мастер-класс на тему "инновационные формы уроков"
материал по истории по теме

в данном материале, представленном мною на районном конкурсе "Учитель года-2010" рассказывается о новых, интерактивных формах проведения уроков истории. дается их описание, востребованность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnye_formy_urokov..doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы уроков

Любой педагог стремится создать такую обстановку на уроке, когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания. Это создает атмосферу творчества и способствует развитию креативного мышления.

Для организации творческой деятельности учащихся на уроках истории необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
  • Деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);
  • Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;
  •  Деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности.

Исходя из этих требований, подбираются определенные формы и методы урока.

Методы

  • Словесно-книжный метод (для учащихся 5 – 7 классов). Обучаясь работе с текстом, учащиеся готовят вопросы к тексту, учатся оценивать текст и подбирать альтернативную информацию.
  • Наглядный метод дает широкий простор для творчества. Учащиеся могут сами готовить наглядные пособия и использовать их в представлении учебного материала.
  • Практический метод является основным в развитии креативного мышления, так как открывает большие возможности для работы с историческим и обществоведческим материалом, для получения новых знаний, формирования умений и навыков при работе с источниками, монографиями.
  • Метод проблемного изложения материала сразу ориентирует учащихся на поиск необходимой информации и на избирательное использование ее.
  • Эвристический метод готовит школьников сконцентрировано решать задачи, разрабатывая как можно больше вариантов.
  • Исследовательский метод является кульминацией в развитии креативного мышления, так как включает в себя использование всех умений и навыков для самостоятельной работы. Наиболее популярной формой работы в исследовательском методе является проектная деятельность.

Формы уроков.

  • Формы обучения варьируются от индивидуальных до групповых, от школьных до внешкольных, от игровых до научных и исследовательских.
  • Рекомендуется использовать совокупность приемов и форм, так как это служит развитию творческих способностей и креативного мышления.
  • При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников.
  • В 5 – 7 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение, дают возможность проявить действенную творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности, формируют первичные исследовательские способности:
  • Игровые
  • Исследовательские
  • Оценочные

Интервью с историческим героем

  • Когда в основе изучения находится историческая личность, можно предложить инсценировать интервью с ним.
  • Это могут сделать 2 человека (или несколько), устроив пресс-конференцию.
  • «Исторический герой» и «корреспонденты» готовятся заранее, собирая необходимую информацию и интерпретируя ее в соответствии со своей ролью.

Аукцион

  • В конце изучения какого-либо раздела в курсе древней или средневековой истории учащимся предлагается подготовить предметы для аукциона, относящиеся к определенному периоду или определенной стране.
  • На уроке ребята выставляют свои лоты на продажу.
  • Средством оплаты будет информация об этом предмете или связанная с ним история.
  • Тот ученик, который последним представит информацию, получит выставленный лот.

Живая картина

  • В этой игре учащиеся используют сценическое творчество, так как им дается задание «оживить» какое-либо историческое событие по учебной картине: «Сбор дани», «Суд во времена Русской правды», «Военный совет в Филях» и т.д.
  • К этому фрагменту урока можно готовиться заранее, раздав задание группам на последнем уроке либо в ходе изучения нового материала, когда учитель сам создает или «рисует» живую картину с помощью учащихся, распределяя им соответствующие роли

Рекламный плакат

  • Эту игру лучше проводить при обобщении материала.
  • Учитель предлагает ребятам составить рекламу для путешественников, чтобы привлечь их к посещению стран, например, Востока: Египет, Палестина, Китай, Индия и т.п.
  • Реклама должна быть красочно оформлена и содержать отличительные характеристики той или иной страны. Чем больше характеристик используется, тем выше оценивается реклама.
  • В конце урока учащиеся из соседних групп оценивают рекламу тайным голосованием, используя при этом жетоны.  

Урок «Путешествие в прошлое»

  • Продолжительность этого урока может выходить за рамки одного урока. Он делится на несколько частей.
  • В первой части урока учитель проводит своеобразную экскурсию, погружая учеников в прошлое при помощи видеоматериала, музыки, наглядных пособий, учебных картин.
  • Во второй части урока класс делится на несколько групп «путешественников во времени» и получает задание в рамках группы подготовить отчет о своем путешествии и представить его классу.
  • Заключительная часть такого урока – представление отчетов
  • В завершение ребята выражают свою оценку прослушанным отчетам через систему знаков (цветные жетончики, эмоциональные рожицы).
  • Такие уроки являются начальной стадией в организации проектной деятельности.

Урок - суд

  • На этом уроке учащиеся одновременно с закреплением изученного материала усваивают и основные принципы судопроизводства.
  • В качестве подсудимого выступает яркая личность, деятель из прошлого, имеющий неоднозначную оценку, или историческое явление.
  • 1 группа – эксперты, устанавливают основные события, предъявляемые подсудимому в качестве обвинения.
  • 2 группа – следователи, рассматривают причины и определяют мотив деятельности, который может быть смягчающим или отягчающим обстоятельством.
  • 3 группа – прокуроры, готовят аргументированное обвинение подсудимому, выявляя отрицательные последствия его деятельности.
  • 4 группа – адвокаты, защищают подсудимого, показывая необходимость такого поведения и положительные последствия его деятельности.
  • Судьями выбираются самые сильные ученики, способные анализировать, оценивать и делать выводы по представленным материалам.
  • Учитель выполняет координирующую роль,  являясь ответственным секретарем судебного процесса.
  • В 8 – 11 классах развитие творческого мышления продолжается, но уже на более высоком научном уровне.
  • Преобладают исследовательские методы при более сложной организации учебного процесса.
  • Сохраняется обстановка свободы творчества и нестандартные подходы к изучению истории и обществознания.
  • Используются те же формы урока (игровые, исследовательские, оценочные)

Деловая игра

  • Здесь моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.
  • В процессе деловой игры у учащихся возникает потребность в получении и расширении своих знаний, которые становятся действенными, а сам процесс обучения становится активным и творческим, одновременно значимым и привлекательным.

Виды деловых игр

  • Игра-ситуация, когда на уроке разыгрывается какая-либо ситуация, наглядно иллюстрирующая тему и позволяющая детально разобраться в ней.
  • Игра-сюжет, моделирующая реальные объекты и соответствующая действительности.
  • Игра-процесс, в которой моделируются отношения, способы деятельности и принятия решений.
  • Игра-обобщение, которая позволяет в игровой соревновательной форме повторить, обобщить и применить на практике полученные по разделу знания.

Семинарское занятие

  • Эта форма урока позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные способности старшеклассников.
  • Их целью является теоретическое обобщение изученного материала, выработка у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.

Типы семинаров

  • Семинар - развернутое собеседование: все участники готовятся по всем вопросам плана и максимально вовлекаются в обсуждение темы;
  • Семинар – обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников, остальные ученики готовят вопросы и включаются в обсуждение, которое переходит в дискуссию.
  • Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся начинается со вступительного слова учителя, который знакомит класс с темой, учебными задачами, стереотипами их решения и с дополнительными сведениями. Далее учащимся предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения.

Проектная деятельность

  • Составление проектов – относительно новая форма исследовательской деятельности.
  • Главная цель проектной деятельности – развитие творческих и исследовательских способностей, умения создавать целостную картину исторической действительности, применять полученные знания в новых ситуациях, выработка навыков работы в коллективе в направлении сотрудничества.

Этапы проектной
деятельности

  • Подготовительный, здесь происходит осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка целей, создание творческих групп;
  • Проектировочный, планируется деятельность, распределяются задания, намечается объект исследования;
  • Практически-аналитический, сбор информации, интерпретация полученных сведений, формирование и оформление частей проекта;
  • Заключительный, представление и защита проекта, обоснование выводов, оценка одноклассников.

Виды проектов

  • Краткосрочные (1 тема), среднесрочные (раздел), долгосрочные или перспективные (курс).
  • Обзорные, исследовательские, продукционные – в зависимости от целей и объекта исследования

Проблемные уроки

  • Одним из стимулов развития креативного мышления является трудность при решении какой-либо задачи.
  • Возникновение проблемной ситуации заставляет учащихся активизировать исследовательскую деятельность, привлекая документальный материал и пытаясь посмотреть на ситуацию сверху, используя нестандартные подходы.
  • Проблемные ситуации тесно связаны с рассмотрением альтернативных ситуаций и составлением прогнозов на будущее, так как они предлагают возможные пути выхода из проблемной ситуации.
  • Здесь также применяется метод моделирования, который является вершиной креативного мышления.

Урок «Мозговая атака»        

  • Этот метод повышает эффективность решения творческих, особенно изобретательских задач. Такие задачи называют «открытыми», они наиболее эффективно развивают творческое мышление.
  • Данный урок может быть проведен в любой возрастной группе. Все участники разбиваются на две группы.
  • Первая группа «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты.
  • Вторая группа «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее верное.
  • Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности, проводят первый круг мозговой атаки, затем группы меняются своими функциями и проводят второй круг.
  • Во время мозговой атаки учитель выступает как заказчик и дирижер.
  • Он кратко излагает суть проблемы и правила проведения мозговой атаки (нельзя критиковать мнения и предложения, учитывается не качество, а количество предложений).
  • Такой метод можно применять на уроках обществознания – обсуждая глобальные проблемы человечества, решая проблемы дефицита государственного бюджета, межнациональные конфликты и т.д.
  • Этот метод используется на уроках истории – рассматривая негативные события отечественной истории (восстание декабристов, окончание Крымской войны, разгон Учредительного собрания, начало Второй мировой войны и т.д.)

Научное общество учеников (НОУ).

  • Создается из ребят, увлекающихся историей. Разрабатывается программа НОУ, выбирается научный Совет.
  • Изучаются наиболее интересные и менее изученные вопросы истории, готовятся научные конференции, проводится поисково-исследовательская работа.
  • Круг вопросов колеблется от мировой и отечественной истории до краеведения.

Урок-суд

  • В старших классах можно проводить интегрированные уроки истории и обществознания, когда изучается тема «Политические режимы».
  • Теоретический материал по политологии «оживает», подкрепленный историческим материалом «Распространение фашизма в Европе», «Установление тоталитаризма в СССР», «США в первой половине 20 века» и т.д.
  • На таких уроках скупая теория становится более понятной и ученикам проще проследить последствия существования того или иного режима, дать им оценку и, самое главное, сделать выводы и извлечь уроки.

Эссе

  • Использование литературных приемов при изучении истории и обществознания вносит творческий характер в череду дат, событий, явлений.
  • Этот метод оценивания исторических событий и общественных явлений формирует креативное мышление, гражданскую позицию, заставляет задуматься о судьбе Родины и человечества.

СУДЬБА РОССИИ – МОЯ СУДЬБА.

  • Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего Отечества, либо мерзавец своей жизни.

                        А. Островский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс как одна из форм самопрезентации педагога

Презентационное сопровождение выступления по теме...

Мастер класс по теме «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»

       На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или  темы, т.к. такие уроки...

мастер-класс на тему: "Активные формы воспитательной работы с детьми"

Предлагаемый мною атериал может быть использован в работе классных руководителей. Особенно полезен для классных руководителей 5 классов, так как затрагивает важные приемы адаптации детей к новой обста...

МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ДОСУГА МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМ И РЕБЕНКОМ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Актуальность данной работы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнит...

Мастер-класс родительского собрания в форме заседания круглого стола

Мастер-класс включает анализ эпизода произведения В.Астафьева "Юшка". Цель: помочь классному руководителю снять негативное отношение одноклассников друг к другу....

Мастер-класс Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении

Работа над темой показала, что организуемая учителем деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов и приемов. Методических приемов СДП очень много, главное найти каждо...

Мастер-класс по проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ

Мастер-класспо проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ...