Повторительно – обобщающий урок : Великая Отечественная война. 1941- м1945 гг.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Жингалиева Кунслу Имашевна

Цель : повторить и закрепить учебный материал по истории

                                                             Великой Отечественной войне.

 

 

Оборудование: историческая карта, карточки с заданиями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Velikaya_Otechestvennaya_voyna..doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Повторительно – обобщающий урок : Великая Отечественная

                                                                                война. 1941- м1945 гг.                                  

                                                 Цель : повторить и закрепить учебный материал по истории

                                                             Великой Отечественной войне.

Оборудование: историческая карта, карточки с заданиями

                                                     Ход урока.

1.Оргмомент

2. Сообщение цели урока.

       - На сегоднешнем уроке мы повторим и закрепим знания по Великой Отечественной войне.

       - Работать будем по событиям и датам, по исторической карте, персоналиям, историческим источникам, терминологии.

3. Закрепление пройденного.

       - 1 этап нашей работы «Блицопрос».

                                             

                                             «Блицопрос»

1. Что такое план «Барбаросса»?

2. Кто такой Рихард Зорге?

3. Что такое план «Ост»?(план колонизации и германизации, уничтож. 30 млн. русск.)

4. Кто из советских военачальников руководил прорывом линии «Маннергейма»?

5. Города- герои. Сколько их.?

6. Кто является автором плаката «Родина – мать зовет»?

7. Каково было кодовое название плана контрнаступления советских войск под Сталинградом?

8. Когда и где состоялось самое крупное танковое сражение ?      (июль , 1943 год)

9. За какую операцию 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского союза?

10. Процитируйте слова политрука  Клочкова , сказанные во время битвы за Москву.

11 Сколько дней длилась В.О. война?

12. Назовите дату Второй мировой войны.

13. В каком городе состоялся первый парад Победы?

14. Какое сражение было самым крупным в В.О.в.?

15.Какой один оборонительный объект стал героем?

16. Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария?

17. Союзные или советские войска брали столицу Германии?

18. Какой театр стал первым выездным на линию фронта?

 2 – ой этап «Тестирование».

1.  Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?

 а) Западная Белоруссия;

б) Западная Украина;

в) Бессарабия;

г) Варшавское воеводство.

2. Какие территории вошли в состав СССР в 1940 году?

а) Бессарабия и Северная Буковина;

б) Литва ;

в)Латвия;

г) Эстония.

3. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций?

а) введение советских войск на территорию Польши;

б) нападение СССР на Финляндию;

в) заключение СССР договора с Германией.

4.. Кто был назначен Верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 года?

а)  Г.К. Жуков;           б) И.В. Сталин ;            в) С. К. Тимошенко.

5.. Кто из советских военачальников руководил обороной Москвы?

а) А.М. Василевский ;        б) Г. К. Жуков ;             в) К.К. Рокоссовский?

6.. В чем заключалось значение битвы за Москву?

 а) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования;

б) был сорван план молниеносной войны;

в) был открыт второй фронт в Европе.

7.. В чем состоял стратегический замысел  советского командования в летней кампании 1942 года?

а) ведение активных оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление на всех решающих направлениях;

б) уход в глухую оборону по всей линии фронта;

в) тактическое отступление к Волге с целью увлечь в глубь советской территории.

8. Каково было кодовое название плана контрнаступления советских войск под Сталинградом?

а) «Тайфун»                  б)  «Цитадель» ;            в) «Уран».

9. Каково было значение Сталинградской битвы?

а) развеял миф о непобедимости германской армии;

б) положила конец наступательным операциям вермахта;

в) положила начало коренному перелому в В.О. войне и Второй мировой войне.

10.Когда произошел прорыв блокады Ленинграда?         а) январь 1943 г;      б) июль 1943 г;           в) январь  1944.

11. Какая тактика была положена в основу Курской операции советских войск?

а) изматывание противника в оборонительных боях с последующим переходом в  контрнаступление.;

б) опережающее наступление советских войск;

в) уход в глухую оборону  в связи с  явным преимуществом противника.

12. Каково было главное значение Курской битвы?

а) закрепила окончательный переход стратегической инициативы в руки советского командования;

б) положила начало формированию антигитлеровской коалиции;

в) укрепила международный авторитет СССР.

13.Как вы думаете, почему  в советском мобилизационном плане отсутствовал  раздел, посвященный эвакуации людей и предприятий?

а) в основе советской доктрины лежала идея наступательной войны;

б) включение подобного пункта могло быть воспринято как запланированное отступление;

в) это были происки врагов народа.

- 3 этап – «цифры и факты».

 1) Вам даны цифры и факты, относящиеся к данному периоду. Нужно правильно их соотнести.

1. Сколько времени героически сражались защитники Брестской крепости?

2. Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда?

3. Сколько партизан действовало на оккупированной территории к концу 1943 года?

4. Какая победа Советской армии была впервые отмечена салютом в Москве?

5. Сколько дней длилась операция по взятию Берлина?

6. Сколько городов носит почетное звание город – герой?

7. В каком году началось наступление на Москву?

16 дней (16 апреля -2 мая 1945 года);

Около 900 дней;

Свыше миллиона;

Освобождение от немецко –фашистских захватчиков Орла и Белгорода 5 августа 1943 года;

Один месяц;

11;

В 1941 году.

4 –ый этап - Работа по исторической карте.

1. Покажите на карте союзников Германии  (Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия)

2. Показать на карте, что предусматривалось по плану «Барбаросса»

3.Мы знаем, что для  Москвы сложилась критическая ситуация. Даже был разработан план под названием «Тайфун», который предусматривал захват советской столицы, но Гитлеру не удалось реализовать этот план.      (проследить по карте основные события)

4. Проследить по карте основные события на Курской дуге

5. Проследить ход событий  с января 1944 года, ведь тогда Ставка Верховного главнокомандования приказала обеспечить окончательный разгром немецкой армии и освобождение территории СССР.            («Десять сталинских ударов»).

6. Нельзя забывать о том, что  изгнав противника со своей территории СССР , выполняя союзнические обязательства, вступила в войну с Японией. Покажите на карте основные сражения.

 5 -ый  этап -  Работа по историческим источникам.

     - У вас на партах исторические документы. Вы должны ознакомиться с ними и

проанализировать этот документ. Документ на одну парту, так что работать  будете в паре.

 

А). Из акта о приеме Наркомата обороны СССР С,К, Тимошенко от К.В. Ворошилова.

                 

       Главнейшими недостатками в подготовке войск являются:

1. Низкая подготовка среднего командного состава… и особенно слабая подготовка младшего начальствующего состава…

2. Крайне слабая выучка родов войск по взаимодействия на поле боя…артиллерия не может поддерживать танки; авиация не умеет взаимодействовать с наземными войсками…

   

 - Какие недостатки боевой подготовки Красной армии выявила советско - финская война?

- Какие были сделаны выводы из опыта войны?

Б) Из приказа начальника германского военно – морского штаба.

       Фюрер решил стереть с лица земли Санкт –Петербург. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советского Союза… Мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.

     - почему именно Ленинград подлежал полному уничтожению?       Что нес гитлеризм советскому народу?

В) Из выступления по радио премьер – министра Великобритании У. Черчилля 22 июня 1941 года.

          За последние двадцать пять лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал  о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся, - да, ибо бывают времена, когда молятся все, - о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры … Опасность для России является нашей опасностью и опасностью США…

     - Чем объяснил Черчилль  свою позицию в связи с началом фашистской агрессии против СССР?

Г) Из решения Поместного собора русской Православной церкви «Осуждение изменников вере и отечеству» 8 сентября 1943 года.

        Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедшей на сторону фашизма как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик – лишенным сана.

        - В чем заключался вклад Православной церкви в общую победу советского народа над врагом?

Д) Из директивного письма Верховного Главнокомандующего военным советом фронтов и армий от 10 января 1942 года.

  Наша задача состоит в том, чтобы не дать немцам передышки, гнать их на запад без остановки, заставить из израсходовать свои резервы еще до весны, когда у нас будут новые большие резервы, а у немцев не будет больше резервов, и обеспечить таким образом полный разгром гитлеровских войск в 1942 году. Но для осуществления этой задачи необходимо, чтобы наши войска научились взламывать оборонительную линию противника, научились организовывать прорыв обороны противника на всю ее глубину и тем открыли дорогу для продвижения нашей пехоты, наших танков, нашей кавалерии …

 - Почему эти задачи оказались невыполненными?

Е) Из воспоминаний командующего 5-ой гвардейской танковой армии П.А. Ротмистрова.

        Немцы и мы одновременно перешли в наступление. Навстречу двигались две громадные танковые лавины.

         Через несколько минут танки первого эшелона наших 29-го и 18-го корпусов врезались в боевые порядки немецко – фашистских войск, стремительной сквозной атакой буквально пронзив боевой порядок противника. Гитлеровцы, очевидно, не ожидали встретить такую большую массу наших боевых машин и такую решительную их атаку. …

          В середине дня четко обозначился успех на главном направлении. Мы сделали главное – во встречном сражении остановили и смяли ударную группировку врага, наступавшую вдоль железной дороги на Прохоровку. Острие танкового клина противника было смято.

       - О каких событиях идет речь в документе?

       - Каковы были ее итоги и значение?

  6 –ой этап – «Фоторепортаж».

Представьте, что вы сейчас являетесь журналистами и вам надо сделать репортаж прямо с места события. Внимательно посмотрите на фото и опишите событие.

4. Обобщение пройденного на уроке.

 - Одержанная победа сил Антигитлеровской коалиции привели к краху агрессивных режимов в Европе и Азии. Решающий вклад в разгром фашизма внес Советский Союз. После Второй мировой войны значительно укрепились позиции СССР и США на международной арене, произошли существенные политические и территориальные изменения в Европе и Азии.

- Советская армия завершила войну самой мощной армией мира, а Советский Союз стал одной из двух сверхдержав.

- Главным источником победы СССР в войне стали беспримерное мужество и героизм советских людей на фронте и в тылу.

- Война показала, что в борьбе с общим врагом и общей угрозой могут объединиться самые различные страны и народы,

- Победа многонационального советского народа в самой кровавой и жестокой войне в истории человечества стала звездным часом для нашей страны в 20 веке.

5. Итоги.

6. Д\З: п. 28 – 34,повт.,терминология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок "Великая Отечественная Война",9-11 классы

Изучение основных сражений,этапов ВОВ.Историческое значение победы в ВОВ.Итоги войны....

Повторительно-обобщающий урок:" ВОВ 1941-1945 г.г."

Урок по истории. "Великая Отечественная война" 11 классФорма занятия: урок-смотр знанийТип урока: повторительно-обобщающий.Цели урока:обучающие: систематизация и контроль качества знани...

Повторительно-обобщающий урок "Великая Отечественная война"

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» в 9 классах провожу в форме игры. Вопросы и задания подоб­раны таким образом, чтобы повторить и...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....

Повторительное обобщающий урок в 11 классе по теме «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»

Повторительное обобщающий урок в 11 классе по теме «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»...


 

Комментарии

Жингалиева Кунслу Имашевна

Отлично.