Ситуационное моделирование
материал по истории на тему

Авакян Светлана Гарегиновна

Ситуационное моделирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situacionnoe_modelirovanie.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА

на уроке истории в старших классах

СИТУАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ КОНСТРУКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ УЗЛОВЫХ ПРОБЛЕМ НА КОНКРЕТНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ

        Для понимания и освоения многих тем необходимы новые формы и методы организации практических занятий, которые позволили бы не только значительно активизировать работу на уроках, но и вовлечь фактически всех в обсуждаемую проблему. Нужна «мозговая атака» для того, чтобы проанализировать ту или иную проблему. Ведь сегодня и учитель, и ученик в одинаковом положении: на них обрушился поток информации, который порой меняет (иногда в корне) представления о каком-то факте, историческом событии или исторической личности. Только дискуссия, конструктивное обсуждение, глубокий совместный анализ помогает разобраться и прийти к кому – то общему решению. Вообще в истории не должно быть однозначных оценок события или личности. Учащийся должен изучать и знать различные точки зрения на проблему, чтобы суметь выработать свою собственную позицию, отстаивать ее, аргументировать, доказывать ее правильность, либо согласиться с доводами оппонентов. В ходе обсуждения проблемы решается еще одна важная педагогическая задача: происходит обучение культуре дискуссии, в том числе и политической.

        Без тщательной предварительной подготовки учителя и учащихся конструктивного обсуждения не получится.

        Я провожу такие уроки –игры в старших классах в качестве повторительно-обобщающих уроков, когда всесторонне и подробно изучен уже весь материал по данной теме. То есть мне важно, чтобы учащийся, защищая свою позицию, уже обладал определенным запасом знаний. Не менее важно четко поставить цель обсуждения и перед собой и перед учащимися. Тогда обсуждение действительно проходит четко, с соблюдением всех норм и этики ведения научного спора и я получаю прогнозируемый результат обучения, а учащиеся – необходимые знания, умения, навыки.

         Конструктивное обсуждение можно организовать разными способами. Общеизвестен и широко применяется учителями истории первый и наиболее простой способ – это проблемная постановка вопроса для обсуждения. Он предполагает использование при постановке вопроса таких оборотов: «Как вы думаете», «Ваша точка зрения….», «Как на Ваш взгляд…» и т.д. Эффектнее, когда вопрос для обсуждения формулируется таким образом, чтобы вызвать немедленную ответную реакцию: удивление, смех и др. Часто, когда я ставлю такие вопросы и встречаю нежелание учащихся рассматривать данный вопрос или проблему сразу предлагаю им использовать прием сравнения с уже хорошо знакомым им фактом, событием, точкой зрения и т.д. Тогда учащиеся не только мобилизуют все свои знания, но и более активно и осознанно используют их в ходе доказательства своей точки зрения.

        Вторым способом организации конструктивного обсуждения проблем, который я очень часто использую в своей практике, является ситуационное моделирование. Это игра, своего рода мини – спектакль, в котором действующие лица  - разные существующие люди, группы населения, реально происходящие во времени события, конкретный исторический отрезок. Авторы – сами учащиеся.

        Как я готовлю и провожу это «погружение в эпоху»?

        В самом начале вступительной беседы к новому разделу, новой теме довожу до учащихся цели предстоящей нам работы и разъясняю их задачи в ходе подготовки к заключительному уроку темы. В дальнейшем, в ходе изучения конкретного материала, обращаю внимание учащихся на то, что и как нужно уметь обобщать, что и как детализировать, где и как использовать прием персонификации, какую лексику применять, какую информацию взять из учебника, а где нужно обратиться к дополнительным источникам информации, как и в каком объеме и смысле их привлекать.  Если это необходимо, заранее формируются группы и разъясняются их задание в ходе урока. Ни в коем случае нельзя нарушать принцип добровольности при формировании групп и подгрупп. А в сценарий урока необходимо  вносить именно те вопросы, именно те их аспекты, обсуждение которых приведет нас к достижению поставленной цели урока.

        Как правило, рабочие группы и подгруппы оказываются разновеликими по способностям. Но это не плохо. Наоборот, используя маленькую хитрость, а именно, вначале урока предупреждаю, что в каждой группе  и подгруппе слово берут сначала те учащиеся, которые способны только на поверхностный рассказ, увидели в проблеме чисто внешнее проявление признаков и т.д., а далее по лесенке вверх: больше фактов, больше признаков, все глубже и глубже их анализ, я добиваюсь того, что обсуждению придается необходимый динамизм, логичность, а при оценке результатов работы каждого учащегося легко осуществляется принцип дифференцированного подхода.

        Учитывается общий уровень интеллекта, и речь, и доля участия, и хорошее знание конкретного программного материала, и использование дополнительных исторических источников  информации, и необходимое рабочее время, затраченное на подготовку к этому уроку и т.д. Планируя такой  урок, я тщательно хронометрирую обсуждение каждого эпизода урока, а перед началом обсуждения сообщаю учащимся регламент. Чтобы избежать нерационального использования учебного времени и в конце урока проанализировать работу каждой группы, выставить оценку каждому ученику.

        В ходе предварительной подготовки к уроку, если есть необходимость, учащимся предлагается придумать себе название, изготовить таблицу, которая будет стоять во время урока перед каждой группой, придумать символику, какие – то детали костюма и т.д.

        Таким образом, подготовка к моделированию предполагает достаточно серьезную самостоятельную, творческую работу учащихся, которая также оценивается мной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационное родительское собрание - Где в семье лад...

Данное родительское собрание я проводил в рамках одного из этапов конкурса "Учитель года 2009". Родительское собрание построено по методике рефлексивного воспитания Н.П.Капустина...

Ситуационный классный час - Что такое счастье?

Классный час также по методике Н.П.Капустина. Проводился на этапе конкурса "Учитель года 2010"...

Ситуационное родительское собрание - Свободное время...

В ходе собрания происходит обсуждение вопросов, связанных с оптимальной организацией свободного времени ребенка...

Урок решения ситуационных задач по теме "Плотность вещества"

В современной школе, где учитель должен не передать сумму знаний своим ученикам, а научить их эти знания "добывать", ситуационные задачи должны занять достойное место в методическом арсенале учителя.С...

Ситуационно – ролевая игра "Создай музей"

В нашей школе существует мкзей "Транспортного строительства", подшефная организация нашего музея вышла на нашу школу с просьбой помочь...

Ситуационный классный час на тему: "Образ "Я" и внешность".

Целью создания ситуационных классных часов является пошаговое формирование личности в современном обществе. Частое отвержение своего отражения и неудовлетворенность своей внешностью подростками привод...

Урок ситуационного моделирования "Заседание Государственной Думы".

Методическая разработка урока для 9 класса. Групповая работа....