Разноуровневое и дифферекцированное обучение на уроках немецкого языка
учебно-методический материал по теме

Зоя Викторовна Михалькова

Работа содержит сведения о том, как подготовить и провести продуктивный урок немецкого языка, если все обучающиеся имеют разный уровень подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_raznourovnevoe_i_differentsirovannoe_obuchenie.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лучесская основная школа им. В.Ф. Михалькова

Разноуровневое и дифференцированное обучение обучающихся

Зоя Викторовна Михалькова,

учитель немецкого языка, первая квалификационная категория,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лучесская основная школа им. В.Ф. Михалькова,

д.Лучеса, Починковский район, Смоленская область

План

  1. Краткая аннотация работы
  2. Содержание
  1. Введение
  2. Содержание понятия  «разноуровневое обучение»
  3. Дифференцированный подход к обучению иностранному языку. Цели и задачи.
  4. Практическая часть. Разноуровневые упражнения.
  5. Заключение.

3.        Список использованных источников и литературы.

1.Краткая аннотация работы.

Данная работа посвящена проблемам разноуровневого и дифференцированного обучения. Дифференцированное обучение- это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика. В работе рассматриваются вопросы формирования типологических групп, затрагиваются особенности учащихся в зависимости от их познавательного интереса к предмету. Основная цель использования технологии уровневой дифференциации- обучение каждого на уровне его способностей и возможностей. Это дает возможность каждому ученику получить  максимальные по его способностям знания и реализовать свой личный потенциал. Такая технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным. В своей работе я представила серию упражнений разноуровневого характера для учащихся 7 класса по темам « В деревне много интересного», и  « Лицо города- визитная карточка страны». Моя работа может быть полезной для учителей немецкого языка сельской малокомплектной школы.

2. Содержание

2.1Введение

Социально-экономические явления, происходящие  в нашей стране, ориентируют современную школу на развитие каждой личности с учетом ее индивидуальных способностей. В настоящее время важнейшими задачами школы является создание условий, обеспечивающих возможность выявления задатков развития и реализации склонностей и способностей учащихся, удовлетворение личностных и государственных потребностей. Школа предлагает широкие возможности для учителя и ученика в их творческой деятельности. Что могут выбрать учитель и ученик? Разноуровневые программные методики преподавания, направления и способы учебной работы. Как показывает опыт педагогической практики в современной  школе за последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика, между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером обучения. Одним из важных направлений путей повышения эффективности образовательного процесса в  школе является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся. Такие педагогические новации, как технология «разноуровневого  и дифференцированного обучения» позволяет приспособить  учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, Все больше педагогов убеждается в том, что уровневое дифференцированное обучение учащихся - главное направление работы школы, ибо только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.

О необходимости дифференцированного подхода в обучении говорили уже в 20-е годы прошлого столетия. И тогда, и сейчас были его сторонники и противники. С одной стороны признаётся его ценность, так как дифференцированное обучение позволяет разрешить противоречия между различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях и способностях учеников и ориентацией процесса обучения на «среднего» ученика, которое неизбежно возникает в условиях классноурочной системы.

С другой стороны считается негуманным делить учащихся на группы, тем самым, принимая на себя роль судьи, определяющего, кому какое образование дать. Но противники дифференциации при этом вынуждены признать, что отличия в процессах восприятия, переработки и воспроизведения информации у учеников есть, Дети отличаются обучаемостью и, соответственно, обученностью. Поэтому одинаково всех учить нельзя, но чтобы не быть негуманными, противники дифференциации утверждают: необходимо дифференцировать не детей, а учебный материал. К счастью с этим никто не спорит. Не спорю с этим и я. Если мы говорим, что дифференцируем учебный материал, то тем самым признаём, что детей мы тоже разделяем на группы, так как различный учебный материал предназначен для различных групп учащихся.

Я работаю в сельской малокомплектной школе. Наполняемость классов небольшая ( от пяти до тринадцати учащихся). В  таких условиях наиболее оптимальна внутриклассная форма дифференциации. Она наиболее предпочитаема и в условиях личностно-ориентированного обучения, так как предполагает в обычном разнородном классе выделение групп учащихся, выполняющих задания различного уровня сложности. А класс с небольшой наполняемостью  даёт мне, учителю иностранных языков, возможность осуществлять и индивидуальный подход в обучении.

Дифференцировать учебный материал можно и нужно на уроках разного типа. Чаще дифференцированный подход я  осуществляю на уроках тренировки, систематизации и контроля знаний, реже – на уроках предъявления и первичного закрепления знаний. Я стараюсь осуществлять дифференцированный подход в обучении на уроках всех типов, но не в каждой теме это ещё получается. Специфика нашего предмета такова, что мы, учителя иностранных языков, обучаем видам речевой деятельности, а именно аудированию, чтению, письму и говорению (в монологической и диалогической формах).

2.2 Содержание понятия «разноуровневое обучение»

Работа в условиях разноуровневой дифференциации предоставляет мне, как учителю,  возможность творческого решения педагогических задач, применения нестандартных подходов в обучении и развитии, раскрытия талантов учителя и ученика в совместной деятельности.. В условиях разноуровневой дифференциации мне не приходится тратить огромные силы и энергию в ходе урока на то, чтобы одновременно и эффективно учить слабых, средних и сильных детей в пределах одного класса. Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

Разноуровневое обучение -- это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом  школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению .

При этом реализуется центральная идея базового образования — познание учеником себя как человека, индивида, личности, как субъекта отношений с миром.

2.3 Дифференцированный подход к обучению иностранному языку. Цели и задачи.

Дифференцированный подход к обучению иностранному языку в школе направлен на достижение следующих целей:

1) Общеобразовательная:

· углубление эрудиции;

· расширения лингвистического, филологического, общего кругозора.

2) Практическая:

· овладение рецептивными и продуктивными видами речевой деятельности на минимальном достаточном уровне коммуникативной компетенции.

3) Развивающая:

· развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;

· развитие ценностных ориентаций, чувств, эмоциональной готовности к коммуникации;

· развитие личности.

4) Воспитательная:

· формирование уважения и интереса к культуре страны изучаемого языка и народу, ее носителю;

· воспитание культуры общения;

· формирование познавательной активности и поддержание интереса к учению;

· воспитание потребностей в практическом использовании иностранного языка в различных сферах деятельности.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

4. Развивать устойчивый интерес к предмету.

5. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

6. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

7. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

8. Развивать устойчивый интерес к предмету.

9. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

10. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Дифференцированное обучение помогает раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Разноуровневое обучение сводится к выявлению и максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся. С другой стороны — во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы.

Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:

· предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;

· развить способности и интересы учащихся;

· повысить качество знаний;

· более рационально использовать учебное время каждого;

· вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;

· устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний;

· повысить эффективность и качество обучения;

· создать ситуацию успешности в обучении для каждого обучающегося;

· обеспечить оптимальный объем учебного материала с точки зрения предотвращения перегрузок;

· создать условия для повышения учебной мотивации и интереса к предмету;

· обеспечить возможность обучения на профильном уровне в старшей школе.

 Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность. Мои наблюдения за педагогическим процессом в школе показывают, что в ходе осуществления индивидуального подхода к учащимся мы, как правило, делим класс на слабых и сильных. Критериями этой дифференциации служат такие показатели, как активность ученика на уроке, добросовестное отношение его к занятиям, внимание, наличие интереса к изучению предмета и уровень успеваемости. Это позволяет нам варьировать объем заданий, их сложность и характер оказываемой нами помощи ученикам при выполнении заданий. Такой подход к дифференцированному обучению, безусловно, является правильным и с общедидактических позиций вполне обоснованным. Имеющиеся в практике преподавания сложности, связанные с реализацией принципа дифференциации, сопряжены с тем, что «деление» учащихся на группы по уровню обученности носит, как правило, субъективный характер, так как на уроке не всегда применяются объективные способы определения уровня владения учащимися речевыми навыками и умениями.

Хочу остановиться еще на одном из важнейших факторах дифференцированного подхода- это уровень развития индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Следует  принять во внимание и то, что современная методика преподавания иностранных языков трактует индивидуализацию обучения не только как « адаптацию» учебного процесса к возможностям обучаемых, т. е. создание таких условий для работы учащихся, которые бы в наибольшей степени отвечали всему комплексу индивидуальных характеристик каждого из них. Речь идет также о наилучшем изменении, целенаправленном формировании индивидуальных особенностей каждого ученика. Это значит, что индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности при групповых формах работы должна предполагать не только знание и учет учителем уровня владения учащимися иностранным языком, но и максимальное использование уровня развития индивидуально- психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к тому или иному виду речевой деятельности. Это дает возможность учителю опереться на сильные свойства компонентов способности к иноязычной речи, развить слабые и в случае необходимости возместить их другими. И не случайно учет индивидуально-психологических особенностей является одним из важных факторов обучения иностранным языкам. Подобный подход к решению вопросов индивидуализации обучения основывается на том, что человек обладает определенными врожденными особенностями - задатками, являющимися важным условием сложного процесса развития способностей. Однако эти задатки могут вообще не превратиться в способности, если их соответствующим способом не стимулировать и не развивать.

Таким образом, дифференциация обучения предполагает учет как уровня подготовки учащихся, так и их потенциальных возможностей. Отсюда следует, что та или иная серия упражнений должна включать в себя специальные задания, направленные на развитие индивидуально-психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к иностранному языку.

2.4 Практическая часть.  Разноуровневые упражнения

Я бы хотела показать, как я осуществляю дифференцированный подход в обучении на примере темы 7-го класса «В деревне много интересного». Тема включает в себя разнообразные виды работы:

Вначале организуются предъявление и тренировка, а затем контроль лексики по теме «В деревне много интересного». При введении и тренировки лексики используются предметные картинки. Контроль её осуществляется дифференцированно. Учащимся предлагается 3 варианта карточек, на «3», «4» и «5», карточку каждый для себя выбирает сам, что позволяет каждому оценить свои возможности и определить, над чем же ещё нужно работать.

В карточке на «3» предложено найти соответствие (или пару). В одной колонке даны слова на русском языке, в другой – на немецком, но в разном порядке, учащиеся прочитывают слова и записывают цифры, соответствующие одинаковым словам. В карточках на «4» и «5» задание «переведи», но в карточке на «4» – с немецкого – на русский, а в карточке на «5» – с русского – на немецкий.

Карточка на «3»

А)Найдите соответствие:

1. Заботиться        1.Pflanzen

2.Сажать                2.Sorgen fur

3.Петух                   3.Die Kuh

4.Корова                 4.Der Hahn

5.Бык                       5. Das Schwein

6.Свинья                  6.Der Stier

В)Соедините каждый глагол с подходящим по смыслу существительным

1.     pflanzen

Getreide

2.     säen

Ziegen

3.     pflegen

Salatpflanzen

4.     pflügen

Beeten

5.     züchten

Blumen

6.     melken

Pferde

7.     dreschen

Tomaten

8.     gießen

Samen

9.     jäten

Gemüsegarten

Карточка на «4»

Переведите на русский язык:

  1. Auf dem Feld arbeiten die Traktoren.
  2. Ich bringe die Ernte ein.
  3. Wir gissen Blumen/
  4. Ich sorge fur die Haustiere.

5.  In unserem Dorf gibt es Schweine,Ziegen,Schafe.

6.  Auf dem grossenTeich schwimmengraue Enten.

7.  Auf der Rennbahn galloppieren Pferde.

     Карточка на «5»

Переведите на немецкий язык:

1.В саду работает много людей.

2. Мы с удовольствием  кормим живототных.

3. Осенью все люди собирают урожай.

4.Мы заботимся о домашних животных.

По теме « Лицо города-визитная карточка страны» учащиеся знакомятся с городами и их достопримечательностями. Здесь наиболее целесообразным нахожу организацию групповой работы. В группу входят 3-4 учащихся: сильный, средний и слабый. Слабый ученик читает текст и знакомится с комментариями к нему, средний ученик рассказывает на русском языке, что он понял из текста, а сильный – отвечает на вопросы к тексту. На работу в группе отводится определённое количество времени, затем организуется беседа, в ней принимают участие все. Вопросы составлены таким образом, что с одной стороны – позволяют получить информацию о новом городе, а с другой стороны – сопоставить факты, лучше запомнить особенности этого города (то есть различия).

Вопросы к тексту могут быть следующими:

  • Как называется твой город?
  • Это древний или современный город?
  • Он большой или маленький?
  •  Кто проживает в городе ?
  • В нём много достопримечательностей?
  • Что является сердцем города?

Задания при работе с текстом

Прочитай текст и выполни задания к нему.

Schauspieler.

In Moskau, in der Durow-Straße, gibt es ein Theater. Aber in diesem Theater spielen keine Menschen, sondern Tiere. Der erste Direktor dieses Theaters war Wladimir Leonidowitsch Durow, der weltbekannte Tierlehrer.

        Am Sonnabend und am Sonntag geben die Tiere große Vorstellungen. An diesen Tagen zeigen die Tiere allen Besuchern gern ihre Tricks. Was machen die Tiere im Theater? Der Hahn spielt Schach mit dem Fuchs, der Hund liest die Zeitung, der Affe malt. Einige Schauspieler dieses Theaters wurden gefilmt. Der erste Film war von einem Kater „Neue Abenteuer des gestiefelten Katers“.


          Уровень «А, В»

Прочитайте предложения и скажите, соответствуют ли они содержанию текста.

Richtig

Falsch

In Moskau gibt es Durow-Theater.

In diesem Theater spielen Tiere.

Die Tiere geben Vorstellungen jeden Tag.

Alle Tiere können Schach spielen, Zeitungen lesen und malen.

Einige Tiere wurden gefilmt.

Уровень «С»

Переведите на немецкий язык:

  1. В Москве есть театр.
  2. Первым директором театра был Дуров.
  3. В театре играют звери.
  4. Они могут многое делать: читать газеты, рисовать.

Дальше работа над темой продолжается, но цель её – обучение монологическим высказываниям по теме «Москва – столица нашей Родины». При работе над чтением учащиеся разделены на две группы: одна группа читает текст и находит в нём предложения соответствующие русским, а вторая группа отвечает на вопросы.
Далее идёт работа над монологическим высказыванием учащихся «Москва – столица нашей Родины».

 Даю учащимся  опорную схему:

Moskau
Hauptstadt
altrussisch
1147 von Juri Dolgoruki
an der Moskwa
Paläste, Kathedralen
eine Stadt der Museen
Kreml

и следующие задания:

а) Дополни предложение
б) Ответь на вопрос
в) Составь предложение по ключевому слову
г) Расскажи о Москве

Контроль монологического высказывания по теме «Город» осуществляется дифференцированно:

а) Для учащихся слабой группы даю задание рассказать о Москве по опоре или без неё, так как материал знаком и отработан предварительно.
б) Для учащихся средней группы предложено рассказать об одном из городов «Золотого кольца» с которым учащиеся ещё не знакомы, должны познакомиться сегодня. Таким образом происходит предъявление нового материала, но учащиеся могут сделать это самостоятельно, ориентируясь на схему рассказа о Москве.
в) Учащиеся сильной группы готовят проект о Москве.

 Организовав работу с учащимися  таким образом, я стараюсь сделать активным каждого ученика, а разноуровневые задания делают изучение темы посильным.

                                               

2.5   Заключение

Исходя из опыта своей работы я могу сделать вывод о том, что разноуровневое обучение иностранному языку в школе, особенно малокомплектной, является немаловажной составной частью учебного процесса, так как основными задачами разноуровневого обучения являются удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

Как показывает практика, различные формы и виды работы учащихся на уроках иностранного языка призваны создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики.

Разноуровневый подход в обучении иностранному языку не только дает возможность учащимся глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.

Обобщение педагогического опыта убеждает в том, что развитие коммуникативных умений — основная составляющая при обучении учащихся иностранным языкам. Уровневый подход наиболее четко и ясно отражает степень овладения учащимися коммуникативных умений.

Личностно-ориентированный подход является также немаловажной составной частью учебного процесса, так как основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку считается удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Таким образом, я пришла к  выводу, что разноуровневое  дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.

3.  Список  использованных источников и литературы

1. Тамбовкина Ю.В. «Обучение личностно-ориентированному общению на основе текста. («Иностранные языки в школе» 2003 год, №5)

2. Бим И. Л. «Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранному языку» («Иностранные языки в школе» 2001 год, №4)

3. Гальскова Н.Д. « Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков» ( Иностранные языки в школе 2009 год , №7)

4. Алиев, Н. Н. Выбор особенностей учащихся при дифференциальном обучении иностранному языку ( Иностранные языки в школе.- 1992, № 5−6).

5.  Афанасьева, Н. В. Личностный подход в обучении [Текст] (Н. Афанасьева) Школьный психолог.  2001. — № 32.

6.  Акопян Э.Г. «Творческие упражнения в самостоятельной работе учащихся на уроках иностранного языка» ( Иностранные языки в школе,2009 год, №4)

7.   Соловова У.Н. «Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников» ( Иностранные языки в школе, 2007 год, № 2)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках немецкого языка

В настоящее время в учебных  заведениях все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода заключается в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится...

Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе

Основным источником обучающих, развивающих и воспитательных ценностей является сам предмет. Заметим попутно, что понятие «предмет» включает содержательные и процессуальные характеристики, ибо иностран...

Статья " Текст как средство обучения на уроке немецкого языка."

Чтение на изучаемом языке становится важным и неотъемлемым аспектом процесса обучения иностранным языкам; при этом само понятие “чтение” требует нового осмысления, а его реализация как сод...

Статья " Использование игровых форм обучения на уроках немецкого языка в школе"

Статья " Использование игровых форм обучения  на уроках немецкого языка в школе" содержит не только теоретический материал  по данному вопросу, но и подборку  игр разных типов для приме...

Разноуровневый подход к обучению на уроках английского языка

Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. Большинство применяемых в образовании т...