Из опыта работы по применению дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку.
статья по немецкому языку на тему

Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных  и телекоммуникационных  технологий, позволяющих  осуществлять  обучение  на расстоянии без непосредственного контакта  между преподавателем и учащимся. Цель дистанционного  обучения - предоставление учащимся возможности освоения учебных  программ непосредственно по  месту   жительства  или  получения знаний  по  дополнительным  образовательным  программам. Технология  дистанционного обучения  заключается в том, что обучение и контроль  за  усвоением материала  происходит с помощью  компьютерной  сети Интернета,  используя технологии  on-line.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distants._obuchenie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по применению дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку.

                Алпатова Т.С. :

учитель немецкого языка МБОУ лицей с. Хлевное.

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств - это  глобальное явление образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все  чаще мы начинаем говорить  о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.  Цель дистанционного обучения – предоставление учащимся возможности освоения учебных программ непосредственно по месту жительства или получения знаний по дополнительным образовательным программам. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line.

Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школе оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. В области информатизации школьного образования это явление, несомненно, положительное: по своей сути программированное, дистанционное обучение требует использование компьютерной техники, а, следовательно, органически включает ее в учебный процесс и привлекает к ее освоению все больший круг учителей школ.

На необходимость применения дистанционного обучения в школе влияют следующие факторы:

1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Организация дистанционного контроля знаний учащихся.

3. Организация элективных курсов и курсов по выбору.

4. Экстернат

5. Организация профильного обучения для удаленных школ.

6. Дистанционные уроки для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни.

Что касается дистанционного образования в нашем районе, то оно обусловлено прежде  всего  нехваткой специалистов. Вот  в связи с этим мне было предложено вести уроки  немецкого  языка в нашем Нижне - Колыбельском филиале. Начинала я работать в прошлом учебном году в 8 классе, где обучалось 6 человек. Наш лицей является базовым учебным заведением и у нас имеются все необходимые технические средства для организации такого вида деятельности. Всем известно, что у нас физкабинет на втором этаже оснащен специальным техническим электронным оборудованием. Каждый учитель, который работает в этой системе,  имеет свой доступ, т.е. логин и пароль. В первое время я столкнулась с некоторыми трудностями: зависало, пропадало то изображение, то звук и приходилось пользоваться чатом. Все эти трудности  мне помогали  преодолеть  наши учителя информатики Родионов Ю.Н. и Поляков Р.Н. Мне пришлось осваивать дистанционные образовательные технологии и уже вот второй год применяю в своей работе электронное обучение. Я уже привыкла и мне доставляет удовольствие работать с моими учениками из Нижней - Колыбелки. К тому же я уже познакомилась со многими из них очно, посещая нашу школу, они заходили также и ко мне. Дети отзывчивые, добрые, но, к сожалению, не имеют больших способностей к изучению иностранных языков.

Итак,  уроки проходят три раза в неделю в режиме реального времени с применением системы видеоконференцсвязи, я - вижу учеников на экране, при этом качество изображения и звук достаточны для педагогического взаимодействия (понимания состояния учеников, их реакции на материал и т.п.);

Я  могу демонстрировать учебные материалы у интерактивной доски и с рабочего стола своего компьютера ( данная функция, называемая «Показ рабочего стола», позволяет мне включать презентации и аудиозапись непосредственно во время он -лайн  урока, а учащиеся сразу же получают данный аудио и видеоматериал,  т.е.могу передавать учебные материалы ученикам в режиме реального  времени непосредственно на он-лайн уроке);

- Возможности учеников в процессе он -лайн урока:  

видят педагога на экране во время всего урока, при этом качество изображения  достаточно для адекватного учебным задачам восприятия и понимания информации;

имеют доступ к учебным материалам, который использую непосредственно на уроке;

Итак, обучение строится на основе дистанционного курса, который в свою

очередь разрабатывается на основе авторской и рабочих программ, в которых

прописываем формы дистанционного взаимодействия, соотношение он -лайн  уроков,  методы их организации.

Как подготовить дистанционный он - лайн урок? В условиях хорошей связи я не исключаю использование учебника на определенном этапе урока, но так как мы говорим об электронном обучении на расстоянии, то важно помнить о создании мотивации,  как к процессу учебной  деятельности, так и к достижению конечного результата, а также  создании  ситуации интерактивности (т. е. взаимодействия) на уроке. Поэтому помимо

использования  учебника, разнообразных презентаций,  авторских компьютерных обучающих программ, мне нравится использовать различные тренажеры, которые я подбираю  к теме урока. Конечно, это трудоемкий процесс. К каждому уроку я составляю презентацию, ищу наглядный материал, используя Word, предлагаю обучающимся различного вида карточки. И все это происходит на экране.  Подготовка к дистанционным урокам требует очень много времени, хочется разнообразить виды деятельности, чтобы было интересно и не так уставали ученики на таких уроках. Ведь эти уроки требуют постоянной концентрации внимания на экране плюс удаленная речь учителя. Так как  я веду уроки в режиме реального времени с применением системы видеоконференцсвязи, то на уроке обязательно  присутствует  оценочная деятельность согласно существующим критериям  оценивания различных видов речевой деятельности учащихся на уроках  немецкого  языка. Помимо этого ведется и электронный журнал.

Важными факторами  в работе дистанционного педагога является тьюторство. Тьютор в переводе с английского «tutor» означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун». Тьютор является самым близким

советником и помощником во всех затруднениях. У меня это Семенихина Т. Н., она обеспечивает дисциплину на уроке и техническое сопровождение. Мы всегда советуемся с ней о качестве звука. Трудности работы связаны прежде с качеством связи. Даже при хорошей скорости  интернета нередко происходят сбои изображения и звука.  Кроме этого она заполняет  классный журнал. Большую помощь оказывает и Поляков Р.Н., он по сути дела является курьером: привозит мне на проверку тетради учеников, их творческие работы. Например, все ученики из Нижней - Колыбелки подготовили презентации о субкультурах, которые мы изучали в этом году.

И в конце выступления хочется сказать, что дистанционное обучение - это нужное и эффективное дело, особенно если обе стороны находят взаимопонимание и интерес. Но вместе с этим и много проблем и вопросов, которые надо бы решить в ближайшее время. Интерактивная доска не работает, из-за этого приходится постоянно менять местами презентации и скайп, чтобы было видно, невозможно и писать в ходе работы на уроке. И большой проблемой остаются микрофоны для учеников. Один микрофон - это не выход из положения, т.к. жалко время, которое уходит на передачу этого микрофона. Кроме этого, мне постоянно нужно следить, где этот микрофон находится и кого целесообразно спросить сейчас. На уроках иностранного языка ученики много отвечают устно, читают и выполняют различные задания.

Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих :

а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием; б) используемых при этом педагогических технологий; в) эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки; г) эффективности обратной связи.

Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от эффективной организации и педагогического качества используемых материалов и педагогического руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМпубликация - статья...

Применение современных образовательных технологий на уроках иностранного языка

Стремление научить рождает поиск, поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика; поиск и создание новых наглядных пособий; использование новых игр и ...

Дистанционные образовательные технологии при обучении иностранному языку

Способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного ко...

Доклад на ЦМК Дистанционные образовательные технологии в преподавании иностранного языка в медколледже

Доклад на ЦМК Дистанционные образовательные технологии в преподавании иностранного языка в медколледже...

Методические рекомендации по реализации образовательных программ основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по предметам «Иностранный язык», «Физическая культура» и «Основы бе

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе следующих документов:- письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020г. № ГД 39/04 «О направлении методических рекомендаций»;- письмо депа...

Применение дистанционных образовательных технологий в обучении иностранным языкам.

Как организовать дистанционное обучение с самого начала? С чего начать ?Данная статья поможет учителям предеметникам организовать дистанционное обучение в разных классах. Поможет научить родителей и у...

Использование дистанционных образовательных технологий в обучении иностранному языку

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты, связанные с внедрением дистанционных образовательных технологий для обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе.The paper presents issues associate...