Грамматика – крепкий орешек. Дифференцированный подход в обучении немецкому языку.
статья по немецкому языку

Соколова Татьяна Александровна

В статье представлен опыт работы педагога в напралении дифференцироанного подхода в обучении школьников грамматике немецкого языка. Автором приведены конкретные примеры для реализации подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannyy_podhod_nya_sokolova.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Грамматика – крепкий орешек. Дифференцированный подход в обучении немецкому языку.

Татьяна Александровна Соколова

учитель немецкого языка

ГБОУ гимназия №61

Выборгского района Санкт-Петербурга.

Обучение грамматическому аспекту иностранного языка всегда вызывает немалое количество вопросов и трудностей, которые приходится преодолевать каждому преподавателю и ученику. Здесь следует выделить несколько основных причин, осознание которых упрощает работу учителя и усилия обучающегося, направленные на овладение определенными грамматическими навыками. Из основных выделим проблему последовательности подачи грамматических тем, учет возрастных особенностей, языковую интерференцию, значительное количество правил, формул, сложных терминов.

Как показывает практика, обучение определяется тем, насколько последовательно учитываются трудности в реальном учебном процессе.

Очевидно, что в процессе обучения следует учитывать психологические особенности и личностные качества обучающихся и непременно нацеливаться на:

- формирование мотивации к изучению предмета «немецкий язык», акцентируя внимание на грамматическом аспекте как одном из главных для успешного овладения предметом;

- адаптировать содержание обучения грамматическому аспекту к потребностям и возможностям ребенка;

- использовать разные формы, методы и приемы  работы.

Одним из способов реализации процесса обучения грамматическому аспекту  в условиях классно-урочной системе является дифференциация обучения.

Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне в силу своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность. Наблюдения за педагогическим процессом в школе показывают, что в ходе осуществления индивидуального подхода к учащимся учителя, как правило, делят класс на слабых, средних и сильных учеников. Критериями этой дифференциации служат такие показатели, как активность ученика на уроке, добросовестное отношение его к занятиям, внимание, наличие интереса к изучению предмета и уровень успеваемости. Это позволяет учителю варьировать объем заданий, их сложность и характер оказываемой им помощи ученикам при выполнении заданий. Такой подход к дифференцированному обучению, безусловно, является правильным. Имеющиеся в практике преподавания сложности, связанные с реализацией принципа дифференциации, связаны с тем, что «деление» учащихся на группы  носит, как правило, субъективный характер.

Современная методика преподавания иностранных языков трактует индивидуализацию обучения не только как « адаптацию» учебного процесса к возможностям обучаемых, т. е. создание таких условий для работы учащихся, которые бы в наибольшей степени отвечали всему комплексу индивидуальных характеристик каждого из них. Речь идет также о наилучшем изменении, целенаправленном формировании индивидуальных особенностей каждого ученика. Это значит, что индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности при групповых формах работы должна предполагать не только знание и учет учителем уровня владения учащимися иностранным языком, но и максимальное использование уровня развития индивидуально - психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к тому или иному виду речевой деятельности.

Таким образом, дифференциация обучения предполагает учет,  как уровня подготовки учащихся, так и их потенциальных возможностей.

Следовательно, дифференцированное обучение – это такое обучение, при котором основные компоненты учебного процесса (содержание, организационные формы, средства обучения и многое другое) осуществляется, прежде всего, с учётом особенностей личности учащегося.

 Отсюда следует, что та или иная серия упражнений должна включать в себя специальные задания, направленные на развитие индивидуально-психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к иностранному языку.

По высказыванию Г.В.Роговой «обучение иностранному языку в большой степени, чем какому-либо другому предмету, требует индивидуального подхода».

Индивидуализация не может рассматриваться как одноразовое средство, используемое на каком-либо этапе усвоения материала и применительно к какой-либо группе учащихся (сильных, средних или слабых). Она должна пронизывать весь процесс обучения иностранному языку.

 Одной из главной трудностей при обучении иностранному языку является поиск оптимального сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на занятии. Обучение иностранному языку будет более эффективным, если у учащихся будет возможность поработать в парах и в группах не с одним и тем же, а с различными партнёрами.

В процессе обучения иностранному языку нужно учитывать:

  • обучаемость, которая определяет характер психических процессов (память, восприятие, мышление и т.д.);
  • уровень знаний,  умений и навыков;
  • работоспособность, трудолюбие, здоровье;
  • уровень познавательной самостоятельности и активности;
  • темп продвижения;
  • отношение к учению, мотивация (познавательные интересы, потребности, эмоции);
  • характер волевого развития;
  • темперамент;
  • индивидуальные особенности;
  • возраст.

Дифференцированный подход  в обучении немецкому языку  зависит от конкретных методов и приёмов обучения, направленных на расширение познавательной деятельности. В каждом классе есть и сильные, средние  и слабые ученики. Ребёнок должен следить за ростом своего развития. Нужно дифференцировать задания  и предлагать в определенный момент более сложные упражнения с маркировкой, понятной обучающимся. Задания среднего и высокой уровней сложности должны носить одинаковый характер, только сложные задания требуют более высокого уровня знаний лексики и понимания грамматики ( примеры приведены далее). Какие же методы этому способствуют?

Для выполнения упражнения нужно:

  • указать тему , в  задании продемонстрировать правило ( схема, формула, алгоритм ), на которое опирается данное упражнение;
  • указание или приведение аналогичного упражнения, сделанного раньше;
  • объяснить ход выполнения упражнения (образец);
  • навести на мысль с помощью ассоциаций;
  • разложить сложное задание на ряд элементарных;
  • поставить уточняющие вопросы;
  • предупредить и указать возможные ошибки.

Для каждого конкретного задания, ориентируясь на цели и задачи, следует выбирать необходимые ранее приведенные пункты.

Предлагаю несколько примеров  конкретных упражнений:         

Индивидуальные задания при работе над глаголами с особенностями спряжения:

Важно предлагать учащимся работу с индивидуальными карточками ( 5-6 карточек на тему с разным лексическим материалом и уровнем сложности

При  изучении  спряжения глаголов: haben, sein, laufen, fahren, tragen, sehen, helfen, sprechen, geben целесообразно давать задания на подстановку глаголов в нужной форме, например:

Низкий уровень:

1. Вставь глагол geben  в нужной форме:

1) Meine Schwester … mir einen Kugelschreiber.     2) Ich … dem Lehrer mein Heft.      3) Wir … dem Vater die Zeitung.

2. Вставь глагол sein в нужной форме:

1) Ich …groß.. .   2) Dein Freund … Schuler.    3) Du … in der Klasse.

4) Meine Großmutter und mein Großvater … zu Hause.

Средний уровень:

3. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в соответствующем лице числе в настоящем времени. Задайте три вопроса к тексту:

tragen    haben    helfen    nehmen

Die Oma__________ schwere Tasche. Der Sohn ____________diese Tasche und _____________sie. Er ______________seiner Oma gern.

4. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в соответствующем лице и числе в настоящем времени. Задайте три вопроса к тексту:

trinken    essen    gefallen    nehmen

Frau Wolf ____________und ___________ im Cafe. Sie ____________eine Tasse Kaffe und ein Stück Torte. Das Essen ______________ ihr sehr.

  Высокий уровень:

5. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в соответствующем лице и числе в настоящем времени. Задайте три вопроса к тексту:

fallen    haben    fahren    laufen    sein

Der Winter__________ da. Die Kinder ____________den Winter gern. Ein Junge  _____________Schlittschuh. Ein Mädchen ______________Schi. Der Schnee __________auf die Erde.

 Как видно из примера задания среднего и высокого уровней однотипны, но высокий уровень содержит больше материала, что усложняет подбор глаголов по смыслу, требует более высокого владения лексикой.

Подобный подход позволяет достаточно быстро и эффективно «подтягивать» средний учеников к уровню сильных.

Индивидуальные задания при изучении порядка слов в предложении:

Учащиеся часто допускают ошибки при составлении предложений. Для предотвращения ошибок целесообразно предложить учащимся выполнить, например, такие индивидуальные задания:

  1. Составь предложения из данных слов ( низкий уровень):
  1. Ich, der Mutter, Blumen, gebe.
  2. Meine, lernt, Schwester, gut.
  3. Deutsch, wir, sprechen.
  4. Die Lehrerin, in die Klasse, kommt.
  1. Продолжи предложения (средний и высокий уровень):
  1. Der Garten …
  2. Das Zimmer …
  3. Wir …
  4. Meine Schwester …

Подобные задания не только помогают учащимся практически усвоить

порядок слов в предложении, но также развивают фантазию учащихся, их самостоятельное мышление.

Индивидуальные задания при работе над темой Perfekt:

Низкий уровень:

Karte 1

Bilden Sie das Partizip II wie im Beispiel.

1.  legen  gelegt

  1. machen
  2. kochen
  3. kaufen
  4. sparen
  5. fragen
  6. hängen
  7. hören
  8. holen
  9. suchen

Алгоритм реализации дифференцированного обучения грамматике на уроке  иностранного языка.

Karte 2

Ergänzen  Sie die Sätze mit dem  Partizip II

  1. Ich mache meine Hausaufgaben--- Ich habe meine Hausaufgaben gemacht
  2.  Die Mutter kocht Suppe.
  3. Die Kinder kaufen Eis.
  4. Du sparst die Zeit.
  5. Wir fragen die Lehrerin.
  6. Der Mann hängt ein Bild an die Wand.
  7. Das Mädchen hört Musik.
  8.  Der Schüler holt ein Buch.
  9. Der Rentner sucht  seine Brille.
  10. Ihr legt eure Hefte auf den Tisch.

Средний уровень

Karte 3

Bilden Sie die Sätze im Perfekt wie im Beispiel.

  1. schenken – Lisa – ein Spielzeug– zum Geburtstag                                          Lisa  hat  ein Spielzeug zum Geburtstag  geschenkt.
  2. kaufen – gestern – einen Schrank– ihr
  3. bellen – lange – der Hund– im Hof
  4. wohnen – in der Stadtmitte – deine Großeltern – im Sommer
  5. lernen – gestern – in der Schule– wir

  Высокий уровень:

Karte 4

Ergänzen  Sie die Sätze wie im Beispiel.

________________________________________________________________ kaufen  fragen  kochen sparen fragen hängen hören suchen spielen legen

  1. Lisa_______ einen Kuli im Geschäft ___________.                                               Lisa hat  einen Kuli im Geschäft gekauft.
  2. Die Mutter_______  Suppe___________.
  3. Die Kinder _______  auf dem Spielplatz___________.
  4. Du_______   die Zeit___________.
  5. Wir _______  die Lehrerin___________.
  6. Der Mann _______  ein Bild an die Wand___________.
  7. Das Mädchen_______   Musik___________.
  8.  Der Schüler _______  ein Buch___________.
  9. Der Rentner_______     seine Brille___________.
  10. Ihr _______   eure Hefte auf den Tisch___________.                                Для организации эффективной работы необходимо:
  1. Сформировать ( не ставя класс в известность) три группы: слабые, средние и сильные.
  2. Составить для каждой группы задания разного уровня сложности ( 2-5 на группу)
  3. Сложные задания обозначить определенным знаком(*).
  4. Подготовить карточки с опорами, схемами, формулами и примерами.

Анализ результатов применения данного метода показывает:

  • рост качества знаний учащихся;
  • отсутствие неуспевающих по предмету;
  • повышение мотивации и интереса к немецкому языку

Итак, принцип дифференцированного обучения является важнейшим принципом оптимизации обучения, так как на практике это позволяет каждому ученику достичь максимально возможного на данном уроке.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что осуществление дифференцированного подхода при обучении иностранному языку требует от учителя большого искусства. Он должен учитывать реальные условия, складывающиеся в классе, и возможности каждого ученика, ни в коем случае не ущемляя достоинства и интересов каждого из них.

Подобная технология дифференцированного обучения, которая ведется поэтапно, осознано, с опорой на знания, а не  интуитивно, с учетом личностных и психологических особенностей учащихся, позволит сформировать прочный грамматический навык, а также удовлетворить познавательный интерес ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальскова, Н.Д. Образование в области иностранных языков:

новые вызовы и приоритеты / Иностранные языки в школе, 2008, №5 -

с.2-7

2. Зимняя, И. Психология обучения иностранным языкам в

школе. - М.: 1991.- 288 с.

3. Рогова, Г. В., Рабинович, Ф. М., Сахарова, Т. Е.

Методика обучения иностранным языкам в средней школе —

М.: 1991. – 287 с.

4.Roche Jörg. Fremdsprachenerwerb FremdsprachendidaktikTübingen/Basel: A. Francke Verlag :2005 – 98 с.

5. Tangram .Lehrbuch für Deutsch als Fremdsprache. – Hueber

Verlag: 2006. – 156 с.

6. О.П. Шабан Дифференцированный подход при изучении немецкого языка БГУ Минск, Беларусь

7. Андреева В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс.  Учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика», Казань. 1998. 317 с.

8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985. 45с.

9. Уит И.Э. индивидуализация и дифференциации обучения. М., 1990. 190с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"

Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"...

Дифференцированный подход в обучении французскому языку

Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является дифференцированный подход в обучении. Проблема старая, но далеко не полностью раскрыто все многообразие ее сторон...

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе ому языку

Данная презентация поможет учителю организовать работу на уроках с учениками разного уровня подготовленности....

Деятельностный подход в обучении немецкому языку на примере разработки урока в 10 классе по УМК Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной «Немецкий язык. Контакты»

Тема урока «Хорошо ли иметь братьев и сестёр?»Образовательная цель: учащиеся смогут на основе прослушанного и проработанного текста выразить своё мнение по заявленной проблеме, формирование коммуникат...

Дифференцированный подход в обучении немецкому языку

Статья "Дифференцированный подход в обучении немецкому языку".   Из опыта работы....

Способы применения дифференцированного подхода при обучении немецкому языку

Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.Одним из возможных спосо...

Способы применения дифференцированного подхода при обучении немецкому языку

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учениковВнедрение ...