Проектная деятельность на уроках иностранного языка на тему «Знай и люби свой город!»
статья по немецкому языку

Двойничкова Ирина Васильевна

В статье описаны возможности проектной методики на уроках немецкого языка по теме "История и культура Санкт-Петербурга".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dvoinichkovoi_i.v.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя немецкого языка Двойничковой Ирины Васильевны

ГБОУ гимназия №278

Проектная деятельность на уроках иностранного языка на тему «Знай и люби свой город!»

На уроках иностранного языка, равно как и на других, происходит воспитание человека, гражданина своего Отечества, воспитание российского патриотизма. Учителю иностранного языка предоставляются большие образовательные возможности в воспитании патриотических чувств учащихся. Для достижения целей воспитания у учащихся патриотических чувств к своей стране, народу, культуре и языку на уроках иностранного языка в школе могут использоваться самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы.

Одним из аспектов гражданского патриотического образования, является краеведение.
Краеведение в школе – связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальностью, использование активных методов обучения: исследовательский, экскурсионный и т.д., путь приобщения учащихся к творческому труду, науке. Использование фрагментов краеведения при обучении иностранному языку наглядно помогает увидеть связь двух культур: страны изучаемого языка и своей родной. На таких уроках воспитывается любовь к родине, к родному городу, уважение к людям, живущим здесь, гордость за их достижения, толерантное отношение к ним, независимо от их национальности и религиозных или политических убеждений; а так же самосознание каждого ученика, как члена общества; формируется его гражданская позиция. При этом решаются также следующие учебные задачи: обучение письму, чтению, говорению, аудированию на иностранном языке.

Поэтому очень важно и на уроках немецкого языка обсуждать с учащимися вопросы краеведения. При изучении темы, посвящённой истории и культуре Санкт-Петербурга, учитель может использовать современные эффективные методы обучения: проблемное обучение, метод проектов, ролевые игры, информационные, поисковые, исследовательские технологии.

В старшей школе особенно эффективен метод проектов. Это новая форма работы с учащимися, и использование ее в течение нескольких лет показало, что это одна из наиболее интересных и любимых учащимися видов деятельности. Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, например: выпуск стенгазеты, защита презентаций, подготовленных учащимися, разработка и проведение экскурсии (с записью на видеокамеру) по городу для иностранных гостей, учащихся. Завершением работы может служить также ролевая игра «Совет экскурсоводов», в ходе которой школьники предлагают свои варианты маршрутов экскурсий, а совет экскурсоводов, возглавляемый учителем и состоящий из наиболее подготовленных учеников своего или параллельного класса, оценивает представленное и определяет лучшие работы. Может быть организована и «заочная» экскурсия по родным местам. Она дополнит часто практикуемые «заочные» экскурсии по столицам стран изучаемого языка.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Таким образом, ученики получают следующие знания:

  • основные этапы развития и события истории Санкт-Петербурга;
  • личности знаменитых Петербуржцев;
  • достижения культуры (архитектура, музеи, театры, памятники);
  • виды ландшафтных памятников и памятников природы;
  • связь культуры Санкт-Петербурга с культурой России и мира;
  • географические и экономические особенности города;
  • наиболее значимые памятники литературы;

Приобретают умения:

  • соотносить события отечественной, региональной и мировой истории;
  • рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;
  • давать описание исторических событий и памятников истории, литературы и культуры;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям;
  • проводить очные и заочные экскурсии по родному городу.

Главные цели  метода проектов:

  • Реализация творческого потенциала учащегося как субъекта самостоятельной учебной деятельности.
  • Актуализация личностно значимых мотивов учебной деятельности.
  • Интеграция межпредметных знаний.
  • Включение процесса освоения предмета в реальную информационно-образовательную, проектно-исследовательскую и социально-культурную деятельность.
  • Создание условий для формирования учебной компетенции учащихся в области изучения и его развития как языковой личности.

Проектная деятельность охватывает темы, которые содержат интересный и важный для учащихся культурный и исторический материал о родном городе. Ученики сами находят информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический и грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации.

Ученикам на выбор предоставляются проекты различной тематики:

Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Участие немецких архитекторов в градостроении Петербурга.

Архитектура нового Петербурга.

Сады и парки Санкт-Петербурга.

Реки, каналы и мосты Санкт-Петербурга.

Пригороды Санкт-Петербурга.

Влияние выходцев из Германии на культуру и историю Санкт-Петербурга.

и другие …

С помощью проектной методики на уроках немецкого языка  по теме «История и культура Санкт-Петербурга» можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Таким образом, приобщая детей к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга на уроках немецкого языка, мы не только расширяем и углубляем их познания, совершенствуем коммуникативные навыки, но и решаем задачу формирования  толерантности, патриотических качеств, необходимых для всестороннего образования культурной личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Представленная статья представляет собой обобщение материала по подготовке проектных работ учащихся, проводимой в 10 классе по теме "Профессии" Она содержит основные этапы реализации проектного метода...

Проектная деятельность на уроках иностранного языка.

Статья о преимуществах использования проектной деятельности на уроках иностранного языка, особенно при изучении страноведческого материала....

Методическая разработка - Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Проектирование - это метод учебного поиска, который базируется преобразовании информации, побуждает к самостоятельному решению проблемы, развивает творческие способности детей. Проектная технология по...

Проектная деятельность на уроках иностранного языка.

Именно в результате проектной работы ученик имеет возможность проявить и реализовать свои способности....

Анализ образа молодого специалиста в произведениях английской литературы посредством метода проектной деятельности на уроках иностранного языка.

Проектная деятельность студентов педагогического колледжа на уроках иностранного языка направленная на создание образа современного педагога,основанная на произведениях английской литературы....

Проектная деятельность на уроках иностранных языков.

Тема проектной работы "Социальная реклама". Возрастная группа: 6-11 классы. Цель: создание собственного продукта "Социальной рекламы". Язык представления: изучаемый первый (второй) языки. План работы ...

Эссе «Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках иностранного языка и во внеурочное время»

Цель: определить значение включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности на у...