Статья "Развитие учебно-познавательной компетенции на основе аутентичных материалов в 7-8 классах"
статья по немецкому языку (7, 8 класс)

Биткова Ксения Денисовна

В статье рассматривается актуальный вопрос использования аутентичных материалов на уроках иностранного языка (немецкого) для развития учебно-познавательной компетенции, уточняется понятие «аутентичные материалы» и выделяются критерии его отбора. Уделяется внимание результатам опроса  учителей относительно аутентичных материалов, используемых в   современных учебниках, а также приводятся упражнения, иллюстрирующие работу с этими материалами на примере темы «Защита окружающей среды» («Umweltschutz»). 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_metodike_07.04.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Развитие учебно-познавательной компетенции на основе аутентичных материалов в 7-8 классах

Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос использования аутентичных материалов на уроках иностранного языка (немецкого) для развития учебно-познавательной компетенции, уточняется понятие «аутентичные материалы» и выделяются критерии его отбора. Уделяется внимание результатам опроса  учителей относительно аутентичных материалов, используемых в   современных учебниках, а также приводятся упражнения, иллюстрирующие работу с этими материалами на примере темы «Защита окружающей среды» («Umweltschutz»).  

Abstract: The article deals with the topical issue of using authentic materials in the lessons of a foreign language (German) for the development of educational and cognitive competence, clarifies the concept of "authentic materials" and highlights the criteria for its selection. Attention is paid to the results of a survey of teachers regarding authentic materials used in modern textbooks, as well as exercises illustrating the work with these materials on the example of the topic "Protection of the environment" ("Umweltschutz").

На сегодняшний день актуален вопрос о применении аутентичных материалов в работе со школьниками. Особенно, это касается основной школы, когда согласно примерной программе по иностранным языкам и федеральному образовательному стандарту обучающиеся уже обладают минимальным набором знаний, навыков и умений по иностранному языку и способны воспринимать аутентичный материал (с учетом его тщательной и детальной проработки).

У учащихся должны быть сформированы все компоненты коммуникативной компетентности (языковая, речевая, социокультурная., компенсаторная и учебно-познавательная), а это можно достичь, используя аутентичные материалы.

В словаре методических терминов под аутентичными материалами понимаются материалы, предназначенные для изучающих язык, которые используются в реальной жизни страны. К ним можно отнести как газеты и журналы, так и билеты в транспорте, в театре, деловые письма и письма личного характера, рекламные ролики и плакаты, радиопередачи и телевизионные программы, объявления [1].

Важно отметить, что проведенный опрос среди учителей (возраст от 23 до 60 лет) показал, что 30 процентов респондентов не в полной мере ознакомлены с понятием аутентичные материалы.

Что касается присутствия аутентичного материала разных видов в учебниках, то 76 респондентов отмечают, что учебники, по которым преподают иностранный язык, недостаточно наполнены аутентичным материалом. На вопрос о применении дополнительного аутентичного материала на уроках 90 процентов ответили утвердительно. Это также подтверждает необходимость разработки дополнительных упражнений на основе аутентичного материала.

Анализ УМК «Wunderkinderplus 8. Klasse» доказал нехватку аутентичных материалов. Если в учебнике присутствуют полуаутентичные тексты, то отсылок к аутентичным видеоматериалам нет [3].

Еще один не менее актуальный вопрос – развитие учебно-познавательной компетенции.

Под учебно-познавательной компетенцией понимается в словаре методических терминов «совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обуславливают познавательную активность человека при осуществлении речевой деятельности» [1].

Учебно-познавательная компетенция напрямую связана с процессами целеполагания, планированием деятельности, анализом, рефлексией, самооценкой [2].

Во ФГОСе прописаны универсальные учебные умения, которые напрямую связаны с обучением и развитием учебно-познавательной компетенции, которая отвечает за те умения, которые школьники смогут применять вне зависимости от предмета (умение критически мыслить, классифицировать, выделять основную информацию и т.д.). На каждом уроке (не только иностранного языка) учебно-познавательные умения должны развиваться у школьников.

Поскольку обучение школьников на основной и старшем этапах предпочтительно проводить на основе аутентичных материалов, то и следует осуществлять формирование учебно-познавательной компетенции у учащихся, также применяя аутентичные материалы.

Недостаточное количество материала, представленного в учебниках, следует компенсировать за счет подбора аутентичного материала педагогом, который будет исходить из конкретных целей урока и подбирать материал, исходя из его соответствия теме урока. Наиболее актуален отбор видеоматериала, отсылок к которому нет в учебниках. Для отбора материала необходимо руководствоваться определенными принципами.

Рассмотрим критерии отбора аутентичного видеоматериала и упражнения, которые будут направлены на развитие учебно-познавательной компетенции на его основе.

Для того чтобы отобрать аутентичный видеоматериал необходимо руководствоваться следующими принципами:

- соответствие видеоролика теме отдельного урока и тематическому планированию;

- временная протяженность или длительность видеофрагмента: фрагмент или само видео не должны превышать 7-12 минут, поскольку за урок должны быть реализованы 3 этапа работы с материалом: предпросмотровый, просмотровый и послепростмотровый;

-интерес школьников к теме видео, к проблеме, затрагиваемой в нем;

-отсутствие внешних звуковых помех, сильно затрудняющих восприятие (рецепцию) речи;

-скорость и внятность речи участников видео (речь не должна быть излишне быстрой, сбивчивой и невнятной);

-отсутствие большого количества диалектизмов в речи (видео должно демонстрировать пример классической немецкой речи);

-живая мимика говорящих и уместная жестикуляция (способствование догадке).

-использование в видеоматериале необходимого для усвоения лексического и грамматического материала.

Руководствуясь этими принципами, каждый педагог может отобрать необходимый для него видеоматериал.

Приведем примеры упражнений, которые могут быть использованы при работе с видеоматериалом. Упражнения были разработаны к видео под названием «Plastikmüll im Meer» («Пластик в море»), взятому с сайта https://www.wdrmaus.de/extras/mausthemen/umwelt/index.php5. Работу с данным видеоматериалом рекомендуется проводить в 7 классе, когда происходит изучение темы «Umwelt» («Окружающая среда»). Работать с материалом на уроке предлагается, ориентируясь на 3 этапа: предпросмотровый, сам просмотр видео и послепросмотровый.

Предпросмотровый этап:

№1. Lies die fettgedruckten Wörter und finde die Übersetzung im Wörterbuch/ Прочитай выделенные слова и найди перевод в словаре.

anspülen, der Holzklotz, auswerfen

№2. Schreib die Bestandteile des Wortes. Versuch bitte, zu bestimmen, welche Bedeutung sie haben/ Напиши составные части слова и попробуй догадаться о значении сложного слова.

Пример: der Naturschutz/защита окружающей среды = Natur/природа+schützen/защищать

№3. Finde Antonyme zu den gegebenen Wörtern und übersetz die Wörter. Denk bitte nach, was uns Antonyme helfen kann. / Найди антонимы и переведи слова. Подумай, что нам помогает в поиске антонимов.

Beispiele: breit – eng, gewöhnlich - ungewöhnlich

bewohnt –

wegwerfen –

flach –

befreien –

Предполагаемые ответы: unbewohnt, sammeln, tief, blockieren (sperren).

№4. Könnt ihr dank dem Wortschatz, an dem ihr gearbeitet habt, bestimmen, was für ein Thema wir heute besprechen? Was ist das Thema des Videos? / Можете ли вы благодаря словам, над которыми вы поработали, определить тему видео?

Послепросмотровый этап:

№ 1. Beantwortet bitte die Fragen nach dem ersten Sehen/Ответьте на вопросы.

  1. Wie heißt die Insel, wo man den Müll gefunden hat?
  2. Wie lange wohnen die Naturschützer auf der Insel?

№2. Entscheidet bitte, zu welcher Frage welche Antwort gehört/ Определите, какой ответ подходит к какому вопросу из прошлого задания.

  1. Von März bis Oktober wird die Insel belebt. 3 Naturschützer leben hier.
  2. Die Insel heißt Mellum, liegt in der Nordsee.

№3. Jetzt habt ihr vor, zu verstehen, was richtig und was falsch ist. Wenn die Aussage falsch ist, korrigiert Fehler. Определите, что правильно, а что ложно. Если высказывание ложное, исправьте ошибку.

  1. Die Insel Mellum ist eine große Insel.
  2. Diese Insel steht unter Naturschutz.
  3. Auf der Insel leben viele Menschen.
  4. Bei jedem Schritt finden die Naturschützer den Müll
  5. Sie haben das ganze Netz sofort herausgezogen.
  6. Schnürre von Luftballon fallen oft ins MMeer.
  7. Man findet auf der Insel mehr Metall als Plastik.\

№4. Die Aufgabe lautet: setzt bitte die fehlenden Wörter. Wählt aus den gegebenen Wörtern die passenden. Die Wörter stehen schon in der richtigen Form./Вставьте пропущенные слова. Выберите из данных слов подходящие.  Слова стоят уже в правильной форме.

Ich bin auf dem Weg zur kleinen Insel ... Die Insel steht unter.... Das Wasser hier ist flach. … Paskal, Lena und Flo sind die einzigen Menschen, die hier auf der … leben. Das aber nur vom … bis ... Sonst ist die Insel ...

Oktober, Mellum, März, Naturschutz, Insel, unbewohnt, die Naturschützer

Sprecht bitte zu zweit über Umweltschutz. Welche Probleme gibt es heute? Wie löst man diese Probleme? Benutzt dabei die Wörter, die in den Aufgaben vorkommen sind. / Поговорите вдвоем на тему «Защита окружающей среды». Какие есть на сегодня проблемы? Как они решаются? Используйте в разговоре слова из прошлых заданий.

За счет выполнения заданий, связанных с прогнозированием, анализом языковой единицы (композитов) и выведения из отдельных компонентов значения слова, заданий на предпросмотровом этапе, предусматривающих самостоятельную работу с лексикографическими источниками осуществляется формирование учебно-познавательных умений (специальных и общих), которые составляют структуру учебно-познавательной компетенции.

Список литературы:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование. 2003; 2: 58 – 64.
  3. Учебник 7-го класса "Wunderkinderplus": учебное пособие для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением языка/ [О.А. Радченко, И.Ф Конго, Г. Хебелер, А.Н. Карелин]. - 2 издание- М.: Просвещение, 2019 -208 с.
  4. https://www.wdrmaus.de/extras/mausthemen/umwelt/index.php5 (дата обращения: 04.04.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"

В документе содержится  материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...

Формирование социокультурной компетенции посредством изучения аутентичных материалов

Какие тексты являются аутентичными? Как работать с аутентичным материалом на уроке? Можно ли полностью перейти на аутентичные тексты, а если нет, то почему? На эти и другие вопросы вы можете найти отв...

Использование аутентичных материалов из газет и журналов на уроках иностранного языка как средство повышения коммуникативной компетенции учащихся.

Статья о повышении коммуникативной компетенции обучающихся с помощью аутентичных текстов, взятых из периодических изданий. Варианты организации работы над газетной или журнальной статьёй на уроках ино...

Использование аутентичных материалов из газет и журналов как средство повышения коммуникативной компетенции учащихся

В процессе обучения иностранным языкам важную роль играют умения и навыки чтения и понимания не только текстов из учебников, но и материалов, предлагаемых средствами массовой информации....

Формирование социокультурной компетенции посредством изучения аутентичных текстовых материалов на уроках иностранного языка

Формирование социокультурной компетенции посредством изучения аутентичных текстовых материалов на уроках иностранного языка...

Методическая разработка "Комплекс упражнений для развитие учебно-познавательной компетенции 7-8 классов на основе аутентичного видеоматериала"

В данной методической разработке представлен комплекс упражнений, который позволяет работать с аутентичным видеоматериалом и развивать учебно-познавательную компетенцию учащихся....

Методическая разработка "Развитие учебно-познавательной компетенции 7-8 классов на основе аутентичного текстового материала на немецком языке"

Данная методическая разработка предлагает Вашему вниманию комплекс упражнений к аутентичного текстовому материалу на немецком языке, который будет способствовать развитию учебно-познавательной компете...