Главные вкладки

    «Отчет о работе с одаренными детьми»
    статья

    Ахметшина Руфания Нургаязовна

    «Отчет о работе с одаренными детьми»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shmo_4.docx22.66 КБ

    Предварительный просмотр:

                                             МБОУ «ООШ №168»              

                 

                      Отчет о работе с одаренными детьми

                                                                                     Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла

            учителя русского языка и литературы

            Ахметшиной Р.Н.

                                                                   

                                                               

                                                                        Казань  2017г.        

         Творческие способности – дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: “Талант всегда пробьется”. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться.

     Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Однако в нашей школе работа в данном направлении осложняется тем, что наполняемость классов небольшая; следовательно, талантливых детей не так уж много. Да, я недостаточно использую возможности одарённых детей, имеющих более высокий уровень подготовки по предмету. Чаще всего просто некогда заниматься детьми, опережающими класс, больше времени отвожу слабым учащимся. Но проводить такую работу с сильными необходимо.

     Эта работа носит длительный и кропотливый характер. Прежде всего используется метод убеждения: ребенок может и должен знать больше, нежели того требует школьная программа, т.е. должен поверить в себя, в свои силы и возможности; что только систематическая, самостоятельная работа может принести успех. После чего начинается воплощение желаемого в действительность. Известно, что школьный курс дает минимум знаний, лишь его теоретические основы. Но ведь русский язык гораздо богаче, он “велик и могуч”; литература просто безгранична. Поэтому, чтобы жить в современном обществе, необходимо много знать. А глубина постигается с помощью изучения дополнительной справочной литературы. Следовательно, работа с одаренными детьми направлена на углублённое, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Где его взять? Это внеурочная деятельность: элективные и факультативные занятия, предметные кружки, индивидуальные консультации с учителем, самостоятельная работа.

        На протяжении первого полугодия проводилась работа с обучающимися, которые интересуются русским языком и литературой: 6 класс –Жидких Никита, Демидов Ярослав, Идрисов Айрат, 5 класс –Губайдуллина Милена, Анисимов Кирилл, 8 класс –Чумарина Настя. Ребята приняли участие в школьной олимпиаде, Жидких Н. стал призёром по литературе.

      Жидких Никита участвовал в районном конкурсе «Юный конферансье», занял 2-е место. Он приготовил самопрезентацию, исполнил подготовленное произведение, выучил несколько скороговорок. Сейчас готовится к городскому конкурсу «Звёздный билет», выбран текст, проводится работа над выразительным чтением. Учащиеся 6,8 классов приняли участие в региональном конкурсе –фестивале детского творчества «Наши четвероногие друзья», писали сочинения, рассказы, стихи.

         Участие в различных конкурсах, олимпиадах, проектных работах формируют компетенции устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместной деятельности.

        Посетила городской обучающий семинар для учителей русского языка и литературы «Подготовка к всероссийской олимпиаде школьников», прошедший в МБОУДО «Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одарённых детей» г. Казани.

       В системе  по организации работы с одаренными и талантливыми детьми я выделяю следующее содержание:

    1. Выявление   одаренных и талантливых детей:

    - анализ особых успехов и достижений ученика;

    - диагностика потенциальных возможностей детей;

    2. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

    - создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
    - включение в учебный план школы расширенного изучения  предметов школьной программы и предметов школьного компонента;
    - формирование и развитие сети дополнительного образования;
    -участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах школьного, районного тура. А также предметные дистанционные олимпиады.

    3. Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

    - тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
    - контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.

    4. Поощрение одаренных детей:

    - выдача грамот, дипломов и сертификатов за участие.

           В работе с одаренными детьми использую следующие принципы педагогической деятельности:

    • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
    • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.


       Работа с одаренными детьми ведется мной в плане развития организационных, учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций через:

    1.​ индивидуальную работу (консультации),

    2.​ участие в различных предметных и внеклассных  конкурсах различных уровней,

    3.​ интеллектуальные игры,

    4.​ развитие проектных методов,

    5.​ использование компьютерной техники и Интернета,

    6.​ чествование призеров и победителей на общешкольной линейке, родительских собраниях  

       Помимо индивидуальной работы с учащимися, я уделяю внимание и на развитие познавательных интересов таких детей во время урока. Особое внимание -развитию творческих способностей, выполнению творческих заданий (написание сочинений, самостоятельное чтение не предусмотренных программным материалом произведений с последующим обсуждением

      Приведу ряд примеров (все они, безусловно, повышенной трудности) из личного опыта работы с одарёнными учениками:

    1.Олимпиадные задания.

    2. Создание проектов: 1) творческих:

    - Написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные.

    - Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.

    - Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.

    - Подготовить презентацию личного творчества.

    2) Информационных:

    - Подготовить информацию “Какой корень у местоимения “я”?”

    - Подготовить доклад о русских лингвистах.

    3) Игровых:

    - Обработать русскую народную сказку “Гуси-лебеди” на современный лад.

    - Придумать игры для физминутки, музыкальной паузы.

    3. Творческие диктанты.

    4. Комплексный анализ текста.

    5. Лингвистический (языковой) анализ текста.

    6. Литературоведческий анализ текста.

    7. Работа по карточкам, с перфокартами.

    8. Конкурсные работы.

        Чтобы не снижать деловую активность детей, увеличиваю объём работы учащихся на уроке. Но такой путь, на мой взгляд, обеспечивает только занятость детей на уроке. Увеличивать объём работы учащихся нужно за счёт дополнительных заданий, которые выполняются на том же самом дидактическом материале. Дополнительные задания имеют самый разнообразный характер. Такие задания пишу на доске, иногда дети придумывают их сами, задают их друг другу (на уроках литературы составляют тесты). Включаю в урок и в домашнее задание задания повышенной сложности, творческие задания, для выполнения которых нужен более высокий интеллектуальный уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. На уроках литературы дети создают презентации о биографии и творчестве писателей, поэтов, проекты.  Дифференцированные виды работы использую и в процессе объяснения нового материала, при анализе контрольных, организации самостоятельных работ, в работе над ошибками. В дальнейшем планирую организовать работу сильных учащихся в качестве помощников учителя, консультантов.

             Все эти виды работ развивают способности обучающихся, повышают заинтересованность учащихся в саморазвитии, повышают мотивацию к обучению, развивают индивидуальность, самостоятельность и творческий потенциал личности, максимально развивают устную и письменную речь.

        Таким образом, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать на уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.  Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет о работе с одаренными детьми на уроках химии, биологии и во внеурочное время

    Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

    Отчет о работе с одаренными детьми

    В этом отчете отражена система работы и направления с одаренными детьми на уроках иностранного языка за 2013-2014 учебный год....

    Отчет по работе с одаренными детьми(по предмету)

    отчет по работе с одаренными детьми,в рамках преподавания немецкого языка....

    Отчет по работе с одаренными детьми 2015-2016 уч.год

    Отчет по работе с одаренными детьми учителя немецкого языка  2015-2016 уч.год...

    Отчет по работе с одаренными детьми в старшей группе

    Участие детей во всероссийских, региональных и городских конкурсах....

    Отчет о работе с одаренными детьми

    Отчето работе с одаренными детьми  МБОУ СОШДС №15 за 1 полугодие 2018-2019 уч. года Руководитель Чумаченко Е. Р....

    Творческий отчет о работе с одаренными детьми. "Свою профессию выбирай сегодня".

    В данной статье представлен отчёт учителя-наставника.Автор рассказывает о работе с одарённой ученицей, которая в будущем видит себя учителем....