"Организация самостоятельной и творческой деятельности студентов"
методическая разработка по истории по теме

Потапова Галина Николаевна

 

Проблема обучения и воспитания чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Деятельность преподавателя постоянно изменяется под воздей­ствием большого числа факторов, как внутренних, так и внешних. Основные факторы, изменившие сегодня процесс образовательно-воспитательной работы в целом, определили и новые тенденции обучения и воспитания студенческой молодежи в нашем техникуме.

Исходя из стремления социально защитить своих выпускников пред­лагаются не только наиболее перспективные и актуальные методы работы, но и формируются навыки творческой и исследовательской работы студентов.

Чтобы компенсировать недостаточную роль семьи в жизни студента, уде­ляется большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и со­хранения здоровья студентов, их психологической и материальной поддержки, формирования самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_samost.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

КСТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Организация самостоятельной и творческой деятельности студентов

Обобщение опыта работы преподавателя общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин

Выполнила

преподаватель истории                                                                   Потапова Г.Н.

 КСТОВО 2008

Содержание

Введение……………….………………………………….. .………………….4

1. Роль мотивации в самостоятельной познавательной деятельности студентов……………………………………………….. …………………… .5

     2. Студенческий реферат как вид исследовательской работы ……………..9

     3. Творческая деятельность студентов…………………… ………………. 12

Заключение…………………………………………………………………...15

Список использованной литературы………………………………………16


Введение

Проблема обучения и воспитания чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Деятельность преподавателя постоянно изменяется под воздей ствием большого числа факторов, как внутренних, так и внешних. Основные факторы, изменившие сегодня процесс образовательно-воспитательной работы в целом, определили и новые тенденции обучения и воспитания студенческой молодежи в нашем техникуме.

Исходя из стремления социально защитить своих выпускников пред лагаются не только наиболее перспективные и актуальные методы работы, но и формируются навыки творческой и исследовательской работы студентов.

Чтобы компенсировать недостаточную роль семьи в жизни студента, уде ляется большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и со хранения здоровья студентов, их психологической и материальной поддержки, формирования самостоятельности.

Одним из ра циональных путей повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса мож но назвать процесс творческой инновационной и самостоятельной деятельности студентов.  Предоставляя личностную и профессиональную свободу, преподаватель  добивается прочных знаний, формирует духовную основу и подлинные жизненные ценности. Процесс обучения требует определенных мотиваций, которые должны способствовать развитию интереса к получению знаний. Самостоятельная и творческая деятельность студентов развивает стремление к поиску альтернативных способов решения ситуаций и жизненных проблем.

В процессе преподавания общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин широко применяются различные виды самостоятельной и творческой деятельности студентов. Направления и темы данных видов работы студентов определяются с учетом содержания рабочих программ и планов внеаудиторной деятельности по блоку ОГСЭД.


Роль мотивации в самостоятельной
деятельности студентов

Образова ние должно быть ориентировано не только на усвое ние студентами определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных интересов, созидательных способностей и активизации самостоя тельной деятельности. В процессе обучения формируется система знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов.

Желание успешно учиться и получать прекрасное образование является ключевым фактором для студентов. Возникают следующие вопросы:

что побуждает студентов хорошо учиться;

почему студенты, имеющие одинаковые результаты вступительных испытаний, учатся с различной продуктивностью;

почему один и тот же студент в разных ситуациях, по разным дисциплинам учится по-разному;

что надо сделать, чтобы повысить эффек тивность обучения.

Все эти вопросы связаны с проблемой мотивации. Аудиторная и внеаудиторная  самостоятельная деятельность осуществляется студентами благо даря ее мотивированности. Мотивы аудиторной деятель ности показывают то, ради чего человек учится. Моти вация - сложная система мотивов, которая стимули рует, регулирует и поддерживает любую деятельность человека,  которая побуждает к получению но вых знаний, умений, собственному развитию и со вершенствованию.

Самостоятель но пользоваться полученными знаниями в ходе реше ния стоящих перед студентами задач они не смогут, если не увидят необходимости, не осознают значимости, не будут испытывать интереса.

Вся жизнь - это калейдоскоп нестандартных произ водственных и житейских проблем, решение которых требует новой информации, получаемой в процессе профессионального образования. Большое значение имеет мотивационное обеспечение образовательного процесса, опора на внешнюю и внутреннюю мотива цию, учет реальных мотивов учебно-познавательной деятельности, их дифференцированности примени тельно к разным образовательным областям.

Индивидуальные предпочтения в обучении и спо собности к обучению определенным образом влияют на мотивацию студентов. При столкновении с воз можностями обучения, которые не кажутся привлека тельными или представляются слишком трудными, мотивация студента, скорее всего, будет невы сока. Необходимо принимать в расчет уверенность человека в себе и общий характер его личности. Кри тически важным аспектом роли современного педаго га является укрепление чувства уверенности в себе и самосознания, а также формирование у студентов адекватной самооценки. Чем выше уровень уверенно сти, самосознания и самооценки студента, тем выше будет его мотивация к использованию возможностей обучения, к принятию ответственности за повыше ние имеющегося у него на данный момент уровня об разования.

Не менее важную роль в стимулировании и под держании мотивации учебно-познавательной дея тельности студентов играет удовольствие, которое они получают от процесса обучения. За ос нову необходимо взять тот момент, что студент пришел в техникум получать именно ту про фессию, которая ему нравится.

Правильная организация мотивации самостоя тельной работы является важнейшим звеном образо вательного процесса, так как имеет решающее значе ние для обеспечения высокого качества знаний студентов. В реальных условиях техникума мотивация активизации и эф фективности самостоятельной работы часто зависит от объективных факторов образовательного процесса:

внедрения в учебный процесс новых методик препо давания общеобразовательных и специальных дисци плин;

обучения преподавателей новым приемам и ме тодам работы;

обобщения опыта работы педагогов-новаторов;

обмена передовым опытом преподаватель ской деятельности и его распространение;

внедрения современных информационных компьютерных тех нологий.

Общеизвестно, что самый короткий путь к сердцу человека - это беседа о том, что он знает, ценит и лю бит. Именно в диалоге преподавателя со студентом находится правильное решение, кото рое выполняет роль мотивации. Использование различных развивающих обра зовательных технологий с ориентацией на формиро вание у студентов исследовательских умений способствует развитию познавательных способ ностей, усиливает мотивацию к получению образова ния.

Формирование и развитие мотивации учебно-познавательной деятельности про валяется в переходе от системы внешнего управле ния к самоуправлению и самоорганизации. В процессе обучения функция передачи преподавателем знаний должна уменьшаться, а доля самостоятельности студентов соответственно расти. Одним из перспективных методов решения этой проблемы являются проблемно-деловые и ролевые игры, ориентированные на разви тие и творчество, направленные не на учебное имитирование известных выходов из проблем, а на поиск решения реальных проблем, которые традиционными методами эффективно разрешить невозможно.

Игры стимулируют творчество, учат общению. Ра ботая с заданиями, составленными в форме игр, студенты повторяют то, что уже изучали,  узнают новое. При поиске ответов на постав ленные вопросы они могут применять накопленные знания, проверять свои способности, анализировать, систематизировать данные, делать обобщения и вы воды. Организация процесса совместного решения познавательных задач возможна в форме игр, напри мер «Что? Где? Когда?». Коллек тивный поиск решения проблемы, выявление и гар монизация различных точек зрения, интеграция личностного опыта студентов под руководством преподавателя позволяют раскрывать и развивать способности каждого участника игры без ущемления чувства собственного достоинства.

Совершенствование компе тентности участников посредством инновационных форм коллективной работы, в частности ролевых и деловых игр, повышает мотивацию к обучению, так как осуществляется активная творческая деятель ность, полностью соответствующая потребностям студентов. Специально моделируемые или спонтан но возникающие ситуации затруднения и успеха в процессе игр способствуют выявлению, проявлению и реализации личностной индиви дуальности каждого участника. Комфортный психологический климат, эмоциональная удовлетворенность всех участников игры также способствуют мотивации обучаемых.

Вызывает познавательный интерес и такой вид иг ровой деятельности, как кроссворды, разработанные по отдельным темам и способствующие выработке навыков работы со словарно-справочной литературой, овладению содержанием основных понятий изучае мой дисциплины. Создание различных вариантов кроссвордов и тестов по дисциплине способствует по вышению положительной мотивации и ак тивизации самостоятельной работы студентов.

Образование в любом обществе работает не только на настоящее, но и на будущее. Форми рование у студентов мотивации к самостоятельной деятельности необходимо не только для того, чтобы успешно учиться в техникуме, а потом и в вузе, но и для эф фективной социальной адаптации во взрослой жизни.


Студенческий реферат как вид
исследовательской работы

 

Задачи образования и воспитания студентов требуют целенаправленного формирования их самоорганизации, основ самостоя тельности, развития творческих способностей, фор мирования научного стиля мышления. Несомненно, что самостоятельно приобретенные студентом знания обеспечат ему успех в дальнейшей профессиональной деятельности.

Наукой установлено, что 90% знаний, полученных студентами, будут запоминаться надолго, если добыты ими самостоятельно, т.е. своим трудом. Следовательно, перед преподавателем ставится важная задача - научить студента работать самостоятельно, научить учиться.

Необходима подготовка специалиста нового качества, способного к самообразованию, ориентированного на творческий подход к делу, обладающего высокой культурой мышления, многосторонне развитого человека.

Организация аудиторной и внеаудиторной деятельнос ти является важной составляющей современного педаго гического процесса и позволяет мобилизовать студентов на творческую деятельность. Обучение студен тов навыкам такого вида деятельности начинается с пер вого курса. При изучении гуманитарных дисциплин это мо жет быть подготовка докладов, сообщений, рефератов.

Курс дисциплины «История» по Государствен ному образовательному стандарту предполагает изучение мировой истории с более углубленным рассмотрением вопросов историче ского развития российского общества от Киевской Руси до современной России. Объем изучаемого материала велик, поэтому глубокое освоение всего материала в отведенное количество часов для студентов очень затруднительно. Ор ганизация исследовательской работы в данном слу чае позволяет мобилизовать студентов на качественное ус воение изучаемого материала по определенным темам, на учить находить, отбирать необходимый материал, перера батывать его, сопоставлять и сравнивать факты, работать с литературой, источниками и в итоге выработать свое суж дение по изучаемой теме.

При изучении дисциплин общего гуманитарного цикла широко используется написание реферата. Начинается работа с того, что объясняется значение слова «реферат». В понимании некоторых студентов - это про стое переписывание двух – трех страниц из учебника.

На аудиторных занятиях выделяется время для объяснения то го, как писать реферат, какие бывают типы рефератов, как определить цели и задачи при написании своего рефера та. Предлагаются на выбор темы для рефератов из того мате риала, что будет изучен. Проводится индивидуальная ра бота со студентами:

  1. консультации;
  2. беседы;
  3. рекомен дации;
  4. помощь в подборе литературы;
  5. определение цели и задачи каждого реферата.

Углубленно изу чая одну тему, студент учится добывать информацию, сор тировать и фильтровать ее, перерабатывать и интерпретировать для своей проблемы. В этой деятельности позволяется студентам брать материал из Интер нета, но перерабатывать его для своей темы.

В течение семестра отслеживается степень готов ности каждого студента в наглядно представленном графике прохождения двух консультаций. Первая - это ут верждение плана работы, определение целей и задач ре ферата. Вторая - предоставление завершенной работы на рецензию преподавателю. Защита рефератов проходит публично. Формы защи ты варьируются.

Преимущества такой формы работы заключаются в том, что:

  1. реализуется личностно-ориентированный подход в обучении;
  2. четко прослеживается уровень подготовки каждого студента;
  3. выделяются студенты, наиболее  способные к исследовательской работе, чтобы продолжить работу с ними в дальнейшем;
  4. позволяет снять стресс, создавая ситуацию беседы;
  5. определяется степень усвоения изученного.

Эта работа требует большой отдачи от преподавателя. Студенты выполняют нечто похожее на курсовую работу, хотя времени для этого не выделено. Преподавателю при ходится тратить дополнительное время на консультации, рецензирование работ студентов. Этот вид само стоятельной работы студентов ориентирован на осознан ное, заинтересованное изучение дисциплины,  позволяет под готовиться к восприятию более сложных вопросов, тре бующих умения систематизировать, анализировать, изла гать материал и формулировать собственное мнение.


Творческая деятельность студентов

Учительская профессия – благороднейшая и труднейшая. Она требует от человека постоянного творчества,  мыслительной деятельности, душевной щедрости, верности избранному делу. Одним из важнейших условий деятельности преподавателя является стимулирование творческой деятельности студента, превращение педагогического творчества в творческое сотрудничество. Каждый человек обладает творческой энергией. Она реализуется в поиске новых идей в обдумывании альтернативных подходов.

Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин открывает возможности для организации творческой аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов.

Можно выделить ряд причин:

  1. во-первых, само содержание дисциплин предполагает не только работу ума, но и работу чувств, сердца, души студентов;
  2. во-вторых, эти дисциплины имеют много точек соприкосновения,  работа преподавателя ведется в определенной системе. Каждое творческое задание просматривается в контексте всей аудиторной деятельности по дисциплинам этого цикла, как ожидаемая, обязательная форма аудиторной деятельности;
  3. в-третьих, весь цикл дисциплин или большинство из них ведет один преподаватель. Эта педагогическая деятельность становится визитной карточкой, частью педагогического опыта и мастерства.

По мере накопления опыта определяется возможный круг, набор приемов и методов организации творческой деятельности студентов:

  1. рефераты;
  2. доклады;
  3. сообщения по проблемным  вопросам;
  4. кроссворды;
  5. стихи-посвящения;
  6. плакаты;
  7. тематические газеты; письма-обращения к потомкам;
  8. философские сочинения-размышления;
  9. презентации.

Предела творческому поиску нет. Ежегодно в эту  копилку добавляется обязательно что-то новое.

Разный уровень интеллектуальных возможностей и способностей студентов заставляет расширять форму творческой деятельности. Даже при использовании различных форм дифференцированного обучения доминирующим остается общий усредненный подход, на фоне которого выделяются несколько сильных, думающих студентов.

Все студенты ставятся в равные условия: твори, выдумывай, изобретай. Вывод о нереализованных творческих возможностях студентов приходится делать, к сожалению, все чаще. Многие из них не обладают навыками грамотного письма, плохо развита речь, отсутствует самодисциплина, навыки учебы. Задача преподавателя -  помочь студенту это сделать.

В организации творческой работы студентов по общим гуманитарным дисциплинам можно выделить три этапа.

1 этап - подготовительный.  Определяется круг  тем, вопросов, по которым планируется проведение аудиторной и внеаудиторной деятельности. При этом необходимо соблюдать чувство меры: во-первых, это должно стать  системой для студентов, а во-вторых, не должно превалировать над всеми остальными формами и методами. Первый этап включает и подготовку учебной группы к различным формам творческой работы.

II этап - организация и проведение творческих самостоятельных работ. Важным условием этого этапа является наличие нескольких вариантов работ - чем больше будет предложено различных вариантов, видов работ, тем больше вероятности, что каждый, даже самый инертный и слабый студент, найдет свою нишу и выполнит работу.

III   этап – оценка творческих работ, защита и   представление   в различных формах для более широкого круга студентов техникума. Всякая   оценка   хороша   и    полезна,   если   она способствовала развитию личности в том или ином плане.

По мере становления системы проведения творческих работ, накопления опыта, появилась   необходимость   в  других   формах   оценки   творческой   деятельности студентов.

Обязательной стала публичная защита работ – будь то кроссворд, реферат, плакат, рисунок и т.д.; студент должен обязательно представить работу группе. Первые же выступления студентов обнаружили практически полное отсутствие навыков публичных выступлений. Поведение студента, его речь, манеры, подходы существенно отличаются, когда он отвечает на уроке по текущему учебному материалу и когда он защищает, представляет свое произведение. Первыми на защиту в группе ставятся наиболее способные, коммуникабельные студенты - их выступление становится своеобразным эталоном, образцом защиты. Оценивается не только сама работа,  но и защита, выступление (студент получает две оценки). В ходе защиты студенты имеют право задавать вопросы, вступать в полемику с выступающим, давать свою собственную оценку работы и защиты.

 Предела в методическом совершенствовании этой работы нет: с каждым новым набором студентов обязательно появляется что-то новое, интересное.

 Напрашивается прекрасный вывод: чем сильнее нажимаешь на творческий потенциал молодых людей, тем необычнее, интереснее рождаются идеи, тем сильнее обогащаешься от работы с ними.

Традиционными стали представления творческих работ студентов всему коллективу техникума: и студентам, и преподавателям. Лучшие работы вывешиваются на стендах. Явным недостатком в работе, и он становится все ощутимее, является отсутствие общих конкурсов на лучшие творческие работы - и в стенах техникума, и между учебными заведениями. В определенной степени, работа идет вхолостую – материал накапливается с годами огромный, но он не востребован.

 Эта работа дает или даст в будущей жизни студента необходимые результаты - стремление к новому, поиск альтернативных способов решения ситуаций, жизненных проблем.


Заключение

Самостоятельная и творческая деятельность студентов способствует расширению кругозора, выявлению индивидуальных способностей и дарований студентов, углублению знаний, развитию творческой инициативы. Любая форма самостоятельной деятельности может иметь успех тогда, когда есть мотивация. Выбор форм и методов работы зависит от многих причин. Интересный, разнообразный материал можно собрать и оформить при изучении конкретного вопроса. В процессе работы формируется чувство ответственности, развивается логическое мышление, реализуется творческий потенциал студентов.


                   Список использованной литературы

  1. Воронина А.Я. Об организации самостоятельной работы на кафедре гуманитарных дисциплин. //Сб. «Основные направления интенсификации образовательного процесса и активизации познавательной деятельности студентов». - Новосибирск, 2002.
  2. Никонова СВ. Привлечение студентов к краеведческой работе. //Сб. «Основные направления интенсификации образовательного процесса и активизации познавательной деятельности студентов». Новосибирск, 2003.
  1. Статьи, посвященные инновационным подходам к организации обучения. Журнал «Специалист» за 2003-2004 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Научно-исследовательская и творческая деятельность студентов"- методический доклад

В докладе рассматривается нучно-исследовательская и твоческая деятельность студентов ссуз и вузов....

Развитие творческой деятельности студентов на занятиях по дисциплинам «Русский язык» и «Литература»

Одна из серьёзных и трудных задач - это учить студентов размышлять, развивать умение мыслить творчески, самостоятельно. Всё - творчески! Иначе - зачем?...

Фотовыставка как способ организации познавательной и творческой деятельности учащихся по иностранному языку

Регулярный просмотр фотоматериалов с соответствующими подписями на английском языке способствует развитию воображения, пространственного мышления, воспитывает на лучших образцах человеческого гения, у...

Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива в общеобразовательной школе

В статье рассматриваются все стороны, необходимые для успешной работы хореографического коллектива....

Статья «Культурный потенциал самостоятельной и творческой деятельности учащихся на уроках математики»

«Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями  своей мысли, а не памятью» Л.Н. Толстой...

2.4. Организация различных форм внеурочной деятельности студентов

Организация различных форм внеурочной деятельности студентов.Студентами подготовлены доклады:1. Наука математика.2. Математики и математика в годы Великой Отечественной войны.3. Социальный экологическ...

Статья: " Организация творческой деятельности студентов с использованием ин-формационно-коммуникационных технологий"

На уроках информатики и информационных технологий необходимо создавать атмосферу творческого поиска, для полного  раскрытия  своих способностей.Одним из важных направлений современной педаго...