Особенности современных технологий обучения иностранным языкам по ФГОС
статья ( класс) по теме

Яковлева Кристина Александровна

Во все времена основная задача любого преподавателя состояла в том, чтобы дать знания ученику, что, к сожалению, не всегда так просто и легко.  Модернизация процесса обучения приводит к тому, что необходимо не только совершенствовать уже наработанные технологии, но и искать новые, которые бы могли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Более того, с появлением компьютера совершенно по-другому стал восприниматься мир и знания. Преподаватель перестал играть роль своеобразного «судьи», «рамки» преподавания несколько расширились и стали «мягче», другими словами, преподаватель стал скорее другом и наставником, нежели жестким руководителем.  В данном случае мы видим пример технологии сотрудничества, основывающейся на равенстве между педагогом и учеником. Например, раньше на занятиях по иностранному языку не так часто использовались диалоги, групповая работа, при которой бы каждый мог выступить. Наиболее популярной была монологическая речь. 

Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

В моей я работе я рассмотрю некоторые виды технологий обучения ИЯ, вызывающие наибольший интерес и часто используемые в моей практике, и расскажу об их особенностях и примерах реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_obucheniya_iya_po_fgos.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности современных технологий обучения ИЯ по ФГОС

Во все времена основная задача любого преподавателя состояла в том, чтобы дать знания ученику, что, к сожалению, не всегда является просто.  Модернизация процесса обучения приводит к тому, что необходимо не только совершенствовать уже наработанные технологии, но и искать новые, которые бы могли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Более того, с появлением компьютера совершенно по-другому стал восприниматься мир и знания. Преподаватель перестал играть роль своеобразного «судьи», «рамки» преподавания несколько расширились и стали «мягче», другими словами, преподаватель стал скорее другом и наставником, нежели жестким руководителем.  В данном случае мы видим пример технологии сотрудничества, основывающейся на равенстве между педагогом и учеником. Например, раньше на занятиях по иностранному языку не так часто использовались диалоги, групповая работа, при которой бы каждый мог выступить. Наиболее популярной была монологическая речь.  

Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

В моей я работе я рассмотрю некоторые виды технологий обучения ИЯ, вызывающие наибольший интерес и часто используемые в моей практике, и расскажу об их особенностях и примерах реализации.

Технология включают в себя мастерство, умение, педагогическая технология – это продуманная в деталях модель эффективного обучения. Существует большое количество классификаций технологий (по ориентации на личностные структуры – эмоционально-художественные иди эмоционально-нравственные; по характеру содержания и структуры – воспитывающие, религиозные). Основным направлением развития стала гуманистическая направленность, на первый план выходят потребности и интересы учащегося. Иными словами, учитель должен реализовать дифференцированный подход к обучению. В данном случае преподаватель применяет личностно-ориентированную технологию, задача которой состоит еще и в том, чтобы преодолеть барьер в использовании иностранного языка как средства общения и повысить эффективность обучения и качество образования. Активная групповая работа, сотрудничество и доброжелательность, побуждение к творческой, исследовательской деятельности – все это сможет помочь быстрее ориентироваться в огромном информационном пространстве и отобрать нужный материал.

Одна из самых актуальных технологий – метод проектов.

Виды проектов: исследовательские (страноведение), творческие (сочинения, переводы), игры, инсценировки (сказки, праздники). Скажем, если тема «Дон Кихот» Сервантеса, то можно уделить один урок и поставить сценку из данного произведения.

Плюсы метода проектов в достижении личностных результатов:

- демонстрация уровня культуры и образованности, что способствует повышению самооценки

- самовыражение и мотивация

- реализация на практике приобретенных знаний

На каждом уроке необходимо использовать гуманистический подход, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно. Иногда нужно даже создать домашнюю обстановку. Для этого я приношу сладости и мы пьем с учениками чай. Для этого необходимо создать ситуацию успеха для каждого ученика. Постараться объяснить ученику, что обучение – это культурный процесс. «Долой принуждение!» - вот девиз данной технологии.

Учитель должен учитывать, что в первую очередь он готовит из ученика не филолога, специалиста в области иностранного языка, а просто человека, который сможет ясно и четко изложить свои мысли на иностранном языке, поддержать разговор, чтобы получилось в итоге конструктивное общение.

Можно выделить еще один вид технологий обучения, применяемый на уроке иностранного языка: здоровьесберегающие технологии.

Модель индивидуального здоровья состоит из 4х компонентов: физический, психический, нравственный и соматический. Педагогу стоит учитывать обстановку в классе, чередование поз учащихся, чередование видов УД, наличие эмоцональных и физических разрядок, момент снижения их активности и т.д. Кабинет, в котором проводится урок ИЯ должен быть хорошо оборудован: должна быть комфортная обстановка. Надо отметить, что даже цвет стен в помещении может влиять на мозговую активность. Например, желтый цвет в небольших дозах стимулирует мозговую деятельность и повышает эффективность умственного труда, а, скажем, красный повышает агрессивность и раздражение. Темные цвета действуют на человека угнетающе, а фиолетовый провоцирует усталость.

Следующим видом технологий является информационно-коммуникационные технологии. Наличие аудио-  и видеотехники стало необходимостью в современном мире.  Необходимо, чтобы ученик подключал все виды памяти: слуховую, зрительную, а не только моторную. Использование новейших информационных технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, позволяет применить личностно-ориентированную технологию, способствует преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения и повышает эффективность обучения и качество образования.

 «Предупрежден – значит вооружен!»

Например, держать открытым зонт в помещении в Испании является плохой приметой («к покойнику»), а не признаком дурного тона. Знание данной реалии позволит избежать неловкой ситуации или конфликта. Выражание «coger autobús» - садиться на автобус, повседневно используемое в Испании, является табу и запрещено в Латинской Америке.

Рассмотрим другую ситуацию: ученик является вегетарианцем и не употребляет мясо, он приезжает в первый раз в Испанию и его угощают традиционными испанскими блюдами: хамоном (испанская ветчина) или морсильей (испанская кровяная колбаса). Если он и слышал эти слова, то вряд ли мог их запомнить, тем более, он ни разу в жизни не видел этих блюд. Но если он уже видел презентацию на компьютере, видел изображения этих самых блюд, то он уже точно не попадет впросак.

Технология проблемного обучения заключается в организации проблемных и поисковых ситуаций. Для этого необходимо четко спланировать урок: обозначить тему, поставить цели и задачи, не забывая при этом, что урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

Тема урока: «Транспорт». Можно задать им задание: Как доехать, например, от школы до Эрмитажа. Затем то же самое проделать, но не в СПб, а в Барселоне (предварительно сказав, что где находится).

Необходимо устраивать на занятиях имитации «стрессовых ситуаций», как например, что делать, если сам ученик или любой человек, не владеющий иностранным языком, попадает в больницу; умение подать заявление в полицию в случае кражи и т.п. Это помогло бы быстрее найти выход из сложившейся ситуации и избежать паники.

Другим видом технологии является коммуникативная технология.

Идет тренировка не только на запоминание лексики, но также на запоминание числительных и грамотной постановки вопросов. У ученика исчезает страх задать вопрос, потому что диалог происходит не между ним и учителем, а между его одногруппниками и в форме игры, снижается напряжение и барьер исчезает. Коммуникативная технология позволяет формировать коммуникативную компетентность, то есть способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Моделирование ситуаций общения поможет ученику не только грамотно изъясниться на иностранном языке, но также преодолеть страх, вызванный с пребыванием в другой стране, нуждой общаться на чужом языке, незнанием местности и культуры населения. В некоторых случаях допускается коммуникативный подход к исправлению ошибок: не поправлять ошибки в речи учащегося, чтобы не вызвать у него боязнь сделать и ее, и, как результат, боязнь разговаривать вообще. Задача учителя максимально подготовить учет компонентов коммуникативной компетенции и социокультурной компетенции ученика и по возможности предотвратить неловкую ситуацию, вызванную незнанием некоторых особенностей.

Технология использования ролевых и деловых игр позволит совершенствовать умения спонтанной реакции.

Рассмотрим пример:

Тема урока: «Медицина». Можно разделить учеников по парам и раздать роли: «врач», «пациент». Каждый «врач» работает на определенном «отделении», а каждый «больной» придумывает, что у него «болит», «врач» решает, надо ли давать «больничный» или нет. Затем можно поменять роли и тот, кто изначально был «врачом» становится «пациентом». Для этого можно использовать заготовленные медицинские отчеты, составленные дома. В данном случае основной акцент нужно сделать именно на организации и  содержании, а не на ролях.

В таком случае осуществляется решение комплекса задач одновременно (работа над грамматикой, фонетикой, лексикой).

Вывод: Безусловно, не каждый преподаватель может быстро и легко привыкнуть к новым технологиям, в особенности это касается информационно-коммуникационной технологии, так как компьютер появился сравнительно недавно и не все могут привыкнуть к его использованию, но с каждым годом это процесс будет становиться проще. Необходимо понять, что фундамент, на котором основывается весь учебный процесс, остается неизменным, изменилась лишь подача материала. Иногда бывает сложно разграничить некоторые технологии, так как их «рамки» стираются и одна технология плавно «перетекает» в другую. Для наиболее эффективной работы следует использовать сразу несколько технологий или чередовать их между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Современные технологии обучения иностранным языкам....

Современные технологии обучения иностранному языку

Применение ИКТ на уроках английского языка...

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....

Современные технологии обучения иностранным языкам на примере проектной методики.

В работе дано теоретическое обоснование проектной методики. Данная работа предназначена для учителей и преподавателей, применяющих в своей практике проектную работу с учащимися....

Современные технологии обучения иностранному языку

Современные технологии обучения иностранному языку...

Статья на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Данная статья раскрывает суть некоторых современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку в системе среднего профессионального образования....

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson – E-Panel», 2017 год.

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson &nda...