Способы применения дифференцированного подхода при обучении немецкому языку
статья

Статецкая Вера Васильевна

Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirov_obuchenie.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Способы применения дифференцированного подхода при обучении немецкому языку

Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников

Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, в центре внимания - обучающийся, его личность. Поэтому основная цель современного преподавателя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться результата в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха, которые способствуют повышению уровня качества знаний учебного материала, а также поможет учащимся осознать себя полноценной личностью.

Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения, которая способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Анализ литературы показывает, что более точное определение «дифференцированного обучения» дает Селевко Герман Константинович, (руководитель лаборатории развивающих технологий Ярославского ИРО,профессор). .

Дифференцированное обучение – это:

1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

К наиболее существенным понятиям данной теории относятся:

Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Дифференциация – организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся.

Принцип обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный.

Цель дифференцированного обучения школьников – создание ситуации успеха для каждого обучающегося. Обеспечение индивидуальной траектории развития познавательных способностей учащихся, повышение качества обучения (при сохранении психического и соматического здоровья). Создание оптимальных условий для сохранения и развития индивидуальности учащихся.

Существует два основных вида дифференциации: уровневая и профильная.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на разных уровнях.
Уровневую дифференциацию можно организовать в разнообразных формах. Основной путь осуществления дифференциации обучения – формирование мобильных групп учащихся.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Дифференцированный подход к обучению предполагает создание системы психолого-педагогических условий, позволяющей учителю в классном коллективе работать с типологической группой учащихся, объединенных общими учебно-важными индивидуальными особенностями, как, например, функциональная асимметрия полушарий головного мозга, доминирующие репрезентативные системы, специфически динамические свойства нервной системы.

Дифференциация - это обязательное соответствие средств и методов преподавания психофизиологическим особенностям учащихся.
В своей работе я использую технологию дифференцированного обучения и воспитания, разработанной доктором философских наук, профессором Еленой Анатольевной Юниной.

Данная технология основывается на изучении и понимании человека, учете его особенностей при построении отношений с ним.
Сущность технологии состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности.

Выделяется два вида дифференциации:

  1. Внешняя дифференциация.
  2. Внутренняя дифференциация.

В основе внешней дифференциации лежит учет познавательных интересов учащихся, их способностей к тому или иному роду деятельности. Цель данного вида дифференциации – помочь учащимся грамотно сделать профессиональный выбор.

В основе внутренней дифференциации лежит учет особенностей учащихся, влияющих на эффективность усвоения учебной информации в течение урока, занятия.

На первом этапе я изучаю особенности обучащихся прежде всего при помощи наблюдения (тестирование можно подключать, но только как дополнительный метод диагностики).

Важно подчеркнуть, что те или иные особенности учащихся выступают в качестве признаков дифференциации.

Например, дифференциация по типам мышления или каналам восприятия, или мотивам, или состояниям, уровням общего развития и т.д.

Наиболее комфортный, предпочитаемый для ребёнка канал приёма информации называется модальность. Для учителя очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика.

Различают следующие типы модальности:

Визуал – ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т.д.
Для визуалов желательно, чтобы информация была представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают разбирать текст «с листа», чем слушать устное объяснение учителя.

Аудиал – часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведёт как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит всё, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет. Аудиалы должны обучаться при использовании устных объяснений преподавателя

Кинестетик – чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен «потому что – какая разница». Однако, зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практического выполнения задания.

Мною при помощи школьного психолога были проведены контрольно- методические срезы и дигностические тесты по определению уровня развития модальности и функциональной ассиметрии полушарий головного мозга среди обучающихся 5-11 классов, изучающих немецкий язык.

Исследования показали, что

  • Визуалов -38%
  • Аудиалов – 42%
  • Кинестетиков 20%

На втором этапе объединяю обучающихся в микрогруппы по определенным признакам. Необходимо отметить, что наиболее целесообразной является работа в группах сменного состава.

Работая в парах (группах), учащиеся с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Полезно, например, объединять визуально одаренных учащихся с аудиалами. Визуально одаренный ученик, используя зрительное представление информации, научит схематизировать, организовывать учебный материал без потери целостности.

Аудиально ориентированный ученик расскажет, логически обоснует учебный материал.
Следующий этап работы – это формирование установки на предполагаемую учебную деятельность. На этом этапе составила примерные схемы рассаживания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и типа учебной работы; сценарии организации деятельности внутри групп учащихся, средства и способы представления учебного материала.

Мною были разработаны дифференцированные задания по немецкому языку на основе матрицы индивидуального стиля учебной деятельности, разработанной, разработанной Галеевой Натальей Львовной, опирающиеся на психофизиологические особенности обучающихся.

Например, задания для обучающихся с преобладанием визуальной модальности:

Соедините русские и немецкие фразы.

  1. Es ist punkt zehn. a. Пол 12-го.
  2. Es ist viertel vor fünf. b. Ровно 10 часов.
  3. Esist halb vier. c. 3 часа 20 минут.
  4. Es ist 10 Minuten nach acht. d. Который час?
  5. Es ist halb zwölf. e. 9 часов 10 минут.
  6. Es ist 20 Minuten nach drei. f. Без четверти 5.
  7. Es ist neun Uhr zehn Minuten. g. 8 часов 10 минут.
  8. Wie spät ist es? h. Пол 4-го

Найти лишнее слово из списка, объяснить свой выбор.

  1. Der Tisch, das Sofa, der Sessel, der Baum, der Stul
  2. Die Banane, die Pflaume, die Wassrmelone, die Zwiebel
  3. Das Haus, der Kopf, das Gesicht, dei Nase, das Auge

Задания для аудиалов:

Диктант «на слух» для проверки знаний активной лексики по изучаемой теме (учитель произносит определение, синоним или антоним загаданного слова, однокоренное слово, учащиеся должны написать это слово по-немецки).

  1. Das Obst, gelb, klein, reif – der Pfirsich
  2. Das Vogel, klein, grau – der Spatze

Раскрыть смысл предложенных слов и понятий при помощи жестов, уточняющих вопросов: игра в пантомиму «Утром»:

  • Er kann aufstehen.
  • Er kann das Bett machen.
  • Er kann sich waschen.
  • Er kanndie Zähne putzen.
  • Er kann sich abtrocknen.
  • Er kann frühstücken.

Задания для кинестетиков

Диктант «Шифровальщик».

Учитель читает текст, учащиеся прослушивают и рисуют схему комнаты на листе бумаги.

Das Kinderzimmer ist nicht besonders gross, aber gemütlich. Links an der Wand steht ein Bett für zwei Geschwister.Rechts ist ein Schrank. Vorn am Fenster ist ein Tisch und zwei Stühle. Rechts an die Tür ist ein Sessel. Auf dem Tisch steht eine Vase.

Классифицировать предложенные слова на предложенные группы.

Распределите предложенные слова по теме «Дом» на 3 категории.

Der Tisch, das Sofa, der Sessel,der Bücherschrank, die Vase, der Stuhl, das Bett, der Kleiderschrank, die Leuchte, die Tischlampe, die Gardine, das Bild, der Schrank, die Lampe
Das Wohnzimmer
Das Arbeitszimmer Das Schlafzimmer

Обучать (и обучаться) рациональному запоминанию можно гораздо результативнее, если знать о субъекте такую характеристику, как доминирование полушарий мозга.

Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга – это способность одного полушария включаться на доли секунды раньше, подавляя функцию другого полушария. Для учителя важно выделить учеников, у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено, так как явно доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации. Такая информация о конкретном ученике помогает учителю понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для ее быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие.

Существует три типа функциональной организации полушарий мозга.

  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий- смешанный тип или «равнополушарные»;
  • доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению);
  • доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение);

Для «левополушарных» комфортнее будет запоминание через многократное повторение, а «правополушарным» доступно запоминание на долгое время только через понимание.

Ученик правополушарного типа, работая в паре с левополушарным над заданием, может показать такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.

Исследования показали, что среди обучающихся, изучающих немецкий язык «равнополушарных»-40%, «правополушарных»-35%, «левополушарных» - 25%.

Для обучающихся с доминированием правого полушария мозга я предлагаю следующие задания:

Прослушать стихотворение и заполнить пропуски словами из таблицы. Одно слово в таблице лишнее.

Der Sommer, der Sommer
Das ist die schönste Zeit.
Wir spielen und wir ….
Wir laufen und wir …
Wir baden und wir…
Was wir nicht alles …
machen springen lachen singen arbeiten

Прослушать монолог и заполнить пропуски словами, которые вы услышите.

Ich… Peter. Ich komme aus Berlin. Ich bin 10 … alt. Meine Familie ist … : Vater, Mutter und zwei Geschwister. Meine … heisst Anna. Sie ist 12 Jahre alt. Sie geht in die siebente Klasse. Mein Bruder heisst Toni. Er ist 4 Jahre alt. Ich …. gern Sport und besuche eine Sportschule.
Heisse Jahre groẞ Schwester mache

Прослушайте диалог или монолог и определите верные и неверные утверждения.

Ich heisse Peter. Ich komme aus Berlin. Ich bin 10 Jahre alt.Meine Familie ist groẞ: Vater, Mutter und zwei Geschwister. Meine Schwester heisst Anna. Sie ist 12 Jahre alt. Sie geht in die siebente Klasse. Mein Bruder heisst Toni. Er ist 4 Jahre alt. Ich mache gern Sport und besuche eine Sportschule.

  1. Ich bin 9 Jahre alt.
  2. Meine Schwester heisst Anna.
  3. Sie geht in die siebente Klasse.
  4. Ich besuche eine Sportschule.

Для обучающихся с доминированием левого полушария

Переводной диктант «на слух» для проверки знаний активной лексики по изучаемой теме (учитель произносит слово на русском языке, учащиеся пишут его эквивалент по-немецки).

Определить усвоенные слова по изученной теме:

Lesen, sehen, geben, schreiben – глаголы
Lüstig, gross, klein, alt, gemütlich – прилагательные
Die Pflaume, die Weintraube, Die Melone – существительные

Найти лишнее слово из списка, объяснить свой выбор.

Der Tisch, das Sofa, der Sessel, der Baum, der Sthul
Die Banane, die Pflaume, die Wassermelone, die Zwiebel
Das Haus, der Kopf, das Gesicht, dei Nase, das Auge

Составить цепочку из слов активной лексики на выбор лишнего слова (работа в парах или индивидуально).

Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином).

Der Arzt, der Verkäufer, der Arbeiter, der Angestellte – Beruf
Fuẞball, Volleyball, Schilaufen, Tennis – Sport
Nehmen, machen, malen, gehen - Verben

Третий этап – оценочный. Выделение третьего этапа связано с его особой ролью в мотивации к учебе, коррекции деятельности, как учащихся, так и педагогов. При оценке полученных учебных результатов важно участие детей.

Известно, что одной из составляющих психического развития учащихся является контролирующая и оценочная деятельность ученика. Взаимодействие учащихся в парах (группах) необходимо для получения опыта контрольно-оценочных действий в условиях равноправного общения.

Методика индивидуально-дифференцированного обучения предполагает построение учебного процесса не только с учетом имеющихся дефицитов (с целью компенсации), но и для развития учебных навыков (и соответствующих систем), которые обеспечивают успешность учебной деятельности школьника.

Как было сказано выше, на уроки немецкого языка приходят дети с разными видами способности. Поэтому решающую роль играет дифференциация заданий и степень самостоятельности учащихся при их выполнении.

Основная идея технологии заключается в том, что все учащиеся способны овладеть базисным компонентом образования, продвигаясь в своем темпе. Важным является и то, что ученики ознакомлены с целями и итоговым эталоном знаний. Это дает возможность работать с учащимися, как испытывающими затруднения, так и обнаруживающими высокий уровень умственного развития, проявляющими ярко выраженный интерес, склонности и способности к предмету. Данная технология помогает учителю узнать способности каждого ученика, а школьнику стать полноправным участником учебного процесса.

Работая по технологии уровневой дифференциации на уроках немецкого языка появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Таким образом, применение на уроках немецкого языка технологии дифференцированного обучения позволило мне добиться 100% успеваемости, повысить познавательную активность обучающихся и качество знаний.

Каждый год мы принимаем участие в городском конкурсе «Взгляд на Германию», городском конкурсе чтецов и республиканском «Мы поём на немецком языке». Учащиеся принимают участие во Всероссийских дистанционных конкурсах и олимпиадах по-немецкому языку - Олимпус, Мульти-тест и Молодёжное движение.

Использование современных педагогических технологий таких как информационно-коммуникационных, уровневой дифференциации, технологии ИСУД, проектной, игровой технологии на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность обучающихся, позволяет применить личностно-ориентированную интерактивную образовательную технологию, способствует преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения, даёт возможность избежать субъективной оценки и повышает эффективность обучения и качество образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В педагогическ...

Применение дифференцированного подхода на уроках иностранного языка

Тема по самообразованию "Применение дифференцированного подхода на уроках иностранного языка"...

Применение дифференцированного подхода на уроках иностранного языка в школе

Начало изучения иностранного языка - приятный момент в жизни каждого ученика. Он поднимается на новую ступень лестницы познания. Но часто движение вперёд в этом направлении идёт не так успешно и стрем...

Дифференцированный подход в обучении немецкому языку

Статья "Дифференцированный подход в обучении немецкому языку".   Из опыта работы....

Способы применения дифференцированного подхода при обучении немецкому языку

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учениковВнедрение ...

Применение дифференцированного подхода в обучении учащихся с ОВЗ

Цель работы учителя – создать такую атмосферу обучения, чтобы учащиеся не только овладели базовыми знаниями и умениями, но и получили удовольствие от урока. А это получается только тогда, когда ...