Современные технологии обучения иностранному языку
статья по немецкому языку

Логинова Вита Александровна

Данный материал позволяет учителю применять методы и приемы технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii.rar703.43 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель немецкого языка

МОУ «Вохомская СОШ»

Логинова В.А.

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка

Сейчас стало очень “модно” говорить о новых педагогических технологиях, так как идёт реформирование профессионального образования. Изменяются программы, стандарты, учебные планы. Очень остро стоит вопрос перед учителем, как научить учащихся получать знания, использовать их на практике. Какими технологиями, средствами и приёмами должен овладеть современный учитель, чтобы добиться поставленной цели.

Наиболее интересной представляется технология развития критического мышления. Данная технология помогает построить урок интересно, захватывающе и побуждает учащихся к активной работе на уроке. Если систематически использовать данную технологию, то будут создаваться необходимые условия для индивидуального развития каждого ученика:

  1. Уроки не будут похожими
  2. Пройденный материал постоянно повторяется и удерживается в памяти надолго;
  3. Проходит чувство боязни и страха (некоторые учащиеся не могут отвечать перед классом, так как боятся, что над ними будут смеяться, если они допустят ошибку). Работая в группе со своими друзьями, они читают или отвечают на вопросы, зная, что их поправят;
  4. Учащиеся чаще проявляют инициативу и самостоятельность;

Технология РКМ включает три этапа или стадии. Это "Вызов - Осмысление - Рефлексия".

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

 Стадия осмысление  позволяет ученику: получить новую информацию, осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.

На стадии рефлексия основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Я вижу большую эффективность данной технологии в процессе обучения ребят, так как она содержит такие приемы, которые позволяют побуждать интерес к теме, работать непосредственно с материалом и учат обобщать материал.

Технология содержит в своем арсенале огромное количество приемов, способствующих воспитанию и обучению вдумчивых читателей. Множество приемов дает возможность делать урок разнообразным, ярким. Технология РКМ выводит учителя на обучение ребенка решать проблему, а, следовательно, происходит постепенный переход на возможность реализации проблемного обучения.

На своих уроках я часто использую различные приемы технологии РКМ. Приведу примеры

«Мозговой штурм»

Приём включает в себя поиск нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Ведущий (первое время эту роль может выполнять учитель,  позже – ученик), следит  за соблюдением правил и напоминает о них участникам, является человеком энергичным, активным. Фиксатор идей (первое время – учитель, далее – ученик), записывает все  высказанные идеи, никакого отбора на этом этапе вести не нужно.

Пример использования:Тема: «Школы Германии», 8 класс На уроке  они должны узнать особенности обучения в реальной школе.

Установка учителя: 

Учащиеся формулируют примерные вопросы:

Кластеры

выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди, систематизация материала (грамматика, лексика), опорная схема для пересказа, сообщения по теме.

Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

   Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.

   Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками

работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам. 

Примечание:  На начальном этапе обучения немецкому языку, а также при работе с новым грамматическим материалом кластеры целесообразно составлять совместно с учителем, иногда допускается использовать предложенную учителем форму. В качестве основы кластера могут выступать также вопросы, ключевые слова, полученные в ходе мозгового штурма. Кластеры по грамматике могут дополняться по ходу изучения нового материала.

Пример использования: Тема: Плюсквамперфект, 8 класс

«Фишбоун» (Рыбья кость)

Модель постановки и решения проблемы позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем).

   Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция ) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала. Работа может проводиться индивидуально или по группам. Данный прием подходит для любого из этапов урока.

Цель: Систематизация материала, подготовка текста к пересказу.

Ход работы: В «голове» этого скелета обозначена тема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают ключевые моменты, проблемы текста. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть этих ключевых моментов, проблем. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.   Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в этих частях информация не  сравнивается, я суммируется для более полного анализа.

Пример использования Тема: «Иностранные языки», 8 класс

Тонкие и толстые вопросы

Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа.

В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

Цель: обучение диалогической речи на базе прочитанного текста; демонстрация понимания прочитанного, прослушанного.

По ходу работы на том или ином этапе урока учащимся предлагается:

1. Индивидуально составить «тонкие вопросы», т.е. вопросы, требующие ответа одним словом: Кто? Что? Когда? Где? и т.д.

2. Индивидуально составить толстые «вопросы», т.е вопросы, требующие подробного развернутого ответа.

3. Обсудить данные вопросы в парах, выбрать наиболее приемлемые с точки зрения поставленной ранее задачи (пр.: краткий пересказ текста)

4. Обсудить данные вопросы в группах.

5. Представить работу классу.

Пример использования

Учащимся предлагается прочитать диалог и после первого прочтения  заполнить таблицу «тонких и толстых»  вопросов об одном из участников диалога.

Dialog

Результат работы учащихся. (слайд)

Далее возможны разные варианты работы:

  1. Группы обмениваются вопросами и ищут ответы на них в диалоге.
  2. Группы рассказывают о персонажах с опорой на вопросы.
  3. Группы инсценируют диалог с переносом на себя, используя данные вопросы и т.д.

«ЗХУ»

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.

Тема: «По городам Германии», 7 класс

Цель:  Сбор информации по теме «Дрезден», обучение поисковому виду чтения

Учащимся предлагается познакомиться с таблицей «ЗХУ».

При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные факты, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Круги на воде

активизация знаний учащихся, их речевой активности на стадии вызова.

Учащимся предлагается опорное слово: изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Пример использования Тема: «Одежда», 8 класс

На доске в столбик записывается слово. Класс можно поделить на команды, можно работать в парах и индивидуально. Следует записать на каждую букву существительное по теме «Одежда». То, что слово обязательно должно начинаться с этой буквы – необязательное условие. Выигрывает так команда /пара, ученик/, которая выполнит задание первой и без ошибок.

Как уже было сказано выше, данные приемы могут применяться на уроке вне технологии РКМ, как вполне самостоятельные упражнения. Их использование в данном качестве помогает сделать урок более интересным, повышает мотивацию учащихся к активной работе в ходе занятия.

Следует отметить, что работа с  некоторыми из них требует от учителя больше времени на подготовку урока, оценки учебного материала с точки зрения обоснованности их применения. Однако,  результат, как доказывает практика, оправдывает эти затраты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Современные технологии обучения иностранным языкам....

Современные технологии обучения иностранному языку

Применение ИКТ на уроках английского языка...

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....

Особенности современных технологий обучения иностранным языкам по ФГОС

Во все времена основная задача любого преподавателя состояла в том, чтобы дать знания ученику, что, к сожалению, не всегда так просто и легко.  Модернизация процесса обучения приводит к тому, что...

Современные технологии обучения иностранным языкам на примере проектной методики.

В работе дано теоретическое обоснование проектной методики. Данная работа предназначена для учителей и преподавателей, применяющих в своей практике проектную работу с учащимися....

Современные технологии обучения иностранному языку

Современные технологии обучения иностранному языку...

Статья на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Данная статья раскрывает суть некоторых современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку в системе среднего профессионального образования....