Сравнительный анализ учебников по истории
статья (история, 9 класс) на тему

Сравнительный анализ освещения истории СССР/ России второй половины ХХ – начала XXI века в школьных учебниках истории СССР в период «перестройки».

     Можно говорить о недостатках в обучении историков, о слабой методической подготовке выпускников вузов. Однако одна из главных причин - неудовлетворительное качество учебников по истории. При всем их разнообразии они страдают единым методологическим подходом в объяснении сложнейших исторических явлений и процессов. На волне критики нигилистического отношения к национальной истории допущены серьезные перекосы в освещении отдельных событий, особенно отечественной истории недавнего прошлого. Дело дошло до того, что содержание учебников по истории стало предметом серьезного обсуждения в правительстве страны.

     В своей работе я попыталась провести сравнительный анализ изучения темы « Перестройка в СССР» и «СССР в период перестройки» в учебниках А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта «История России. XX– начало XXIвека», издательство «Просвещение», 2007 г.в. и О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В. Пономарёва, В.А.Рогожкина «Россия и мир», издательство Дрофа, 2006 г.в.

     В результате предпринятого анализа,сделаа вывод,  что учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта «История России. XX – начало XXI века» и по содержанию исторического материала и по оформлению является более адаптированным к современным требованиям изучения истории в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petrova.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ освещения истории СССР/ России

второй половины ХХ – начала XXI века в школьных учебниках истории

СССР в период «перестройки»

Выполнила: Петрова Н.В. – учитель истории

и обществознания, 1 квалификационной

категории МОУ «СОШ №2» города Котовска.

Учебники:

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России. XX – начало XXI века», издательство «Просвещение», 2007 г.в.
  2. О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В. Пономарёва, В.А.Рогожкина «Россия и мир», издательство Дрофа, 2006 г.в.

С середины 90-х годов XX в. в России начались заметные изменения в исторической науке и историческом образовании. Для научной работы и приобретения знаний ни у школьников, ни у преподавателей нет  идеологических препятствий. Любое полноценное исследование и преподавание всецело зависит от двух факторов: уровня знаний и владения методами изучения и преподавания.

Оптимизм преобладал у той части педагогов и школьников, кто считал, что после августа 1991 г. появились объективные предпосылки для снятия негативных проблем изучения истории, унаследованных от советского прошлого: налицо дифференциация Государственного образовательного стандарта, многообразие учебников, учебных программ, отсутствие жестко регламентированных тематических планов, свобода выбора форм и методов преподавания и учебы.

Можно говорить о недостатках в обучении историков, о слабой методической подготовке выпускников вузов. Однако одна из главных причин - неудовлетворительное качество учебников по истории. При всем их разнообразии они страдают единым методологическим подходом в объяснении сложнейших исторических явлений и процессов. На волне критики нигилистического отношения к национальной истории допущены серьезные перекосы в освещении отдельных событий, особенно отечественной истории недавнего прошлого. Дело дошло до того, что содержание учебников по истории стало предметом серьезного обсуждения в правительстве страны.

В своей работе я попытаюсь провести сравнительный анализ изучения темы « Перестройка в СССР» и «СССР в период перестройки» в учебниках А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта «История России. XX – начало XXI века», издательство «Просвещение», 2007 г.в. и О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В. Пономарёва, В.А.Рогожкина «Россия и мир», издательство Дрофа, 2006 г.в.

Вышеозвученная тема представлена в учебниках следующим материалом:

§

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России. XX – начало XXI века»

§

О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В. Пономарёв, В.А.Рогож-кин «Россия и мир»

47

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги.

37-38

СССР в период «перестройки»

48

Экономические реформы 1985-1991 гг.

49

Политика гласности: достижения и издержки.

50

Диалектика нового мышления.

Круг исторических событий, явлений, фактов, нашедших отражение в каждом из учебниках, степень подробности и глубины их освещения, приоритеты в авторском изложении:

Учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта «История России. XX – начало XXI века»:

В данном блоке тема раскрыта с помощью следующих материалов:

  • Предистория перестройки;
  • «Кадровая революция»
  • Реформа 1988 г.
  • Формирование многопартийности
  • Национальная политика и межнациональные отношения
  • Августовский политический кризис 1991 г.
  • Стратегия ускорения экономической реформы.
  • Экономическая реформа 1987 г.
  • Второй этап экономической реформы.
  • Программа «500 дней»
  • На пути к гласности.
  • Культура
  • Реабилитация
  • Издержки гласности
  • Новое политическое мышление
  • Начало разоружения.
  • Разблокирование региональных конфликтов.
  • Распад социалистической системы.
  • Результаты политики «нового мышления»

Для учащихся 9-х классов учебник составлен удачно, в основном направлен на знакомство детей с главными датами  и историческими лицами данного периода; понятийный аппарат разнообразен и отражает основные исторические реалии рассматриваемого периода.  Глубина освещения материала соответствует уровню обучения на базе неполного среднего образования. В изложенном материале четко отслеживается объективная авторская позиция на исторические явления и факты.

Учебник О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В. Пономарёва, В.А.Рогожкина «Россия и мир»:

В данном учебнике тема раскрыта с помощью следующих материалов:

  • «Мы ждём перемен…»
  • Гласность и эволюция государственного строя.
  • «Новое мышление» и окончание «холодной войны»
  • Кризис власти.
  • Два президента.
  • Август 1991 года: революционный поворот истории.
  • Распад СССР и создание СНГ.

По-моему мнению, рассмотренный учебник освещает исторические события соответствующего периода весьма поверхностно. Практически отсутствуют вопросы, касающиеся социально-экономических и культурных аспектов данного исторического периода. Мышление 11-классников позволяет осуществлять изучение данного периода на более высоком уровне, с привлечение дополнительного исторического материала.  В отличие, от ранее рассмотренного учебника, отсутствуют извлечения из исторических документов и источников, что не позволяет произвести «полное погружение» в историческую эпоху.

Ведущим компонентом в рассмотренных учебниках является текст, который призван передать в той или иной мере все компоненты содержания - не только сообщить знания, но и указать на способы деятельности, выявить отношение автора к излагаемому материалу и вызвать ответную реакцию учащихся. Характерны макротексты, разъясняющие, обобщающие факты, доказывающие, конкретизирующие теоретическое положение. Как правило, это тексты, сообщающие знания в полной системе (информативные тексты). Но в отдельных случаях необходимы и проблемные тексты, в которых знания даны не в полной системе, а с некоторыми пробелами; пробелы должны быть восполнены учащимися, решающими при чтении текстов некие проблемные задачи. Такие тексты должны подготовить учащихся к самостоятельному чтению научно-популярной и научной литературы, способствовать накоплению опыта творческого мышления.

Учебные задания в учебниках по отношению к текстам имеют подчиненную роль. Как правило, задания следуют за текстами. Но в некоторых случаях целесообразно отдельные задания дать и до текста для актуализации опорных знаний.

 Хочется отметить, что и в этих учебниках очень скупы знания о различных философиях истории, о моделях исторического процесса, о разных идеологиях объяснения истории, что мешает формировать основы критического отношения к историческому знанию. Анализ исторических оценок, интерпретаций, их идеологической направленности; попытки объективной реконструкции прошлого должны стать важнейшей частью обновления курсов истории.

 В данных учебниках, предназначенных  для старшеклассников, довольно скупо показана история фальсификаций и манипулирования историческими знаниями, в т.ч. с партийных, религиозных, национальных и других позиций, что мешает на фактах раскрывать несостоятельность новых "мифов" и искажений, рождающихся вместо старых в наши дни и находящих отражение в учебниках.

Хочется отметить, что и в том и в другом учебнике увеличилось количество  материала о человеке, его быте, образе жизни, нравах, мотивах поведения, его чувствах и позициях. Но все же, на мой взгляд элементы этики, психологии, взаимоотношений человека и общества, человека и природы должны быть усилены и введены во все разделы курсов истории. Именно это будет означать подлинную гуманизацию содержания учебников, которая пока делает первые шаги.

В рассмотренных изданиях слабо используются шрифтовые выделения определений, выводов, вопросов, познавательных или ситуационных заданий.

В результате предпринятого анализа, хочется отметить, что учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта «История России. XX – начало XXI века» и по содержанию исторического материала и по оформлению является более адаптированным к современным требованиям изучения истории в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация сравнительного анализа учебника Муравиных "Математика 5".

В презентации приводится сравнительный анализ учебников "Математика 5"....

Сравнительный анализ учебников для 7 класса авторов А.В. Перышкина и Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской

Сравнительный анализ учебников авторов А.В. Перышкина и Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской дает представление о том, как изменилась структура и логика изложения физики в 7 классе...

Аттестационная работа(Научно-эксперементальная) по теме:Сравнительный анализ учебников:курса ботаника 6 класс под руководством проф.И.Н.Пономаревой и курса ботаники 6 класс под руководством проф.Т.И.Серебряковой.

Рассматривается важный вопрос школьного курса биологии - качество учебников,используемых в образовательном процессе.Анализируются советские учебники,послужившие биологическому образованию не один деся...

Сравнительный анализ учебников для 10-11 классов по теме: «Показательные уравнения»

Статья посвящена сравнению учебников, которые рекомендованы Министерством обраования и науки РФ для работы по базовуму и углубленному уровню обучения алгебре и началам анализа в 10 -11 классах....

Сравнительный анализ учебников для 10-11 классов по теме: «Показательные уравнения»

Статья посвящена сравнению учебников, которые рекомендованы Министерством обраования и науки РФ для работы по базовуму и углубленному уровню обучения алгебре и началам анализа в 10 -11 классах....