Глагол
методическая разработка по немецкому языку

Чиковкина Наталья Александровна

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komplekt_lektsiy_glagol.docx83.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Н.А. Чиковкина

Комплект лекций

по дисциплине «Немецкий язык»

(раздел «Глагол: наклонение, залог, временные формы»)

для студентов 1-2 курсов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена

Арзамас

2016

Одобрен методическим объединением социально-экономических и гуманитарных дисциплин

Протокол №___ от ________ 2016 г.

Чиковкина Н.А.

Комплект лекций по дисциплине «Немецкий язык» (раздел «Глагол: наклонение, залог, временные формы») для студентов 1-2 курсов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена. – Арзамас: ГБПОУ АКТТ, 2016. – 32 с.

Комплект лекций содержат материал по грамматике немецкого языка: отражены способы образования временных форм в действительном и страдательном залогах изъявительного и сослагательного (условного) наклонения, формы образования повелительного наклонения, особенности употребления данных форм в устной и письменной речи.

© Арзамасский коммерческо-технический

    техникум, 2016

ГЛАГОЛ (DAS VERB)

Немецкий глагол имеет 6 временных форм:

das Präsens — настоящее время

Следует также различать три наклонения глагола:

der Indikativ                – изъявительное;

der Imperativ                – повелительное;

der Konjunktiv        – условное (сослагательное).

1. Спряжение глагола в Indikativ

1. 1. Präsens

Настоящее время образуется от основы глагола + личные окончания

ich

lerne

bade

fahre

gebe

du

lernst

badest

fährst

gibst

er

lernt

badet

fährt

gibt

wir

lernen

baden

fahren

geben

ihr

lernt

badet

fahrt

gebt

sie

lernen

baden

fahren

geben

Обратите внимание:

– глаголы с основой, оканчивающейся на -d, -t, имеют во 2-м и 3-м лице единственного числа гласный е перед окончанием (см. baden);

– сильные глаголы с корневой гласной а получают во 2-м и 3-м лице единственного числа умлаут (см. fahren);

– сильные глаголы с корневой гласной е меняют её во 2-м и 3-м лице единственного числа на i или ie (см. geben);

ударные приставки (а это все приставки, кроме be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miß-) при спряжении отделяются:

ich stehe auf

du stehst auf

er steht auf

wir stehen auf

ihr steht auf

sie stehen auf

вспомогательные глаголы haben, sein, werden спрягаются следующим образом:

Singular

Plural

ich      habe

bin

werde

wir      haben

sind

werden

du       hast

bist

wirst

ihr       habt

seid

werdet

er        hat

ist

wird

sie       haben

sind

werden

– запомните спряжение в Präsens модальных глаголов и глагола wissen:

Singular

ich darf

kann

soll

muß

mag

will

weiß

du  darfst

kannst

sollst

mußt

magst

willst

weißt

er   darf

kann

soll

muß

mag

will

weiß

Plural

wir dürfen

können

sollen

müssen

mögen

wollen

wissen

ihr dürft

könnt

sollt

müßt

mögt

wollt

wißt

sie dürfen

können

sollen

müssen

mögen

wollen

wissen

Модальные глаголы часто употребляются в конструкции с местоимением man. Обратите внимание на их соответствие в русском языке:

  man darf – можно (разрешено);

  man darf nicht – нельзя (не разрешено);

  man kann – можно (есть для этого возможность, условия);

  man kann nicht – нельзя (невозможно);

  man muß – необходимо, нужно;

  man soll nicht – не следует;

возвратные глаголы имеют при себе в неопределённой форме возвратное местоимение sich. При спряжении возвратное местоимение используется только в 3-м лице единственного и множественного числа и в вежливой форме, в остальных формах используется соответствующее личное местоимение в Akkusativ.

Запомните образец спряжения возвратного глагола:

sich treffen

ich

treffe

mich

wir

treffen

uns

du

triffst

dich

ihr

trefft

euch

er

trifft

sich

sie

treffen

sich

Sie

treffen

sich

Обратите внимание: русским глаголам на -ся не всегда соответствуют в немецком языке возвратные глаголы с sich:

случаться – geschehen; смеяться – lachen; купаться – baden.

1. 2. Präteritum (Imperfekt)

Это простая форма прошедшего времени. У слабых глаголов она образуется прибавлением к основе суффикса  -te:

machen – machte.

Если основа глагола оканчивается на -d, -t, перед суффиксом появляется гласный е:

arbeiten – arbeitete; bilden – bildete.

У сильных глаголов Imperfekt образуется путём изменения корневой гласной без суффикса:

fahren – fuhr; sehen – sah.

Формы сильных глаголов в Imperfekt рекомендуется сразу запоминать, наряду с формой Infinitiv и Partizip II:

fahren         –         fuhr         –         gefahren;

sehen         –         sah         –         gesehen.

Спряжение глаголов в Imperfekt

ich

machte

fuhr

stand auf

litt

zog

schnitt

du

machtest

fuhrst

standest auf

littest

zogst

schnittest

er

machte

fuhr

stand auf

litt

zog

schnitt

wir

machten

fuhren

standen auf

litten

zogen

schnitten

ihr

machtet

fuhrt

standet auf

littet

zogt

schnittet

sie

machten

fuhren

standen auf

litten

zogen

schnitten

В Imperfekt отсутствует окончание во 2-м и 3-м лицах единственного числа. Ударная приставка отделяется, так же как в Prдsens. Сильные глаголы leiden, ziehen, schneiden изменяют в Imperfekt не только корневую гласную, но и согласную (leiden – litt, ziehen – zog, schneiden – schnitt).

Запомните спряжение вспомогательных глаголов sein, haben, werden в Imperfekt:

ich

war

hatte

wurde

du

warst

hattest

wurdest

er

war

hatte

wurde

wir

waren

hatten

wurden

ihr

wart

hattet

wurdet

sie

waren

hatten

wurden

Обратите внимание на основные формы следующих глаголов:

brennen

brannte

gebrannt

kennen

kannte

gekannt

nennen

nannte

genannt

senden

sandte

gesandt

wenden

wandte

gewandt

denken

dachte

gedacht

dürfen

durfte

gedurft

können

konnte

gekonnt

sollen

sollte

gesollt

müssen

mußte

gemußt

mögen

mochte

gemocht

wissen

wußte

gewußt

Форма Imperfekt употребляется в повествовании, в монологической речи, когда повествуется о событиях, имевших место в прошлом.

  1. 3. Perfekt

Perfekt образуется с помощью вспомогательных глаголов haben или sein в Präsens + Partizip II основного глагола:

ich habe geschrieben,

ich bin gegangen.

При спряжении изменяется только вспомогательный глагол, форма Partizip II остаётся неизменной. Partizip II слабых глаголов образуется от основы  глагола  с  помощью  приставки  ge-  и  суффикса   -(e)t: sagen – gesagt.

Partizip II сильных глаголов образуется от основы глагола с изменившейся корневой гласной с помощью приставки ge- и суффикса -en: sprechen – gesprochen.

У глаголов с отделяемой приставкой ge- стоит между корнем и приставкой: aufstehen – aufgestanden.

Все глаголы с неотделяемой (безударной) приставкой образуют Partizip II без ge-: verstehen – verstanden. Глаголы с суффик-сом  -ier также образуют Partizip II без ge-:  studieren – studiert.

Perfekt употребляется главным образом в диалогической речи.

1. 4. Plusquamperfekt

Plusquamperfekt образуеся с помощью вспомогательных глаголов haben или sein в Imperfekt + Partizip II основного глагола:

ich hatte geschrieben; ich war gegangen.

Plusquamperfekt употребляется для того, чтобы указать на действие в прошлом, совершившееся ранее другого действия в прошлом:

Er hatte in Moskau 5 Jahre gearbeitet, dann arbeitete er in Berlin.

Он проработал 5 лет в Москве, потом он работал в Берлине.

Die Freunde hatten die Hausaufgaben gemacht und gingen ins Kino.

Друзья сделали уроки и пошли в кино.

Как видим, эта форма выражения предшествования действия в прошлом в русском языке отсутствует.

Обратите внимание на некоторые правила выбора вспомогательного глагола при образовании сложного прошедшего (Perfekt и Plusquamperfekt).

С глаголом haben спрягаются:

1) все переходные глаголы, z. B. ich habe gelesen (gelernt, gemacht), т. е. глаголы, сочетающиеся с существительным в Akkusativ без предлога – lesen (was? – Akk.) – ein Buch;

2) все возвратные глаголы, z. B. ich habe mich gewaschen (erholt, gesetzt);

3) все модальные и безличные глаголы, z. B. ich habe gewollt (gekonnt); es hat geregnet (geschneit, gefroren);

4) большинство непереходных глаголов, обозначающих состояние , z. B. ich habe gestanden (gelegen, gesessen).

С глаголом sein спрягаются:

1) непереходные глаголы, обозначающие движение или перемену состояния, z. B. ich bin gekommen, er ist aufgestanden;

2) а также следующие глаголы: sein, werden, bleiben, begegnen, geschehen, passieren, gelingen, mißlingen, z. B.:

Er ist mir gestern begegnet.

Was ist geschehen (passiert)?

1. 5. Futur

Futur I образуется из вспомогательного глагола werden в Präsens + Infinitiv основного глагола:

ich werde lesen,

du wirst arbeiten,

er wird kommen.

В разговорной речи Futurum часто заменяется Präsens:

Morgen fahre ich nach Moskau.

Завтра я поеду в Москву.

2. Повелительное наклонение (der Imperativ)

Повелительное наклонение имеет 4 формы: второго лица единственного числа, второго лица множественного числа, первого лица множественного числа и вежливую форму.

Singular

Plural

Gehen wir! – Пойдём!

Geh(e)! – Иди!

Geht!          – Идите!

Gehen Sie! – Идите!

Форма второго лица единственного числа образуется из основы глагола. Окончание  часто отсутствует, особенно в разговорной речи.

Корневая гласная у сильных глаголов не изменяется, z. B. fahr(e)!, halte!, за исключением глаголов с корневой гласной е :

Geben – gib!

Nehmen – nimm!

Lesen – lies!

Sprechen – sprich!

Формы множественного числа совпадают с соответствующими формами настоящего времени. В первом лице множественного числа и в вежливой форме личное местоимение стоит после глагола:

Legen wir ab!

Legen Sie ab!

Отделяемая приставка стоит после глагола:

Sieh dir diesen Film an!

3. Условное наклонение (der Konjunktiv)

Konjunktiv имеет значение нереального, желательного, предположительного и т. д. Konjunktiv имеет те же временные формы, что и Indikativ. Кроме того, есть ещё две формы: Konditionalis I и Konditionalis II. Временные формы Konjunktiv по своему образованию, значению и употреблению существенно отличаются от Indikativ.

3. 1. Образование временных форм Konjunktiv

Präsens Konjunktiv всех глаголов образуется от глагольной основы прибавлением суффикса -е- и личных окончаний. Корневая гласная не изменяется. В 1-ом и 3-ем лице единственного числа личное окончание отсутствует. В 1-м и 3-м лице множественного числа суффикс -е- сливается с -е- личного окончания, в результате чего эти формы совпадают с соответствующими формами Indikativ.

Singular

ich les-e

fahr-e

hab-e

werd-e

du  les-e-st

fahr-e-st

hab-e-st

werd-e-st

er   les-e

fahr-e

hab-e

werd-e

Plural

wir les-e-n

fahr-e-n

hab-e-n

werd-e-n

ihr  les-e-t

fahr-e-t

hab-e-t

werd-e-t

sie  les-e-n

fahr-e-n

hab-e-n

werd-e-n

Глагол sein имеет особенности при спряжении в Präsens Konjunktiv:

ich sei

wir seien

du sei(e)st

ihr seiet

er sei

sie seien

Imperfekt Konjunktiv у слабых глаголов совпадает с формами Imperfekt Indikativ: machte (Indikativ) = machte (Konjunktiv).

У сильных глаголов он образуется от основы глагола в Imperfekt Indikativ прибавлением суффикса -е и личных окончаний. Корневые гласные а, о, u получают умлаут.

Singular

Plural

ich

schrieb-e

käm-e

wir

schrieb-e-n

käm-e-n

du

schrieb-e-st

käm-e-st

ihr

schrieb-e-t

käm-e-t

er

schrieb-e

käm-e

sie

schrieb-e-n

käm-e-n

Наиболее часто употребляется Imperfekt Konjunktiv глаголов haben, sein, werden: hätte, wäre, würde . Модальные глаголы (кроме sollen и wollen) и глагол wissen имеют в Imperfekt Konjunktiv умлаут: er dürfte, könnte, möchte, müßte, wüßte,

НО: er sollte, wollte.

Сложные временные формы Konjunktiv образуются по тому же принципу, что и в Indikativ. Вспомогательный глагол ставится в соответствующей форме Konjunktiv, то есть:

Perfekt Konjunktiv = haben или sein в Präsens Konjunktiv + Partizip II основного глагола, z. B. er habe gesagt, er sei gegangen.

Plusquamperfekt Konjunktiv = haben или sein в Imperfekt Konjunktiv + Partizip II основного глагола, z. B. er hätte gesagt, er wäre gegangen.

Futur Konjunktiv = werden в Präsens Konjunktiv + Infinitiv основного глагола, z. B. er werde sagen, er werde gehen.

Konditionalis I = werden в Imperfekt Konjunktiv + Infinitiv основного глагола, z. B. er würde sagen, er würde gehen.

  1. 2. Употребление форм Konjunktiv

Präsens Konjunktiv употребляется в самостоятельном предложении для выражения:

– выполнимого желания (в лозунгах),

z. B. Es lebe die Freiheit!

        Да здравствует свобода!

– приказа, требования, указания, инструкции,

z. B. Man halte streng an die Verkehrsregeln.

        Следует строго соблюдать правила движения.

        Man nehme zehn Gramm von diesem Pulver und

        mache eine Lösung.

        Надо взять десять граммов этого порошка и сделать раствор.

Все формы прошедшего времени и Konditionalis соответствуют русскому сослагательному наклонению и употребляются в самостоятельном предложении для выражения невыполнимого желания, нереальной возможности и предположения:

z. B. Wäre sie jetzt hier!

         Если бы она сейчас была здесь! – Настоящее время

        Wenn ich das damals gewußt hätte!

        Если бы я тогда это знал! – Прошедшее время

        Was würdest du an meiner Stelle sagen?

        Что бы ты сказал на моём месте? – Будущее время

Об употреблении форм Konjunktiv в косвенной речи и условных придаточных предложениях смотри: Синтаксис 4. 2. и 4. 7.

4. Пассивный залог (das Passiv)

4. 1. Формы Passiv образуются почти от всех переходных глаголов.

Временные формы Passiv образуются из вспомогательного глагола werden в нужном времени и Partizip II основного глагола:

Präsens:                        die Stadt wird besichtigt.

Imperfekt:                die Stadt wurde besichtigt.

Perfekt:                        die Stadt ist besichtigt worden.

Plusquamperfekt:     die Stadt war besichtigt worden.

Futur I:                        die Stadt wird besichtigt werden.

Обратите внимание: при образовании Perfekt и Plusquamperfekt употребляется бесприставочная форма Partizip II от глагола werden – worden.

4. 2. Типы пассивных конструкций

Различают два типа пассивных конструкций:

– двучленную:

Das Haus wird renoviert. – Дом ремонтируется.

(Конструкция состоит из пассивного субъекта, на который направлено действие – das Haus, и глагола-сказуемого в Passiv – wird renoviert);

– трёхчленную:

Das Haus wird von meinem Bruder renoviert.

Дом ремонтируется моим братом.

(Здесь присутствует дополнение, выражающее лицо или предмет, воздействующее на пассивный субьект. Оно вводится предлогом von, если речь идёт об одушевлённом лице, или durch, если речь идёт о неодушевлённом предмете или абстрактном понятии, z. B.

Das Fenster wurde durch den Wind aufgerissen.

Окно было распахнуто ветром.)

4. 3. Перевод пассивных конструкций на русский язык

Формы Passiv переводятся различными способами:

– с помощью глагола на «-ся»,

z. B. Der Text wird übersetzt. – Текст переводится;

– с помощью безличной конструкции,

z. B. Der Text wird übersetzt. – Текст переводят.

В русском языке пассивный залог гораздо менее употребителен, чем в немецком, поэтому при переводе с немецкого на русский часто используется активная конструкция:

Die berühmte Kasaner Kathedrale in Sankt-Petersburg wurde vom Architekten Kasakow gebaut.

Знаменитый Казанский собор в Санкт-Петербурге построил архитектор Казаков.

4. 4. Безличный Passiv

В этих конструкциях отсутствует пассивный субъект, на который направлено действие. Формально его место замещает местоимение es:

Es wird hier nicht geraucht. – Здесь не курят.

Es может отсутствовать при обратном порядке слов:

Hier wird nicht geraucht.

Эта форма образуется прежде всего от непереходных глаголов и по значению она близка конструкции с местоимением man:

Im Saal wird getanzt. – В зале танцуют.

Im Saal tanzt man.     – В зале танцуют.

5. Употребление неопределённой формы глагола с zu и без zu.

Без zu Infinitiv употребляется:

 В качестве подлежащего в предложении. При этом Infinitiv стоит на первом месте, z. B.

Lesen ist nützlich.

Читать полезно.

Rauchen ist verboten.

Курить запрещено.

 В одночленном предложении, выражающем приказ или пожелание, z. B.

Nicht rauchen!

Не курить!

Nur nicht weinen!

Только не плакать!

 После модальных глаголов, z. B.

Er will dieses Buch lesen.

Он хочет прочитать эту книгу.

Sie kann uns helfen.

Она может нам помочь.

 После глагола bleiben и глагола haben в устойчивых словосочетаних, z. B.

Sie blieb ruhig sitzen.

Она продолжала спокойно сидеть.

Du hast gut lachen.

Тебе хорошо смеяться.

 После глаголов lernen, lehren, helfen, z. B.

Sie lernt lesen.

Она учится читать.

Die Mutter lehrt sie schreiben.

Мать учит её писать.

 После глаголов hören, sehen, fühlen, finden в конструкции Accusativus cum Infinitivo (винительный падеж с неопределённой формой глагола), z. B.        

В русском языке подобная конструкция отсутствует. Поэтому при переводе чаще всего используется придаточное предложение.

 После глаголов, обозначающих движение, gehen, kommen, fahren, z. B.         Sie ging einkaufen.

        Она пошла за покупками.

С zu Infinitiv употребляется:

 В качестве подлежащего в предложении, если Infinitiv распространённый, z. B.:

Sport zu treiben ist nützlich.

Заниматься спортом полезно.

 В качестве подлежащего, если оно стоит в конце предложения, z. B.

  Es ist interessant, alles zu erfahren.

               Интересно всё узнать.

 В качестве сложного глагольного сказуемого после глаголов beginnen, anfangen, aufhören, z. B.

Er begann, den Brief zu lesen.

Он начал читать письмо.

Sie fängt an, etwas zu verstehen.

Она начинает что-то понимать.

Das Mädchen hörte auf, Klavier zu spielen.

Девочка прекратила играть на пианино.

 В качестве сложного глагольного сказуемого после глаголов haben, sein, brauchen, verstehen, wissen, scheinen, glauben, когда эти глаголы имеют модальное значение, z. B.:

Er hat heute abend viel zu machen.

Он должен сегодня вечером многое сделать.

Der Aufsatz ist heute zu schreiben.

Сочинение должно быть написано сегодня.

Du brauchst so früh nicht zu kommen.

Тебе не нужно приходить так рано.

Er versteht interessant zu erzählen.

Он умеет интересно рассказывать.

Обратить внимание! Конструкции глаголов haben или sein + Infinitiv выражают значение необходимости или возможности, то есть близки по значению конструкциям с модальным глаголом (können, müssen):

Sie hat heute viel zu tun. – Sie muß viel tun.

В конструкции sein + zu + Infinitiv подлежащее само не выполняет действия, а является его объектом:

Die Übung ist zu machen. – Упражнение должно быть сделано.

В конструкции haben + zu + Infinitiv подлежащее само выполняет действие:

Du hast die Übung zu machen. – Ты должен сделать упражнение.

 В качестве дополнения после прилагательного и большинства объектных глаголов, z. B.:

Sie bat mich, sie anzurufen.

Она попросила меня ей позвонить.

Er versprach, oft zu schreiben.

Он обещал часто писать.

Wir versuchen, keine Fehler zu machen.

Мы стараемся не делать ошибок.

Er ist glücklich, die Prüfung bestanden zu haben.

Он счастлив, что сдал экзамен.

Ich bin froh, dich zu sehen.

Я рад тебя видеть.

 После существительных типа Wunsch, Gedanke, Absicht, Bitte, Möglichkeit, z. B.:

Sie hat den Wunsch, nach Berlin zu fahren.

У неё есть желание поехать в Берлин.

Ich habe die Absicht, den Urlaub zu machen.

Я намереваюсь пойти в отпуск.

Er hat die Mцglichkeit, Deutsch zu studieren.

У него есть возможность изучать немецкий язык.

 В конструкциях с um, statt, ohne.

Оборот um + zu + Infinitiv имеет значение цели и соответствует в русском языке придаточным предложениям цели с союзами чтобы, для того, чтобы :

Um diese Arznei zu kaufen, muß ich ein Rezept haben.

Чтобы купить это лекарство, мне нужен рецепт.

Um mich schneller von der Grippe zu erholen, muß ich im Bett bleiben.

Чтобы быстрее оправиться от гриппа, я должен оставаться в постели.

Обратить внимание! Оборот um + zu + Infinitiv употребляется только тогда, когда оба действия (и в главном и в придаточном предложении в русском языке) выполняет одно и то же лицо. Во фразе «чтобы купить это лекарство» подразумевается «чтобы я мог купить это лекарство, я должен...».

Если действующих лица два, то за главным предложением в немецком языке следует придаточное предложение с союзом damit:

Ich muß für ihn diese Arznei kaufen, damit er sich schneller erholt.

Я должен купить ему это лекарство, чтобы он

быстрее выздоровел.

Оборот ohne + zu + Infinitiv соответствует русскому деепричастному обороту с отрицанием:

Man darf die Arznei nicht nehmen, ohne den Arzt zu konsultieren.

Нельзя принимать лекарство, не проконсультировавшись у врача.

Man kann nicht aus Russland nach Deutschland fahren, ohne ein Visum zu haben.

Не имея визы, нельзя ехать из России в Германию.

Оборот statt + zu + Infinitiv соответствует значению придаточного предложения с «вместо того, чтобы...»:

Er schweigt, statt alles zu erzählen.

Он молчит, вместо того, чтобы всё рассказать.

6. Причастие (das Partizip)

В немецком языке две формы причастия – das Partizip I и das Partizip II. Они употребляются в предложении в различных синтаксических функциях. Они близки прилагательному: могут склоняться и субстантивироваться, то есть выступать как существительное, z. B.:

ein lesender Student – читающий студент;

ein gelesenes Buch – прочитанная книга;

der Lesende – читающий (читатель).

Partizip II является также третьей основной формой глагола и употребляется при образовании сложных временных форм – Perfekt, Рlusquamperfekt, Passiv (см. п. 1. 3.; 1. 4.; 3.).

Partizip I образуется путём добавления -d к инфинитиву:

arbeiten + d = arbeitend (работая);

schlafen + d = schlafend (спя);

kommen + d = kommend (приходя).

Partizip I выражает одновременность с действием, выраженным сказуемым:

Der antwortende Schüler regt sich auf.

Отвечающий ученик волнуется.

Или:

Der antwortende Schüler regte sich auf.

Отвечавший ученик волновался.

Partizip I выражает предшествование во времени:

Die angekommene Delegation besichtigt (besichtigte) den Kreml.

Прибывшая делегация осматривает (осматривала) Кремль. (Сначала она прибыла, а потом осматривала).

При этом Partizip I выражает незавершённое, а Partizip II – завершённое действие:

Von weitem sah ich den ankommenden Zug.

Издалека я увидел прибывающий поезд.

Der angekommene Zug hatte 20 Minuten Verspätung.

Прибывший поезд опоздал на 20 минут.

Причастия, образованные от переходных глаголов, выражают также залог, то есть Partizip I имеет активное значение, а Partizip II – пассивное:

Der lobende Lehrer (учитель, который кого-то хвалит, – активное значение);

     Der gelobte Lehrer (учитель, которого хвалят, – пассивное значение).

Приложение 1

Времена глагола Aktiv (обобщающий тест)

I.  Выберите из данных предложений те, действие которых происходит в настоящее время:

1. Der Ausflug fand am Nachmittag statt.

2. Alle Studenten nehmen an der Besprechung dieses Buch teil

3. Die Reiseleiterin hat mir seine Telefonnummer genannt

4. Ich bezahle den Schweinebraten und den Apfelsalat.

5. Die Mutter wird Brot und Milch kaufen.

II. Выберите из данных предложений те, действие которых происходит в прошлом:

1. Ich konnte diese Zeitschrift nirgends finden.

2. Hast du heute gut gefrühstückt?

3. Sie kamen rechtzeitig zur Konferenz.

4. Wir warten lange auf die Straßenbahn.

5. Was schreibt ihr?

III. Выберите из данных предложений те, действие которых происходит в будущем:

1. Die Touristen werden die Sehenswürdigkeiten unserer Stadt kennenlernen.

2. Warst du im Sommer in Moskau?

3. Am Wochenende gehe ich gewöhnlich ins Theater.

4. Wer wird die Gäste empfangen?

5. Ich habe dir diese Geschichte erzählt.

IV. Выберите правильную приставку:

1. In zwei Wochen zieht unsere Familie....

2. Mache die Flasche ....

3. Der Vortrag fangt am Viertel nach vier….

4. Das Werk stellt Elektrogeräte... .

5. Ich lade meine Freunde zum Tennisspiel….

a) ein b) her c) auf d) um e) an

V. Определите приставку выделенных глаголов (а- отделяемая, b -неотделяемая):

1. Du sollst heute das Frühstück zubereiten.

2. Sonnabends geht meine Tante einkaufen.

3. Sie bei sucht ihre Großeltern selten.

4. Ich kann heute meine jüngere Schwester vom Kindergarten abholen

5. Die Bücher gehören meinen Verwandten.

VI. Какой вариант перевода точно передает смысл предъявленного русского предложения?

1.Ты должна после еды мыть посуду.

a) Du musst nach dem Essen das Geschirr waschen.

b) Du musstest nach dem Essen das Geschirr waschen.

c) Du darfst nach dem Essen das Geschirr waschen.

2. При переводе этого текста можно пользоваться словарем.

a) Bei der Übersetzung dieses Textes darf man das Wörterbuch benutzen.

b)Bei der Übersetzung dieses Textes konnte man das Wörterbuch benutzen.

c) Bei der Übersetzung dieses Textes sollte man das Wörterbuch benutzen.

3. К сожалению, я не могу остаться у тебя дольше, я очень спешу.

a) Leider kann ich nicht länger bei dir bleiben, ich habe es eilig

b) Leider konnte ich nicht länger bei dir bleiben, ich habe es eilig.

c) Leider muss ich nicht länger bei dir bleiben, ich habe es eilig

4.Она хотела позвонить своим родителям.

a) Sie will ihre Eltern anrufen.

b) Sie wollte ihre Eltern anrufen.

c) Sie muss ihre Eltern anrufen.

5. Я люблю черный кофе.

a) Ich möchte schwarzen Kaffee.

b) Ich mag schwarzen Kaffee.

c) Ich wollte schwarzen Kaffee.

VII. Выберите модальный глагол в настоящем и прошедшем времени:

1. Ich ... Lehrerin werden.

a) wollte b) will с) wolltest d) willst

2. Wie oft ... der Kranke das Medikament einnehmen?

a) sollst b) sollte c) soll d) sollen

3. Bei deiner Krankheit... man keine Schokolade essen.

a) dürfte b) dürft с) darf d) darfst

4. Die Eltern ... auf ihre Kinder stolz sein.

a) kann b) können с) könnt d) konnten

5. Sie (она)... ihrer Mutter im Haushalt helfen.

a) muss b) müssen c) musst d) musste

VIII. Выберите вспомогательный глагол для сказуемого в Perfekt:

1. Mein Bruder .., in den Supermarkt gegangen.

a) war b) ist c) warst d) bist

2. ... du die Küche aufgeräumt?

a) hattest b) hast c) hat d) habt

3. Unterwegs ... das kleine Kind eingeschlafen.

a) ist b) war c) hat d) bin

4. Wir ... heute nachmittags 2 Stunden spazierengegangen.

a) seid b) war c) sind d) wart

5. Während der Fahrt... unsere Studenten viel Interessantes gesehen.

a) habt b) hat c) hatten d) haben

IX. Выберите сказуемое в Präsens:

1. Als Nachspeise…ich einen Obstkuchen mit Sahne.

a) aß b) esse c) ißt d) essen

2. Das Hotel…direkt am Strand.

a) lag b) lagt c) liegt d) liegst

3. Am Sonntag … sie langer als gewöhnlich.

a) schlafe b) schlaffst c) schläft d) schliefen

4. Jeden Morgen ... ich meinen kleinen Bruder an.

a) zog b) ziehe c) zieht d) ziehst

5. Er ... mir seine Hilfe.

a) versprechen b) versprachen c) verspricht d) versprach

X. Подставьте возвратное местоимение в необходимой форме:

1. Alle freuen ... auf die Sommerferien.

a) uns b) sich c) euch d) dich

2. Ich interessiere ... für Kriminalromane.

a) dich b) sich c) mich d) uns

3. Meine Freundin erholt... immer im Dorf bei ihren Großeltern.

a) mich b) dich c) sich d) euch

4. Verspätest du ... oft zum Unterricht?

a) sich b) mich c) dich d) uns

5. Warum beeilt ihr…?

Страдательный залог (Passiv) (обобщающий тест)

I. Дайте правильный ответ. Passiv образуется:

1) вспомогательный глагол

a) haben b) werden c) lassen

2) основная форма глагола

a) Infinitiv b) Perfekt c) Partzitip II

II Результативный Passiv образуется:

1) вспомогательный глагол

f) haben b) werden с) sein

2) основная форма глагола

a) Infinitiv b) Imperfekt с) PartizipII

III.  Выберите сказуемое в Präsens Passiv:

1) In diesem Forschungsinstitut... an vielen Problemen … .

a) hat... gearbeitet b) wird... gearbeitet c) wurde... gearbeitet

2) Die Zeitung ... immer mit großem Interesse ....

a) wurde ... gelesen b) ist... gelesen worden

c) wird ... gelesen

3) In unserem Laboratorium ... Metalle ....

a) waren ... geprüft b) werden ... geprüft c) wurden ... geprüft

IV. Определите временную форму глагола-сказуемого:

1. Dieses schone Haus wird meiner Familie gehören.

a) Passiv Präsens b) Aktive Futurum c) Aktiv Perfekt

2. Die Mathematik wird heute überall gebraucht.

a) Aktiv Präsens b) Passiv Präsens c) Aktiv Futurum

3. Ich werde von meinen Eltern zu Hause erwartet.

a) Passiv Futurum b) Aktiv Futurum c) Passiv Präsens

4. Titan wird immer breitere Anwendung finden.

a) Passiv Präsens b) Aktiv Futurum c) Aktiv Präsens

5. Die ausländischen Gäste werden im Institut begrüßt.

a) Aktiv Präsens b) Passiv Präsens c) Aktive Futurum

V.Выберите номера предложений, стоящих в Passiv:

1. Die Vorlesung wird im Hörsaal 3 gehalten.

2. Nach dieser Vorlesung werden wir weiter im Auditorium 2 arbeiten.

3. Die Arbeit wird interessant.

4. Dort werden sich alle Studenten versammeln.

5. Die Texte werden nicht nur gelesen und übersetzt sie werden auch analysiert.

6. Alle Fragen waren schnell beantwortet

VI. Выберите глагол в Präteritum Passiv:

1. Am 12. April 1961 ...das erste Raumschiff den Kosmos … .

a) wird ... geschickt b) wurde … geschickt c) ist ... geschickt worden

2. Die Theorie des Raketenfluges … von Ziolkowski … .

a) wurde ... entwickelt b) wird … entwickelt c) wurden entwickelt

3. In diesem Büro ... verschiedene Maschinen … .

a) sind ... konstruiert worden b) wurden … konstruiert c) werden konstruiert

VII. Окончите предложения:

1. Das Gebäude ist in diesem Jahr aufgebaut….

2. Das Haus ist beim Wiederaufbau Schoner….

3. Der Wein ist vom Süden importiert ….

4. Der Wein ist mit den Jahren besser....

5. Der Brief wird von meiner Schwester geschrieben ….

a) werden b) worden с) geworden

VIII. Окончите предложения. Выберите форму Plusquamperfekt Passiv:

1. Er übersetzte den Text, nachdem er von ihm … … ….

a) analysiert werden wird b) analysiert worden ist c) analysiert worden war

2. Er trank Tee, nachdem Kuchen schon… … ….

a) gegessen worden waren b) gegessen worden sind c) gegessen wurden

3. Meine Freundin fuhr zu ihren Eltern, nachdem alle Prüfungen ... … ….

a) abgelegt wurden b) abgelegt worden waren c) abgelegt worden sind

IX. Поставьте предлог:

1. Die Zeitschrift wird ...den Studenten mit großem Interesse gelesen.

2. Die Metalle werden ... die Korrosion zerstört.

3. Das Bild ist... den Ölfarben gemalt worden.

4. Die Arbeit ist ... dem Schuler ausgeführt worden.

a) von b) durch c) mit

X.Окончите предложения, поставив результативный Passiv:

1. Der Brief ist schon ... .

a) schreiben b) schrieb c) geschrieben

2. Die Aufgabe war schnell . . .

a) erfüllte b) erfüllt c) erfüllen

3. Die Texte sind in der Klasse ....

a) übersetzen b) übersetzte c) übersetzt

4. Offnen Sie bitte die Fenster. - Sie ... schon ....

a) sind ... geöffnet b) waren ...geöffnet worden c) werden ... geöffnet werden

ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ И СТРАДАТЕЛЬНОМ ЗАЛОГАХ. ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ (Zeitformen Aktiv und Passiv)

Тест. Укажите буквой пропущенную грамматическую форму, которую вы считаете правильной:

1. ... ihr lange in der Schule...?

a) seid ... geblieben b) sind ... geblieben c) werden….bleiben

2. Ich ... nach Hause ....

a) läufst b) habe ... gelaufen c) bin ... gelaufen

3. Der Text ... bald … … .

a) wird übersetzt werden b) ist übersetzt worden c) wurde übersetzt

4. Nachdem die Apfel …, wurde Tee getrunken.

a) gegessen worden sind b) gegessen worden waren c) gegessen worden sind

5. Unsere Mannschaft ... das Spiel.

a) gewinne b) gewönne c) gewann

6. ... ihr heute spazieren?

a) geht b) gehen c) gingen

7. Der Tisch ... schon ....

a) werde ... decken b) ist ... gedeckt c) hat …gedeckt

8. Die Gedichte ... von uns ... .

a) werden ... gelesen b) werden ... lest c) haben …gelesen

9. Nach dem Frühstück ... ich in die Schule … .

a) wird ... gehen b) werde ... gehe c) waren … gegangen

10. Nachdem er die Arbeit…ging er nach Hause.

a) gemacht habe b)  machen  werde c) gemacht hatte

11. Warm ... du ...?

a) bist …angekommen b) hast … angekommen c) ist... angekommen

12. Im Sommer ... wir viel … .

a) wird... schwimmen b) werden … schwimmen c) werde... schwimmen

13. - Heute regnet es.

- ... es auch gestern ...?

a) hat ... geregnet b) regnet c)wird …regnen

14. Wir... als erste ans Ziel gekommen.

a) haben b) sind c) werden


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...