«Слава русского оружия». игра – викторина по военной истории
олимпиадные задания по истории (8 класс) на тему

Жингалиева Кунслу Имашевна

Цель: развивать интерес учащихся к военной истории,

            способствовать развитию коллективных качеств,

            способствовать  развитию чувства гордости за русскую

            историю.

 

Оборудование: портреты русских полководцев, карточки с

                            заданиями, картины с оружием, орденами,

                            карточки с номерами.

 

 

 

Этапы викторины:

 

1. «Полководцы».

2. «Оружие».

3. «И грянул бой ! ».

4. «России славные сыны».

5. «Ордена».

6. «Остался в памяти народной».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slava_russkogo_oruzhiya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «САДОВСКАЯ СОШ» БЫКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Слава русского оружия».

                   (игра – викторина по военной истории).

                                   

2009

Цель: развивать интерес учащихся к военной истории,

            способствовать развитию коллективных качеств,

            способствовать  развитию чувства гордости за русскую

            историю.

Оборудование: портреты русских полководцев, карточки с

                            заданиями, картины с оружием, орденами,

                            карточки с номерами.

Ход мероприятия.

Этапы викторины:

1. «Полководцы».

2. «Оружие».

3. «И грянул бой ! ».

4. «России славные сыны».

5. «Ордена».

6. «Остался в памяти народной».

1 тур.

Правило:  на стене висят портреты полководцев. Задача команд – выслушать ведущего, обсудить между собой о ком идет речь, и поднять по команде карточку с ответствующим номером.

Материалы для тура.

Государственный деятель и флотоводец.

Сподвижник Петра  Первого. Воевода, губернатор. Управлял Финляндией. Начальник Адмиралтейского приказа и главнокомандующий флотом. Одержал ряд побед. За одну из них Петр 1 приказал выбить медаль с его изображением и надписью: «Царского Величества  адмирал …» Удостен высшего чина в военн – морском флоте России – генерал – адмирал. За злоупотребление властью был оштрафован, а во второй раз – подвергнут аресту и лишен имущества. Но, учитывая его зслуги, Петр в итоге ограничился денежным взысканием.

(Апраксин Ф. М.)

Генерал – лейтенант, поэт.

Начинал юнкером. В 1804 году за свои политические басни переведен из столицы в Киевскую губернию, изгнан из гвардии. Был адъютантом Багратиона. Воевал против Наполеона, против персов на Кавказе, участвовал в Польской кампании 1813 года. Ненависть Наполеона к нему была столь велика, что на листе с описанием примет император написал:» При задержании – расстрелять на месте». (Давыдов Д.В.)

Генерал.

Служил в полках. За отличие в Бородинском сражении произведен в генерал – лейтенанты. Во время заграничного похода русской армии был начальником артиллерии действующих армий, затем командовал корпусом. Строил крепость Грозная. Участник боевых походов в Польшу, Персию, Австрию, Пруссию, на Кавказ. Чрезвычайный посол в Персии. Член государственного совета.

( Ермолов А. П.)

Адмирал.

Учился в морском кадетском корпусе. Служил на различных судах, затем, отличившись в сражениях с турецким флотом при Наврине (1827), получил в командование тендер \2\лебедь». В сентябре 1854 г., когда к Севастополю подошло более 300 вражеских судов, он был назначен начальником обороны Северной стороны города. «Будем драться до последнего, - писа он. –Отступать некуда – позади у нас море». Был смертельно ранен во время укрепления осмотра. (Корнилов В.А.)

Адмирал.

 Служил в различных должностях. Был военным губернатором Кронштадта. Совершил 9 научных экспедиций. Положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров. Первым в русском флоте применил торпеды (1878). Изобрел бронебойные наконечники для снарядов корабельной флотилии. Построил ледокол «Ермак» и совершил на нем ряд арктических плаваний. Разработал учение о непотопляемости кораблей. Погиб в 1904 г. во время русско – японской войны.

Адмирал.

Учился блестяще, в 15 лет получил чин мичмана. В 1854 -5 5 годах – командир Севастопольского порта и военный губернатор. Блестяще выиграл Синопское сражение. Однажды чуть не погиб, спасая матроса. Легко раздавал деньги из своего жалованья нуждающимся матросам. Погиб в возрасте 53 лет. В 1944 г. был учрежден орден его имени двух степеней. (Нахимов П. С,)

Адмирал.

Учился в Морском кадетском корпусе. Командовал различными кораблями, портом, эскадрой. Сражался с турецким флотом, участвовал в штурме французского острова Св. Мавры и крепости Корфу. Находился в больших противоречиях  со своим начальником, выдающимся флотоводцем Ф. Ушаковым. После казни декабристов пожалован адмиральским чином, ижбран в академики, назначен в сенаторы. (Сенявин Д. Н.)

Генерал.

Потомственный военный. Окончил академию Генерального штаба. Военный губернатор Ферганской области. Герой русско – турецкой войны 1877 – 1878 гг. Его войска заняли Сан – Стефано, где был заключен мир. Участвовал в подавлении польского восстания 1863 -1864 гг.

Фельдмаршал.

Солдат с шести, а офицер с пятнадцати лет. Командовал бригадой, дивизией, армией, экспедицией в войнах против немцев, турок, поляков. Конфликтовал с Г. Потемкиным. Первым получил орден  Св. Владимира 1 степени, имел фельдмаршальский жезл и шпагу, украшенные алмазами. В его честь в Царском Селе был сооружен обелиск. Мраморным бюстом полклводца украшен Эрмитаж. Павел 1 в день его смерти велел ввести военный траур на три дня. (Румянцев – Задунайский П. А.)

                                      2 тур. Оружие.

Правило: команда слушает описание ордия и прикрепляет цветной бантик к тому орудию, о котором, по мнению команды, шла речь.

 Материал для тура.

 «Близнята» - спаренное орудие, точнее, две легкие шестифунтовые гаубицы на одном лафете. Эта система недолгое время состояла на вооружении русской армии в середине 18 в., была введена в полковой артиллерии графом Шуваловым. Легкая – всего 11,5 пуда – и подвижная двустволка предназначалась для стрельбы картечью и гранатами. Из- за неудобства  в обслуживании быстро снята с вооружения.

Брандскугель (огненная пуля) – общее анзвание артиллерийских снарядов в 18-19 вв. Долгое время оно считалось варварским оружием, которое можно было применять только в боях с пиратами или турками. В 18 в. известны случаи, когда воюющие стороны (например, Россия и Швеция) договаривались не употреблять зажигательные снаряды в морских битвах. Но подобные соглашения не всегда соблюдались.

Гаубица – первые гаубицы появились в Европе и предназначались для стрельбы каменной картечью. Во 2-й половине 13 в. гаубицы начали применять для стрельбы с разрывными снарядами. В России первые гаубицы были созданы в середине 16 в. Они называются гаковницами, гауфницами, гафуницами.

Секретная гаубица – русская гаубица с расширяющимися по горизонтали до трех калибров стволом, еще одно детище графа Шувалова.

Единорог – старинное русское артиллерийское ордие. Новый вид единорого – гаубица, была изобретена в 1757 г. русским артиллеристом Даниловым. Ствол длиной 7,5 – 12,5 калибров с ядрами массой от 1,8 – 40 кг. Единорог просуществовал более100 лет, вплоть до введения нарезных орудий.

Картуз – в !8 -19 вв. бумажные или полотняные мешочки с заранее отмеренными порциями пороха для заряжаемых с дула орудий.

Книппель – артиллерийский снаряд в виде двух полуядер, соединенных между собой металлической перемычкой, часто цепью. Обычно применялся в морской артиллерии для уничтожения парусного вооружения судов противника.

Мортира – артиллерийское орудие с коротким стволом для навесной стрельбы, предназначенный главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений. Применялась с 15 до сер. 20 вв. Стрельба из мортиры велась при углах возвышения ствола 50 – 75. В 15 в. мортира имела ствол длиной 2- 4 калибра и по внешнему виду напоминала ступу, токуда и произошло ее название. В 17 – 19 вв. иортиры применялись для навесной стрельбы по оборонительным сооружениям и войскам за укрытиями (осадные  икрепостные мортиры, по палубам кораблей (береговые мортиры).

Мушкетон – укороченное кремневое ружье с раструбом на конце для стрельбы, в основном, картечью на близкое расстояние, распространенное оружие кавалеристов и моряков в конце  18 -1 начале 19 в. Иногда оснащался откидным штыком.

Трамблон, трамбон –пистолет с раструбом на конце для стрельбы крупной дробью или картечью.

Фальконет – артиллерийское орудие, калибр 45 -100 мм в армиях и флотах в 16 -18 вв. В 18 в.фальконетом называли также 45 – 55 мм полковые пушки.

                                3 тур. «И грянул бой!»

Правило: по описанию сражения, битвы определить о какой битве или войне идет речь.

Материал для тура.

1. К началу этой войны Россия обладала регулярной армией. Были созданы 30 пехотных солдатских полков из рекрутов. Из полков сформировались три дивизии под командой Головина, Вейде и Репнина. Полковниками и младшими офицерами стали исключительно иностранцы –поляки, шведы, немцы. Царь сам определял местоположение батарей, распоряжался бомбардировками и прочими действиями. Но пороха, ядер, бомб хватило только на две недели, новых боеприпасов из –за бездорожья не подвозили. Царь уехал в Новгород за подмогой. А враг напал на русские позиции. Атака была столь решительной, что полки Шереметева и Головина бросились бежать. Царь с горечью узнал о позорном поражении русской армии, но сделал правильные выводы. Война, продолжавшаяся четверть века, превратила Россию в империю. (Северная война 1700 – 1721).

2. Враг за несколько дней до сражения получил известие о том, что Турция не собирается начинать войну с Россией, а к русскому царю идет на помощь подкрепление (казаки, калмыки). Но, несмотря ни на что, король решает дать генеральное сражение. Ночью в русском лагере услышали тяжелый гул – тысячи солдатских ног и конских копыт сотрясали землю. Но на врага обрушился шквал ядер из сооруженных укреплений – редутов. (27 июня, Полтавская битва).

3. Враг был разгромлен под Борго, Штеттином,а 27 июля 1714 года русский флот разгромил «последнюю надежду» своего врага. До этого сражения вражеская держава еще обладала преимуществом в морском флоте, но русский арь сделал все возможное, чтобы снабдить русские корабли всем необходимым для победы на море. (27 июля 1714 г.,Гангутское сражение).

4. Конференция при высочайшем дворе, исполнявшая при императрице рол тайного Военного совета, поставила задачу «ослабя короля прусского, сделать его здешней стороны нестрашным и незаботным». В ходе войны был взят Мемель, Тильзит, Кенигсберг, затем вся Восточная Пруссия. Командующим армии становится Салтыков. Он провел   генеральное сражение под Куненсдорфом, захватил Франкфурт. Открывался путь на Штеттин и Берлин. Пруссия стояла на краю гибели. Но свершилось неожиданное: война начавшаяся при императрице, который вернул врагу все завоеванные земли. (Семилетняя война, 1757 – 1762).

5. В этой войне военный гений Суворов проявил себя вполнм блеске:  победы на Кинбурской косе и под Фокшанами, Рымником и Измаилом прославили его имя по всей Европе. «Нападательная тактика» Суворова, обобщенная им в знаменитой «Наука побеждать» показала все свои преимущества и для военачальников, и, главное, для солдат, игравших решающую роль в этих сражениях. (Русско – турецкая война, 1787 – 1791).

 6. Сражение началось 26 августа. Враг хотел обойти русские войска, но русская армия перегородила обе дороги. Битва, в которой были использованы различные инженерные сооружения: батареи, флеши, редуты. Сражение, о котором до сих пор спорят историки, выясняя,что это было: победа или поражение русской армии? (Бородинскрое сражение, 26 августа 1812 г.)

                         4 тур. «России славные сыны».

 

Правило: соотнести номер героя и его действия.

1. Надежда Дурова

2. Герасим Курин

3. Петр Кошка

4. Афанасий Елисеев

5. Денис Давыдов

6. Федор Заика

7. Дарья Севастопльская

8. Василиса Кожина

9. Лев Толстой

10. Матвей Платов

1. Возглавил первый партизанский отряд в составе 50 гусар и 80 казаков (5)

2. Крепостной, возглавивший отряд партизан в Московской губернии во время Отечественной войны 1812 г.(2)

3. Отважная крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии, Участница партизанского движения.(8)

4. Автор книги «Записки кавалерист – девицы» (1)

5. Участвовал в 18 вылазках во время орбороны Севастопля, взял в плен и привел в город 6 неприятельских «языков». (3)

6. Командовал артиллерийской батареей. (9)

7. Первая в мире сестра милосердия. (7)

8. Во время Бородинского сражения предпринял смелую атаку в тыл  французов. (10)

9. Участники героической обороны Севастополя.(4,6)

                                               5 тур. «Ордена»

Правило: на стене под номерами расположены ордена. Выбрать тот номер, под которым расположен орден, о котором читает ведущий. Если такого ордена нет ,то поднимает карточку с номером 0.

Материал для тура.

 Орден Св. Андрея Первозванного. Учрежден Петором 1. Высшая награда Российской империи. Золотой. Покрытый голубой финифтью крест с изображением распятого на нем апостола Андрея. На обратной стороне орденского знака изображение развернутой хартии с орденским девизом «За веру и верность».

Орден Св. Екатерины. Ему присвоены следующие знаки : золотой крест, красная с серебряными каймами лента, восьмиконечная звезда. Девиз: «За любовь и Отечество!».

Орден Св. Александра Невского. Учрежден в мае 1725 г. Разделен на сиепени. Имел следующие знаки: золотой крест, красную ленту и восьмиконечную серебряную звезду. Крест носился на широкой муаровой ленте через плечо, при получении более высокого ордена крест переходил на шею. Орденская звезда носилась на левой стороне, по окружности нанесен орденский девиз «За трды и Отечество».

Орден Св. Анны. Разделен на три степени. Павел 1 провозгласил его четвертым классом Российского кавалерийского ордена. Крест 1-ой степени носили на широкой красной лентес с желтыми каймами через левое плечо. Серебряная восьмиконечная звезда носилась на првой стороне груди. В центре звезды изображен пламенеющий крест, а по окружности латинскими буквами девиз: « Любящим справедливость, благочестие, верность». Крест 2-ой степени носился на узкой шейной ленте. Знак 1-ей степени давался только за военные заслуги и был предназначен для ношения на холодном оружии.

Орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия. Учрежден 26 ноября 1796г. В статусе указывалось, что получить такую награду может тот, «кто, презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотверженности, совершил отличный подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу». Орденская лента носилась обычно под мундиром.

 

                                         

                                         6 тур. «Остался в памяти народной»

Правило: на доске кроссворд, заполнить.

1. Русский художник, автор картины «Чесменский бой»

2. Архитектор, создатель Храма Спасителя, посвященный героям Отечественной войны 1812 года.

3. Поэт, автор многочисленных од, посвященных успехам русской армии во времена Екатерины Великой.

4. Название колонны, воздвигнутой в Царском Селе в честь разгрома Оттоманской Порты.

5. Художник – баталист, создавший целую серию картин в честь Отечественной войны 1812 года и Балканской войны.

6. Автор полотна «Переход Суворова через Альпы»

7. Архитектор, создавший зимний дворец в Петербурге.

8. Автор оперы «Война и мир», созданной по одноименному роману Л, Толстого.

9. Создатель мозаичного полотна «Полтавская битва».

Итоги.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слава русского оружия

"Слава русского оружия" - это  экскурсия для школьного музея. В основу ее легла коллекция оружия XIX века нашего городского краеведческого музея. Методическая разработка содер...

Исторический турнир "Слава русского оружия"

Сценарий исторического турнира  «Слава русского оружия» представляет собой  подбор материала для проведения конкурса на историческую тему для обобщения и систематизации знаний по истор...

Игра-соревнование"Слава русской старине! Слава нашей стороне!"

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов  во время проведения декады истории в школе. Способствует закреплению и обобщению знаний по истории России в 9-15 в.в....

Слава русского оружия

Главная цель этой игры - «баталии» - развивать интерес учащихся к военной истории, способствовать развитию коллективных качеств у ребят во время подготовки и во время самой игры.Концентрическое ...

Игра Викторина 5 класс История Греции

Македонские завоевания...

Игра-викторина "Героические страницы истории"

внеклассное занятие для учащихся 13-15 лет....

Воспитательный час «Слава русского оружия – автомат Калашникова».

Учебно-методическое сопровождение :- Крылов В.М. и др. Калашников – человек, оружие, легенда- Плакаты по устройству автомата Калашникова- Учебные автоматы Калашникова- Презентация «Слава русского оруж...