Тайна древних икон (часть 2)
презентация к уроку по истории (7,8,9 класс) по теме

В предыдущем файле "Тайна древних икон"  находятся репродукции, здесь - текстовый документ с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Tajna_drevnih_ikon.rar11.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                              ТАЙНА  ДРЕВНИХ ИКОН  

                                         (внеклассное мероприятие)

                                  Знакомство с историей своей страны, с её памятниками,

                                  с её культурными достижениями  - это всегда радость

                                  нескончаемого открытия нового в знакомом, радость  

                                  узнавания привычного в новом. Если вы любите свою

                                  страну, вы не можете не любить своей истории, не мо-

                                  жете  не беречь памятников прошлого….

                                                                                                              Д.С.Лихачев.

УЧИТЕЛЬ:

  Процесс пробуждения исторической памяти, открытие своего исторического прошлого, можно сказать, только начинается. Оценив художественные достоинства древнерусских икон, мы ещё не научились понимать символику их мысли. Попытаемся же расшифровать их тайны.

( демонстрируется репродукция иконы «Троица»).  Данная икона- вершина русского иконописного  искусства, а по мнению многих специалистов- ей нет

равных во всём мировом искусстве. Так или иначе- её художественное значение неоспоримо. Что же касается содержания, то, пожалуй, нет иконы

более загадочной. Вот об этих загадках русского шедевра мы и хотим сегодня поговорить.

        Речь идет о решении простейшего , на первый взгляд, вопроса, но, оказывается, в исследовательской литературе существует несколько гипотез.

Считают, что содержание иконы соответствует наиболее традиционному в 15

веке  толкованию. Согласно Библии (быт 6, глава 18)  , Авраама и Сарру, живших в дубраве  Мамре, посетили три странника. После трапезы и возвещении им о скором рождении сына, двое странников отправились в

близлежащие города, Содом и Гоморру, которые за крайнюю развращенность подлежали уничтожению, а третий остался с Авраамом.

О истории 6 века Евсевий  Касарииский описал икону, находившуюся в его время возле  легендарного дуба Мамре.  На ней была изображена трапеза трех странников, которым прислуживают Авраам и Сарра. Этот сюжет часто

обыгрывался в древних икон

Почему же «Троица»  Рублева является загадкой? Вероятно, на ней художник изобразил тот же ветхозаветный сюжет, только на высоком уровне.

       Жил старый кочевник Авраам, и ему предсказали, что станет он родоначальником целого рода. Проходили годы, состарился он  и его жена, и уже не могло у них быть потомства .И вот однажды, когда он сидел на пороге своего  дома в Мамринской дубраве, в полуденный зной явился к нему сам Бог. Невидимое, непостижимое, не имеющее образа божество, для общения с человеком принявшее вид трех путников. Три мужа в одежде подошли к костру гостеприимного старца. Он пригласил их за трапезу. Жена месит муку, слуга закалывает тельца. По- домашнему изображается событие, но удивителен его смысл. Три мужа явились, чтобы     принести огромной важности весть. Они изображены с крыльями в виде ангелов ( ангел в переводе с греческого- вестник). И весть эта- о договоре,  о завете Бога и человека.

                                                         ГИПОТЕЗА 1    

   

Ученик:

 Да, Рублев использовал в своей картине старый сюжет, но смысл он вложил другой. Здесь отсутствуют Авраам, Сарра, к которым пришли путники. Но на столе в чаше лежит голова жертвенного животного, значит, здесь присутствует идея жертвы. Но нельзя рассматривать эту картину только с точки зрения Ветхого завета, то есть дохристианского. С самых первых веков возникновения Христианства события ветхозаветной  древней истории

- как прообраз истории новозаветной.

               А в новозаветной истории ( то есть истории жизни Христа), жертвой явился не баран, а человек, или, как его называют, сын человеческий, который принес себя в жертву, спасая тем самым человечество от кары Божьей. Давайте посмотрим, как мать отдает своего сына людям, чтобы он спас их (Спас- спаситель), жертвуя ради людей своей жизнью.

       Демострируется слайд «Мадонна Митта» Рафаэля

Рублев в своей картине предвосхитил эту мысль, что ради счастья людей надо отдать свою жизнь, поэтому средний ангел перстами указывает на символ жертвы (чашу), но смотрит на левого ангела. Наверное, он предлагает ему, приняв человеческий образ, идти к людям, учить жить правильно, показать своей жизнью и смертью наглядный пример жизни ради людей. Иначе будет на земле Содом и Гоморра, именно это событие последовало за трапезой.      

Который из трех явится впоследствии на землю в образе Христа-этого мы не знаем.  Можно только предполагать. Мне кажется, это левый ангел, так как он готов выполнить миссию, а двое других смотрят на него с надеждой, скорбью, зная о муках, которые ему предстоят.

                                                            ГИПОТЕЗА  2  

     

        Ученик:

 А я думаю, что Христом является центральный ангел, так как он

Двумя перстами показывает ( это знак любви) , что из-за любви к людям он пойдет на эту жертву (пальцы указывают на символ жертвы). А над другой-

Символ древа жизни. Поэтому центральную фигуру можно рассматривать

так- ради жизни на Земле (древо жизни) надо, любя людей ( пальцы сложены древним символом любви), отдать себя в жертву людям. Центральный ангел мысленно и жестами говорит: «Я испью чашу страданий до дна, отдам жизнь в жертву, для людей  во имя любви (пальцы сложены в символ любви), своим деянием научу стремиться их к высоким идеалам.

(Символ высшего   идеала- вершина горы, на которую указывает жезл   ), чем они заслужат вечную жизнь.

        Итог  второй гипотезы: Итак, мы вступили с вами в мир религиозной символики. Сейчас многие из вас видят и слышат, что начинается процесс возрождения религии. Это не значит,  что мы с вами должны верить в Бога.

Мы должны понять, что Рублев в своем произведении отразил главные моральные принципы, по которым должен жить человек. Трудно найти такого человека на земле, в жизни, поэтому идеал воплощен художником в образе святых. И таким является в христианстве Христос. В данном произведении отражена наша культура, история, и в нем заложена идея жертвы ради людей, идея любви к людям, идея стремления к красоте, идея жизни ради людей.

                                                 ГИПОТЕЗА  3    

      Ученик:

 но можно не согласиться, что «жертва»- центральный ангел. Я думаю, что Иисус Христос- это ангел слева. У него над головой каменные плиты. Они символизируют храм, церковь .А на колонне можно усмотреть-  

  Иисус Назарет. В центре изображен Адам- отец народов, следовательно- отец Христа.  Но он был грешен, и нимб над головой меньше, чем  у других ангелов. Доказательством, что это был Адам, служит цветовая символика

Иконы. Красновато- коричневый цвет симвилизирует глину, из которой, согласно Библии, Бог сотворил Адама. Имя Адама переводится, как «красная земля». Клан на рукаве имеет тот же цвет, что и крылья. Это указывает на дыхание жизни, которое в него, якобы, вдохнул Бог. Вероятно, голубая накидка цвета неба говорит о последующем приобщении Адама к святым.

А у Христа- хитон голубой, накидка красная, его дальнейшее приобщение к жизни в виде человека,  а ещё это символ крови, которую он прольет за людей. И Адам- отец народов, решает спасти род человеческий от кары за грехи- посылая на землю своего сына, чтобы он продолжил род человеческий.

                               

Итог третьей гипотезы.

   НА  иконе единый образ, но только в трех лицах, ведь недаром она называется «Троица».Икона писалась в 14-15 веке .Шла эпоха становления русского государства. Сначала «Троица» украшала иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Свою икону Рублев писал « в похвалу Святому Сергию Радонежскому», чьё слово подняло народ на Куликовскую битву. Вторая главная идея этой  иконы- это идея единения. Единство этой троичности в том, что в одном существе должен быть союз трёх добродетелей:

                      Средний- любовь.

                      Левый- вера (храм)

                      Правый- надежда (гора)

Тихая и светлая «Троица» получила всебщее признание в наши дни, как и много столетий тому назад.Рублёв принадлежит и будущему. Все мировые религии стремятся создать вечный идеал. Эти идеалы вечны, они воплотили в себе смысл жизни в любви, самопожертвовании, в единении  вечного мира.

                 

 Демонстрируются слайды икон, репродукций.

 

                              Используемая литература:

  1. «Праздники Руси» , Москва, «Просвещение», 1986 г.
  2. Журнал «Знание-сила»,№2, 1986г
  3. Журнал «Воспитание школьников»,№3-6,1986г
  4.                        

                                  Репродукции художников

1.А.Иванов. «Явление Христа народу»

2.А.Г.Венецианов «На пашне»

3.А.Иванов «Голова Иоанна Предтечи»

4.Репрдукция иконы «Богоматерь Владимирская»

5.А.Рублев «Троица»

6.Дионисий «Распятие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТАЙНА ДРЕВНИХ ИКОН

ТАЙНА ДРЕВНИХ ИКОН...

Урок в 5 классе по истории "Тайны Древнего Египта"

Презентация для 5 класса по истории содержит игру "Тайны Древнего Египта", для урока обобщающего повторения по теме "Древний Египет"...

Разработка урока по теме "Тайны Древнего Египта"

Данная разработка урока систематизирует знания учащихся 5 класса по теме "Древний Египет"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

"Тайны Древнего Египта"

Тайны Древнего Египта...

"Тайны Древнего Египта". Урок повторения и систематизации знаний

Урок повторения и закрепления знаний по теме: "Древний Египет". Позволяет красочно и интересно повторить материал уроков, использование разнообразных форм работы, улучшает качество усваимого результат...

ФГОС. 5 класс.Методическая разработка занятия "Тайны Древнего Египта"

Методическая разработка занятия в рамках ФГОС, рассчитанинное на 3-х часовое погружение в загадки Древнего Египта....