«Земская реформа 1864 года и её реализация в Муроме»
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Лозяная Людмила Владимировна

реализация земской реформы в городе Муроме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Земская реформа 1864 года  и её реализация в Муроме». (8 класс)

Цель урока:

  1. Изучая либеральные реформы второй половины XІX века, познакомиться с преобразованиями в родном городе;
  2. Знакомство с историей создания Муромского земства;
  3. Выяснить, какое влияние оказало земское самоуправление на развитие Муромского уезда;
  4. Создать условия для воспитания  чувства любви и патриотизма к малой родине;

Словарь: ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА, ЗЕМСТВО, БЮДЖЕТ, ИНФРАСТРУКТУРА

ХОД УРОКА

В начале урока перед классом ставится вопрос:

  1. Перечислите реформы, которые проводились в России в 60-70гг. XІX?
  2. Назовите  реформу, без которой преобразования в России  не дали бы ожидаемого результата?

Слово учителя: После отмены крепостного права  российская деревня, в особенности бывшая владельческая, была лишена какой-либо социальной инфраструктуры. Поэтому земская реформа стала неотъемлемой частью обширного плана преобразования России.

Вопросы учащимся:

  1. Как вы понимаете, что под этим понимается? (в бывшей помещичьей деревне не было больниц, школ, о дорогах никто не беспокоился)
  2. Почему было решено опереться именно на земское самоуправление, а не на силы государства? (казна истощена, своими силами правительство не могло поднять деревню – было решено пойти навстречу либеральным требованиям и предоставить местное самоуправление, которое более эффективно могло решать все насущные вопросы на местах).

Слово учителя: Претворение земской реформы в жизнь целесообразно рассмотреть на примере деятельности Муромского земства.

Запись в тетради:

19 марта 1866года состоялось первое заседание Муромской уездной земской управы.

На этом этапе урока заслушивается сообщение учащегося о функциях  земства. (Учащиеся конспектируют в тетрадь функции земств)

  1. Строительство и содержание дорог - («О восстановлении старого Симбирского тракта»);
  2. Строительство и содержание школ и больниц;
  3. Организация продовольственной помощи крестьянам в случае голода;

Организуется работа учащихся  с документом. (Раздается на парты)

Статьи расхода Муромского земства в 1909г.

1. На содержание правительственных учреждений: (лошадей в девяти станционных пунктах, разъезды полиции и судебных следователей) - 13 041 руб.        

2. На содержание земской управы (зарплата чиновникам, канцелярские и хозяйственные расходы, пенсии и пособия) - 12 770 руб.        

3. На содержание мест заключений - 6668 руб.        

4. На благоустройство дорог и перевозов         - 10 518 руб.        

5. На развитие народного образования - 35 351 руб.        

6. На содержание домов для сирот - 510 руб.        

7. На развитие медицинской части - 59 145 руб.        

8. На ветеринарную часть - 3455 руб.        

9. На экономическое развитие уезда        - 2035 руб.

Вопросы и задания к документу:

  1. Определите общий расход земства за 1909год. Какая его часть тратилась на содержание учреждений и земской управы?
  2. Проанализируйте объем затрат на социальные нужды и экономическое развитие уезда.
  3. Сделайте вывод: оправдали ли земства свое назначение и почему?

Особое внимание следует уделить  изучению вопросов о работе земского управления в сфере образования и медицины. Целесообразно использовать местный материал.

Сообщения учащихся:

  1. Развитие образования в Муромском уезде.
  2. Состояние здравоохранения в Муромском уезде.

После выступления ученика с сообщением классу предлагается работа со следующим документом:

Состояние земских школ на 1898г.

 

Название школ

Год основания

 

Кол-во учеников

 

Санитарное состояние и потребности

 

1

 

Арефинская

 

1863

 

75

 

холодно; в классной мебели,

в учебных пособиях и принадлежностях

2

 

Загаринская

 

1868

 

64

 

холодно; в класной мебели,

в книгах для внеклассного чтения

и руководствах для учителей

4

Булатниковская

1868

90

тесно; в книгах и учебных пособиях

5

Варежская

1861

85

тесно; в увеличении помещения

6

Вачская

1864

42

удобно

7

Жайская

1864

100

холодно, тесно; в увеличении помещения

8

Казаковская

1880

47

тесно; в увеличении помещения

9

Карачаровская

?

125

неудобно, в классной мебели

10

Климовская

1885

57

холодно, тесно; в классной мебели и книгах

11

Кошелевская

1891

60

удобно; в ремонте классной мебели

12

Красненская

1874

58

темно, тесно; в ремонте классной мебели

13

Лазаревская

1877

62

удобно; в книгах

14

Липинская

1867

51

темно, тесно; в помещении

15

Михалевская

1895

49

удобно

16

Монаковская

1856

56

темно, тесно; в книгах

17

Нижнеберезовская

1898

36

удобно; в учебниках, книгах

18

Новосельская

1868

69

холодно; в классной мебели

19

Новошинская

1862

50

холодно, темно; в  помещении,

учебных пособиях, книгах

21

Пертовская

1876

54

сыро, холодно, тесно; в учебных пособиях

22

Поздняковская

1867

82

тесно; в помещении и квартире для учителя

23

Полецкая

1895

104

удобно

24

Севаслейская

1870

76

ветхая, тесно; в ремонте помещения

25

Талызинская

1876

60

удобно

26

Чаадаевская

1888

66

удобно

27

Черновская

1867

41

удобно

29

 

Муромская

 г. Муром

1876

 

100

 

сыро, тесно;

в учебных пособиях и учебниках

Вопросы и задания к документу:

  1. Изучив документ, выясните, какие проблемы просматриваются в земских школах?
  2. Подсчитайте, в  скольких школах было удобно заниматься?

Далее заслушивается сообщение ученика о здравоохранении.

Вопросы  классу по тексту сообщения:

  1. Назовите самые распространенные болезни?
  2. Опишите Муромскую больницу: кто в ней работал, сколько человек могло лечиться одновременно, в каком здании находилась?        
  3. Почему самыми крупными расходами земства,  были расходы на здравоохранение?

В конце урока учащиеся делают вывод:

Влияние  земства на развитие уезда.

Несмотря на то, что функции земств были ограничены чисто хозяйственными делами и вопросами местного значения. Земства сыграли положительную роль в развитии русского общества.

Во-первых, хотя они находились под контролем губернской администрации, тем не менее, роль бюрократии на местах несколько ослабела.

Во-вторых, благодаря деятельности земств появилась сельская интеллигенция: земские врачи, учителя, агрономы, которые внесли значительный вклад в поднятие культурного уровня русской деревни.

Домашнее задание:

Вопрос: Кто из деятелей Муромского земства внес наиболее важный вклад в развитие города?  Что  вам известно об этих людях? Подготовьте сообщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реформы Екатерины 2 Великой в городе Муроме»

Методическая разработка содержит материал по реформам Екатерины Великой с привлечением краеведческого материала...

«НЭП и промышленность Мурома в 20-30 годы XX века»

Новая экономическая политика и её реализация на примере развития города Мурома (привлечение краеведческого материала)...

Опыт использования репертуарных решеток Дж. Келли для оценки компетентности педагога в рамках реализации реформы системы образования

Материал написан совметсно с старшим методистом Краснооктябрьского отделаСПС ОП МОУ ЦПК города Волгограда Любезновой Е.В. в попытке осмыслить понятие компетентности педагога и способов ее выявления. Н...

Судебная реформа 1864 года

Судебная реформа 1864 года...

Судебная реформа Александра II 1864 года

Правление Александра II (1855-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества. Реформы этой эпохи существенно изменили государственный строй империи, стимулировали экономичес...