Рабочая программа «Музейная педагогика»
рабочая программа по истории по теме

Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10-16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikitina.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Много ступенек ведет к статусу истинного гражданина, жителя Центрального округа. От простого пользования территорией, местом жительства, его удобствами, через осознанное проживание и знание истории, сохранения и сбережения культурного богатства – к истинному служению округу и Москве, развитию и приумножению традиций жизнеустройства.

        Богатейшее культурно-историческое и музейно-образцовое пространство Центрального округа, где буквально каждый метр земли, каждое место несут на себе множественную замечательность великих событий и деяний, позволяет использовать сохранившийся исторический материал в образовательной и воспитательной работе с учащимися.

        Очень важно, чтобы любовь к родной школе, родной земле в жизни подрастающего поколения стала доброй созидательной силой по отношению к окружающему миру и к себе. Человек — созидатель должен быть способным к реальным действиям и поступкам, улучшающим его внутренний мир и окружающую жизнь.

        Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10-16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая.

Актуальность данной программы определяется особой ролью школьных музеев в современном обществе.  Школьный музей – это важнейшее средство дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны.

Реализация данной программы позволяет воспитать подрастающего человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.

Музейная педагогика способствует решению задач социальной адаптации учащихся школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем родном городе, участвовать в его развитии, социально – культурном обновлении.

Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся,  столь необходимых в современном мире.

Именно школьный музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями. В ходе реализации программы можно сформировать у учащихся потребность в бережном и уважительном отношении к музейным памятникам как части культуры.

Новизна программы состоит в том, что позволяет использовать образовательный и воспитательный потенциал школьного музея в образовательном процессе, положив в основу проектный и исследовательский методы обучения и воспитания.

Цель программы – повышение уровня гражданского и патриотического воспитания учащихся  средствами музейной педагогики.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  1. научить учащихся собирать, обрабатывать и систематизировать исторический материал
  2. научить учащихся создавать выставочную экспозицию и проводить по ней экскурсии
  3. помочь учащимся узнать славные страницы Великой Отечественной войны, подвига москвичей, истории своего района, воспитать гордость за прошлое своей страны
  4. развить у учащихся творческих и организаторских способностей, предоставить возможность для самореализации в соответствии со своими склонностями и интересами.

Методическое обеспечение программы:

Программа реализуется в течение 3 лет. Занятия рассчитаны на средний школьный возраст (10-16 лет). Программа предполагает как групповые, так и индивидуальные занятия 2 раза в неделю. Занятия проходят в кабинете музея, в кабинете информатики, библиотеке.

Используются следующие формы работы:

  1. индивидуальная работа,
  2. групповые занятия,
  3. встречи с ветеранами,
  4. проектная и исследовательская деятельность,
  5. оформление выставок,
  6. обновление экспозиций,
  7. интеллектуальные конкурсы и викторины,
  8. экскурсии,
  9. посещение музеев.

В рамках данной программы проводится работа по сбору материала и его оформлению, изучению специфики работы музеев и подготовки экскурсоводов.

Итогом работы является проведение экскурсий по школьному музею и участие в различных конкурсах.

        В работе широко используются фонды школьной библиотеки, материалы школьного музея, видеотека, современные информационно-коммуникационные технологии.

Ожидаемые результаты

1 год обучения:

  1. приобретение учащимися знаний об истории развития музейного дела, видах музеев и специфики их работы
  2. освоение приемов сбора, обработки и систематизации материалов
  3. приобретение навыков проектного подхода и творческой разработки концепций будущих экспозиций
  4. формирование культурных, духовных и нравственных ценностей
  5. развитие самодеятельности и творчества учеников

2 год обучения:

1) приобретение учащимися знаний о видах работы в музеях и научной методики комплектования фондов

2) формирование практических навыков музейной деятельности

3) умение создавать выставочную экспозицию

4) формирование интереса в области музееведения

5) развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления

6) воспитание активной жизненной позиции и познавательного интереса

3 год обучения:

 1) приобретение навыка составления тематического экспозиционного плана, монтажа экспозиций и выставок музея, сопроводительного текста экспозиций.

2) умение разработать материал для проведения тематических экскурсий

3) освоение приемов  и форм подготовки экскурсионного материала

4) освоение методики проведения экскурсий в рамках школьного музея

5) усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения

6) приобретение учащимися социального опыта

Содержание программы

1 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие: Знакомство с программой, задачами и целями обучения

2

2.

Правила оформления выставочной и музейной экспозиции

2

3

3.

История музейного дела в России.

2

4.

История развития музеев.

4

5.

Современные музеи.

2

6.

Виды музеев.

4

7.

Музеи в Европе.

2

8.

Великие музеи современности.

4

9.

Краеведческие музеи

4

10.

Военно-исторические музеи

4

11.

Школьные военно-исторические музеи

2

2

12.

История создания школьного музея.

3

13.

Знакомство с основными разделами школьного музея.

2

3

14.

Этапы подготовки школьной экскурсии

2

15.

Сбор материала для обзорной экскурсии по школьному музею.

4

16.

Подготовка текста обзорной экскурсии по музею.

4

17.

Подготовка экскурсоводов

4

18.

Знакомство с материалами музея, посвященными Дню Победы.

3

19.

Подготовка текста экскурсии «Великая Победа»

4

20.

Подготовка экскурсоводов

4

21.

Перспективы развития школьного военно-исторического музея.

2

Итого:

72 часа

2 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие: Знакомство с программой, задачами и целями обучения

2

2

Приоритетные виды работ в музеях: научно-фондовая, просветительская, культурно-образовательная работа

3

3

Основные понятия музейной экспозиции

3

4

Основы научной методики комплектования фондов

2

2

5

Фондовая документация

2

2

6

Систематизация экспонатов школьного музея.

2

3

7

Классификация экспонатов школьного музея.

2

2

8

Сбор материала для экскурсии «Битва под Москвой»

4

9

Подготовка текста экскурсии

3

10

Подготовка экскурсоводов

4

11

Сбор материала для экскурсии «Наши деды»

4

12

Подготовка текста экскурсии

3

13

Подготовка экскурсоводов

4

14

Города-герои (сообщения)

12

15

Сбор материала для экскурсии «Города-герои»

4

16

Подготовка текста экскурсии

3

17

Подготовка экскурсоводов

4

18

Перспективы развития школьного военно-исторического музея.

2

Итого:

72 часа


3 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие: Знакомство с программой, задачами и целями обучения

2

2

Музеи как исследовательские центры

2

3

Учет и экспертиза в музеях

2

2

4

Консервация и реставрация музейных предметов

2

5

Основные законы, регулирующие деятельность музеев.

2

6

Сбор материала для экскурсии «Москва в годы войны»

4

7

Подготовка текста экскурсии

4

8

Подготовка экскурсоводов

4

9

Сбор материала для экскурсии «Герои Московской битвы»

4

10

Подготовка текста экскурсии

4

11

Подготовка экскурсоводов

4

12

Сбор материала для экскурсии «Ветераны Таганки»

4

13

Подготовка текста экскурсии

4

14

Сбор материала для экскурсии

4

15

Подготовка текста экскурсии «Московское ополчение»

4

15

Подготовка экскурсоводов

4

16

Сбор материала для экскурсии «Этих дней не смолкнет слава»

4

17

Подготовка текста экскурсии

4

18

Подготовка экскурсоводов

4

19

Итоги работы школьного музея

2

20

Перспективы развития школьного военно-исторического музея.

2

Итого:

72 часа

Список литературы

        

  1. Ванслова Е. Г. Музей и школа, – М.: Просвещение, 1985.
  2. Гнедовский Б.В. Современные тенденции развития музейной коммуникации М., 1989.
  3. Гнедовский Б.В., Некоторые проблемы создания историко-мемориальных музеев. М., 1978.
  4. Заболотная И.В., Музееведение. М., 1994.
  5. Ионина Н.А. Сто великих музеев мира. М., 1999.
  6. Культурно-образовательная деятельность музеев /Под научной редакцией Е. К. Дмитриевой, И. М. Косовой, М., 1997.
  7. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев, М., 1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
  8. Музееведение. Под ред. проф. Левыкина К.Г., проф. Хербста В., М.,  1998.
  9. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
  10. Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.
  11. Работа со школьниками в краеведческом музее: Учебно-методическое пособие /Под редакцией Н. М. Ланковой. – М.: Владос,  2001.
  12. Ревякин. Музеи мира. М., 1993.
  13. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие/ Б. А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2004.
  14. Хадсон К. Влиятельные музеи, Новосибирск, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по курсу "Профминутки с элементами музейной педагогики"

С.С.Самарова, воспитатель высшей категории Социальная защита нужна человеку не только в период обучения в школе, но и после ее завершения. Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного...

Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства

Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной  педагогики, как наиболее эффективной формы ...

Программа занятий 6-б класса по музейной педагогике

Даты и темы экскурсий на 2014-2015 учебный год...

Досуговая программа по музейной педагогике

(КОМНАТА РУССКОГО БЫТА «КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА») (возраст – 5-12 лет)...

программа «Военно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики»

Музейная педагогика — это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Она появилась в результате кризиса консервативной образовательной системы в нашей ст...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...