Исследовательская работа на тему "Художественная литература на уроках немецкого языка"
статья по немецкому языку на тему

Ткаченко Людмила Брониславовна

Данная  работа исследует место художественных произвелений ,представленных в учебникахнемецкого языка Бим в 5-11 классах.Сегодня проблема чтения является одной из самых актуальных, потому что современные школьники читают мало, нехотя и невнимательно. От этого страдают грамотность, кругозор, общая культура. А взрослеющему   человеку книга помогает лучше понять окружающий мир, самого себя.   Невозможно переоценить значение книги  в  воспитании нравственности человека.  Воспитание чтением  во все времена было актуальным, так как именно слово содержит в себе не только мысль, но и ощущение, восприятие, чувства.

К тому же, как известно, год 2015 был объявлен в России Годом литературы. Выдвинутая нами гипотеза о том, что чтение не может кокурировать с современными цифровыми технологиями ,подтвердилась лишь частично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области


МОУ  «Травниковская средняя общеобразовательная школа»

Х Районная  конференция исследовательских работ  школьников

« Твои первые открытия»

Исследовательская работа по немецкому языку

Художественная литература на уроках немецкого языка

Направление - «Филологическое»

                                                    Выполнила:

                                                                       Иванова Ольга Эдуардовна,

                                                                обучающаяся 8а класса
                                                                               

                                                Руководитель –

                                                       Ткаченко Людмила    

                                                  Брониславовна,

                                                                   учитель немецкого языка

                                                                               

                                                                                               

Чебаркульский муниципальный район

Травники - 2016

Оглавление:

I.Введение.  ……………………………………………………….…………………………. 3

1)  Тема

2) Актуальность

3)  Гипотеза

4) Предмет и объект исследования

 5)Цель и задачи

6) Новизна

7) Значимость

8) Место и сроки проведения исследования

9) Методы исследования:

II. Основная часть.  Роль книги в воспитании и развитии личности.  …. ………………5

1. §1. Знакомство с литературой, интернет - источниками  по теме. ……………………5

2. §2. Описание исследования. ……………………………………………………………..6

III. Заключение. Выводы ………………………………………………………………….10

IV. Литература. Источники ………………………………………………………………..11

V. Приложение 1.  Анализ анкет…………………………………………………………..12

VI. Приложение 2.  Список художественных текстов в учебниках немецкого языка. ..13

I. Введение

             Тема нашей работы -  «Художественная литература на уроках немецкого языка».

Сегодня проблема чтения является одной из самых актуальных, потому что современные школьники читают мало, нехотя и невнимательно. От этого страдают грамотность, кругозор, общая культура. А взрослеющему   человеку книга помогает лучше понять окружающий мир, самого себя.   Невозможно переоценить значение книги  в  воспитании нравственности человека.  Воспитание чтением  во все времена было актуальным, так как именно слово содержит в себе не только мысль, но и ощущение, восприятие, чувства.

К тому же, как известно, год 2015 был объявлен в России Годом литературы.

 Гипотеза: чтение не может конкурировать с современными цифровыми технологиями  в получении информации и есть  опасения, что современное и последующее поколения перестанут читать вообще.

Предмет  исследования  - учебники немецкого языка 5-11 классов.

 Объектом  нашего исследования стали художественные тексты, размещённые в учебниках.

Цель -  выявление факторов, влияющих на интерес к чтению на уроке иностранного языка

Задачи:

 1. исследовать учебники немецкого языка на предмет наличия художественных текстов;

 2. провести опрос с целью изучения мнения школьников  о чтении на уроках немецкого языка;

 3. определить  виды работ с художественным текстом, влияющие на повышение интереса        к чтению.    

      Проблеме чтения посвящены многие теоретические  работы учёных, учителей - стажистов, библиотекарей. На разных образовательных сайтах в интернете размещено много ресурсов на тему обучения чтению в начальной школе. В своей работе особое внимание мы  обращаем на чтение в основной школе. В этом и состоит новизна нашего материала

 Значимость материала исследовательской работы

Мы  не только провели исследование на примере нашей школы, но и  подготовили страноведческий материал для учителей немецкого языка.

  1. Мы сделали подборку портретов современных немецких детских писателей и  отпечатали их для своего кабинета немецкого языка.
  2. Собрали сведения из разных источников о современных немецких писателях и поэтах.
  3. Подготовили презентации о некоторых писателях, чьи произведения изучаются в рамках школьной программы.

Место и сроки проведения исследования 

Исследования проводились на уроках немецкого языка в марте - мае и в сентябре – декабре 2015 года, в январе - феврале 2016 года, т. е. 9 месяцев.  Местом для исследования стала МОУ «Травниковская СОШ».

Методы исследования:  поиск, анкетирование, подсчёт, анализ  информации, наблюдение, эксперимент, сопоставление, обобщение,  аргументированные выводы. 

Работая над данной темой, мы прочитали ряд статей в журнале «Иностранные языки в школе», просмотрели имеющийся в интернете материал по теме, узнали, что чтению школьников во все года уделялось большое внимание.

II Основная часть Роль книги в воспитании и развитии личности. 

§ 1. Знакомство с литературой, интернет - источниками  по теме.

            Признанным носителем духовного начала в человеке является художественная литература, так как она пропагандирует идеалы добра, любви, сострадания. Художественная литература действует на ребёнка всесторонне, расширяет его жизненные горизонты,  эмоционально обогащает, пробуждает человечность. Нравственные начала в художественной литературе не даются читателю в готовом виде. Они концентрируются в душе читателя и закрепляются в его эмоциональной памяти.

Художественные произведения предоставляют возможность  самому читателю разобраться, что его радует и что огорчает, что заставляет восхищаться, и что негодовать, что следует беречь и что подлежит отрицанию, что волнует, что вызывает симпатии и антипатии. Здесь, в борении чувств, и происходит выработка личностных качеств ума и сердца, обогащение себя духовным опытом человечества, сконцентрированного в литературе [1]

       Вопросами чтения, обучение чтению занимались и занимаются видные педагоги, учёные, методисты, психологи Сухомлинский В.А., Плотников С.Р., Розов О.А., Светловская  Н.Н. ,Фоломкина С.К., Бим И.Л., и другие.

       А чтение на иностранном языке - весьма сложный трудоёмкий процесс, требующий усидчивости, большого трудолюбия, силы воли. Для эффективного чтения на иностранном языке необходимы следующие навыки:

- вычленять смысловую информацию;

- читать по ключевым словам;

- работать со словарём;

- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

- интерпретировать и трансформировать текст и так далее.

      Федеральный государственный образовательный стандарт для всех ступеней среднего образования уделяет большое внимание формированию культуры чтения.   Наиболее подробно данный вопрос разбирается в брошюре  «Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: От действий к мысли» [2].

На страницах 103-117 этого издания есть целый раздел, озаглавленный «Чтение в составе универсальных учебных действий. Требования к уровню чтения в основной школе и современное состояние проблемы грамотности».

Соловова Е. Н., доктор педагогических наук, профессор, руководитель Департамента иностранных языков Национального исследовательского университета  «Высшая школа экономики» в своей статье «Чтение в составе универсальных учебных действий: Позиции ФГОС и традиционной методики обучения иностранным языкам» выделяет основные положения чтения.  К ним относятся:

  • виды чтения;
  • типы чтения;
  • умения полноты понимания текста;
  • определения понятия «текст»;
  • выделение 5 уровней грамотности чтения;
  • анализ чтения художественного текста по Гальперину;
  • приёмы организации эффективного обучения чтению;
  • умения чтения.  [3]

 По мнению  В. Руднева, роль художественной литературы в изучении иностранного языка велика, так как она является отражением речевой деятельности, свойственной той   национальной языковой культуре, которой принадлежит автор. [4]

Использование художественных текстов на уроке способствует:

  • развитию воображения и способностей к словесному творчеству через эмоционально-образное восприятие языка;
  • постижению языка как феномена культуры;
  • повышение мотивации изучения языка.

Кроме того, художественный текст даёт возможность посмотреть на мир с разных позиций и тем самым выявить и осознать межкультурные различия. [5]

§ 2. Описание исследования.

Сначала мы провели анкетирование с целью выявления интереса к тому или иному тексту, предлагаемому для чтения на немецком языке. В анкетировании приняли   участие   64 обучающихся 5-11 классов, изучающих немецкий язык. Школьникам были предложены 6 вопросов. Как выяснилось, чтение является одним из любимых видов работы на уроке немецкого языка. На вопрос: «Нравится ли тебе читать на уроках немецкого языка?» -  положительный ответ дали 42ученика. что составляет 65%. Этот результат представлен на диаграмме (рис. 1):

                                     

                        Да                     Нет                   Не знаю

Рис.1 Диаграмма составлена на основе  результатов ответа на вопрос анкеты «Нравится ли тебе читать на уроках немецкого языка?»

Также из опроса мы узнали, что 50% наших учеников отдают предпочтение художественному тексту. Это наглядно демонстрирует диаграмма (рис.2):

                         

Рис.2 Диаграмма составлена на основе результатов ответа на вопрос анкеты «Какие тексты ты читаешь охотнее всего?»

Проанализировав учебники немецкого языка для 5-11 классов И.Л.Бим  на предмет наличия художественных текстов (или отрывков), обнаружили, что в учебниках немецкого языка совсем немного художественных текстов (или отрывков из них), мало поэзии.  

5 класс –  6  

6 класс –  11

7 класс –  12

8 класс –  12

9 класс –  12

10 класс – 8

11 класс – 9

Мы установили, что больше половины обучающихся (56%) отдают  предпочтение современным писателям и поэтам. Это подтверждает  диаграмма (рис.3)

 

Рис.3 Диаграмма составлена на основе результатов ответа на вопрос анкеты «Произведения  каких авторов тебе нравятся больше?»

Проанализировав авторство художественных текстов, мы обнаружили, что 17  % текстов принадлежат классикам немецкой литературы, а 83   %  - перу современных  авторов.

Свои наблюдения мы занесли в таблицу

Класс

Произведения классиков

Произведения современных писателей

5

-

6

6

-

11

7

-

12

8

1

11

9

3

9

10

5

3

11

3

6

всего

12

58

Работая с учебниками, мы обратили внимание, что ни в одном из учебников нет портретов современных немецких писателей, и сведения о них вмешаются в одну печатную строку, в то время как  46  опрошенных, что составляет 72% , выразили желание больше узнать об авторах произведений. Это видно на диаграмме (рис.4)

                               Да                     Нет                   Не знаю

Рис.4. Диаграмма составлена на основе результатов ответа на вопрос анкеты «Хотел ли бы ты получать какую-либо информацию об авторах художественных произведений?»

Согласно методике, работа с любым текстом предполагает три этапа:

  • Предтекстовый этап (ориентировочный):
  • Текстовый этап (чтение)                                                                              
  • Посттекстовый этап (рефлексивно-оценивающий этап)

На наш взгляд, первый этап (предтекстовый) играет большую роль  для мотивации чтения. Именно здесь закладывается интерес к содержанию произведения, ставятся цели и задачи чтения, происходит знакомство с незнакомой лексикой, терминами, ключевыми понятиями, актуализируются предшествующие знания, прогнозируется содержание, происходит знакомство с автором произведения, либо даётся характеристика эпохи или событий, описанных в произведении или отрывке. Наш эксперимент строился именно на этом этапе работы с текстом.

 На первом этапе ( предтекстовом, ориентировочном) применялись следующие виды работы:

1.«Интеллектуальный  штурм». ( Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.)

      2. «Прогноз и впечатления». ( Попытка спрогнозировать содержание текста, просмотрев        иллюстрации к нему).

      3.«Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.)

4. «Предваряющие вопросы». (Придумать вопросы, ответы на которые, по мнению учеников, будут содержаться  в тексте)

      5. «Кто? Что? Где? Когда?» (Знакомство с автором произведения, характеристика эпохи или события, отображённого в произведении)

Мы попытались выяснить, какая из вышеназванных стратегий наиболее эффективна для данной группы исследуемых участников,  найти пути повышения интереса к чтению.

III. Заключение

Нам удалось убедиться в том, что хорошо продуманная предварительная  работа на первом этапе чтения, способна вызвать интерес к произведению. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась лишь частично.

В результате проведенного наблюдения мы выяснили, что наиболее удачный эффект для мотивации к чтению дало применение стратегии «Кто? Что? Где? Когда?» Обращает на себя внимание тот факт что, информация, данная в устной форме, не вызывала такого интереса, как, скажем, компьютерная  презентация.

Объяснить это мы можем тем, что у большинства учащихся в наш век технологий зрительное и знаковое восприятие развито лучше слухового восприятия. Многие учащиеся сами вызывались подготовить презентацию о каком-либо писателе или поэте.

Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы:

1.не стоит пессимистично относиться к тому, что современные школьники читают мало. Можно и надо находить факторы, повышающие  интерес школьников к чтению;

2.на уроке иностранного языка при работе с текстом  важную роль играет предтекстовый (подготовительный) этап. Этот этап учителю следует продумывать особенно тщательно;

3.такие виды работы, как знакомство с автором произведения, характеристика эпохи или события, отображённого в произведении,  способны вызвать интерес к чтению.

           Как отмечалось выше, мы не только провели исследование, но и подготовили небольшую библиотеку материалов в помощь учителю немецкого  языка.

IV Литература. Источники

1.Бим И.Л., Рыжова Л.И Немецкий язык 5класс Учебник для общеобразовательных учреждений М.: « Просвещение» 2015

2.Бим И.Л., Садомова Л.В., Санникова Л.М. Немецкий язык 6класс Учебник для общеобразовательных учреждений М.: « Просвещение» 2013

3.Бим И.Л. Садомова Л.В., Немецкий язык 7класс Учебник для общеобразовательных учреждений М.: « Просвещение» 2014

4.Бим И.Л.  и другие Немецкий язык 8класс Учебник для общеобразовательных учреждений М.: « Просвещение» 2015

5. Бим И.Л. Садомова Л.В.  Немецкий язык 9класс Учебник для общеобразовательных учреждений М.: « Просвещение» 2014

6. Бим И.Л. Садомова Л.В., Лытаева М.А. Немецкий язык 10класс Учебник для общеобразовательных учреждений М.: « Просвещение» 2014

7. Бим И.Л., Рыжова Л.И., Садомова Л.В., Лытаева М.А.  Немецкий язык 11класс Учебник для общеобразовательных учреждений М.: « Просвещение» 2014

8.Горина Н.С. Работа с иноязычным художественным текстом на уроке немецкого языка ИЯШ  №3  2011 с 13   [5]

9. Руднев В. «Морфология реальности»  http://www.big-library.info/?act=books&autor=1777    [4]

10. Соловова Е. В. «Чтение в составе универсальных учебных действий: Позиции ФГОС и традиционной методики обучения иностранным языкам»

Иностранные языки в школе. - 2014-№4. – С.2-15  [3]

10. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: От действий к мысли. – М.: Просвещение 2010  стр103-117      [2]

11. http://art-inschool.ru/index.php/artprofilaktika2-uncategorised/109  [1]

Приложение1.

Анализ анкет

1. Находишь ли ты полезным для себя изучение иностранного языка?

Да -53

Нет -6

Не знаю-5

2. Нравится ли тебе читать на уроках немецкого языка?

Да-42

Нет 10

Не знаю-12

3.Какие тексты ты читаешь охотнее всего?

А.Научно-популярные

Б.Отрывки из художественных произведений

В.Статьи из газет и журналов

А-20

Б.32

В.12

Нет ответа 5

4.Произведения каких авторов тебе нравятся больше?

А.Классиков 22

Б.Современников36

В.Нет ответа 6

5.  Хотел ли бы ты получать какую-либо информацию об авторах художественных произведений?

Не знаю 4

Да 46

Нет 24

6. Как ты думаешь, способствует ли чтение на немецком языке лучшему знанию языка ?

Да 52

Не знаю 9

Нет 3

Приложение 2.

Список художественных текстов в учебниках немецкого языка.

5 класс

    1. Bydlinski Georg «Wann Freunde wichtig sind » ……………………….188

    2. .Kätterer  Liesbeth «Wo wohnt der Osterhase »…………………………155

    3. Mai Manfred “Na, so, was!”………………………………………….......26

    4. Ruck-Pauquet Gina «Im mein Haus » …………………………................117

    5. Schöntges Jürgen «Auf der Brücke, in den Straßen »………………........112    

     6. Schwaen Kurt «Wenn Mutti frűh zur Arbeit geht  »   …………………..128

6 класс

  1. Jacobi-Vrignaut Irene   „Die Stadt will eine neue Schule  bauen“……  98
  2. Michels Tilde «Pitt erfindet ein Sprachen –Misch Telefon »……… ….200
  3. Moderne Fortsetzung «Die Bremer Stadtmusikanten »………………...214
  4. Kniese J. «Herbst»……………………………………………………….63
  5. Krűss James  «Das ABC-Gedicht» ……………………………………188
  6. Krűss James «Der Kasper fährt nach Mainz »…………………………144
  7. Krűss James «Das Lesen ,Kinder,  macht Vergnügen »……………….166
  8.  Kumpe Michael «Ich bin ich » …………………………………….......15
  9.  Preußler Otfried  «Die kleine Hexe»……………………………………65
  10. Sixtus A. «Mein Drachen »………………………………………………84
  11. Wahlstedt Tage  „Die poetischen Verben»………………………….. ..138

7 класс

  1. Guggenmos Josef «Ich weiß einen Stern »……………………………. 25
  2. Habby Hans Adolf  «Kommt ein Tag in die Stadt »…………………... 48
  3.  Trochlich Rostwitha «Schlaft gut »……………………………………14
  4.  Krause Erika –Gebauer  «Ich trӓume mir ein Land » …………………110
  5.  Krӓmer Hermann «Alles unter einem Dach » …………………………116
  6.   Krenzer Rolf «Knisterbrot »  ………………………………………….138
  7. Kropp Wilhelm  „Besuch auf dem Pferdebauernhof“…………………  119
  8. Moeller Olaf «Ich liebe mein Land » ……………………………………18
  9. Roth Eugen «Autos überall » ……………………………………………89
  10.  Thaber Edith «Am Bauernhof » ………………………………………..128
  11. Thaber Edith «Der Landwirt» …………………………………………..112
  12.  Thaber Edith «Wetten  ,dass ich kann?»……………………………….. 97

8 класс

  1.  Burg Alexander « Kapitӓn Kűmmelkorn und die Tiegerjagd» ……….  26
  2.  Burger Gottfried August «Die Kӓseinsel»……………………………….25
  3. Fallada Hans «Reisevorbereitungen» ………………………………….130
  4.  Grimm Jacob,Wilhelm «Der Rattenfӓnger von Hameln »……………111
  5.  Nӧstlinger Crisristine «Emanuel und die Schule »…………………….59
  6.  Muth Jakob und Velthaus Gerhard «Auf dem Campingplatz»…………17
  7. Schneider Dieter   «Ferien »           ………………………………………….24
  8. Schneider Dieter «Hier lebst du »……………………………………....134
  9. Strothmann Irene «Jenny &  Sebastian »………………………………..64
  10.  Trotz Jonathan «Das fliegende Klassenzimmer »……………………....84
  11.  Tucholsky Kurt „Die Kunst, falsch zu reisen“…………………………131
  12.  Tucholsky Kurt „Die Kunst, richtig zu reisen“………………………..132

   9 класс.

    1. Fallada Hans «Unser Familienhobby»………………………………………25

     2. Goethe Johan Wolfgang  «Gefunden»…………………………………….27

     3. Heine Heinrich «Harzreise»……………….................................................77

     4.  Heine Heinrich    «Leise zieht durch mein Gemüt» ……………………..78

      5.   Hesse Herman “Bücher”………………………………………………...23

     6. Kaschnitz Marie- Luise „Das letzte Buch“…………………………….…70

     7. Kutsch Angelika «Man kriegt nichts geschenkt»………………………..149

     8. Mai Manfred  «Wen wir einmal groß sind »………………………………94

    9. Nӧstlinger Christine  «Die Ilse ist weg» ………………………………91,111

   10. Pressler Miriam «Die reue Schülerin» …………………………………….15

    11. Pressler Miriam «Ein Elefant ,der Eva heißt ,und Cola im Gartencafe»….31

    12.Pressler Miriam   “Ursula und Conny”…………………………………..108

    13.Punktchen  «Alle Farben dieser Welt »…………………………………..147

     14. Schiller Friedrich «Jӓgerliedchen»  ………………………………………28

10 класс

   1 Goethe. J.W. «Harfenspieler »  ………………………………… ………..216

  2. Grätz  Ronald «Deutsch in Not ?»   ………………………………. ……….12

  3. Heine  Heinrich «Wenn ich an deinem Hause»…………………………….127

  4. Heine Heinrich   «Das du mich liebst das wusst ich » …………………….128

  5. Heine Heinrich      „Oh, du  Hӧlle“ ………………………………………..117

  4. Nӧstlinger Christine. «Pfui Spinne » ………………………………………..97

   5. Pressler Miriam. «Bitterschokolade »   …………………………………….94

   6. Twain Mark « Die schreckliche deutsche Sprache »    ……………………209

11 класс

1. Bredel Wille «Theaterbesuch»   ………………………………………………79

2. Dorth Daniela «Ohne Moos nix los»    ……………………………………….23

3. Feuchtwanger Lion «Goya» …………………………………………………200

4. Heidenreich Elke «Wer nicht liest, ist doof»………………………………....206

5Mann Heinrich  «Der Maskenball»…………………………………………….202

6. Remarque Erich Maria «Im Westen nichts Neues »  …………………………243

7. Roth Joseph «April .Die Geschichte einer Liebe»……………………………201

8.  Seck-Agthe Monika «Ich will mit der gehen »  ……………………………..190

9.  Thoma Ludwig «Meine erste Liebe » ……………………………………….203


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: "Развитие личности обучающихся на уроках английского языка."

Разработка открытого урока в 7 классе по теме: «Основные обычаи и традиции Англии». Тема:The main customs and traditions of England. Цель урока: формирование коммуникативных умений и навыков...

Работа с одарёнными детьми на уроках немецкого языка

В этой работе я подвела итог своей работы с детьми одарёнными. Ведь, как правило, таким детям мы не уделяем должного внимания....

Работа с одарёнными детьми на уроках немецкого языка

В этой работе я подвела краткий итог своей работы с учениками, называемыми " одарёнными"...

Некоторые формы работы с аутентичными текстами на уроках немецкого языка

Статья " Некоторые формы работы с аутентичными текстами"...

Нестандартные приёмы и формы работы над грамматическими явлениями на уроке немецкого языка.

Нестандартные приёмы и формы работы над грамматическими явлениями на уроке немецкого языка....

Исследовательская работа (проект) Тема: «Зачем нужно изучать немецкий язык?»

Работа  «Зачем нужно изучать немецкий язык?» посвящена проблеме неравномерного деления класса на группы для изучения иностранного языка. В частности, целью проекта  ученицы являе...