Арт-технологии на уроаках немецкого языка
статья по немецкому языку

Сорокина Галина Юрьевна

Для преодоления коммуникативных затруднений на уроках немецкого языка у учеников в процесс обучения можно включать различные арт-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art-tehnologii_na_urokah_nemetskogo_yazyka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

АРТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

           Концепция нового образования требует системно-деятельностного подхода в обучении. Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Во всем их многообразии учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном определенном классе с учетом возрастных и психологических особенностей.

На современном этапе развития образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания иностранного языка. Педагогические технологии, используемые учителями на уроках иностранного языка, помогают не только сделать урок насыщенным и интересным, но и повысить у учеников мотивацию в обучении. В настоящее время содержание обучения иностранному языку способствует формированию ценностных ориентиров, а именно формированию у обучаемых духовно-нравственных ценностей, совершенствованию коммуникативной компетенции, развитию информационной культуры, выработке универсальных умений. Однако необходимо учитывать, что обучать коммуникации на иностранном языке школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, — задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке. Школьные педагоги и психологи считают, что наиболее эффективными технологиями являются те, которые гарантируют успех педагогических действий. Одной из таких эффективных технологий может стать включение в преподавание иностранного языка различных арт­технологий

     В современном мире важно владеть иностранном языком как средством общения. Однако на практике нередко можно наблюдать, что ученики школы испытывают коммуникативные трудности на уроках иностранного языка. Сложность обучения устной речи, по мнению психологов и педагогов, связана с рядом факторов, основными из которых являются: эмоциональное напряжение, языковый барьер, сниженный интерес к обучению . Преодолению этих проблем может способствовать правильный выбор педагогических технологий.

Для преодоления коммуникативных затруднений на уроках немецкого языка у учеников я включаю в процесс обучения различные арт-технологии.

    Термин «арт-технология» отсутствует в методике преподавания иностранных языков. Он заимствован из психологии. В психологической литературе под данным термином описано использование психологических методов воздействия, основанных на творческой активности, с целью не только психокоррекции, но и всестороннего развития личности человека. Другими словами, арт- технологии – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Выбор мною данной технологии не случаен. Порой чувствуешь эмоциональное обеднение обучения, односторонность интеллектуального развития своих учеников. Тогда поневоле обращаешься к искусству с его неисчислимыми возможностями. Искусство способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело мыслящего человека. Действительно, вряд ли найдётся учитель, не испробовавший на уроке силу инсценированной сказки, художественного сочинительства, рисования, лепки, игры и музыки. Такие уроки, что самое главное, будят воображение, развивают образное мышление, расширяют кругозор.

Можно говорить о некотором преимуществе арт-технологий перед другими формами образовательной и воспитательной работы:

        - практически каждый ребенок может стать участником арт-технологий, не требующих от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических);

        - арт-технологии являются средством преимущественно невербального общения, что иногда является для ребенка единственно возможным для выражения чувств и переживаний. Особенно ценно это для тех детей, кто замкнут, стеснителен, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется словами выразить свои переживания;

        - в процессе участия в арт-технологиях ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его, помочь. В процессе реализации арт-технологий как средства свободного самовыражения ребенка создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру. 

Основу арт-технологий, применяемых в педагогике и психологии, составляют техники и приемы арт- терапии.

Арт – терапия имеет несколько направлений:
изотерапия,
музыкотерапия,
сказкотерапия,
куклотерапия,
имаготерапия (театральное действие),
кинезитерапия (движение танца),
библиотерапия,
фототерапия.

Проведение уроков с использованием арт-технологий –  это мощный стимул в обучении и воспитании. Использование арт-технологий даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся.

   Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе. Его можно использовать для развития командного поведения и групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие!

             Важно подчеркнуть, что использование арт-технологий подходит для различных видов работы: индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Это особенно актуально для обучения учеников подросткового возраста, которые стремятся подчеркнуть свою самостоятельную, личную точку зрения, а также склонные к реакциям группирования и придают особое значение общению со своими сверстниками. При декларируемой внешней самостоятельности у подростков сохраняется потребность в уважительном и внимательнодоброжелательном отношении к ним авторитетных взрослых, в круг которых обычно входят и педагоги . При переходе школьников из начальной школы в 5 класс основной школы часто можно наблюдать, что подростки испытывают дискомфорт при смене учебной обстановки и при контакте с новыми учителями. Это может привести к эмоциональным нарушениям, появлению замкнутости учеников, затруднениям в общении со сверстниками, возможному отрицательному воздействию на развитие коммуникативных способностей как на родном, так и на немецком языках.

Приступая к обучению учеников иностранному языку с включением арт- технологий, целесообразно придерживаться определенных правил.

Во-первых, необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учеников подросткового возраста.

 Во-вторых, постараться создать комфортный психологический климат на занятии.

В-третьих, отказаться от оценивания творческой деятельности учеников с эстетической и художественной стороны. Немаловажным является и то, что у учеников должна быть свобода выбора материалов и способов работы с ними.  

     При обучении говорению на немецком языке с помощью арт- технологий учителю необходимо выяснить предпочтения учеников: любят ли они слушать музыку, танцевать, рисовать. Исходя из этих данных, преподаватель подбирает арт-технику, подходящую для работы с определенными группами учащихся.  На уроках немецкого языка мною часто использовались рисуночные техники. При этом наблюдалось, в первую очередь, заметное снижение эмоционального напряжения и раскрепощения школьников. Во время работы над созданием своего творческого продукта ученики учились взаимодействовать друг с другом.  Эффект от работы с данным видом арт-технологий может различаться. Показ готовых рисунков и картин школьникам использовался как стимул к обсуждению, высказыванию своей точки зрения на готовое произведение искусства, что активировало завязывание диалога. При самостоятельном рисовании, особенно при выполнении парных и групповых рисунков, наблюдались позитивные изменения их эмоционального состояния, повышалась готовность наладить взаимоотношения со своими одноклассниками, облегчался коммуникативный диалог. В данном случае использование наглядных иллюстративных материалов выступало в качестве своеобразного катализатора процесса общения, повышало интерес к взаимодействию и общению на уроке.

     Конечно, арт-педагогическая технология уроков зародилась и чаще всего применяется для социального и психологического врачевания детей. Но она уже давно стала необходимой и при обучении здоровых детей. Дети устают от чрезмерно теоретичного содержания обучения, не считающегося ни с возрастом, ни с особенностями культуры, ни со здоровьем детей. Арт-уроки помогают учителю дать детям передышку в погоне за теорией и хорошими отметками. Здесь, кстати, первыми могут быть те, кто последними бывает на традиционных уроках.

Еще раз вернемся к тому, что дают такие уроки.

Во-первых, они соединяют интеллектуальную деятельность с чувствами и поведением учащихся, что облегчает переход ребенка от второй сигнальной системы в первую и наоборот. Для некоторых этот путь труден. Не зря еще в середине XIX века Песталоцци предупреждал, что увлечение книжными формами обучения ведет к искажению развития детей и представляет собой угрозу их здоровью.

Во-вторых, арт-педагогика научает рефлексии, специально этому не обучая.

В-третьих, она предоставляет возможность детям удовлетворить жажду действий. Здесь само собой идет соединение телесного и духовного в учении школьника.

В-четвертых, арт-урок раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способы самовыражения.

В-пятых, обучает проектированию, прогнозированию своих собственных действий, предугадыванию, мысленному эксперименту.

       Наука до сих пор не может ответить на вопрос о совместимости образовательных технологий в процессе обучения одних и тех же детей или в процессе освоения одного и того же предмета. Наши многолетние изучения этого вопроса убедили нас в том, что учитель, начиняющий свой урок разнообразными технологическими новинками, не достигает длительного и прочного успеха. Он в лучшем случае повышает временный интерес учащихся к обучению, интерес лишь к внешней стороне обучения. Следовательно, учителю надо быть бдительным к тому, какие технологии или технологические приемы совмещаются между собой, т.е. поддерживают, развивают, закрепляют ранее достигнутые успехи, а какие разрушают, сдерживают, вымещают.

       Ни одна технология урока, даже самая успешная, не может считаться таковой, если она ухудшает детскую нравственность и физическое здоровье.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в начальной школе

в данной работе используется теоретический материал и даётся практическая направленность...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ немецкого языка. Из опыта работы

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ   немецкого языка. Из опыта работы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка

Статья методического характера из опыта работы...

Игровые технологии на уроке немецкого языка

учимся-играем обучающие игры на уроках немецкого  языка изучаем немецкий с удовольствием...

Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках немецкого языка.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее ...

Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка»

Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме  «Использование информационно  – коммуникационных  технологий на уроках немецкого языка»...

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....