Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования"
статья по теме

Арламова Лариса Владимировна

Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процессав условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арламова Л.В.,

учитель немецкого языка ГБОУ школа № 1

Московского района

Санкт-Петербурга

Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС


(В рамках Всероссийской научно-практической конференции

«Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования»)

Современная школа стандартов второго поколения претерпела существенные изменения в лучшую сторону. Изменились не только стандарты по ведению урочной деятельности, но также был переосмыслен взгляд на внеурочную деятельность. Раньше внеурочная деятельность была полностью отдана на откуп учебным заведениям дополнительного образования. С введением Федерального государственного образовательного стандарта предполагается реализация в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Причем последняя является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов и своих увлечений. Ребёнок сам делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности.

А вот как звучит эта же мысли на языке документов. Несколько сухо, но по делу.   «Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. А также важно соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» .

Введение внеурочной деятельности имеет свои положительные стороны: Благодаря ей  удается оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, а также учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Что весьма немаловажно при большом количестве детей в классе во время урочной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет к организации внеурочной учебной деятельности школьников следующие требования:

  1. Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Объём внеурочной деятельности в часах на одного ребёнка составляет от 4 до 8 часов. Аудиторных занятий не должно быть более 50%.
  2. Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
  3. Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. То есть, это значит, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой школы, а также внутришкольной системой дополнительного образования.
  4. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты. Осуществляется внеурочная деятельность через экскурсии, кружки, факультативы, спец.курсы, психологические тренинги.
  5. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т.д.).
  6. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

По каким же направлениям может развиваться внеурочная деятельность?

1.Духовно-нравственное;

2.Социальное;

3.Общеинтеллектуальное;

4.Общекультурное;

5.Спортивно-оздоровительное.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

  • пояснительную записку с общими целями общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;
  • общую характеристику курса внеурочной деятельности;
  • личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности;
  • тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Заключение:

Школа нового поколения способна выступать не только в роли источника знаний. Школа – это не только учебный процесс, это еще и разнообразие внешкольных мероприятий и занятий.

Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов и своих увлечений.

Литература: http://plotnikova.ucoz.ru/load/standarty_2_pokolenija/vneurochnaja_dejatelnost_v_voprosakh_i_otvetakh/2–1-0–175 Внеурочная деятельность в вопросах и ответах. http://moh-school.ru/documents/fgosnoo/ ФГОС НОО Евладова Е. Б. Программно — методическое обеспечение внеурочной деятельности классного руководителя

Ёрш К. В., Айрумян Г. С. Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса // Юный ученый. — 2016. — №1. — С. 70-71. URL: http://yun.moluch.ru/archive/4/241/ (дата обращения: 17.11.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение русскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования

Цель современного российского образования:полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и ...

Проект по программе «Реализация ФГОС на ступени основного общего образования» на тему: «Система оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО»

Цель и задачи проекта ЦЕЛЬ: Разработать систему оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: ЗАДАЧА 1. Провести анализ нормативных актов по введен...

Презентация к педагогическому совету "ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках."

ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках....

В Красноярске пройдет научно-практическая конференция по вопросам реализации и развития федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Дата и время: 23 ноября, с 10 до 16 часов.Место: Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации...