Ситуационное родительское собрание - Свободное время...
методическая разработка по теме
В ходе собрания происходит обсуждение вопросов, связанных с оптимальной организацией свободного времени ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situacionnoe_roditelskoe_sobranie_-_svobodnoe_vremya.rar | 323.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуационное родительское собрание
Эпиграф.
Мы знаем – время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его …
Н. Заболоцкий
Темаэтапы | Свободное время школьников: приоритет школе или семье? |
Цель |
|
Информация учителя | Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам большое за то, что вы нашли силы и время прийти сегодня на наше собрание, которое мы посвящаем очень важной проблеме свободного времени наших детей. Свободное время … как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, что бы у нас было его побольше, считаем, что нам всем его катастрофически не хватает для отдыха, для развития. Свободное время (досуг) — обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. |
«Я - позиция» Причина «Я - позиции». (родители отвечают на вопросы по кругу) |
Спасибо за ваши ответы, а я хотел бы обратиться к словам Л.Фейербаха «Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем»
Принято считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Однако анализ данных социологического опроса, проводимого среди учащихся 6-9 классов, не подтвердил этого утверждения. В ходе исследования была поставлена задача изучить соответствие проведения досуга с потребностями подростков. С этой целью школьникам было предложено оценить по 10-балльной шкале степень удовлетворенности проведением свободного времени:
Предпочитаемые виды отдыха:
А вот ответы участников исследования на вопросы по теме «Свободное время»: 1. Свободное время – это … (время, не загруженное делами и проблемами; время, которое я могу потратить на отдых от повседневных дел и т.д.) 2. Мое любимое занятие. (Гулять, общаться с друзьями, смотреть телевизор, заниматься спортом, слушать музыку, играть в компьютер и т.д.) 3. Как проводите свободное время с родителями? (смотрим телевизор, разговариваем, ходим в гости, ездим на дачу т. д.) 4. Устраивает вас это или нет? (большинство да, несколько человек – нет, почему – больше уделять время нам, а не работе; мало куда уезжаем отдыхать – на природу). Что говорить проблема досуга подростков стоит остро. Им действительно часто нечем заняться. И все-таки причина, которую приводят ребята, скорее следствие. Следствие ограниченности, духовной неразвитости, бедности культурных запросов. И наивно было бы думать, что, построив достаточное количество дискотек, кафе, клубов, мы решим подростковые проблемы. Конечная задача – не столько занять ребят, сколько воспитать людей гармонически развитых, с высокими культурными интересами. |
Разбивка на группы | На спинке ваших стульев приклеены карточки разного цвета, пожалуйста, возьмите эти карточки и сядьте в группы в соответствии с цветами. |
«Я – позиция» и общественно значимая норма. (работа в группах) | Задание 1. Ситуация № 1. Стихотворение Э.Асадова - Отец поздравляет сына с днем рождения: «Тебе семнадцать. Ну, совсем большой! И через год получишь разрешенье На прегрешенья взрослых: На куренье и на бокал вина, мой дорогой!» Сын посмотрел задумчиво в окно: «Спасибо, папа, за разрешение… Но сигареты, водку и вино Уж года три, как бросил я все это». 1. Реальная ситуация ? 2. Как вы видите решение данной ситуации? Итог. В результате выборочного опроса установлено, что не менее 65% мальчиков-восьмиклассников, 80% девятиклассников и 94% десятиклассников пробовали употреблять спиртное. Нас, учителей, тревожит эта довольно опасная забава. Но в какой степени виноваты те юноши и девушки, для которых вино и пиво стало обязательным спутником их свободного времени. Может быть это их беда? А вина лежит на взрослых, которые не научили своих детей интересно и содержательно отдыхать? Ситуация № 2. Ребенок пытается поговорить с отцом, но тот увлеченно смотрит футбол, не слушает ребенка. Мама разговаривает по телефону, отмахивается от сына. Мальчик уходит на улицу, где встречает подростков, которые ему «сочувствуют» и предлагают «забыть» о проблемах с помощью наркотиков. (обсуждение в группах 1,5-2 мин., выступления групп) Подведем итоги. Ребенок остался один на один со своими проблемами. Преодолению трудностей не научен. Задание 2. Проанализируйте и выразите свое отношение к мыслям древнего мудреца Сенеки: 1) «Только время, ускользающее и текущее, дала нам во владение природа, но и его, кто хочет, тот и отнимает» 2) « Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего» Чем же занят досуг молодежи? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью данных, полученных в результате социологического исследования старшеклассников. - В свободное время я делаю то, что хочу, - часто можно услышать ответ на вопрос: «Что ты делаешь в свободное время?» Здесь мы имеем широко распространенное, но совершенно неверное понимание категории «личное время». В свободное время личность действительно свободна от ответственности перед обществом. Но это только до тех пор, пока ее поступки согласуются с требованиями и моральными нормами общества. По данным исследования уровня занятости учащихся во внеурочное время можно сделать вывод – чем старше становятся учащиеся, тем меньше они заняты в кружках и секциях дополнительного образования. Для подростка основная форма отдыха и развлечения, в ходе которой идет обмен мнениями и оказывается взаимовлияние, - общение с друзьями. Прогулки, танцы, встречи с друзьями, посещение гостей – все это в 9 – 11 классах занимает примерно 8 – 12 часов в неделю. Вечерние часы подростки довольно часто заполняют бесцельной прогулкой. «Пойдем, походим» - так определяется форма досуга. Такой досуг характеризуется вялостью, отсутствием физической нагрузки. Усилить внимание к досугу своих детей чрезвычайно важно, тем более что регулирование поведения старших школьников весьма затруднительно. Но без контроля невозможно сформировать личность. Пословица гласит: «Если хочешь погубить человека, разреши ему делать все, что он хочет». А сейчас я предлагаю Вам творческое задание: в течение 5 минут каждая группа постарается разработать рациональный режим дня для подростка 11-15 лет таким образом, чтобы он не был перегружен и интересен ребенку. У вас на столах лежат листы формата А3 и маркеры. |
Дискуссия (разворот в круг) 10 минут. | 1) Группы выступают (1-2 минуты) по заданию 1. (О различных путях выхода из сложившейся проблемной ситуации) 2) Выступления групп по заданию 2. 3) Выступление групп по заданию 3. |
Рефлексия (в круге). 3-5 минут | Сегодня я узнал… Для меня стало полезным… Я смогу применить… Я желаю… |
Свободный выбор. | Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но вот свое свободное время мы отдаем им неохотнее всего остального. Из средств материального семейного бюджета мы все больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей и т. д. А если посмотреть на затраты свободного времени на детей, то окажется, что наши наследники испытывают значительный дефицит родительского общения. Телевизор тут находится в более привилегированном положении, чем родное дитятко. Заканчивая наш разговор, хочется прочитать вам слова знаменитого педагога и врача, тонкого психолога, знатока семейных отношений Бенджамина Спока: «Я давно знаю крепкие семьи, где какие-нибудь общие увлечения, будь то занятия спортом, туризм или коллекционирование пластинок, марок, монет, помогает сохранить дружбу и взаимоотношения между отцами и детьми. Но успех придет только тогда, если взрослые действительно увлечены этим: любая искусственность скоро выдаст себя и разочарует сына или дочь. Подросткам не очень нравится, когда «старики» при их друзьях стараются играть в молодых. Здесь надо точно чувствовать ту грань в общении, перейти которую нетрудно, но вернуть пошатнувшееся доверие и уважение уже сложнее». |
Памятки родителям
Принципы отношений родителей с детьми
- Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт лю бящим детским сердцам.
- Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на са мом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ре бенку и ценить его.
- Я — единственный, кто может прожить мою жизнь. По этому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
- Я часто забываю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
- Я знаю много об окружающем мире. Поэтому Я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
- Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
- Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, ла ской и нежностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Свободное время и его роль в формировании личности подростка".
Материалы к родительскоу собранию....
Родительское собрание: Свободное время школьника: приоритет семьи или школы?
мы выяснили, что приоритет в организации свободного времени в настоящее время принадлежит школе, и в ходе нашего разговора пришли к общему мнению, что это неправильно, в этом мнения родителей и детей ...
родительское собрание "Свободное время - для души и с пользой!"
Данное родительское собрание поможет представить родителям круг увлечений и способов проведения свободного времени современными подростками....
Родительское собрание "Свободное время подростка".
Родительское собрание "Свободное время подростка"....
Родительское собрание "Свободное время школьников"
Родительское собрание...
Разработка родительского собрания "Свободное время"
анкеты и сценарий...
Ситуационное родительское собрание "Свободное время школьников: приоритет школе или семье?"
Ситуационное родительское собрание...
Комментарии
Благодарность
Родительское собрание "Свободное время"
Благодарность!
Строки Асадова напомнили о
Строки Асадова напомнили о реальности. Разработка собрания мне пригодилась. Спасибо.