Методическая статья "Использование ИКТ на уроках немецкого языка"
статья по немецкому языку на тему

В статье говорится о привлечении мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий в учебный образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в преподавании немецкого языка

из опыта работы

учителя немецкого языка

Козловой М.А.

МАОУ СОШ №2 УИИЯ

Целью обучения немецкому языку в средней школе является развитие у учащихся способностей к опосредованному и непосредственному  общению на немецком языке, умений познавать картину мира их носителей и соотносить их со своим индивидуальным образом мира и исходной культурой[1].

Реализация этой цели невозможна без привлечения мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий.

В МОУ гимназия им. Н.М. Пржевальского осуществляется  обучение иностранным языкам по Программе для школ с углубленным изучением немецкого языка[2], реализуемой посредством учебно-методического комплекта «Мозаика».

В УМК для каждого класса со 2 по 11 входит наряду с учебником, рабочей тетрадью и книгой для учителя аудиосопровождение, позволяющее развивать аудитивные умения в процессе понимания аудиотекстов.  

Достичь большего жанрового разнообразия текстов, совершенствовать механизмы слухового восприятия через слушание аутентичных текстов, начитанных представителями различных возрастных групп, обладающих индивидуальными и региональными (диалект) произносительными особенностями  позволяет использование дополнительных аудиокурсов и пособий с аудиоприложением 

 Одним из ведущих принципов обучения немецкому языку является ориентированность на формирование у учащихся межкультурной компетенции. Познакомить учащихся с феноменами иной ментальности и культуры позволяют учебные и аутентичные (документальные и художественные) фильмы и видеокурсы, широко применяемые нами в практике преподавания.

Стандарт среднего (полного) общего образования предполагает, что в результате освоения его содержания учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, что является необходимым условием развития и социализации школьников.

 

При подготовке докладов, работе над проектами учащиеся могут пользоваться электронными словарями и справочниками, которые имеются в кабинете немецкого языка.

В настоящее время существуют и готовые электронные пособия, позволяющие самостоятельно работать над грамматической стороной речи, расширением словарного запаса, развитием навыков чтения.

 К недостаткам существующих пособий можно отнести преимущественное использование в них упражнений репродуктивного характера, несогласованность с Программой обучения. Что приводит учителя к необходимости создания своих собственных пособий.

К простейшим из них можно отнести презентации.

Презентации широко применяются для объяснения нового грамматического материала, для обобщения и систематизации ранее полученных знаний.[3] Использование компьютерной поддержки урока на этом этапе позволяет повысить мотивацию обучения, стимулировать речемыслительную и познавательную активность учащихся, интенсифицировать процесс обучения.

Тематическое содержание учебника, затрагивающего интересы и потребности школьников и их сверстников в немецкоговорящих странах, позволяет использовать в процессе обучения тематические презентации, включающие в себя как материалы информационного характера, так и задания для закрепления, контроля и самоконтроля.[4] Такие пособия дают возможность дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.

Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии.

Для более успешной реализации принципов коммуникативной направленности, личностно-ориентированного подхода, формирования автономии учащегося нами была разработана электронная рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка «Мозаика» для 7 класса. Седьмой класс гимназии завершает прогимназический этап обучения. На этом этапе учащиеся уже накопили определенный лексический запас и обладают некоторыми грамматическими умениями и навыками. Однако возрастные и психологические особенности подростков, усложнение учебного материала ведут часто к снижению мотивации к изучению иностранного языка. Привлечение в учебный процесс современных коммуникационных технологий, разнообразие форм и методов работы ведут, по нашему мнению, к успешному решению вышеназванных проблем.

Цель: формирование коммуникативной компетенции и ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Задачи.

Обучающие:

1. Отрабатывать грамматические навыки.

2. Закреплять лексический материал.

3. Практиковать учащихся в письменной речи с использованием изученной лексики.

4. Закреплять навыки работы на компьютере.

Воспитательные:

  1. Поддерживать высокий уровень мотивации  в изучении немецкого языка.
  2. Учить самостоятельности.
  3. Учить анализировать свои достижения и недостатки.

Развивающие:

  1. Развивать память и мышление.
  2. Развивать познавательный интерес у учащихся.

Учебно-методический комплект «Мозаика» включает в себя наряду с учебником рабочую тетрадь для учащихся (Arbeitsbuch), упражнения которой позволяют закрепить изученный материал учебника и расширить его.  Нашей целью не являлись ни замена электронной тетрадью вышеназванного пособия, ни дублирование заданий учебника. Мы вынесли в электронную тетрадь лишь некоторые задания  из учебника и рабочей тетради на печатной основе в основном творческого характера.

Предполагается, что учащиеся получат право выбора, в какой форме – электронной или традиционной выполнить задание.        

Большинство заданий следует выполнять дома, закрепляя полученные на уроке знания.

Структура электронной рабочей тетради.

Электронная рабочая тетрадь состоит из 10 глав (соответственно количеству глав учебника). Каждая глава состоит из следующих разделов:

список лексики, которую учащиеся должны освоить в ходе работы над параграфом;

грамматический справочник;

упражнения.

Упражнения носят репродуктивный  (подстановочные  на закрепление грамматических и лексических знаний), репродуктивно-продуктивный (стимулирующие к высказыванию с использованием вербальных и визуальных опор) и продуктивный (высказывание без опоры) характер.

Контроль.

При выполнении  упражнений репродуктивного характера осуществляется самоконтроль. Главная цель этих упражнений – обучающая.

 Упражнения репродуктивно-продуктивного  и  продуктивного характера контролирует учитель.  

Использование электронной тетради не только не предполагает увеличения нагрузки на учащихся, но, наоборот, призвано облегчить усвоение наиболее трудной лексики и грамматического материала.

Еще одним достоинством данного пособия мы считаем участие в его создании учащегося 10 «а» класса нашей гимназии – Николая Михнина.   Это   имеет большое воспитательное значение, должно побудить учащихся к собственному творческому поиску, как в сфере компьютерных технологий, так и в сфере изучения и применения иностранного языка.

В настоящее время проходит внедрение электронной рабочей тетради в практику преподавания.


[1] 1. Гальскова Н.Д. Мозаика : Кн. Для учителя к учеб. Нем. Яз. Для VII Кл./ Н.Д. Гальскова – М.: Просвещение, 2001

[2] Программа для общеобразовательных учреждений. Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка / Н.Д. Гальскова. – М.: Просвещение, 2003

[3] См. приложение №1

[4] См. приложение №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игры на уроках немецкого языка"

Игра - один из способов обучения устной речи, когда учащимся предлагаются речевые задачи, имеющие мотив и цель речевого действия. Игра помогает освоить и закрепить различные грамматические структуры, ...

МБОУ «Коротоякская СОШ» Районное методическое объединение учителей иностранного языка Конспект открытого урока немецкого языка “Was wir schon wissen? “ (к УМК для 2 класса И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой « Первые шаги») Урок - путешествие

Тема урока“Was wir schon wissen? “     Урок - путешествиеТип урока: урок повторения  и обобщения пройденного материала.Цель урока: формирование коммуникативной компетенции уча...

Методическая работа. «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» (доклад)

Доклад «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» Мишиной Олеси Михайловны посвящен рассмотрению современного урока в соответствие с требова...

Методическая разработка "Игры на уроках немецкого языка в начальной школе"

В данной разработке представлены различные виды игр на уроках немецкого языка. Здесь можно найти орфографические, фонетические, лексические, грамматические, психологические, вид ролевой игры, а также ...

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе школы с углубленным изучением немецкого языка по теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классешколы с углубленным изучением немецкого языкапо теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»Учитель — Партыка Мария Оле...

Методические разработки уроков немецкого языка для 10 класса учителя немецкого языка

Методические разработки уроков немецкого языка для 10 класса...