тематические тесты по курсу истории России XIX - XX века
статья по истории по теме

тесты

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 20_dtr.pdf664.86 КБ
PDF icon 19dtr.pdf805.12 КБ
Файл statya.odt18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


О роли личности в истории или о необходимости изменений в методике преподавания истории.

Одним из важнейших вопросов истории, актуальность  которых, на мой взгляд, не устаревает, продолжает оставаться вопрос о воспитании и формировании Человека. Как воспитать высоко нравственную личность и социально активного гражданина? Думается, необходимо для начала определить условия решения этой задачи. А для этого следует вначале ответить на ряд вопросов, под каким углом зрения следует изучать историю? Какими качествами должен обладать современный человек? Как сделать усвоенные на уроках истории идеи убеждениями учащихся?

Как известно, роль человека в истории можно рассматривать под разными углами. Если проанализировать социологический взгляд на проблему, то он основывается на мыслях философов о соотношении объективного исторического процесса и человеческого индивида как субъекта этого процесса. Поэтому важно научить «знать» действительных людей той или иной эпохи, так как это помогает понимать и саму эпоху, и роль в ней человека.

Значит, на этом этапе роль учителя в обучении истории состоит не только в усвоении существенных черт каждой эпохи или общих характеристиках всего исторического процесса, но и черт индивида. А значит, обучение истории призвано содействовать формированию активной социальной силы, что является наиважнейшим требованием современного общества. Но как быть с тем, что учащиеся принимают исторические факты избирательно, в зависимости от общего умонастроения, от своих социальных потребностей и интересов. Так, в годы Великой Отечественной войны Александр Невский или Дмитрий Донской виделись через призму происходивших тогда событий. Не сами факты из жизни и правления обусловили становление исторического сознания, а обстоятельства военного времени определили интерес к событиям на Руси в XIII – XIV веках. И сейчас, мы оцениваем многое из того времени субъективно. Таким образом, процесс формирования исторического сознания неизбежно приобретает особенный характер — маятника от современности к истории, от истории к современности). Возникает два вопроса. Во-первых, как быть с теми частями исторического материала, которые не перекликаются с современностью? Все вроде бы достаточно ясно, не допускать искусственных связей, научить учащихся понимать то, что история и как наука, и как отрасль знаний перекликается с их интересами, потребностями, и способна быть интересной, занимательной и увлекательной.

Вопрос второй: как быть с научными фактами, изложенными в истории, если их оценка субъективна. Мы либо превозносим реформы Петра I, либо ищем оправдания сталинским репрессиям, либо критикуем СССР и т. д. Так вот чтобы избежать произвольного выбора, потакая интересам и настроениям масс необходимо строго, научно и доказательно изучать и рассматривать события, формируя критическое мышление у школьников.

Осознание роли человека в историческом процессе — не самоцель, а средство формирования исторического сознания. Понимание роли человека как субъекта истории связано не только с уважением к деятельности других индивидов в прошлом и настоящем, но и с самовосприятием на фоне социальной действительности. А значит, учащиеся, изучая историю, должны оценивать себя как личность, которой отведена определенная, пусть небольшая, роль в современной истории.

Если вернуться к началу проблемы, то становиться, очевидно:

  1. необходимо помочь ученику осмыслить роль человека в истории, осознать свое право на выбор способа социального поведения;
  2. постараться сформировать чувство ответственности каждого перед лицом истории;
  3. научить школьников ретроспективно рассматривать свой социально-психологический опыт, искать свои корни в истории, в традициях;
  4. создать предпосылки для становления единого взгляда на такие простые и важные понятия как патриотизм, гуманизм, долг, ответственность на основе чувства привязанности к конкретной исторической среде.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по курсу истории России 20- начало21 века ( к учебнику Данилов, Косулина, Брандт)

Планирование по курсу истории России 20- начало21 века ( к учебнику Данилов, Косулина, Брандт)...

Урок по курсу «История России в XIX веке». Тема «Отечественная война 1812 года».

Урок по курсу    «История России в XIX веке».  Тема «Отечественная война 1812 года».Урок  закрепления нового материла с использованием ЭОР. Проектная деятельность учащихся....

Тематическое планирование по курсу история России "С Древнейших времен до конца XIX века"

Тематическое планирование по истории к учебнику «История России с древнейших времен до конца XIX века», Сахаров А.Н.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД» Русское...

разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»

познакомить учащихся с одним из ярчайших  подвигов российского народа, который останется в памяти на века....

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса « Истории России. XIX век» и «История Смоленщины» -44ч+17ч=61ч 8 класс

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2008 года по предмету «История»,  авторской программы курса новой ист...

Итоговый тест по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс»

Данный тест разработан для итогового повторения по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI века", 6 класс...

Календарно-тематическое планирование по курсу «История России. Всеобщая история", "Обществознание", "МХК" 2019-2020 уч. год

Календарно-тематическое планирование по курсу «История России. Всеобщая история", "Обшествознание", МХК за 2019-2020 учебный год...