение делать интересными  для других то, считает интересным сам.

      Это и будет поведением сильного человека, увлекающего за собой детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути развития самостоятельного творческого мышления

Пути развития самостоятельного творческого решения...

Экологическое воспитание в процессе обучения физике.

В работе рассматриваются наиболее важные проблемы экологического  воспитания.Актуальность работы  определ...

Самостоятельный поисковый и творческий труд учащихся при использовании метода проектов в процессе обучения иностранным языкам

Метод проектов широко используется в современной школе. Данная статья может оказать помощь учителям для использования проектной методики на уроках иностранных языков....

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен

            Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...

Воспитание в процессе обучения биологии: формирование научного мировоззрения, мышления, атеистическое воспитание

     Воспитывающая функция предмета «Биология» реализуется в общей системе обучения учащихся в средней школе.  Мировоззрение - это целостная система взглядов на окружающий м...

Методы, формы активизации творческого мышления в процессе обучения подросткового возраста

В данной статье  рассматривается использование разнообразных форм и методов обучения, для формирования творческой активности у подростков. Показаны психологические особенности данного этапа разви...

Воспитание в процессе обучения биологии

Воспитание в процессе обучения биологии. Его виды и аспекты....