Отчет по работе с одаренными детьми(по предмету)
материал по немецкому языку на тему

Яковенко Елена Александровна

отчет по работе с одаренными детьми,в рамках преподавания немецкого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_rabote_s_odarennymi_detmi.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по работе с одаренными детьми в 

2014-2015 учебном году

 Выполнила:учитель немецкого языка

Яковенко Елена Александровна.

Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одаренных. Важнейшая задача общества в этой связи - сохранить и развить одаренность каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходиться быть очень внимательным к каждому ребенку, его способностям и особенностям.

Согласно ФГОС второго поколения, к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся и личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию. Для достижения таких личностных результатов у учащихся необходимо использовать в учебном процессе дифференцированный подход в обучении, предполагающий учет индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика.

Особое значение этот метод приобретает при работе с одаренными обучающимися.

Развитие любого вида одаренности создает основу для создания условий успешной реализации ребенка в обществе. Таким образом, можно говорить о том, что развитие одаренности на уроках, в том числе, на уроках немецкого языка связано с ориентацией образования на развитие способностей личности, на формирование познавательной активности учащихся и с новыми требованиями к уровню способностей ребенка, к знаниями по иностранному языку.

Целью работы с одаренными детьми в 2014-2015 году  являлось:

создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Использование на уроках  немецкого языков дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
3. Организация разнообразной внеурочной деятельности и консультационных занятий по предмету;

4. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по немецкому языку

Функции учителя иностранного языка

- Выявление одарённых детей.

- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.

- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

Принципы работы с одарёнными детьми.

- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип добровольности.

Формы работы с одаренными учащимися.

- Групповые занятия

- Конкурсы и конференции;

- Участие в олимпиадах;

План работы с одарёнными детьми на 2014-2015 учебный год

Мероприятия

Сроки

Направления и формы работы

1.

Диагностика одаренных детей  

 сентябрь      

Анкетирование

2.

Организация индивидуальной работы с одаренными детьми  

 сентябрь      

Составление графика индивидуальных занятий.

3.

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по немецкому языку.

октябрь 

Консультации учителя, выполнение олимпиадных  заданий

4.

Подготовка учащихся к участию в  муниципальном  этапе Всероссийской олимпиады по немецкому языку.    

ноябрь 

Консультации учителя, выполнение олимпиадных  заданий

6.

Подготовка учащихся к участию в дистанционных конкурсах различного уровня

в течение года      

Индивидуальная работа

7.

Проведение предметной недели по немецкому языку

февраль

Викторины, праздники, инсценировки, концерт английской и немецкой песни

8.

Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов немецкого языка      

в течение года      

Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми

9.

Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка

в течение года      

Индивидуальные и групповые занятия.

10.

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

в течение года      

Индивидуальная работа

В течении года я использовала возможные стратегии работы с одаренными детьми:

  • стратегия повышения интереса к предмету и развития языковых способностей;
  • использование межпредметных связей;
  • работа на уроке немецкого языка с аутентичными текстами.

Стратегия повышения интереса направлена на активизацию познавательных процессов школьников. Данная стратегия необходима для того, чтобы привлечь внимание учащихся к предмету, интересным и познавательным видам речевой деятельности.

Для развития языковых способностей и повышения интереса хорошо использовать прием языковой догадки: сложные слова, состоящие из нескольких корней, даются без перевода или с дефиницией на немецком языке. Учащиеся сами должны догадаться о значении слов. При помощи такой методики не только снимаются языковые трудности, но и активизируется познавательная деятельность школьников.

Для усиления на уроках немецкого языка межпредметных связей  я предлагала  одаренным детям включиться в проектную работу. В проекте ученик развивает и проявляет свою самостоятельность. Проектный метод развивает языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению немецкого языка, потребность в самообразовании.(Проекты: «Квартира», «Семья», «Старый немецкий Город» и т.д

В своей работе я использовала тексты из немецких источников, которые являются   основой для работы на уроке немецкого языка с аутентичными текстами. На основе аутентичных текстов могут создаваться проекты и развиваться интеллектуальные способности учащихся. Таким образом, можно утверждать, что все названные стратегии использовались  в комплексе.  Я  пытаюсь на уроках немецкого языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитать в них стремление к постижению и открытию нового.

  В каждом классе, где я работаю есть, как правило, учащиеся лингвистически одаренные, способные в той или иной мере к обучению иностранному языку и «нераскрывшиеся». С этими детьми проводиться целенаправленная работа: используются разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, опережающие задания, творческие задания.

Работая по принципу «Языку нельзя научить, языку можно только научиться», я стараюсь использовать на уроках такие задания, которые 

  • стимулировали бы творческое мышление,
  • развивали познавательный интерес к предмету,
  • творческую инициативу,
  • исследовательскую активность,
  • коммуникативные возможности,

   В работе с одаренными детьми я использую интерактивную методику, т.к.
интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение и основанное на взаимодействии участников образовательного процесса. А, как известно, иностранный язык является и целью и средством обучения. Поэтому в данном случае информационные потоки двусторонние.

Интерактивные технологии очень разнообразны. Из их многообразия я на своих уроках использую творческие задания и проекты.

Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизведения информации, а творчества, т.е. содержат элементы неизвестности и имеют несколько правильных ответов.

Творческие задания составляют основу любого интерактивного занятия. Они придают смысл обучению, мотивируют учащихся, Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, дают возможность для развития сотрудничества всех участников образовательного процесса.''[

Требования к творческим заданиям:

  • Развивать познавательный интерес к предмету;
  • Будить творческую инициативу;
  • Не иметь однозначного решения;
  • Стимулировать творческое мышление;
  • Развивать исследовательскую активность;
  • Совершенствовать коммуникативные возможности;
  • Максимально служить целям обучения.

Виды творческих заданий:

  • Подготовка докладов;(Степина Людмила «Празднование Пасхи в Германии»
  • Подготовка презентаций;
  • Написание реферата;
  • Литературные переводы
  • Иллюстрации текстов или стихотворений;(2,4 классы рисовали иллюстрации к сказкам братьев Гримм)
  • Создание открыток к праздникам;(5,6 классы в рамках  предметной недели немецкого языка  создавали открытки к Рождеству)
  • Исполнение ролей;
  • Подготовка проектов;(«Квартира», «Семья», «Дикие животные»)
  • Составление кроссвордов, ребусов, словарей;(составляли кроссворды на тему: «Человек,внешность)
  • Работа над проектом.

.

Работа по повышению качества образования обучающихся

Класс

  Олимпиада, конкурсы

Статус

 (победитель/ призер )

Фамилия, имя

 учащегося

Школа

4

«Лисенок» международная олимпиада

 Сертификат(участие)

Карманова Динара МОУ «СОШ

п.Первомайский»

2

Международный конкурс иностранных языков

«Я Лингвист» (март-апрель)

1 место

Дускалиев Руслан

МОУ «СОШ п.Первомайский»

2

Международный конкурс иностранных языков

«Я Лингвист»

1 место

Ромазанова Алина

МОУ «СОШ п.Первомайский»

8

Международный конкурс иностранных языков

«Я Лингвист»

Сертификат(участие)

Степина Людмила

МОУ «СОШ п.Первомайский»

3

Международный конкурс иностранных языков

«Я Лингвист»

1 место

Давыдова Виктория

МОУ «СОШ п.Первомайский»

3

«Долфин» Дистанционный предметный конкурс по немецкому и английскому языкам "Я начал учить иностранный язык"

сертификат

Давыдова Виктория

МОУ «СОШ п.Первомайский»

8

муниципальный дистанционный проект по иностранному языку «Волшебный мир литературы».

Сертитфикат  (участие)

Абжетов Аслан

Айтмуханбетова Айслу

Степина Людмила

МОУ «СОШ п.Первомайский»

     Ученики, как известно, не представляют собой однородной массы, а обладают индивидуальными способностями, и учителю крайне важно их учитывать: одному достаточно совета учителя, другому необходимы подробные разъяснения, третьего и вовсе нужно вести за руку. Очень часто мы ориентируемся в своей работе на вторую группу учащихся, которых большинство. А вот одаренные и слабоуспевающие дети остаются зачастую в стороне. Такой подход грозит снижению мотивации и сильных, и слабых учащихся, поэтому мы должны учитывать индивидуальные особенности всех детей и уделять достаточно внимания как одаренным, так и слабоуспевающим учащимся.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить три основных момента:

  • эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность;
  • педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть профессионально готовы к тому, что уровень способностей детей может быть выше, чем у учителя;
  • сверхзадачей педагога в данном случае вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных наук.

Задачи на 2015 – 16 учебный год:

  1. продолжить работу с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения, самореализации;