Творческий отчет: "Игровые технологии на уроке немецкого языка"
статья по немецкому языку (5 класс)

Ковалёва Ольга Алесандровна

Данный материал представлен статьей "Игровые технологии в немецком языке" В статье представлен опыт учителя  и рекомендации как использовать успешно игровые технологии в начальной школе и среднем звене.Игровая технология своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствует формированию умения анализировать, сравнивать, выделяя характерные особенности предметов, событий, явлений природы, что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения. Хорошо организованные  игровые технологии имеют большой воспитательный потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивости, терпения, взаимопомощь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

 «Игровые технологии на уроке немецкого языка»

Учитель немецкого языка Ковалева О.А.

МБОУ «ШИСОО» г.Тарко-Сале

         Обучая детей немецкому языку, я пришла к выводу, что  главной задачей учителя  является коммуникативная задача. Это значит научить ребят общаться на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.

     Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается главным в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

   Такого рода активность сама по себе  возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

       К технологиям, обладающим  средствами, которые активизируют и делают интенсивным деятельность учащегося, является, прежде всего, игровая технология, а также проблемное обучение, технология коммуникативного сотрудничества.

    Зачастую я использую такую технологию, как обучение в сотрудничестве. Основная идея этого принципа технология сотрудничества состоит в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают. Если ребят объединить в небольшие группы по (3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результаты своей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить то, что они не поняли у более   сильных учащихся. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы.

       Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Одним из них я пользуюсь. Группа учащихся формируется мной до урока, с учетом психологической совместимости детей. При этом есть в каждой группе сильный, средний и слабый ученик. Группе одно задание, но' при его выполнении предусматриваю распределение ролей между членами группы. Оцениваю работу не одного ученика, а всей группы (оценка ставится одна на всю группу), важно, что оценивается не только, а иногда не столько знания, сколько умения учащихся.    

   Игровая технология своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствует формированию умения анализировать, сравнивать, выделяя характерные особенности предметов, событий, явлений природы, что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения. Хорошо организованные  игровые технологии имеют большой воспитательный потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивости, терпения, взаимопомощь, а, главное, с их помощью дети быстрее запоминают слова и выражения, которые изучают. Все это активизирует мышление.

      Изучая возрастные особенности учащихся, их способности, склонности, отношение к предмету,  я столкнулась с трудностями в восприятии и запоминании учебного материала. И пришла к выводу, что к учебному  материалу необходимо подходить творчески, это позволяет мне наметить оптимальные пути реализации поставленных учебно-практических, воспитательных задач урока.

 Наиболее эффективными в этом отношении являются ролевые и развивающие игры. Что такое игра? Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • Развлекательной (пробудить интерес);
  • Коммуникативной (освоение диалогического общения);
  • Самореализации;
  • Игротерапевтической;
  • Диагностической;
  • Функции коррекции;
  • Межнациональной коммуникации;
  • Социализации.

На уроках я создаю зачастую такие ситуации, которые близки школьникам, связанные с их жизненным опытом, использую аудио- и видеотехнику. Весь процесс обучения, считаю, нужно, важно и необходимо связывать с особенностями психологии детей.

Я работаю в школе-интернате, где проживают  дети коренной национальности, ненцы и селькупы. Иностранный язык для таких ребят является третьим языком для изучения. Необходимо сказать, что в этом плане существуют определенные трудности. Все это заставляет  меня искать  приемлемые для этой категории детей технологии.

       На уроке и внеклассных мероприятиях создаю условия для проявления учащимися интереса к предмету, стремлюсь создать творческую атмосферу, разнообразить виды работ, стараюсь увязать учебный материал с текущими событиями,  создаю такие учебные ситуации, которые близки интересам школьников   и   связаны   с   их   жизненным   опытом.   Например, разрабатывая внеклассное мероприятие «Встреча Рождества в Германии» ребята делали друг другу поздравления и подарки, подписывали поздравления родителям по-немецки. Просмотрев видеосюжет из мультфильма Гофманна «Щелкунчик и мышиный король» сравнивали немецкие национальные блюда с русскими и с блюдами народов Севера. Рецепты некоторых немецких блюд записывались и выпекались ими. Ребята приносили, например. «Рождественское печенье» и угощали друг друга. Заранее украшали класс Рождественскими атрибутами, инсценировали приход Санта Клауса. Разработку этого мероприятия я прилагаю к отчету.

       Взаимоотношения с учащимися стараюсь строить с учетом психологических особенностей каждого ученика в отдельности. На уроках использую дополнительную художественную литературу на немецком языке, газеты и журналы по страноведению, в том числе и очень популярный у нас в стране журнал о жизни в Германии, «Guten Tag», «ABC – Zeitung».

        По окончании пройденных тем по страноведению ребята пишут рефераты, решают кроссворды, например. «Знаешь ли ты Германию?», провожу викторины. По теме «Наша Родина» ребята   готовят  красочные рефераты о своей Родине, о местах, где они проживают, готовят  рисунки на тему «Будущее моего края». Ребята в доступной форме рассказывают о своем городе, используя лексику на тему «Природа нашего края». Очень интересно проходят встречи между командами разных классов в дни «Неделя иностранного языка», где ребята сами придумывают название команды, девиз,  представление.  Выпускают  газеты на немецком языке. Для того, чтобы привлечь интерес младших школьников к изучению немецкого языка, девятиклассники проводят  интересные встречи «Здравствуй, немецкий!», где демонстрируют свои знания по предмету, рассказывают о Германии и ее традициях, используя наглядность и карту Германии.

   На свои уроки я приглашаю своих коллег, учителей иностранного языка, а также всех желающих.  

При обучении иностранных языков в старших классах очень много уроков уделяю страноведению, это расширяет кругозор учащихся и вызывает живой интерес к лингвострановедческому материалу. Например, в 8-х классах при прохождении тем: «Мы готовимся к поездке в Германию», «На вокзале и в аэропорту» учимся заполнять анкету-заявление для поездки за границу, знакомимся с денежными знаками страны, куда собираемся ехать, читаем тексты о городах Германии, о их достопримечательностях, учимся быть гидами-экскурсоводами, по этим городам, изучаем карту Германии, совершаем путешествия по Рейну. В конце изучения темы мы играем на уроке, придумывая себе ситуацию действительно состоявшегося путешествия в Кёльн или Мюнхен. Тип урока - урок систематизация и обобщение. Форма урока - игровая практическая работа: распределение ролей, кто-то стюардесса, кто-то покупает билеты, кто-то стоит у справки, спрашивает расписание поездов или самолетов.

      Я пришла к выводу, что к учебному материалу нужно подходить творчески, это позволяет мне наметить оптимальные пути реализации поставленных учебно-практических, воспитательных задач урока. Я разработала комплекс уроков по теме: «Здравствуй, школа!», используя игровые ситуации, ролевые игры, которые наглядно доказал успешность применения таких игр на развитии памяти, мышления.  

   Игра1. Ученики получают с названиями дней недели (времен года, месяца на немецком языке). По хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели друг за другом. Цель игры -развитие внимания, быстроты реакции.

   Игра 2. Учитель по всему классу раскладывает несколько предметов, названия которых ученики знают по-немецки. Ученик, который вызвался участвовать, следит за раскладыванием предметов. Затем ему завязывают глаза и он начинает собирать предметы в порядке, предлагаемом учителем. Например: «Я беру учебник». Ученик берет этот предмет, называя его на немецком языке. Цель игры - развитие памяти, координации движений.

      Работая  в младших классах, я убедилась, что игра просто необходима для придания уроку эмоциональной окраски, живописи восприятия иностранного языка. Я часто на урок в 5-е классы и 6-е приношу игрушки, сказочных персонажей, разыгрывая тему «Знакомство» или игра «Кукольный театр». В гостях у детей кукла, которая показывает из-за ширмы поочередно свои части тела: ручку, головку и т.д. Дети называют части тела по-немецки.

    Игра «У доктора» 3. «Доктор» и «пациент» здороваются друг с другом. Затем «доктор» задает вопросы: «Как тебя зовут? Что у вас болит?». «Пациент» отвечает на вопросы и называет часть тела, которая его беспокоит. Игра «Угадай, кто это». Учитель описывает персонажа: «Он небольшого роста, у него темные волосы, голубые глаза. Кто это?».

     Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, конкретных целей и условий и т.д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20 минут. В дальнейшем же та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а так же разрядкой на уроке

Ряд грамматических игр могут быть эффективны при введении нового материала или при контроле полученных грамматический знаний. Например, при обработке грамматических навыков при спряжении глаголов в настоящем времени мы строим домик, в котором живут личные местоимения, и к которым в гости приходят самые разные глаголы. Для облегчения усвоения материала я сравниваю спряжение глаголов с поведением людей: «Человек, общаясь с разными людьми, ведет себя по-разному и с бабушкой ты - один, с мамой - другой, с учителем - третий. Но все равно - это ты. Так и глаголы, общаясь с разными местоимениями, сохраняют  свою   основу,   но  изменяют  окончания. 

   Скука на уроке – один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков нашего учительского труда. На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом  появляется скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого, даже  самого умного и полезного урока. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Наверное, почти у каждого учителя есть свои  маленькие изобретения и секреты, как бороться со скукой на уроке.

    Чтобы овладеть  иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого  урока, создает условия для раскрытия личности учащегося.

    Учителя иностранного языка пользуются некоторыми методами для достижения этих целей.

      Например, особое внимание всегда уделяется диалогам и обязательно – творческому подходу. Один и тот же диалог можно разобрать и представить по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам. А если они любят фантазировать, то придумывают много разных вариантов.

      Далее, активное ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями-ролями. Например, в 5 классе. Тема «Погода». Одно и то же погодное явление обсуждают пессимист и оптимист. Изучая глагол «мочь, уметь», я делаю изображение-маску из бумаги: мальчик, который всегда хвастается – Хвастунишка. Кому вручается эта маска, тот отвечает на  вопросы остальных «Можешь ли ты петь?». В ответ: «Я могу хорошо петь!». Таким образом,   заучивается спряжение глаголов.

Далее всевозможные варианты заучивания поговорок, пословиц.

      Далее творческая работа с песенками. Ребята, особенно, 5-6 классы с удовольствием разучивают песни на иностранном языке. Есть всевозможные варианты использования песни для закрепления, например, грамматического материала. Изучая глаголы «быть» в настоящем времени, например: я есть, ты есть и т.д. ребята заучивают, напевая на мотив «В лесу родилась елочка». Или изучая тему «Человек», конечно же, наша задача  при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь, научить, а не  навредить.

  Одна из самых распространенных форм работы на уроке иностранного языка - это групповая  форма работы. Учащиеся приобретают при этом навыки сотрудничества. На таком уроке возникает атмосфера дружеского соревнования. За время моей работы я сделала вывод об эффективности пересказа текста. В качестве конечного результата необходимо такое чтение, которое направлено на извлечение смысловой информации информативного характера и умение передать ее на немецком языке. Большую работу провожу над развитием умения переконструировать предложение, подать его в понятной ученику форме, где немедленно сказывается его умение строить предложения со знанием грамматики. Тем более, что   немецкий язык очень дисциплинированный язык, он не приемлет свободного распределения мест между членами предложения. Это представляет большую трудность для обучающихся.

      Сочетая индивидуальные и парные формы работы, стараюсь создать благоприятный психологический климат, разрабатывая ситуации, побуждающие учеников к высказываниям на иностранном языке, в том числе своего мнения. В своей работе использую технические средства обучения для показа видеофильмов о Германии, видеокассеты на немецком языке по темам «Книги», «Школа», «Немецкие сказки и легенды» и другие. Прослушиваем аудиокассеты на немецком языке, знакомимся с произведениями великих немецких и австрийских композиторов.

       Основным своим творческим подходом к преподаванию на уроке считаю мобилизацию всех типов учебной деятельности учеников: чтение, письмо, диалогическая и монологическая речь, аудирование так же, как и все типы контроля знаний (диктант, зачет устный, тестирование, аудирование, чтение).

        Постоянная забота о привитии интереса к изучению иностранного языка - одна из основных задач учителя. Я хорошо понимаю, что успех в овладении иностранным языком как средством общения во многом зависит от условий, в которых оно протекает. Поэтому я уделяю большое внимание правильной организации учебного общения, стараюсь создать благоприятную коммуникативную обстановку на уроке. Немаловажным фактором для усиления коммуникативной направленности является начало урока, то есть организационный момент, речевая зарядка. На своих уроках применяю разные виды речевой зарядки:

1) Рассказ учителя

2) Рассказ с последующим обсуждением

3) Факты из  жизни класса, учеников. Из жизни родного города.

     Тема, над которой я работаю уже  год, это «Игра как одно из эффективных средств обучения  иностранному языку».

        В своей работе я пользуюсь следующими принципами:

  • Принцип наглядности;
  • Принцип осознанности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип сознательности и активности.

      Принцип наглядности служит для более прочного запоминания лексического и грамматического материала, для активизации речевой деятельности. В чем заключается этот принцип?  В процессе обучения устной речи используется множество различных опор. Обычно различают вербальные и иллюстрированные опоры. По тому, что  подсказывают те или иные опоры, их делят на содержательные и смысловые. В своей работе я часто  применяю логико-синтаксические схемы. Они служат для облегчения любых видов высказывания на уровне сверхфразового  единства.

         В моей работе  также прослеживается принцип осознанности.

         Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся  находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок.  Большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по  объему контрольных заданий, то есть тестами.  Тесты являются не только наиболее экономной формой  контроля, но и более объективным показателем степени усвоения  учащимися языкового материала, чем данные текущей, индивидуальной проверки.

     Игровые моменты способствуют поддержанию  интереса к изучаемому языку. Игра оживляет урок, вносит естественность в учебное общение на изучаемом  иностранном языке, облегчает процесс усвоения языкового материала, делает учебный труд интересным.

     Игра способствует  выполнению важных методических задач:

  • Созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.

      Я пришла к выводу, что заниматься проблемой повышения мотивации через игровые технологии    необходимо . Так как и ролевая и деловая игра стимулирует интерес детей к уроку, так и к изучению предмета в целом.

    Я считаю, что урок не является застывшей схемой. Он как организационная форма учебной работы  должен варьироваться по типам и структуре в целях достижения максимальных результатов.

    Можно выделить некоторые направления, по которым я работаю для совершенствования урока:

  • Устранение шаблона в проведении уроков, применение в учебном  процессе уроков, разнообразных по типу, содержанию и структуре;
  • Сочетание сообщения нового материала преподавателем с различными  формами его закрепления на уроке;
  • Включение в учебный процесс разнообразной самостоятельной работы учащихся как важного средства  активизации мышления;
  • Обучение учащихся наиболее рациональным приемам закрепления знаний.

Список литературы

  1. Л.З.Якушевой  «Методика построения урока иностранного языка в средней школе» — М, Педагогика, 1974 г.,
  2. «Мы  учим немецкий и играем» — Минск, Галаксиас 1981 г. под редакцией Е.Т.Дембицкой
  3. «Немецкий язык вне урока», - М,Просвещение, 1969 г.,
  4. Петричук И.И. Ещё раз об игре//Иностранные языки в школе. -2008.-№2



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в начальной школе

в данной работе используется теоретический материал и даётся практическая направленность...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ немецкого языка. Из опыта работы

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ   немецкого языка. Из опыта работы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка

Статья методического характера из опыта работы...

Игровые технологии на уроке немецкого языка

учимся-играем обучающие игры на уроках немецкого  языка изучаем немецкий с удовольствием...

Творческая работа на тему: "Использование информационных технологий на уроках немецкого языка"

В работе раскрываются следующие темы:1.СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ РОССИИ. 2..КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА.4.  ОСНОВЫ ФО...

Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка»

Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме  «Использование информационно  – коммуникационных  технологий на уроках немецкого языка»...

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....