Развитие ученического самоуправления как средство реализации ФГОС на ступени основного общего образования
статья на тему

Сметанина Ольга Валерьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сметанина О.В.

МБОУ «СОШ № 26», г. Братск

Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции «делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию.

          Главная воспитательная задача в современной школе  -  создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе  - он яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации. Личность,  имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью. Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива, что  невозможно без создания ученического самоуправления.

Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Самоуправление может быть только там, где есть общественная жизнь: клубная  и кружковая деятельность, коллективные творческие дела, участие всех (обучающихся, педагогов, родителей) в событиях школьной жизни

Подготовка, реализация событий школьной жизни может эффективно осуществляться самими школьниками в режиме самоуправления. При этом необходимо принятие педагогами следующих принципиальных основ детского самоуправления:

  1. Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства-исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений формы его осознания.
  2. Детское внутришкольное самоуправление специальная деятельность детей «по управлению» в режиме протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников.
  3. Создание системы детского самоуправления не является самоцелью, это лишь форма стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов в детской среде.
  4. Соуправление детей и взрослых и особенно детское самоуправление - близкие по духу, но все-таки разные вещи. Если в первом случае дети и взрослые являются равноправными партнёрами в общей деятельности, то во втором случае у взрослых есть только пассивное право помочь детям, у детей же есть право, как запросить помощь взрослых, так и обойтись без неё.
  5. Если взрослые недовольны деятельностью детей в режиме самоуправления, они могут высказать свои критические замечания в открытом честном диалоге. Дети вправе учесть замечания взрослых или не согласиться с ними.

Если вышеуказанное принятие состоялось, то оно может стать началом движения школы к системе внутришкольного детского самоуправления. Как показывает социально-педагогический опыт, педагогическое управление развитием самоуправления предполагает создание организационных, идеологических и методических гарантий в определении и саморазвитии ученического коллектива. Организационные гарантии обеспечивают функционирование органов самоуправления в самых разнообразных структурах и формах, наиболее оптимально соответствующих типу школы, внешкольному учреждению, опыту демократической деятельности и культуре школьников, уровню социально-педагогического опыта педагогического коллектива. Таким образом, структура и формы ученического самоуправления формируются с учётом местных гарантий и желаний самих обучающихся, то есть самоуправление самоорганизуется в специально созданных организационных условиях: идеологические гарантии; добровольный процесс; демократический процесс; гуманистический процесс; социальный процесс;  творческий процесс; самостоятельный процесс.

Основное внимание в деятельности органов самоуправления необходимо уделить реализации прав и обязанностей обучающихся. Права и обязанности следует рассматривать на основании существующих нормативных документов. Особое внимание в деятельности органов самоуправления образовательных учреждений следует уделять социальной защите учащихся.

В воспитательных коллективах деятельность органов самоуправления должна носить личностно-ориентированный характер. Он предполагает внимание к самочувствию каждого обучающегося в детском коллективе, его настроению, потребностям, склонностям, интересам. Одновременно, идя от ученика, органы ученического самоуправления ставят своей целью гармонизацию отношений в жизнедеятельности всего коллектива.

На основании изучения тенденции развития ученического коллектива можно сделать ряд заключений относительно ученического самоуправления.

Во-первых, в органы ученического самоуправления следует избирать школьников, способных чувствовать переживание и настроение своих сверстников.

Во-вторых, одной из функций членов ученического самоуправления является регулирование и корректировка отношений в воспитательном коллективе. Соответственно, содержанием деятельности актива должны стать оказание помощи обучающимся, которые находятся в затруднительных ситуациях, некомфортно чувствуют себя в коллективе.

В-третьих, исследования показывают, что всё шире в сферу деятельности ученического самоуправления следует включить функции изучения индивидуальных интересов детей, удовлетворённости их жизнедеятельностью в школе, социуме.

Следует заметить, что долгие годы ученическое самоуправление рассматривалось однозначно, как средство укрепления дисциплины и порядка. Самоуправление сегодня должно занять достойное место в образовательном воспитательном процессе и рассматриваться как первоочередное условие формирования активной социальной позиции ученика, помогающее организовать такой образ жизни в стенах школы, где всё - для ученика и всё, что делается - исходит от ученика.

Одна из тенденций развития ученического самоуправления - увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации внутришкольной жизни, которая предусматривает: расширение сферы деятельности коллективов; расширение прав и обязанностей органов самоуправления; расширение связей с другими коллективами; изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций и т.д..

Как показали исследования, подлинное самоуправление в широком понимании данного слова - это стиль жизни воспитательного коллектива. Помогают создать этот стиль коллективное планирование, организация в классе постоянно действующих бригад, временных советов дел, штабов, комиссий, предназначенных для подготовки и проведения конкретных дел. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого ученика, так как самоуправление в школе - это необходимый компонент современного воспитания.

Литература:

  1. Ведрова Е.В. Организация ученического самоуправления: Гражданский клуб. Социальные проекты. Мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2007. – 84с.
  2. Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления// Методист №4/2006г.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения»: Издательство «Просвещение, 2009г.
  4. Бочкарёв В.И. Опыт школьного самоуправления//народное образование.-2000г.№8,-с.99-102