Адаптированная рабочая программа по немецкому языку 5-9 классы УМК "Horizonte" для учащихся с ОВЗ
методическая разработка по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Крылова О.М.

Данная рабочая программа учитывает  особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (принцип коррекционно-развивающей направленности обучения, предполагающий коррекцию имеющихся нарушений и стимуляцию интеллектуального, коммуникативного и личностного развития; системности; обходного пути; комплексности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_nemetskiy_yazyk.docx66.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа по немецкому языку для 5х- 9х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования по иностранному языку (немецкий язык), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, УМК М. М. Аверина, рекомендованного Министерством просвещения  Российской Федерации.

Общая характеристика учебного предмета

В основной школе можно условно выделить два этапа обучения: 5—7 классы и 8—9 классы. На первом этапе придаётся большое значение осознанию и закреплению тех навыков, которые были получены при изучении первого иностранного языка, а также их применению и развитию при изучении второго иностранного языка. На втором этапе существенную роль играет развитие межкультурной коммуникации при овладении двумя иностранными языками.

Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и содержательного плана. К первым относятся: меньшее количество выделяемых на него учебных часов (2 часа, а не 3 часа, как на первый иностранный язык в 5-9 классах); более сжатые сроки его изучения (начиная не с начальной, а с основной школы). Особенностями содержательного плана являются:

- его изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков — родного, первого (ИЯ1) и второго иностранного языка (ИЯ2), что, с одной стороны, обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе;

- проблемы интерференции (отрицательного воздействия) не только со стороны родного языка, но и со стороны первого иностранного языка, что вызывает определённые трудности;

- большие возможности для опоры на уже имеющийся опыт изучения первого иностранного языка, для положительного переноса, особенно если изучаются языки одной языковой группы. Например, германской: английский и немецкий языки. Возможность опереться на положительный перенос при изучении второго иностранного языка позволяет интенсифицировать процесс овладения им, сделать его эффективным и результативным, несмотря на более сжатые сроки обучения. Это позволяет ставить в основном те же цели в обучении второму иностранному языку, что и первому.

Цели и задачи изучения («Иностранный язык» (немецкий язык))

- достижение выпускниками планируемых результатов освоения учебного предмета: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

-обеспечение соответствия программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;

- выявление и развитие способностей обучающихся;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Рабочая программа определяет содержание, объём, порядок изучения учебного материала. Срок освоения данной программы-5 лет (5-9 классы)

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на ступени основного общего образования предмет « Иностранный язык (немецкий язык) »  является обязательным, общий объём учебного времени предмета «Немецкий язык» в 5 классе - 70 часов из расчета 2 часа в неделю, в 6 классе – 70 часов из расчета 2 часа в неделю, в 7 классе – 70 часов из расчета 2 часа в неделю, в 8 классе – 70 часов из расчета 2 часа в неделю, в 9 классе – 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета « Иностранный язык (немецкий язык)»

   Основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения немецкого языка как 2 иностранного языка:

Коммуникативные умения

Говорение. Диалогическая речь

Ученик научится:

  • вести диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

Ученик получит возможность научиться:

  • вести диалог-обмен мнениями;
  • брать и давать интервью;
  • вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.)

Говорение. Монологическая речь

Ученик научится:

  • строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
  • описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
  • давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
  • передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;
  • описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.

Ученик получит возможность научиться:

  • делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
  • комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
  • кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
  • кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. П.)
  • кратко излагать результаты выполненной проектной работы.

Аудирование

Ученик научится:

  • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
  • воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.

Ученик получит возможность научиться:

  • выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
  • использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.

Чтение

Ученик научится:

  • читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
  • читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
  • читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
  • выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
  • восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.

Письменная речь

Ученик научится:

  • заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. Д.);
  • писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка,выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
  • писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. Д. (объемом 120 слов, включая адрес);
  • писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.

Ученик получит возможность научиться:

  • делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
  • писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
  • составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
  • кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
  • писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. П.).

Языковые навыки и средства оперирования ими

Орфография и пунктуация

Ученик научится:

  • правильно писать изученные слова;
  • правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
  • расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать и анализировать буквосочетания немецкого языка.

Фонетическая сторона речи

Ученик научится:

  • различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
  • соблюдать правильное ударение в изученных словах;
  • различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
  • членить предложение на смысловые группы;
  • адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.

Ученик получит возможность научиться:

  • выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;

Лексическая сторона речи

Ученик научится:

  • узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
  • употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
  • соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости;
  • распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
  • распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.

Ученик получит возможность научиться:

  • распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
  • знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
  • распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
  • распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
  • распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности;
  • использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам).

Грамматическая сторона речи

Ученик научится:

  • оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
  • распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
  • распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
  • распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами;
  • распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами;
  • использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;
  • распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
  • распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/неопределенным/нулевым артиклем;
  • распознавать и употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительные;
  • распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
  • распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия; наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения;
  • распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
  • распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного и страдательного залога;
  • распознавать и употреблять в речи модальные глаголы, глаголы с не/ отделяемыми приставками, возвратные глаголы;
  • распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления;

Ученик получит возможность научиться:

  • распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями: времени; условия; цели; определительные;

распознавать и употреблять в речи предложения с конструкциями um … zu + Infinitiv, statt … zu +Infinitiv, ohne … zu + Infinitiv;

  • распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования;
  • распознавать и употреблять в речи глаголы в сложных временных формах действительного и страдательного залога;
  • распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм глагола (инфинитива, причастия Iи II, отглагольного существительного) без различения их функций и употреблять их в речи;

Социокультурные знания и умения

Ученик научится:

  • употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
  • представлять родную страну и культуру на немецком языке;
  • понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
  • находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.

Компенсаторные умения

Ученик научится:

  • выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
  • пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении

Система оценки достижения планируемых результатов

В ходе текущего учѐта успеваемости и по итогам контрольных работ в журнал выставляются соответствующие оценки по аудированию, чтению, говорению, навыкам письма, оценивается также лексическая и грамматическая сторона речи.

Итоговые отметки за четверть, полугодие, учебный год, а также экзаменационная отметка по ИЯ должны отражать общий уровень подготовки учащихся по предмету.

Аудирование

Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащийся полностью понимает содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.

Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащийся понимает содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для данного класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом.

Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащийся понимает только основной смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для данного класса.

Отметка «2» ставится в том случае, если учащийся не понимает смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для данного класса.

Говорение

Отметка «5» ставится в том случае, если высказывание соответствовало поставленной коммуникативной задаче и цель общения достигнута, тема раскрыта в заданном объѐме, ученик демонстрирует способность логически и связно вести беседу, начинает и поддерживает еѐ, проявляет инициативу, использует разнообразные грамматические структуры в пределах программных требований данного класса, практически не делает ошибок, речь понятна, в целом соблюдается интонационный рисунок, все звуки произносит правильно.

Отметка «4» ставится в том случае, если высказывание соответствовало поставленной коммуникативной задаче и цель общения достигнута, однако тема раскрыта не в полном объѐме, ученик демонстрирует в целом способность логически и связно вести беседу, но не всегда проявляет инициативу, наблюдаются затруднения при подборе слов в пределах программных требований данного класса, допускает ошибки, но речь понятна.

Отметка «3» ставится в том случае, если высказывание соответствовало поставленной коммуникативной задаче, но задание выполнено частично, тема раскрыта не в полном объѐме, ученик демонстрирует неспособность логически и связно вести беседу, начинать и поддерживать еѐ, словарный запас ограничен, делает многочисленные ошибки, понимание речи затруднено, требуется напряжѐнное внимание.

Отметка «2» задание не выполнено, не может поддерживать беседу, словарный запас ограничен, много ошибок, речь не воспринимается на слух, слабо усвоен пройденный языковой материал, общение не осуществилось.

Чтение

Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащийся полностью понимает и осмысливает содержание прочитанного иноязычного текста в объѐме, предусмотренном заданием, соответствующим программным требованиям для данного класса.

 Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащийся понимает и осмысливает содержание прочитанного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объѐме, предусмотренном заданием, соответствующим программным требованиям для данного класса.

Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащийся понимает и осмысливает главную идею прочитанного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, чтение в основном соответствует программным требованиям для данного класса. Некоторые отклонения от программных требований допускаются в отношении скорости чтения, объѐма и сложности текста.

Отметка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, учащийся не сумел прочитать и понять содержание иноязычного текста, соответствующего программным требованиям для данного класса.

Письмо

 Почтовая открытка 

Отметка «5» ставится в том случае, если задание выполнено полностью: содержание соответствует цели высказывания, соблюдены принятые в языке нормы вежливости, и формат высказывания выбран правильно. Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче. Практически отсутствуют ошибки.

Отметка «4» ставится в том случае, если задание выполнено: содержание соответствует цели высказывания, однако наблюдаются одна-две неточности при выборе формата высказывания и соблюдении принятых в языке норм вежливости. В целом используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче. Встречающиеся в тексте ошибки не затрудняют его понимание.

Отметка «3» ставится в том случае, если задание выполнено не полностью: содержание отражает цель высказывания не в полном объѐме, частично соблюдены принятые в языке нормы вежливости и формат высказывания. Используемый словарный запас и грамматические структуры частично соответствуют поставленной задаче. Имеется значительное количество грамматических и лексических ошибок, некоторые из них затрудняют понимание текста.

Отметка «2» ставится в том случае, если задание не выполнено: содержание не соответствует цели высказывания или существенно меньше требуемого объѐма, формат высказывания выбран неправильно. Используемый словарный запас недостаточен для выполнения поставленной задачи. Имеется большое количество грамматических и лексических ошибок, которые затрудняют понимание текста.

> Личное письмо 

Отметка «5» ставится в том случае, если задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания и адресата, соблюдены принятые в языке нормы вежливости. Высказывание логично, средства логической связи использованы правильно, текст разделѐн на абзацы, оформление текста соответствует принятым нормам в стране изучаемого языка. Практически нет нарушений в использовании лексики и грамматических структур.

Отметка «4» ставится в том случае, если задание выполнено: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании, имеются отдельные нарушения в стилевом оформлении речи, в основном соблюдены принятые в языке нормы вежливости. Высказывание в основном логично, имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи, имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы, оформление текста в основном соответствует принятым нормам в стране изучаемого языка. Встречаются отдельные неточности в использовании лексики/либо словарный запас ограничен. Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимание текста.

Отметка «3» ставится в том случае, если задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании. В основном не соблюдены  принятые в языке нормы вежливости. Высказывание не всегда логично. Имеются многочисленные ошибки в использовании средств связи, их выбор ограничен. Деление текста на абзацы отсутствует. Ограничен словарный запас. Часто встречаются ошибки элементарного уровня/либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста.

Отметка «2» ставится в том случае, если задание не выполнено: содержание не отражает аспекты, указанные в задании/или не соответствует требуемому объѐму. Отсутствует логика в построении высказывания, его формат не соблюдается. Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу. Грамматические и орфографические правила не соблюдаются.

> Эссе

Отметка «5» ставится в том случае, если задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания и адресата, соблюдены принятые в языке нормы вежливости. Высказывание логично, средства логической связи использованы правильно, текст разделѐн на абзацы, оформление текста соответствует принятым нормам в стране изучаемого языка. Практически нет нарушений в использовании лексики и грамматических структур.

Отметка «4» ставится в том случае, если задание выполнено: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании, имеются отдельные нарушения в стилевом оформлении речи, в основном соблюдены принятые в языке нормы вежливости. Высказывание в основном логично, имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи, имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы, оформление текста в основном соответствует принятым нормам в стране изучаемого языка. Встречаются отдельные неточности в использовании лексики/либо словарный запас ограничен. Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимание текста. Орфографические ошибки практически отсутствуют. Предложения с правильным пунктуационным оформлением.

Отметка «3» ставится в том случае, если задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании. Нарушения стилевого оформления речи встречаются достаточно часто. В основном не соблюдены принятые в языке нормы вежливости. Высказывание не всегда логично. Имеются многочисленные ошибки в использовании средств связи, их выбор ограничен. Деление текста на абзацы отсутствует. Ограничен словарный запас. Часто встречаются ошибки элементарного уровня/либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста. Имеется ряд орфографических и пунктуационных ошибок, которые незначительно затрудняют понимание текста.

Отметка «2» ставится в том случае, если задание не выполнено: содержание не отражает аспекты, указанные в задании/или не соответствует требуемому объѐму. Отсутствует логика в построении высказывания, его формат не соблюдается. Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу. Грамматические и орфографические правила, а также пунктуация не соблюдаются.

СОДЕРЖАНИЕ

Основные содержательные линии

В курсе немецкого языка как второго иностранного можно выделить следующие содержательные линии:

• коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;

• языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими средствами языка;

• социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;

• общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.

Главной содержательной линией является формирование и развитие коммуникативной компетенции в совокупности с речевой и языковой компетенцией. Уровень развития коммуникативной компетенции выявляет уровень овладения речевыми навыками и языковыми средствами второго иностранного языка на данном этапе обучения, а также уровень развития компенсаторных навыков, необходимых при овладении вторым иностранным языком. В свою очередь, развитие коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью учащихся. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи и единстве учебного предмета «Иностранный язык».

Предметное содержание речи

1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека.

2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки.

3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание.

4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.

5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

6. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода.

7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).

8. Страна/страны второго языка иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения

Говорение

Диалогическая речь

Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями. Объём диалога от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога 1,5—2 минуты (9 класс).

Монологическая речь

Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную наглядность.

Объём монологического высказывания от 7—10 фраз (5—7 классы) до 10—12 фраз (8—9 классы). Продолжительность монолога 1 — 1,5 минуты (9 класс).

Аудирование

Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Жанры текстов: прагматические, публицистические.

Типы текстов: сообщение, рассказ, диалог-интервью и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста — до 1 минуты.

Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на несложных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.

Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить необходимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.

Чтение

Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации (просмотровое/поисковое чтение).

Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.

Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, песня и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения — 600—700 слов.

Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объём текста для чтения — около 500 слов.

Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объём текста для чтения — около 350 слов.

Письменная речь

умение:

— делать выписки из текста для их дальнейшего использования в собственных высказываниях;

— писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30—40 слов, включая адрес);

— заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого языка (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);

— писать личное письмо зарубежному другу с опорой на образец (сообщать краткие сведения о себе; запрашивать аналогичную информацию о нём; выражать благодарность и т. д.). Объём личного письма — 100—140 слов, включая адрес.

Языковые знания и навыки

Орфография

Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около 1000 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.

Основные способы словообразования:

1) аффиксация:

• существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die Mathematik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie);

• прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lieh (glcklich); -isch (typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar);

• существительных и прилагательных с префиксом un- (das Ungн ck, ungн cklich);

• существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen);

• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типаerz hlen, wegwerfen.

2) словосложение:

• существительное + существительное (das Arbeitszimmer);

• прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);

• прилагательное + существительное (die Fremdsprache);

• глагол + существительное (die Schwimmhalle);

3) конверсия (переход одной части речи в другую):

• образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge);

• образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen).

Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.

Грамматическая сторона речи

Знакомство с новыми грамматическими явлениями.

Уровень овладения конкретным грамматическим явлением (продуктивно-рецептивно или рецептивно) указывается в графе «Характеристика основных видов деятельности учащихся» в тематическом планировании.

Нераспространённые и распространённые предложения:

• безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer);

• предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die Wand);

• предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv с zu;

• побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;

• все типы вопросительных предложений;

• предложения с неопределённо-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten);

• предложения с инфинитивной группой um ... zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu lesen);

• сложносочинённые предложения с союзами denn, darum, deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen).

• сложноподчинённые предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist);

• сложноподчинённые предложения причины с союзами weil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss);

• сложноподчинённые предложения с условным союзом wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch);

• сложноподчинённые предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem);

• сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen);

• сложноподчинённые предложения с придаточными цели (с союзом damit);

• распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv);

• слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;

• сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen);

• Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;

• глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками Präsens, Perfekt, Präteritum, Futur (anfangen,beschreiben);

• временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum);

• местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit);

• возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sichwaschen);

• распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого артиклей, склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ;

• местоимения: личные, притяжательные, неопределённые (jemand, niemand);

• Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времён;

• количественные числительные и порядковые числительные.

Социокультурные знания и умения

Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:

• знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире;

• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом иностранном языке, их символике и культурном наследии;

• употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора;

• представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран, говорящих на втором иностранном языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;

• умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);

• умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.

Компенсаторные умения

• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;

• использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь ит. д.;

• прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;

• догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;

• использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности

Формируются умения:

• работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

• работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;

• работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;

• самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

Специальные учебные умения

Формируются умения:

• находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;

• семантизировать слова на основе языковой догадки;

• осуществлять словообразовательный анализ слов;

• выборочно использовать перевод;

• пользоваться двуязычным и толковым словарями.

Планирование коррекционной работы

В основу программы коррекционной работы положены общедидактические и специальные принципы общей и специальной педагогики. Общедидактические принципы включают принцип научности; соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам; соответствия дидактического процесса закономерностям учения; доступности и прочности овладения содержанием обучения; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли учителя; принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Специальные принципы учитывают особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (принцип коррекционно-развивающей направленности обучения, предполагающий коррекцию имеющихся нарушений и стимуляцию интеллектуального, коммуникативного и личностного развития; системности; обходного пути; комплексности).

Цель программы коррекционной работы — разработать систему комплексной психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями, направленной на коррекцию и/или компенсацию недостатков в физическом или психическом развитии для успешного освоения ими основной образовательной программы, профессионального самоопределения, социализации, обеспечения психологической устойчивости старшеклассников.

Цель определяет задачи:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, инвалидов, а также подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;

создание условий для успешного освоения программы (ее элементов) и прохождения итоговой аттестации;

коррекция (минимизация) имеющихся нарушений (личностных, регулятивных, когнитивных, коммуникативных);

обеспечение непрерывной коррекционно-развивающей работы в единстве урочной и внеурочной деятельности;

выявление профессиональных склонностей, интересов подростков с особыми образовательными потребностями; проведение работы по их профессиональному консультированию, профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению;

осуществление консультативной работы с педагогами, родителями, социальными работниками, а также потенциальными работодателями;

проведение информационно-просветительских мероприятий.

Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями программы по предмету «Иностранный язык» (немецкий язык).

Тематическое планирование

п/п

Наименование

раздела, темы

Количество

часов

(всего)

Из них (количество часов)

Контрольные

работы

5 класс

     Знакомство с алфавитом

3

1

Kennenlernen

9

1

Meine Klasse

9

1

Tiere

9

1

              Kleine Pause

2

              Mein Schultag

9

1

              Hobbys

9

1

              Meine Familie

9

1

              Was kostet das?

7

1

              Grosse Pause

3

              Итоговое тестирование

1

1

ИТОГО:

70

6 класс

Mein Zuhause

9

1

Das schmeckt gut

9

1

Meine Freizeit

9

1

Kleine Pause

3

Das sieht gut aus

9

1

Partys

9

1

Meine Stadt

9

1

Ferien

7

1

Grosse Pause

4

Итоговое тестирование по лексике, грамматике

1

1

Итоговое тестирование навыков говорения и аудирования

1

1

ИТОГО:

70

7 класс

Wie war’s in den Ferien?

9

1

Meine Pläne

9

1

Freundschaft

9

1

Kleine Pause

2

Bilder und Töne

9

1

Zusammenleben

9

1

Daf gefällt mir

9

1

Mehr über mich

7

1

Grosse Pause

3

Итоговое тестирование лексики, грамматики

2

1

Итоговое тестирование навыков аудирования

2

1

ИТОГО:

70

8 класс

Fitness und Sport

9

1

Austausch

8

1

Unsere Feste

9

1

Kleine Pause

2

Berliner Luft

9

1

Welt und Umwelt

9

1

Reisen am Rhein

9

1

Abschiedsparty

8

1

Grosse Pause

3

Итоговое тестирование грамматики, лексики

2

1

Итоговое тестирование навыков аудирования и говорения

2

1

ИТОГО:

70

9 класс

Beruf

6

1

Wohnen

6

1

Zukunft

6

1

Essen

6

1

Gute Besserung!

6

1

Die Politik und ich

7

1

Planet Erde

6

1

Schönheit

6

1

Spass haben

6

1

Technik

6

1

Mauer-Grenze-Grünes Band

7

1

Итоговое тестирование грамматики, лексики

1

1

Итоговое тестирование навыков аудирования и говорения

1

1

Материально-технические условия

 

Компьютер/ интерактивная доска

мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

Магнитофон (с поддержкой CD-MP3).

Принтер, копировальный аппарат, сканер

(общая система).

Фотоаппарат

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.

Стенд для размещения творческих работ учащихся.

Стол учительский с тумбой.

Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.

Контрольно-измерительные материалы по немецкому языку.

Информационно-методические условия

Учебники «Немецкий язык» для 5—9 классов (серия «Горизонты»):

Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л., Збранкова М. УМК «Немецкий язык» для 5 класса. — М.: Просвещение, 2019;

Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л. УМК «Немецкий язык» для 6 класса. — М.: Просвещение, 2020;

Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л. УМК «Немецкий язык» для 7 класса. — М.: Просвещение, 2016.

Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л. УМК «Немецкий язык» для 8 класса. — М.: Просвещение, 2016.

Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л. УМК «Немецкий язык» для 9 класса. — М.: Просвещение, 2016.

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897) (http://standart.edu.ru);

- «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, 2019 год;

- Примерная программа по второму иностранному языку. 5-9 классы (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Программа «Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций», авторы: М. М. Аверин, Е. Ю. Гуцалюк, Е. Р. Харченко. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2013г.

- Книги для учителя к УМК «Немецкий язык» (серия «Горизонты») для 5—9 классов:

Аверин М. М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р. «Немецкий язык. Книга для учителя» 5 класс — М.: Просвещение, 2019;

Аверин М. М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р. «Немецкий язык. Книга для учителя» 6 класс — М.: Просвещение, 2019;

Аверин М. М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р. «Немецкий язык. Книга для учителя» 7 класс — М.: Просвещение, 2016;

Аверин М. М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р. «Немецкий язык. Книга для учителя» 8 класс — М.: Просвещение, 2016;

Аверин М. М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р. «Немецкий язык. Книга для учителя» 9 класс — М.: Просвещение, 2016;

- Немецко-русский и русско-немецкий словари.

Рабочие тетради «Немецкий язык» для 5—9 классов (серия «Горизонты»):

Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л., Збранкова М. УМК «Немецкий язык. Рабочая тетрадь» для 5 класса. — М.: Просвещение, 2012;

Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л. УМК «Немецкий язык. Рабочая тетрадь » для 6 класса. — М.: Просвещение, 2013;

Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л. УМК «Немецкий язык. Рабочая тетрадь» для 7 класса. — М.: Просвещение, 2014.

Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л. УМК «Немецкий язык. Рабочая тетрадь» для 8 класса. — М.: Просвещение, 2015.

Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л. УМК «Немецкий язык. Рабочая тетрадь» для 9 класса. — М.: Просвещение, 2015.

Контрольные задания «Немецкий язык» для 5—6/ 7-8 классов» (серия «Горизонты»).

Алфавит (настенная таблица).

Произносительная таблица.

Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в примерных программах основного общего образования по немецкому языку.

Карты на немецком языке: географические и политические карты немецкоязычных стран,

географическая карта России.

Лексические плакаты на немецком языке.

Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры стран изучаемого языка.

Символика немецкоязычных стран.

Символика родной страны.

Книги для чтения на иностранном языке.

Пособия по страноведению Германии и других немецкоязычных стран.

Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка.

Набор лексико-грамматических карточек.

Цифровые образовательные ресурсы

1. http://www.goethe.de

 2. http://deutsch-uni.com.ru 

3. http://www.uchportal.ru

4. http://www.spielekiste.de

5. http://www.studygerman.ru

6. www.prosv.ru\umk\horizonte


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по немецкому языку для 11 класса к учебнику Г. И. Ворониной «Немецкий язык. Контакты»

Рабочая программа  и КТП по немецкому языку для 11 класса к учебнику Г.И.Ворониной "Немецкий язык. Контакты"....

Рабочая программа по немецкому языку для 6 класса к учебнику "Немецкий язык. 6 класс" И.Л.Бим, Л.В.Садомовой, Л.М.Санниковой

Рабочая программа по немецкому языку для 6 класса к учебнику "Немецкий язык" И.Л.Бим, Л.В.Садомовой, Л.М.Санниковой составлена на основе федерального компонента  государственного стандарта...

Адаптированная рабочая программа по немецкому языку 7 вида 9 класс

Рабочая программа VII вида  по немецкому языку для 9 класса, составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений по немецкому языку для 5-9 классов (автор И. Л. Бим), Федераль...

Адаптированная рабочая программа по немецкому языку 7 вида 8 класс по ФГОС

Рабочая программа VII вида  по немецкому языку для обучающегося 8 класса    общеобразовательной школы составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным станда...

Рабочие программы по немецкому языку 5-9 классы, 7-9 классы, 9 класс. УМК "Горизонты", Немецкий язык. Аверин М.М., Джин Ф, Рорман Л., Збранкова М.

Рабочие программы предназначены для учителей, преподающих немецкий язык как второй иностранный (1 час в неделю) по УМК "Немецкий язык" серия "Горизонты" авторов М.М. Аверина и др....

Адаптированная рабочая программа по немецкому языку для 5-9 классов.

Данная рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет  общую стратегию обучения, воспитания и развития  учащихся средствами учебного предмета в  соответств...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку Rainbow English 3 для учащихся с ОВЗ

Данная рабочая программа адаптирована для учащихся с ОВЗ обучающихся на дому...