Главные вкладки

    Анализ учебника по истории 5 класс
    консультация по истории (5 класс) на тему

    Анализ учебника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon analiz_uchebnika.doc19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ учебника

    Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И. «История Древнего мира» 5 класс, Дрофа 2001 — 2011 гг.

    Анализ содержания и структуры учебника.

    Отбор содержания учебника сделан на основе цивилизационного подхода:

    1. объемно представлены вопросы культуры (§3 Культура первобытного человека, §35 Афины – центр греческой культуры, глава 16 Римская культура)
    2. Уделяется внимание вопросам искусства (§36 Театр в жизни древнего грека)
    3. Находит отражение географический фактор (§6 «Египет – дар Нила», §22 Природа и жизнь)
    4. присутствуют элементы персонификации (стр. 39 Фараон Рамсес III, стр. 191 Знаменитый оратор Демосфен, стр. 226 Ганнибал, стр. 248 Каким был Цезарь)
    5. присутствуют параграфы, построенные на литературных произведениях (§26 Две великие поэмы Гомера)
    6. рассматриваются вопросы религии (§11 Религия древних египтян, §57 Религия Древнего Рима, §24 Мир богов Древней Греции)
    7. Рассматриваются вопросы быта ( §10 Как жили в Древнем Египте,§37 Повседневная жизнь в Афинах, §49 Римская семья)

    В основе деления учебника лежит проблемно-хронологический подход. Хронологический подход соблюдается в параграфах §7 История длиною в четыре тысячелетия, § 52 Земельные реформы братьев Гракхов, §55 Гибель республики и создание империи, а также в главах 3 Передняя Азия, 4 Древние Индия и Китай,7 Греко-персидские войны, 10 Александр Македонский и Восток, 12 Превращение Рима в мировую державу. Проблемный подход прослеживается в параграфах: §1 Долгий путь к человеку, §27 Государство-полис в Древней Греции, §33 Гражданин древнегреческого полиса, §34 Афинская демократия, §50 Рабство в Риме.

    Анализ методического аппарата.

    1 Присутствует членение текста на 62 параграфа, 4 раздела, 17 глав. Параграфы разбиты на пункты неравномерно (от 2 до 6). Используется разный шрифт для выделения имен (курсивом), основных понятий, дат, выводов (жирным). Основные понятия вынесены на поля.

    2. В учебнике присутствуют дополнительные тексты:

       -- исторические документы (стр. 82 Из «Анналов» Синахериба, стр. 94 -95 Из Библии, стр. 100 Из «Истории» Геродота и т. д.)

       -- тексты из научно-популярной литературы ( в колонке «Для любознательных», например стр. 128 Дешифровка ахейской письменности)

       -- используются тексты из художественной литературы ( стр 180 Комедия Аристофана «Мир»)

    Данные тексты расположены по ходу параграфов внизу страниц. Систематизирующие и обобщаюшие тексты присутствуют только после разделов.

    3. Система вопросов и заданий представлена вопросами трех уровней. 1 уровень – Расскажите об устройстве Римской армии (стр 223), 2 уровень- Докажите, что Римское государство было республикой (стр. 219), 3 уровень – Используя карту, составьте рассказ об установлении господства Рима над Италией (стр 223). Вопросы расположены после каждого параграфа, обобщающих вопросов нет.

    4. Иллюстративный материал параграфов  насыщен, но иллюстраций не очень много. В основном – это специально написанные для учебника иллюстрации, но встречаются карты (их мало), фотографии (стр.104 Руины города Мохенджо –Даро), произведения живописи (стр. 74  «Вавилонская башня» Питера Брейгеля). Содержание текста и иллюстраций не всегда совпадают. Часто иллюстрации несут совершенно новую информацию, которой нет  в тексте учебника.

    5. Справочный материал представлен сносками на полях терминологии. Отсутствует список дополнительной литературы, отсутствует словарь, систематизация дат и имен.

    Таким образом, данный анализ дает возможность выявить недостатки учебника и попытаться их ликвидировать посредством методических приемов в работе на уроке.

     Проблемы:

    1. Отсутствие карт.
    2. Отсутствие справочного и систематизирующего материала.
    3.  Многие события представлены фрагментарно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сравнительный анализ учебников по истории

    Сравнительный анализ освещения истории СССР/ России второй половины ХХ – начала XXI века в школьных учебниках истории СССР в период «перестройки».     Можно говорить о недоста...

    Анализ учебника истории Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века 6 класс

    Анализ учебника историиДанилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века6 класс...

    анализ учебников истории, обществознания, права. 10-11 класс

    анализ учебников для 10-11 класса по предметам: история, право, обществознание. ...

    Сравнительный анализ учебников для 7 класса авторов А.В. Перышкина и Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской

    Сравнительный анализ учебников авторов А.В. Перышкина и Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской дает представление о том, как изменилась структура и логика изложения физики в 7 классе...

    Анализ учебников по истории на возможность использования технологии «Смысловое чтение»

    Выступление на педагогическом совещании МАОУ СОШ №28 г. Томска по теме "Анализ учебников по истории на возможность использования технологии «Смысловое чтение»"...

    Анализ учебника биологии 7 класс : концентрический курс. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов 2016 ФГОС

    Анализ учебника биологии 7 класс : концентрический курс. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов 2016 ФГОС...

    Анализ учебника Биология 6 класс, Т.А.Исаева, Н.И.Романова

    Учебник Биология 6 класс базового уровня, общим объёмом 226 страниц.Учебник в твёрдом переплёте, имеет глянцевую обложку, выполненную в зелёных тонах..На переднем форзаце размещена «Система живо...