Дифференцированный подход в обучении немецкому языку
статья по немецкому языку на тему

Собянина Ольга Геннадьевна

Статья "Дифференцированный подход в обучении немецкому языку".   Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_differentsirovannoe_obuchenie.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении немецкому языку.

Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность. Наблюдения за педагогическим процессом в школе показывают, что в ходе осуществления индивидуального подхода к учащимся учителя, как правило, делят класс на слабых и сильных. Критериями этой дифференциации служат такие показатели, как активность ученика на уроке, добросовестное отношение его к занятиям, внимание, наличие интереса к изучению предмета и уровень успеваемости. Это позволяет учителю варьировать объем заданий, их сложность и характер оказываемой им помощи ученикам при выполнении заданий. Такой подход к дифференцированному обучению, безусловно, является правильным. Имеющиеся в практике преподавания сложности, связанные с реализацией принципа дифференциации, связаы с тем, что «деление» учащихся на группы по уровню обученности носит, как правило, субъективный характер.

Современная методика преподавания иностранных языков трактует индивидуализацию обучения не только как « адаптацию» учебного процесса к возможностям обучаемых, т. е. создание таких условий для работы учащихся, которые бы в наибольшей степени отвечали всему комплексу индивидуальных характеристик каждого из них. Речь идет также о наилучшем изменении, целенаправленном формировании индивидуальных особенностей каждого ученика. Это значит, что индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности при групповых формах работы должна предполагать не только знание и учет учителем уровня владения учащимися иностранным языком, но и максимальное использование уровня развития индивидуально - психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к тому или иному виду речевой деятельности.

Таким образом, дифференциация обучения предполагает учет как уровня подготовки учащихся, так и их потенциальных возможностей.

Следовательно, дифференцированное обучение – это такое обучение, при котором основные компоненты учебного процесса (содержание, организационные формы, средства обучения и многое другое) осуществляется, прежде всего, с учётом особенностей личности учащегося.

 Отсюда следует, что та или иная серия упражнений должна включать в себя специальные задания, направленные на развитие индивидуально -психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к иностранному языку.

В процессе обучения иностранному языку нужно учитывать:

  • обучаемость, которая определяет характер психических процессов (память, восприятие, мышление и т.д.);
  • обученность, т. е. уровень знаний и умений;
  • работоспособность, трудолюбие, здоровье;
  • уровень познавательной самостоятельности и активности;
  • темп продвижения;
  • отношение к учению, мотивация (познавательные интересы, потребности, эмоции);
  • характер волевого развития;
  • темперамент;
  • возраст.

Дифференцированный подход к учащимся зависит от конкретных методов и приёмов обучения, направленных на расширение познавательной деятельности. Итак, в классе есть и сильные и слабые ученики. Если вести урок для “среднего” ученика, то сильные теряют интерес к учёбе – слишком просто, а слабые не слушают – очень трудно. В результате теряется интерес к учёбе. А ребёнок должен следить за ростом своего развития.  Вот здесь и нужно дифференцировать задания от простого к сложному. Какие же методы этому способствуют?

Для выполнения упражнения нужно:

  • указать тип задания (правило), на которое опирается данное упражнение;
  • дополнения к заданию (схемы, план);
  • указание или приведение аналогичного упражнения, сделанного раньше;
  • объяснить ход выполнения упражнения;
  • навести на мысль с помощью ассоциаций;
  • расчленить сложное задание на ряд элементарных;
  • поставить наводящие вопросы;
  • предупредить и указать возможные ошибки.

Возьмём конкретный пример: учитель дал задание рассказать о Берлине (монологическая речь) и дифференцирует его от слабого ученика к сильному (от простого задания к сложному):

  1. краткий план ответа (дан учителем готовый или составлен учеником на основе учебника);
  2. тезисы о Берлине;
  3. карточка с вопросами, на которые нужно ответить, пользуясь учебником рассказ о Берлине (монологическое высказывание);
  4. рассказ + дополнительная информация о городе.

Индивидуальные задания при работе над глаголами.

При  изучении  спряжения глаголов: haben, sein, laufen, fahren, tragen, sehen, helfen, sprechen, geben целесообразно давать задания на подстановку глаголов в нужной форме, например:

1. Вставь глагол geben  в нужной форме:

1) Meine Schwester … mir einen Kugelschreiber.     2) Ich … dem Lehrer mein Heft.      3) Wir … dem Vater die Zeitung.

2. Вставь глагол sein в нужной форме:

1) Ich …gross.. .   2) Dein Freund … Schuler.    3) Du … in der Klasse.

4) Meine Grossmutter und mein Grossvater … zu Hause.

Индивидуальные задания при изучении порядка слов в предложении.

Учащиеся часто допускают ошибки при составлении предложений. Для предотвращения ошибок целесообразно предложить учащимся выполнить, например, такие индивидуальные задания:

  1. Составь предложения из данных слов:
  1. Ich, der Mutter, Blumen, gebe.
  2. Meine, lernt, Schwester, gut.
  3. Deutsch, wir, sprechen.
  4. Die Lehrerin, in die Klasse, kommt.
  1. Продолжи предложения:
  1. Der Garten …
  2. Das Zimmer …
  3. Wir …
  4. Meine Schwester …

Подобные задания не только помогают учащимся практически усвоить порядок слов в предложении, но также развивают фантазию учащихся, их самостоятельное мышление.

Индивидуальные задания при работе над орфографией

При работе над орфографией рекомендуется использовать упражнения типа: вставь пропущенные буквы в словах (количество слов: 5-6):

  1. Unser Kla--enzimmer i-t gro-. Im Kla--enzimmer gibt es drei Fen-ter. Auf dem Fen-terbrettern stehen Blumen.
  2. Das Zi--er, die Kla--e, die Mu--er, die Grossmu--er, das Fensterbre--.

Возможны и другие индивидуальные задания на уроке:

    1) коротко передать содержание текста, прочитанного дома (на русском языке);

2) составить несколько вопросов к тексту;

3) перевести предложения с русского языка на немецкий;

4) ответить на вопросы по теме.

Индивидуальные особенности учеников учитываются и при определении домашнего задания. Например, хорошо успевающим ученикам даётся задание пересказать текст, слабоуспевающим необходимо дать развёрнутый ответ на вопрос, составить план текста и т. д.

Я уже на протяжении многих лет стараюсь дифференцировать обучение на своих уроках.

  1. Делю класс (для себя) на три группы: слабые, средние и сильные.
  2. Составляю для каждой группы свои задания.
  3. Сложные задания комбинирую с игровыми моментами.
  4. Использую на уроках опоры, схемы, презентации.

Анализ результатов применения данного метода показывает:

  • рост качества знаний учащихся;
  • отсутствие неуспевающих по предмету;
  • призовые места в районных и всероссийских дистанционных конкурсах.

Итак, принцип дифференцированного обучения является важнейшим принципом оптимизации обучения, так как на практике это позволяет каждому ученику достичь максимально возможного на данном уроке.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что осуществление дифференцированного подхода при обучении иностранному языку требует от учителя большого искусства. Он должен учитывать реальные условия, складывающиеся в классе, и возможности каждого ученика, ни в коем случае не ущемляя достоинства и интересов каждого из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"

Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"...

Дифференцированный подход в обучении французскому языку

Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является дифференцированный подход в обучении. Проблема старая, но далеко не полностью раскрыто все многообразие ее сторон...

Дифференцированный подход в обучении иностранным языкам

В дидактике  обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В п...

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе ому языку

Данная презентация поможет учителю организовать работу на уроках с учениками разного уровня подготовленности....

Деятельностный подход в обучении немецкому языку на примере разработки урока в 10 классе по УМК Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной «Немецкий язык. Контакты»

Тема урока «Хорошо ли иметь братьев и сестёр?»Образовательная цель: учащиеся смогут на основе прослушанного и проработанного текста выразить своё мнение по заявленной проблеме, формирование коммуникат...

Способы применения дифференцированного подхода при обучении немецкому языку

Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.Одним из возможных спосо...

Способы применения дифференцированного подхода при обучении немецкому языку

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учениковВнедрение ...