Франция под властью якобинцев
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Урок по Новой истории.

Благодаря различным приемам деятельтности, например, персонификация и драматизация, эврестическая беседа и информативное сообщение, происходит углубление и систематизация знаний учащихся по теме Великая французская революция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Франция под властью якобинцев.

 «Не все совершаемое во имя

торжества истины есть благо»

В. Гюго

Цели урока: углубление и систематизация полученных знаний; развитие умений рационально решать познавательные  и проблемные задания, участвовать в дискуссии, выделять главное, давать характеристики историческим деятелям, оперировать понятиями и терминами; воспитание негативного отношения к террору и насилию как средствам решения проблем.

Приемы деятельности учителя: рассказ, персонификация и драматизация, эвристическая беседа, информативное сообщение, обучение решению учебных проблем.

Основные виды деятельности учащихся: беседа, работа в группах, инсценировка, опережающие индивидуальные задания, решение проблемного задания.

П.З.: разделяете ли вы точку зрения Виктора Гюго?

Слайд

План урока

  1. Революция и диктатура
  2. Основные события революции
  3. «Декларация прав человека и гражданина»
  4. Якобинская диктатура
  5. Политические портреты революционеров
  6. Рефлексия

Ход урока:

1. Революция и диктатура

Учитель:

Пятнадцать сотен лет во мраке жил народ.

И старый мир, над ним свой утверждает гнет,

Стоял средневековой башней.

Но возмущения поднялся грозный вал,

Железный сжав кулак, народ – титан восстал,

Удар – и рухнул мир вчерашний!

И революция в крестьянских башмаках,

Ступая тяжело с дубинкою в руках,

Пришла, раздвинув строй столетий,

Сияя торжеством, от ран кровоточа…

Народ стряхнул ярмо с могучего плеча –

И грянул Девяносто третий.

Историки и писатели, художники и политики всегда с пристрастием оценивали революционные  события. В начале XIX века противники якобинцев изображали революцию как нагромождение ужасов и преступлений, безумств и роковых недоразумений. Многие социалисты прошлого века оправдывали якобинский террор  тем, что «он стер сразу, как по волшебству, все феодальные руины с лица Франции».

Есть и другие мнения, но мы сегодня не будем судить якобинцев; наша задача куда скромнее – систематизировать и углубить свои представления о тогдашних событиях, вспомнить активных участников революции, уточнить некоторые подробности политической борьбы. В ходе урока мы должны будем решить П.З.

И так, мы знаем, что якобинцы установили свою власть на четвертом году революции. Вспомним, что такое «революция».

Слайд

Выберите из предложенных формулировок наиболее точную и полную:

  1. Военный переворот
  2. Смена правителей
  3. Вооруженный захват власти
  4. Изменение существующего государственного строя
  5. Захват власти с целью перераспределения собственности и изменения государственного устройства

Подберите наиболее точный вариант определения понятия «диктатура»:

  1. Власть, осуществляемая одним человеком
  2. Форма власти в период революции
  3. Антидемократический государственный режим, связанный с террором и подавлением любого сопротивления
  4. Неограниченная власть монарха
  5. Режим личной власти военного правителя

  1. Основные события революции

Слайд

А теперь давайте вспомним основные события, предшествовавшие установлению диктатуры якобинцев. На предыдущих занятиях мы изображали ход революции в виде пирамиды, размещая на ее гранях сведения об основных событиях. Воспроизведите ее.

 

Слайд

Следующее задание «реконструкция». Представьте себе, что к вам в руки попал документ конца XVIII - начала XIX веков. Часть текста не сохранилась. Вам необходимо полностью восстановить текст. Для выполнения задания на оценку «4» достаточно восстановить один документ плюс одно задание из документа №2; на оценку «5» нужно полностью восстановить оба документа.

Документ №1

1 .Якобинский клуб получил свое название потому, что его члены собирались (в библиотеке монастыря) Святого Якоба.

2. Второго июня 1793 года власть во Франции перешла к якобинцам и их вождям – (Робеспьеру, Марату, Дантону).

3. Для спасения революции якобинцы установили в стране (революционный террор).

Документ №2

1. В период диктатуры якобинцев Францией управлял (Конвент) во главе с (Робеспьером).

2. Земли в деревнях при якобинцах (дробились и продавались).

3. Феодальные платежи и повинности якобинцы (отменили).

     

Слайд

  1. «Декларация прав человека и гражданина»

Нам известно о бесправном положении личности во Франции на кануне революции. Проблема освобождения личности от деспотической власти короля, сеньора была решена законодательством Французской революции (слайды).

Какие «прирожденные права человека» провозглашались в документе? (свобода слова, печати, вероисповедания, собраний, неприкосновенность частной собственности, источник власти – народ, все люди свободны и равны в правах, равенство всех перед законом).

Обратите внимание на «Рабочий лист урока». Заполните схему.

  1. Якобинская диктатура

Слайд

17 сентября 1793 года Конвент принял закон о «подозрительных».

-Кого так называли? (всех, кто сочувствовал тирании, кого подозревали комиссары Конвента, родственники эмигрантов, т.е. практически каждый).

-Как вы думаете, в чем опасность террора? (его легко начать и крайне сложно остановить. Он требовал все новых жертв и ими неизбежно стали сами якобинцы).

Во Франции зарегистрировано 17 тысяч жертв гильотины. На кануне двухсотлетия революции с помощью ЭВМ был проведен анализ ее жертв. Он показал, что среди погибших «враги нации» – дворяне – составляют 9%, 91% - рядовые участники революции; из них: 28% - крестьяне, 30% - рабочие; истинных виновников голода спекуляции – 0.1%.

Прокомментируйте эти данные, выскажите свое мнение о роли террора.

  1. Политические портреты революционеров

Слайд

Огромную роль в революции играли личности революционеров – Робеспьера, Марата, Дантона и др. Возьмите  «Рабочий лист урока», содержащий три отрывка.  Вам необходимо определить политические портреты каких деятелей Французской революции содержат документы «Рабочего листа».

Несколько человек получили опережающее задание – составить текст воображаемых речей, которые могли бы произнести Робеспьер и Дантон в самые трагичные минуты их жизни – перед признанием их вне закона или перед казнью.

Учащиеся зачитывают свои работы.

 

Воображаемое интервью с Робеспьером (примерный вариант)

  1. Почему осенью 1791 года вы выступили против жирондистов?

- Я был свято убежден и верю сейчас, что нельзя победить внешнюю контрреволюцию, не добившись ранее торжества революции внутри страны. Жирондисты же пытались ограничить развитие революции, что не допустимо!

  1. Как случилось, что вы долгое время были настроены враждебно по отношению к «бешеным», а потом пошли на блок с ними?

- Я и мои друзья-революциоонеры  не поддерживали большинство требований «бешеных», а особенно выдвинутое ими требование максимума. В сложной ситуации весной 1793 года мы были вынуждены пойти на блок с противником, так как поняли, что для победы надо жирондистами, мятежниками и интервентами нужно сплотить все революционные силы.

  1. Как вы оцениваете действия якобинцев в 1793-1794 годах, т.е. террор?

- Я твердо уверен, что всякие жертвы возможны при защите революционных идеалов. Борьба с тиранией неизбежно требует террора. Я говорю, что тот, кто содрогается в данный момент, тот – преступник; никогда невинность не страшится общественной деятельности.

  1. Как вы можете сами оценить свой вклад в дело революции?

- Для отечества сделано недостаточно, если не сделано всё. Моя жизнь – это отечество; в моем сердце нет страха, и если мне придется умереть, я умру без упрека и без позора. Пусть мою деятельность оценят потомки.

Слайд

Загадки о Французской революции

  1. Страх наводила, да в прах превратилась (крушение Бастилии)
  2. Мужчина богатый, а бедных женщин не послушался (поход женщин на Версаль)
  3. Чужой по одежде, свой по лицу (бегство короля)
  4. Бумажка-невеличка, а третий перед вторым шляпы не снимет (отказ депутатов от третьего сословия слушать короля без шляп при открытии Генеральных Штатов)

  1. Итоги урока. Рефлексия

Решение П.З.

  1. Что понравилось на уроке?
  2. Что показалось особенно интересным?
  3. Как, по вашему мнению, работали на уроке ваши товарищи?
  4. Кому из одноклассников вы поставили бы «5» и «4»?
  5. Что еще вам хотелось бы узнать?

Домашнее задание

 Кратко опишите ситуацию во Франции в месяцы якобинской диктатуры; выделите 4 слова, наиболее точно и емко характеризующие ситуацию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: Франция под властью якобинцев «Не все совершаемое во имя торжества истины есть благо» В. Гюго План урока Революция и диктатура Основные события революции «Декларация прав человека и гражданина» Якобинская диктатура Политические портреты революционеров П.З.: разделяете ли вы точку зрения Виктора Гюго?

Слайд 3

Выберите из предложенных формулировок наиболее точную и полную. «Революция» – это: Военный переворот Смена правителей Вооруженный захват власти Изменение существующего государственного строя Захват власти с целью перераспределения собственности и изменения государственного устройства Выберите из предложенных формулировок наиболее точную и полную. «Революция» – это: Военный переворот Смена правителей Вооруженный захват власти Изменение существующего государственного строя Захват власти с целью перераспределения собственности и изменения государственного устройства

Слайд 4

Подберите наиболее точный вариант определения понятия «диктатура»: Власть, осуществляемая одним человеком Форма власти в период революции Антидемократический государственный режим, связанный с террором и подавлением любого сопротивления Неограниченная власть монарха Режим личной власти военного правителя Подберите наиболее точный вариант определения понятия «диктатура»: Власть, осуществляемая одним человеком Форма власти в период революции Антидемократический государственный режим, связанный с террором и подавлением любого сопротивления Неограниченная власть монарха Режим личной власти военного правителя

Слайд 5

Этапы революции

Слайд 6

Якобинская диктатура Свержение монархии. Начало войны с Австрией Принятие конституции. Бегство короля. Расстрел на Марсовом поле Начало революции. Взятие Бастилии 1789 1791 1792 1793 Переворот 9 термидора (27 июля 1794 года) Этапы революции

Слайд 7

Реконструкция Документ №1 1 .Якобинский клуб получил свое название потому, что его члены собирались (_ _________ _____) Святого Якоба. 2. второго июня 1793 года власть во Франции перешла к якобинцам и их вождям – (_________, ______, _______). 3. Для спасения революции якобинцы установили в стране (__________ _________). Документ №2 1. В период диктатуры якобинцев Францией управлял (_______) во главе с (___________). 2. Земли в деревнях при якобинцах (________ _ ________). 3. Феодальные платежи и повинности якобинцы (_______).

Слайд 8

Реконструкция Документ №1 1 .Якобинский клуб получил свое название потому, что его члены собирались ( в библиотеке монастыря ) Святого Якоба. 2. второго июня 1793 года власть во Франции перешла к якобинцам и их вождям – ( Робеспьеру, Марату, Дантону ). 3. Для спасения революции якобинцы установили в стране ( революционный террор ). Документ №2 1. В период диктатуры якобинцев Францией управлял ( Конвент ) во главе с ( Робеспьером ). 2. Земли в деревнях при якобинцах ( дробились и продавались ). 3. Феодальные платежи и повинности якобинцы ( отменили ).

Слайд 9

«Декларация прав человека и гражданина» «Декларация прав человека и гражданина» провозгласила

Слайд 10

«Декларация прав человека и гражданина» (26 августа 1789 года) «Декларация прав человека и гражданина» провозгласила Все люди свободны и равны Неприкосно- венность собствен- ности Равенство всех перед законом Источник власти – народ Свобода слова Свобода вероиспо- ведания

Слайд 11

«Закон о подозрительных» (17.09.1793) Кого так называли? В чем опасность террора? 17 тысяч жертв гильотины. Среди погибших - «враги нации» – дворяне 9% , - рядовые участники революции 91% ; из них: крестьяне 28% , рабочие 30% ; истинных виновников голода спекуляции 0,1% . Дантон перед казнью

Слайд 12

Политические портреты революционеров Дантон Робеспьер Марат

Слайд 13

Воображаемое интервью с Робеспьером Робеспьер Казнь Робеспьера

Слайд 14

Итоги урока «Не все совершаемое во имя торжества истины есть благо» В. Гюго П.З.: разделяете ли вы точку зрения Виктора Гюго? Домашнее задание. Кратко опишите ситуацию во Франции в месяцы якобинской диктатуры; выделите 4 слова, наиболее точно и емко характеризующие ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Усиление королевской власти в 15 веке во Франции и Англии 6 класс

Презентация к уроку "Усиление королевской  власти в 15 веке во Франции и Англии" используется для проведения учебного занятия в качестве наглядного и тезисно-схематичного материала по новой ...

Урок истории в 6 классе по теме "Усиление королевской власти во Франции"

Технологическая карта урока истории в 6 классе по истории Средних веков с использованием видеоролика....

Конспект урока по истории "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции".

Учебное занятие: "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во  Франции".Цель и задачи урока:1.    Подвести учащихся к пониманию значения образования централизованного...

Франция под властью якобинцев

Всеобщая история. 8 класс....