МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ДОСУГА МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМ И РЕБЕНКОМ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
методическая разработка по теме

Елена Валерьевна Комиссарова

Актуальность данной работы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. В связи с этим возникает необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_dlya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Валерьевна Комиссарова

МБДОУ №11 и МБОУДОД "ЛДДТ"

МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ДОСУГА МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМ И РЕБЕНКОМ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    Актуальность данной работы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. В связи с этим возникает необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности.

   Условием развития творческой активности дошкольников является  поддержка взрослых творческих инициатив ребенка, завершающиеся созданием совместного творческого продукта и осознанием ребенком себя как субъекта творческой деятельности.

    А как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками?

    По данным ученых проявление первых инициативных действий у ребенка   зависит от качества отношения взрослых, в период дошкольного возраста.

    Таким образом, дошкольный возраст является  самым продуктивным периодом для развития творческой активности ребенка, его творческого воображения. И одна из важнейших задач ДОУ – создание благоприятной образовательной среды, оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.

Для этого взрослыми были предложены  дополнительные  творческие занятия  дошкольников мастер-классы, как одна из форм организации содержательного досуга. Существует необходимость саморазвития воспитателя детского сада и родителей, чьи дети посещают ДОУ, как участников педагогического процесса, а это всего лишь совместная творческая деятельность – мастер-класс.

   Мастер-классы проводятся с целью обучения родителей взаимодействия Р. - П. – Р. (ребенок- педагог – родитель). Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Цель:

Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений между участниками процесса, через создание творческой обстановки,  поощрения инициативности родителей и самостоятельности детей, способствующий полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

- познакомить родителей  с одним из способов организации досуговой деятельности;

- активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

- способствовать созданию эмоционально благополучной атмосферы дома и в детском саду;

- привлекать детей и взрослых к работе с разнообразными материалами, активизируя самостоятельность детей;

- создавать позицию социально успешного человека, принимая во внимание принцип  доступности;

- формирование навыков изобразительной деятельности как средства самовыражения ребенка совместно со своими родителями;

- развивать воображение детей и взрослых, поддерживая инициативу проявления их фантазии, смелости в изложении собственных   замыслов;

- развитие творческого потенциала детей в процессе их творчества совместно со своими родителями;

- воспитывать  у участников процесса доброжелательность и взаимоуважение;

- воспитывать чуткое, бережное отношение к своим родным и близким.

Предварительная работа: оформление объявления о месте и дате проведения; о  материалах, которые понадобятся для данной работы…приготовление образцов, памятки, анкеты для родителей и раздаточного материала…

Ведение работы студии "Вместе - это интересно"  рассчитывается  на текущий учебный год, предполагает одно занятие в месяц. Продолжительность занятия –30-45  минут во второй половине дня, с детьми и их родителями.

   Содержание деятельности включает в себя:

   Спрос населения на различные виды деятельности, разработка досуговой, познавательной и развивающей программы взаимодействия. Она направлена на создание условий для организации свободного времени детей и взрослых, освоения системы знаний, умений и навыков в определенной сфере деятельности и общения, творческой самореализации и организации содержательного досуга между участниками процесса.

   Для успешного проведения мастер-класса необходимо его теоретическое обоснование и чётко отработанная технология процесса, что позволит связно и последовательно изложить свой опыт, иллюстрируя его образцами, схемами и фотографиями.

   Чтобы вызвать активность и дать толчок творческому процессу используется введение разнообразных новых материалов, что  вызывает интерес и сохраняет эффект новизны.

    Создание «ситуации успеха» для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства, а возможность применения различных видов деятельности на занятиях в творческой студии расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует её к творчеству.

 Создавая творческие работы с детьми и взрослыми, педагог выступает в роли организатора, источника информации, консультанта, партнера и помощника в продуктивной деятельности.

     Таким образом, объединение детей и взрослых при создании творческих индивидуальных и коллективных работ дает новый толчок в развитии их творческих способностей и возможности в освоении новых способов деятельности в социокультурной среде.

Результаты:

   Творческая работа в детском саду – это  результат совместной работы детей и взрослых. Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера.

Результатом данной деятельности является полезная занятость детей и взрослых, приобретение необходимого минимума информации, позволяющего сформировать отношения к различным видам деятельности, формирование устойчивого интереса к определенному виду деятельности, возможность применения полученных навыков в реальной жизни, самореализация ребенка, его родителей и педагогов, коллективное взаимодействие детей и взрослых, появление чувства принадлежности, появление значимого взрослого. Специфика заключается в том, что дети и взрослые рассматривается не как объект воспитания, а в качестве участников совместной деятельности.

Критерии эффективности:

   Опрос родителей и педагогов, наблюдение за детьми и их творческой активностью покажет, что  при умелом использовании проектного содержания мастер-классов и предоставление ребенку возможности активной творческой деятельности в практике даст свой положительный результат.

   Проследить также возможно по активному посещению семей  мастер-классов. Проведение семинаров практикумов для педагогов ДОУ.

   Перечень отчетной документации: отчет по опросникам, наблюдениям обработка анкет,  фотографий, видеоматериалов  проведенных  мероприятий  и творческих работ.

Литература:

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника.- М., 1994г.

Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М., 1991г

Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001г.

Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.

Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству».  – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.

Земцова М. Аппликация из бумаги: орнаменты, фигурки и сюжеты. Творческое М. Земцова и речевое развитие дошкольного и младшего школьного возраста/.-Ростов н/Д: Феникс,2010.-95с.

Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. – М., 1992г.

Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128с.

«Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192с.

Летвиненине Ю.П. Ребенок в неполной семье. // Дошкольное воспитание. 1984. №7.

Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя. Пер. с французского. – М., 1993.

Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1992.

Метенова Н.М. «Взрослым о детях» и «Родителям о детях» - Ярославль, ИПК «Индиго», 2011.

Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.

 «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79с.

Сажина Д.С. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ». – «ТЦ Сфера», 2007.-112с.

Фесюкова Л.Б. От трех до семи. (Семейный альбом) – СПб, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии".

Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии...

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

статья "Развитие творческой индивидуальности ребенка через изобразительную деятельность"

Искусство - это особая форма общественного сознания, в которой художественное (образное) мышление тесно сочетается с научно-аналитическим процессом.Ставя перед собой такую сложную задачу как раз...

статья "Развитие творческой индивидуальности ребенка через изобразительную деятельность"

Искусство - это особая форма общественного сознания, в которой художественное (образное) мышление тесно сочетается с научно-аналитическим процессом.Ставя перед собой такую сложную задачу как раз...

"Профилактика правонарушений и преступлений, через вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность и организацию содержательного досуга".

Занятие разработано в рамках работы с детьми, требующими особой заботы, с детьми группы социального риска.В разработке описано совместное занятие родителей и детей лепкой из глины. Предлагается слепит...

Выступление на методическом объединении "Воспитательный потенциал учреждения дополнительного образования и организация содержательного досуга учащихся"

    Воспитание - важная и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Особое место воспитательный процесс занимает в работе учреждений допол...