Статья: " Организация творческой деятельности студентов с использованием ин-формационно-коммуникационных технологий"
статья по информатике и икт (10, 11 класс)

Акопян Эльза Владимировна

На уроках информатики и информационных технологий необходимо создавать атмосферу творческого поиска, для полного  раскрытия  своих способностей.Одним из важных направлений современной педагогики является развитие студентов с помощью работы на компьютерах. Актуальным становится вопрос о формах и методах обучения студентов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Акопян Э.В., преподаватель информатики

 Московская область, г. Орехово-Зуево

Гуманитарно-педагогический колледж ГГТУ

Организация творческой деятельности студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня, чтобы успевать за развитием вычислительной техники, необходимо непрерывное самосовершенствование, личная целеустремлённость и желание узнавать о том, что происходит в мире современных информационных технологий. В наше время стране нужны люди,  способные  принимать нестандартные решения с использованием  современных информационных технологий. На уроках информатики и информационных технологий необходимо создавать атмосферу творческого поиска, для полного  раскрытия  своих способностей.Одним из важных направлений современной педагогики является развитие студентов с помощью работы на компьютерах. Актуальным становится вопрос о формах и методах обучения студентов. В моей практике  преподавания информатике и информационным технологиям важнейшим направлением является  развитие творческих способностей студентов. Творческая деятельность, опыт которой накапливался человечеством и отдельной личностью, представляет собой создание объективно или субъективно нового посредством специфических процедур. К своему делу я стараюсь  относиться  ответственно и творчески. Сущность моей работы заключается в создании условий для раскрытия творческого потенциала студентов  через привлечение их к использованию  современных информационных технологий и программных средств. Выпускник колледжа должен обладать умением  и навыком свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий. Ведущей является грамотная организация  творческой деятельности студентов.Предлагая  студентам  выполнение заданий за компьютером, им предоставляется возможность стать исследователем, открывателем. Это означает, что я учу студентов делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта. Опыт преподавания позволил мне увидеть противоречие между требованиями современного общества к знаниям выпускников в области информационных технологий и количеством учебного времени в программах, отведенного на их изучение. Это противоречие и побудили меня к разработке своей системы обучения, направленной на раскрытие творческих способностей  студентов посредством информационных технологий. Ведь компьютерное обучение дает широкие возможности для умственного и творческого развития студентов, позволяет сочетать развитие логического и образного мышления.

Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей студентов  необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов  по их разрешению. Такие возможности предоставляют возможность  использование на уроках технологии проблемного обучения, которое я приняла за основу организации учебного процесса на уроках информатики и информационных технологий. Используя эти технологии, я как преподаватель получаю возможность расширить рамки учебного предмета. Студент не заучивает  теоретический материал механически, а старается применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях, что и способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов в ходе выполнения практических заданий. Проблемное обучение ориентировано на личность студента, на раскрытие его творческого потенциала. Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта студентов  и желания достичь ими личностно-значимого результата. Важную роль в выработке у студентов  навыков применения полученных знаний для решения практических задач вместе с преподавателем играют практические занятия.Их формы разнообразны, одна из них применяемая мною — лабораторные работы.Лабораторные работы по информатике и информационным технологиям я применяю  не на стадии закрепления пройденного материала, а в процессе усвоения новой темы. Специфика предмета позволяет это сделать. В этом случае главной моей задачей становится подготовка материала для самостоятельного исследования и усвоения студентами  новой темы. Главное в процессе выполнения лабораторной работы – не полученные знания, а навыки самостоятельной творческой деятельности, которые дают студенту уверенность, развивают его интеллект. Студент  получает знания самостоятельно, пытается решить свои проблемы сам и только тогда, когда помощь ему действительно нужна, обращается к преподавателю.  Ведь это очень важно. Студенты  должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Умение свободно работать на персональном компьютере является важнейшей составляющей современной информационной культуры. Студентам предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерной моделью, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности. Я, как преподаватель получаю  возможность провести быструю индивидуальную диагностику результативности процесса обучения, освободить время на индивидуальную работу со студентами (особенно с отстающими).  

Для определения результативности своей деятельности, степени эффективности решения поставленных цели и задач осуществляется мониторинг качества выполнения итоговых работ (творческий проект, практическое задание и др.) 

С ростом познавательного интереса повышается качество знаний студентов. В колледже создан мультимедийный комплекс,  что даёт возможность проведение занятий с применением компьютерных технологий всем учителям-предметникам.  

Таким образом, основные результаты деятельности по решению поставленных задач свидетельствуют об эффективности использования выбранных мною информационно-коммуникационных технологий для  осуществления образовательного процесса.

Литература:

1.    Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: изд. Филинъ, 2010. - 616 с.
2.    Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М.,Центр «Педагогический поиск» 2009 г.
3.    Журнал «Школьные технологии» - 2003 – 2005 г.
4.    Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб.пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
5.    Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация самостоятельной и творческой деятельности студентов"

Проблема обучения и воспитания чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Деятельность преподавателя постоянно изменяется под воздей­ствием большого числа факторов, как внутрен...

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании природных объектов Николо- Березовского поселения".

      Систематическая научно-исследовательская работа – один из путей творческого восприятия современных наук. Исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти в культурно...

Статья. "Коллективная творческая деятельность как способ организации образовательного процесса"

Приводится практический пример применения КТД, а так же описывается  воспитательно-развивающий эффект, который приносит использование данной методики. Подчеркивается зависимость от скоординирован...

«Опыт организации внеурочной деятельности учащихся с использованием информационных и сетевых технологий»

laquo;Опыт организации внеурочной деятельности учащихся с использованием информационных и сетевых технологий»...

Организация работы с одарёнными детьми через проектную, исследовательскую и творческую деятельность в условиях использования УМК (Радченко О.А.) "Вундеркинды"

В работе описывается опыт учителя  в работе с одарёнными детьми по учебникам О.А. Радченко " Вундеркинды". Раскрываются разные формы работы и показывается лестница достижений учащихся....

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании объектов зелёной зоны города Кронштадта"

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании объектов зелёной зоны города Кронштадта"...

"Использование компетентностного подхода для организации творческой деятельности обучающихся на уроках литературы как средства самореализации личности"

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и с...